Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание




НазваниеТематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание
страница1/11
Дата публикации22.10.2014
Размер1.38 Mb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 126, [2] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ …………………………………………………3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ …………………………………………………4
Урок 1. Международное значение русского языка ………………………………………… 5

Урок 2. Повторение изученного в 5—8 классах …………………………………………… 7

Уроки 3 — 4. Повторение синтаксиса

словосочетания и простого предложения ……………………………………………8

Урок 5. Повторение синтаксиса

и пунктуации простого предложения ……………………………………………… 11

Урок 6. Развитие речи. Устное высказывание

о роли знаний в жизни человека …………………………………………………… 12

Уроки 7—8. Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения ………………………………………………… 12

Уроки 9—10. Пунктуация в сложносочиненном

предложении ………………………………………………………………………….14

Уроки 11—12. Знаки препинания

в сложносочиненном предложении …………………………………………………16

Уроки 13—14. Повторение изученного

о сложносочиненном предложении …………………………………………………18

Урок 15. Контрольный диктант ………………………………………………………………21

Урок 16. Развитие речи. Аннотация.

Рецензия. Подготовка к сочинению ……………………………………………… 22

Уроки 17—18. Развитие речи.

Рецензия или отзыв о прочитанной книге ……………………………………… 22

Уроки 19—20. Сложноподчиненное предложение.

Строение сложноподчиненного предложения

и пунктуация в нем ………………………………………………………………….22

Уроки 21—22. Основные группы

сложноподчиненных предложений

по их значению ……………………………………………………………………...25

Уроки 23—24. Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными ………………………………………………28

Уроки 25—26. Развитие речи. Изложение с элементами

сочинения (или сочинение) ………………………………………………………...30

Уроки 27—28. Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными ………………………………………………..30

Урок 29. Комплексное повторение …………………………………………………………...32

Урок 30. Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными …………………………………………...34

Уроки 31—32. Придаточные предложения

места и времени ……………………………………………………………………..34

Уроки 33—34. Развитие речи. Сочинение-рассуждение

о родном крае (городе, поселке, деревне) …………………………………………37

Урок 35. Придаточные предложения образа

действия и степени ………………………………………………………………… 37

Урок 36. Контрольный диктант ………………………………………………………………38

Уроки 37—38. Придаточные предложения

условные, причины и цели …………………………………………………………38

Уроки 39—40. Придаточные предложения

сравнительные, уступительные, следствия ……………………………………….41

Урок 41. Повторение изученного

о сложноподчиненном предложении …………………………………………… 43

Урок 42. Контрольный диктант

Уроки 43—44. Основные виды сложноподчиненных

предложений с двумя или несколькими

придаточными и пунктуация в них ………………………………………………..45

Уроки 45—46. Развитие речи. Изложение с элементами

сочинения или публицистическое

сочинение на морально-нравственную тему . . . ………………………………….48

Уроки 47—48. Понятие о бессоюзном

сложном предложении ……………………………………………………………...48

Уроки 49—50. Двоеточие и тире в бессоюзном

сложном предложении ……………………………………………………………...51

Урок 51. Закрепление изученного

о бессоюзном сложном предложении ……………………………………………..53

Урок. 52. Развитие речи. Портретный очерк.

Подготовка к сочинению …………………………………………………………...55

Уроки 53—54. Развитие речи. Портретный очерк ………………………………………… 56

Уроки 55—56. Сложные предложения

с различными видами связи

и пунктуация в них ………………………………………………………………... 57

Урок 57. Контрольный диктант ………………………………………………………………59

Урок 58. Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление …………………………………………………60

Уроки 59—60. Русский литературный язык

и его стили ………………………………………………………………………… 61

Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом …………………………………………… 63

Урок 63. Письменная работа.

Анализ предложенного текста ……………………………………………………. 66

Урок 64. Комплексное повторение ………………………………………………………… 66

Уроки 65—66. Развитие речи.

Изложение с элементами сочинения ………………………………………………67

Урок 67. Комплексное повторение ………………………………………………………… 68

Урок 68. Контрольный диктант ………………………………………………………………69


Введение


Пособие «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку построено» в соответствии с требованиями программы, разработанной под руководством Т. А. Ладыженской, и содержанием учебника «Русский язык. 9 класса (25-е изд. — М.: Просвещение, 2003) С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко, а также переработанного издания (26-е изд. — М.: Просвещение, 2004).

Номера упражнений, параграфы и страницы переработанного учебника даны в скобках.

В основу методических разработок положена целенаправленность обучения русскому языку, реализуемая через постановку дидактических целей, отбор эффективных методов, организацию практической деятельности учащихся.

Другой особенностью поурочного планирования является практическая направленность обучения: плотность, и разнообразие заданий, достаточно высокий уровень их трудности, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Такая организация учебного процесса поддерживает интерес к содержанию учебного, материала обеспечивает быстрый темп его изучения, переключение внимания учащихся и снижает утомляемость. В каждом уроке прослеживается логика построения, взаимосвязь этапов. Четкость и последовательность действий при изучении предмета способствуют не только усвоению знаний, но и формируют логическое мышление учащихся — важнейшие элементы интеллектуального развития. Осознанные логические действия в дальнейшем становятся основой алгоритмов самостоятельного использования целого ряда орфографических и пунктуационных правил, проведения различных видов разбора.

В пособии представлены традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие и др.) с сохранением основных этапов, однако методика их проведения несколько изменена.

Начальный этап и «разминка» предполагают быстрое включение учащихся в рабочую ситуацию, подготовят к усвоению знаний.

Предложены оптимальные приемы проверки домашнего задания (частичной, выборочной, по ключевым вопросам). По содержанию домашнего задания учащиеся могут прогнозировать тему словарно-орфографической работы и виды последующей деятельности. Повторное обращение к упражнениям, сопоставление с другими позволяет устанавливать связь ранее изученного материала с новым. Такой подход, наряду с систематизацией, устраняет раздробленность в восприятии учебного материала, помогает учащимся осознать сходство и взаимообусловленность языковых явлений.

Последовательность изучения теоретического материала позволяет использовать определенные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) в зависимости от цели получения информации и ее дальнейшего использования. Формируется гибкость чтения — важный показатель уровня владения этим учебным навыком.

Учтены возможности урока для работы с лингвистическими терминами и словарными словами, введением их в активный словарь школьников. Прочность усвоения новых слов обеспечена осмыслением пути формирования того или иного понятия.

Многие задания требуют обоснованного, аргументированного ответа, доказательного выражения своего мнения. Для их выполнения необходима актуализация знаний, совершенствование внимания, памяти, мышления, речи.

На этапе закрепления изученного используются комплексы упражнений, выполнение которых требует лингвистической и коммуникативной компетенции.

Комплексная работа с текстом позволяет не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и расширять, углубить их. Степень интеллектуальной нагрузки увеличивается, когда сами учащиеся формулируют задания к текстам. Критериями отбора текстов послужили не только лингвистические, но и нравственно-эстетические показатели, воздействующие на личность подростков.

Для проверки знаний и умений учащихся предлагаются различные формы контроля. Варианты контрольных диктантов и тестов учителя могут найти в пособии И. В. Текучевой «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику С. Г. Бархударова и др. 9 класс». При разработке уроков учтены рекомендации Т. А. Костяевой («Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса»), опубликованные в журнале «Русский язык в школе».

Книга рассчитана на творческое использование ее учителем, который может варьировать содержание и методы проведения уроков в зависимости от уровня подготовленности учащихся.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ
(68 ч: 51 ч + 17 ч на развитие речи)
Международное значение русского языка — 1 ч.
Повторение пройденного в V—VIII классах — 2 ч + 2 ч на развитие речи.
Сложные предложения — 1 ч.
Сложносочиненные предложения — 5 ч + 2 ч на развитие речи.
Сложноподчиненные предложения — 17 ч + 5 ч на развитие речи.
Бессоюзные сложные предложения — 6 ч + 2 ч на развитие речи.
Сложные предложения с различными видами связи 5 ч + 2 ч на развитие речи.
Общие сведения о языке — 2 ч.
Систематизация изученного о языке, речи н правописании в V — IХ классах 12 ч + 4 ч на развитие речи.


^ Поурочное планирование уроков русского языка в 9 классе

Урок 1. Международное значение русского языка
Цель урока: познакомить учащихся понятием «мировые языки», функциями русского языка и причинами его включения в состав мировых и международных языков.
^ Ход урока
1. Учитель знакомит учащихся с содержанием курса русского языка в 9 классе, сообщает о формах проведения экзамена, рекомендует познакомиться с книгой «Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы (авторы-составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова).
^ 2. Послушайте сообщение о международном значении русского языка, составьте его план1.
На планете, по разным подсчетам, 2,5—3 тысячи языков.

