Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года»




Скачать 80.25 Kb.
НазваниеКонкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года»
Дата публикации23.10.2014
Размер80.25 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/13 года
Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года».

МБОУ Заполярный район «Средняя общеобразовательная школа пос. Искателей»

Отечественная война 1812 года в музыке

Работа выполнена учеником 10 «Б» класса

Мартыновым Владиславом Дмитриевичем

Научный руководитель учитель английского языка

Попова Инна Ростиславовна

пос. Искателей

2012jjj.png

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Специфика и тематика музыкальных произведений, посвященных Отечественной

войне 1812 года……………………………………………………….……………………………….4

Глава II. М. Глинка опера «Иван Сусанин»……………………………………………………………4

Глава III. П.И. Чайковский увертюра «1812 год»……………………………………………………5

Глава IV. С. Прокофьев опера «Война и мир»……………………………………………………….6

Заключение……………..………………………………………………………………………………7

Список литературы…………..………………………………………………………………………...8

Приложения…………………..………………………………………………………………………...9

Введение

«Память- это медная доска, покрытая буквами,

которые время незаметно сглаживают,

если порой не возобновлять их резцом»

Джон Локк английский философ

XIX век в развитии русской культуры явился самым значительным и знаменательным из всех предыдущих веков. Победно окончившаяся Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права, подготовка к первой русской революции...

Все эти события в истории России сопровождались стремительным развитием общественной мысли и столь же интенсивным расцветом русской культуры-музыки, литературы, живописи. Создатели этих произведений- русские композиторы, писатели, художники- были причастны ко всему лучшему, передовому, что было в русской общественной жизни.

Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Репин, Перов, Васнецов - становились выразителями передовых идей своей эпохи. И борцами. Прежде всего борцами за национальность русского искусства. И не только славное прошлое русского народа усматривали они в его истории. Но и не менее славное будущее, в которое глубоко верили и за которое боролись своим искусством.

Они - несмотря на отдаленность во времени- близки и дороги нам, людям двадцать первого века, ибо их творчество не только расширяет наше представление о мире, формирует эстетический вкус, приобщает к тому лучшему, что создано человечеством, но и воспитывает чувство гордости за свое Отечество, чувство национального достоинства, уважение к национальной культуре.
^ Глава I. Специфика и тематика музыкальных произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года

Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние на развитие русской культуры. Рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, художников, музыкантов к героическим страницам русской истории. Эпоха войны нашла яркое отражение прежде всего в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях («Ни две тучушки»), сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию («За горами, за долами»). Любимыми героями песен были полководец М.И. Кутузов, атаман М.И. Платов, донские казаки («Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной стала народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Боевой дух воинов поднимала музыка, предназначенная для исполнения во время служебно-строевых занятий, боевых действий, парадов. Исполнялась эта музыка военными духовыми оркестрами. В полках и партизанских отрядах находились песенники-запевалы. Великий полководец А.В. Суворов утверждал, что «музыка удваивает, утраивает армию». Главный жанр военной музыки — марш, недаром большинство песен имеет маршевые (четырёхдольный или двухдольный) ритмы.

В военные годы звучали не только песни, воспевавшие героизм воинов, но и просто любимые народные песни. Они поднимали солдатам настроение перед боем, воодушевляли их, заставляли вспомнить мирное время, когда эти песни исполнялись в кругу родных. Так, Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» упоминает песни «Ах вы сени, мои сени» и «Во лузях».
Русские народные песни, ярко отразившие рост патриотических чувств, стали оказывать столь значительное влияние на русскую музыкальную культуру, что вокальный жанр в эти годы становится наиболее популярным. Авторами многих вокальных произведений были непосредственные участники войны.
^ Глава II. М. Глинка опера «Иван Сусанин»
В 1812 году Михаилу Глинке было всего 8 лет. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Рассказы о героизме партизан, услышанные в детстве, глубоко запали в душу будущего композитора. Они послужили толчком к созданию отечественной героико-трагической оперы «Иван Сусанин», ознаменовавшей рождение нового стиля классического реализма. В этой опере композитор выразил уважение к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте, прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.
^ Глава III. П.И. Чайковский увертюра «1812 год»
Увертюра "1812 год" стоит особняком среди программно-симфонических произведений Чайковского - как историческое полотно. Однако можно предположить, что Чайковский, которому были свойственны патриотические чувства, далеко не был равнодушен к предложенной теме, что и выявилось при сочинении увертюры. Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений - "Торжественной увертюры на Датский гимн", "Славянского марша"  и др. Главным же фактором удачи можно считать возросшее мастерство. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней. Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой", в котором нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.

Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Использован мотив "Марсельезы" как обобщающий образ французских войск. Образ русского народа - мелодии русских народных песен (мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы "Воевода", русская народная песня "У ворот, ворот батюшкиных" символизирует, очевидно, русских бойцов. Чайковский в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна - его роль скажется в заключении увертюры.

Разработка очень коротка. Мощное проведение темы "Марсельезы" на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное Largo с преображенной темой православной молитвы "Спаси, Господи, люди твоя" (здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов), символизирует победу русского народа. Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России "Боже, царя храни". Таким образом была воплощена главная мысль увертюры: оплот России - это триединство православие, самодержавие, народность.
^ Глава IV. С. Прокофьев опера «Война и мир»
Великая Отечественная война обусловила замысел и создание оперы, написанной в 1-й редакции в течение зимы 1941-го и начала весны 1942 г. Однако первоначальная версия не удовлетворила автора, который осознал недостатки сценарной драматургии этого варианта, сосредоточенного на показе судьбы Наташи, хотя и понимал невозможность вместить роман в рамки либретто. Отсюда поиски более стройной и емкой драматургической формы, отбор эпизодов, необходимых для создания органичного целого. 2-я редакция была создана к 1946 г., однако некоторые изменения делались и в дальнейшем.

Прокофьев добивался, чтобы тема войны и патриотического подвига русского народа заняла в спектакле ведущее место. Так появилась во 2-й редакции сцена военного совета в Филях, затем ария Кутузова. Были расширены народные сцены, дописаны многие эпизоды. Замысел разросся до двух-вечернего представления. Ни над одним своим произведением композитор не работал с такой любовью, настойчиво добиваясь возможно более верной передачи идейного содержания великого романа. Прокофьев не увидел на сцене «Войну и мир» в полном объеме, хотя страстно к этому стремился. Незадолго до смерти он сделал сокращенную, одновечернюю редакцию оперы, впервые поставленную в Ленинграде (1955). Чтобы облегчить задачу театра, были исключены две картины. Однако впоследствии был найден способ преодоления трудностей, и опера исполняется в Большом и Мариинском театрах полностью.

«Война и мир» Прокофьева — произведение могучей силы и выразительности. Либретто основано на подлинном тексте романа, не подвергшемся стихотворной обработке. Композитор ставил перед собой задачу передать не столько слова, сколько интонацию речи героев Толстого. Декламационная выразительность речитатива достигает огромной силы.

Прокофьев — мастер лепки характеров, раскрытия образа через интонацию. Неповторимы речевые характеристики не только главных, но даже на мгновение появляющихся героев (старый князь Болконский). «Интонационная хватка» композитора убеждает в абсолютной жизненности каждого из персонажей. Широко применяя речитативно-декламационный принцип, Прокофьев использует ариозные построения и хоры. Его партитура, органически связанная с классической традицией, своеобразно ее переосмысляет. Речитатив обычно является признаком оперы драматической, ариозные закругленные формы скорее присущи лирической и эпической. Прокофьев сочетает эпическое, лирическое и драматическое начала, ариозность и декламационность.
Заключение
Народ, теряющий свою историческую память, одним из выражений которой является культура вообще и музыкальная в частности, идёт к гибели. Память не как склад фактов, а как опора для решения животрепещущих задач сегодняшнего дня. Поэтому вспомним Т.Н. Хренникова, который, определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет то, что именно сегодня считает главным. Для меня это цельность натуры наших героев, объединённых стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества». И добавим из Л.Н. Толстого: «Музыка — это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словами чувства передаются непосредственно человеку в музыке, и в этом её сила и значение».

Список литературы

1.Алексеев А.Д. «Русская фортепианная музыка». Москва изд-во АН СССР 1963

2.Бородин А.П. «О музыке и музыкантах. Из писем». Москва Музгиз 1958

3.Владыкина-Бачинская «П.И. Чайковский» Москва «Музыка» 1975

4.Левашова О.Е. «История русской музыки» Москва «Музыка» 1973

5.Орлова Е.М. «Лекции по истории музыки» Москва «Музыка» 1977

6.Русская музыка XIX века» Москва Просвещение 1976

7. « Сто великих композиторов» Москва Вече 2000

8. « Герои 1812 года. ЖЗЛ» Москва «Молодая гвардия» 1987

9. Интернет-ресурс «Онлайн энциклопедия»

Приложение


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconБиблиографический указатель орел 2012 Отечественная война 1812 года
Отечественная война 1812 года – одно из центральных событий российской и европейской истории 19 века. Она оказала большое влияние...

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconБ. сказка М. Лермонтов «Парус»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconКвест-игра «Вперёд, в исторический поход найди клад Наполеона!» (...
«Отечественная война 1812 года»: выставка—просмотр, посвященная Отечественной войне 1812 г

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconРеферат по истории на тему герои Отечественной войны 1812 года Работу
Отечественная война 1812 года, справедливая национально-освободительная война России против напавшей на неё наполеоновской Франции....

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconЛитературные чтения в честь русских победителей в Отечественной войне 1812 года
«Русь», посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года. С докладом «Отечественная война 1812 года в фольклоре славянских народов»...

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconТема Героизм вне времени. Отечественная война 1812 года Форма проведения:...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года Номинация...
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconКонкурс «Отечественная война 1812 года в литературе и искусстве»
Разминка. Отгадайте ребус. Загаданное слово имеет прямое отношение к теме дистанционного конкурса

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconВнеклассное мероприятие «Отечественная война 1812 года в истории,...
Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями...

Конкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая конференция «Отечественная война 1812 года» iconКонкурс педагогического творчества Разработка открытого урока в 8...
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница