Скачать 88.75 Kb.
|
Олимпиада по литературе Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 2011-2012 учебный год Задания 8 класс 1. «Почти афоризмы». Назовите произведение и его автора. А. «Нет уз святее товарищества». ___________________________________________________________________________________ Б. «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека!» ___________________________________________________________________________________ В. «Чуден Днепр при тихой погоде… Редкая птица долетит до середины Днепра». ___________________________________________________________________________________ Г. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». ___________________________________________________________________________________ ^ 0,5 балла за имя автора. Всего: 4 балла. 2. «Конец – делу венец». Узнайте произведение по его концовке. Назовите его автора ___________________________________________________________________________________ А. «Это их эпос и притом с очень «человечкиной душою». ___________________________________________________________________________________ Б. «Скучно на этом свете, господа!» ___________________________________________________________________________________ В. «Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите… - закончил он». ___________________________________________________________________________________ ^ 0,5 балла за имя автора. Всего: 3 балла. 3. «Сатиры смелый властелин…». А. Первое оригинальное произведение Д. Фонвизина называлось а)«Неравный брак» б)«Бригадир» в)«Недоросль» Б. Недорослями в 18 веке называли молодых людей а) Чей рост не превышал двух аршинов б) Не достигших 16-летнего возраста в) Дворян, не получивших документа об образовании и не поступивших на службу В. В комедии Фонвизина «Недоросль» функции резонера исполняет а) Стародум б) Милон в) Митрофан Г. «Случайными людьми» в 18 веке называли а) Проходимцев б) Неудачников в) Фаворитов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Всего: 2 балла 4. Определите автора, название произведений, из которых взяты эти строки. Укажите жанр этих произведений. А) Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) Я еду, еду, не свищу, А как наеду, не спущу. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В) Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Г) У старинушки три сына: Старший умный был детина… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По 0,5 балла за название произведения; по 0,5 балла за определение автора; по 0,5 балла за определение жанра. Всего 6 баллов. ^ Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. К. Бальмонт _______________________________________________________________________________ Всего: 1 балл. ^
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1 балл за каждый правильный ответ Всего: 4 балла. ^ А. Его настоящее имя Сэмюэль Клеменс. ___________________________________________________________________________________ Б. Русский писатель, лексикограф, этнограф. Писал очерки под псевдонимом Казак Луганский. ___________________________________________________________________________________ В. Именно его имел в виду Н. А. Некрасов в стихотворении «Школьник» под перифразой «архангельский мужик». ___________________________________________________________________________________ Г. Он был военным летчиком и погиб во время II мировой войны. ___________________________________________________________________________________ Д. Он придумал целую страну с городами Зурбаган, Лисс, деревней Каперна и населил ее смелыми и прекрасными людьми. ___________________________________________________________________________________ ^ Всего: 5 баллов.
Ф.И. Тютчева? Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?... ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Всего: 3 балла.
Окогченная летунья, …… - хохотунья, …… - егоза, Трется, вьется средь народа, И завидит лишь урода – Разом вцепится в глаза. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ 2 балла за определение Всего: 3 балла.
^ 0,5 балла за каждый пример. Всего: 4 балла. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ А. «Каштанка» : рассказ = «Недоросль» : …. ___________________________________________________________________________________ Б. «Сказка о золотом петушке» : литература = «Иван-царевич и Серый волк» : …. ___________________________________________________________________________________ В. «Зелеными облаками лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» : пейзаж = «На одном стуле стоял даже сломанный стул, рядом с ним часы с остановившимся маятником…» : … ___________________________________________________________________________________ Г. Лазурное небо : эпитет = Ледяной взгляд : … ___________________________________________________________________________________ Д. М.В. Ломоносов : 18 век = К.Г. Паустовский : … ___________________________________________________________________________________ ^ Всего: 5 баллов.
Дайте связный письменный ответ, проанализировав отрывок из повести И.С. Тургенева «Певцы». Как рисует автор портрет Якова? Какими изобразительно-выразительными средствами он пользуется? Какое впечатление производит это пение на рассказчика? А на вас? Почему? Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, легкое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл свое лицо — оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Всего: 10 баллов. ИТОГО: 50 баллов |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | На примере 2-3 произведений раскройте разные варианты изображения образа зимы в русской литературе | ![]() | Строго соблюдаются определённые творческие нормы и правила. Герои чётко делятся на положительных и отрицательных. В русской литературе... |
![]() | Олимпиада состоит из 4 частей: первая включает задания, связанные с произведениями древнерусской литературы, изученными на уроках;... | ![]() | |
![]() | Теория литературы. Напишите литературоведческую статью «Оксюморон». Приведите примеры | ![]() | Теория литературы. Напишите литературоведческую статью «Метафора». Приведите примеры |
![]() | Какие литературные герои изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и его | ![]() | Определите, каким литературоведческим терминам соответствуют следующие лексические значения слов |