Лингвисты выработали целую серию специальных терминов для описания соотношения языков. Самые мелкие единицы в лингвистической иерархии — отдельные территориальные говоры. Мелкие говоры объединяются в диалекты, далее — в диалектные группы; крупные группы принято называть наречиями. Следующая ступень в иерархии — язык.

Русский язык по числу говорящих на нем в России и за ее пределами занимает пятое место в мире, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому, поэтому он относится к мировым языкам.

Русский язык — средство общения, орудие познания и форма человеческого мышления. Наш язык существует и развивается только потому, что он одновременно выполняет названные универсальные функции, свойственные любому языку.

В современном мире русский язык выполняет еще три функции:

а) русский язык — это национальный язык русского народа На нём созданы замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры. Столетиями мастера слова (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев. Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, А. Твардовский, К. Паустовский и др.) и ученые-филологи (Ф. Буслаев, И. Срезневский, Л. Щерба, В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, создавая грамматику, словарь, образцовые тексты.

Язык передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями людей;

б) русский язык — это государственный язык Российской Федерации.

Россия — многонациональное государство. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны;

в) русский язык — один из международных языков.

Шесть мировых языков провозглашены официальными и рабочими языками ООН: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы, совещания, может вестись переписка и делопроизводство в масштабах ООН, СНГ, международных военных блоков и т. п.
Какие причины привели к включению русского языка в состав международных языков?

Девятиклассники могут назвать политические причины: роль и авторитет России в ХХ веке; научные: вклад русской науки в различные области знаний; культурно-исторические: значение русской классической художественной литературы.
^ 3. Прочитайте выразительно подборку высказываний о русском языке — Упражнение 1. Ответьте на поставленные вопросы.
Назовите еще одну причину популярности русского языка в мире.

(Лингвистическая: русский язык — один из богатейших языков мира.)
^ 4. Обсуждение вариантов плана.
5. Объяснительный диктант
Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков. Мы знаем могучие народные истоки русского языка.

Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь.

(К. Паустовский.)
Дополнительные задания.
— Определите тип и стиль речи, основную мысль текста. (Задача текста воздействие на чувства, в нем затронуты актуальные вопросы отношения человека и общества к языку. Лаконичность изложения, отбор языковых средств с установкой на доступность, эмоциональное отношение автора к предмету высказывания — черты публицистического стиля. Тип речи — рассуждение.)

— Какие языковые средства усиливают смысловую связь предложений? (Повторяющиеся слова; личные, указательные и определительные местоимения; однокоренные слова; частицы.)

— Найдите грамматические основы в предложениях I абзаца. Укажите, какими частями речи выражены главные члены.

— Какие орфограммы, по вашему мнению, могут вызвать затруднения?

— Чем отличаются однокоренные слова поистине, истинная? (Во-первых, это слова разных частей речи: поистине — наречие, истинная — прилагательное; во- вторых, они имеют отличие также и в морфемном составе: на стыке морфем в прилагательном происходит удвоение согласной.)

— Сделайте синтаксический разбор первого и пятого предложений (По отношению каждого человека...).

Учитель сообщает, что в учебнике на стр. 134—138 (192—196) есть раздел «Приложение», где помещены планы различных видов разбора.
^ Домашнее задание. Упражнение 269 (380).
Примечание. Если уроки русского языка объединены, то учащиеся выполняют упражнение 269 (380).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconТематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.:...
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconПоурочные разработки по русскому языку: 8 класс
Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: —...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconПоурочные разработки по русскому языку: 6 класс
Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат) Класс
Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3кл.: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс»....

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconКалендарно-тематическое планирование на 1 полугодие (экстернат)
Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3кл.: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс»....

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconУчебники Учебно-методические пособия начальное общее образование...
Русский язык 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык «Просвещение» 2011г

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconРабочая программа по русскому языкудля 11 классов (уровень: базовый)
«Русский язык. 10-11 классы» авторов Н. Г. Гольцовой, М. А. Мищериной (М.: Русское слово, 2008). Календарно-тематическое планирование...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconПрограмма умк по предмету Вид
Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М. М. Разумовской др. «Русский язык». 8 класс» /Е. А. Влодавская. М.:...

Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Т. В. Раман. М.: Экзамен, 2006. 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание iconКонтрольная работа по русскому языку за 1-ое полугодие 9 класса по учебнику «Русский язык класс»
Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и требованиям программы к знаниям,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница