Скачать 2.42 Mb.
|
Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 253, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») Содержание ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ I четверть Урок 1. Русский язык в современном мире ……………………………………………………4 Урок 2. Комплексное повторение. Пунктуация и орфография …………………………….. 5 Урок 3. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения …………………………………………………………………………….. 7 Урок 4. Знаки препинания в сложном предложении ……………………………………….. 9 Урок 5. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий ………………………………………………………………………………..11 Урок 6. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи ………………………………………………………………………….13 Урок 7. Сочинение-рассуждение по исходному тексту ……………………………………. 14 Урок 8. Обобщающее повторение …………………………………………………………….16 Урок 9. Контрольный диктант ………………………………………………………………...18 Урок 10. Основные единицы синтаксиса …………………………………………………….19 Урок 11. Текст как единица синтаксиса ……………………………………………………...21 Урок 12. Предложение как единица синтаксиса ……………………………………………..23 Урок 13. Словосочетание как единица синтаксиса ………………………………………….25 Урок 14. Виды словосочетаний ……………………………………………………………… 26 Урок 15. Синтаксические связи слов в словосочетаниях …………………………………...28 Урок 16. Синтаксический разбор словосочетаний …………………………………………..29 Урок 17. Простое предложение. Грамматическая основа предложения ………………………………………………………………………...30 Урок 18. Порядок слов в предложении. Интонация …………………………………………32 Урок 19. Интонация, логическое ударение …………………………………………………..33 Урок 20. Контрольный диктант ……………………………………………………………….35 Урок 21. Описание памятника культуры ……………………………………………………..36 Урок 22. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее ………………………………………………………...36 Урок 23. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое ………………………………………. 38 Урок 24. Составное глагольное сказуемое …………………………………………………...39 Урок 25. Составное именное сказуемое ……………………………………………………...40 Урок 26. Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………42 Урок 27. Изложение (изложение с элементами сочинения-рассуждения) …………………………………………………………...44 II четверть Урок 28. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение ……………………………45 Урок 29. Дополнение. Определение ………………………………………………………….47 Урок 30. Приложение. Знаки препинания при нём ………………………………………….48 Урок 31. Обстоятельство ………………………………………………………………………50 Урок 32. Обстоятельство (продолжение темы) ………………………………………………51 Урок 33. Контрольный диктант ……………………………………………………………... 53 Урок 34. Синтаксический разбор двусоставного предложения .... ……………………….. 53 Урок 35. Контрольный диктант ……………………………………………………………... 55 Урок 36. Изложение «Характеристика человека» …………………………………………. 55 Урок 37. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» …………………………………………………... 56 Урок 38. Назывные предложения . …………………………………………………………. 57 Урок 39. Определенно-личные предложения ……………………………………………… 59 Урок 40. Неопределённо-личные предложения ……………………………………………. 60 Урок 41. Развитие речи. Инструкция ……………………………………………………….. 62 Урок 42. Безличные предложения …………………………………………………………... 63 Урок 43. Составление текста-рассуждения ………………………………………………… 64 Урок 44. Неполные предложения …………………………………………………………… 65 Урок 45. Синтаксический разбор односоставного предложения …………………………. 67 Урок 46. Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» ……………………………. 68 Урок 47. Изложение (с элементами сочинения) …………………………………………… 69 Урок 48. Простое осложнённое предложение ……………………………………………… 70 Урок 49. Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах ………………………………………………….. 71 Урок 50. Однородные члены предложения (продолжение темы) ........................................ 73 III четверть Урок 51. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них ………………………… 74 Урок 52. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них …………………………... 76 Урок 53. Однородные и неоднородные определения ……………………………………… 76 Урок 54. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них ………………………………………………….. 78 Урок 55. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы) …………………………. 79 Урок 56. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжёние темы) …………………………. 80 Урок 57. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них ………………………………………………………………. 81 Урок 58. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами ………………………………………………………….. 83 Урок 59. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами ……………………………………………………………………………. 84 Урок 60. Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» ……………………………………………………………………... 85 Урок 61. Контрольный диктант …………………………………………………………….. 87 Урок 62. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении …………………………………………………………. 88 Урок 63. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них ………………………………………………………………. 89 Урок 64. Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения …………………………………………………. 90 Урок 65. Текст-рассуждение (обучающее сочинение) …………………………………….. 91 Урок 66. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них ………………………………………………………………. 92 Урок 67. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы) ………………………………………. 94 Урок 68. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них ………………………………………………………………. 95 Урок 69. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы) ………………………………………. 96 Урок 70. Контрольный диктант ……………………………………………………………... 97 Урок 71. Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения ………………………………………………………………………. 98 Урок 72. Обособленные уточняющие члены предложения (продолжение темы) ……………………………………………………………….100 Урок 73. Сочинение «Изобретение наших дней» …………………………………………..101 Урок 74. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами …………………………………………………………………………….101 Урок 75. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами …………………………………………………………………………….102 Урок 76. Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения» ………………………………………………………………103 Урок 77. Контрольный диктант ……………………………………………………………...105 Урок 78. Работа над ошибками, допущенными в диктанте ……………………………….106 Урок 79. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение …………………………………………………………106 Урок 80. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении ………………………………………………………107 IV четверть Урок 81. Употребление обращений …………………………………………………………109 Урок 82. Вводные и вставные конструкции ………………………………………………...110 Урок 83. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению ………………………………………………………………………..111 Урок 84. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях ……………………………112 Урок 85. Вставные слова, словосочетания и предложения ………………………………..114 Урок 86. Сочинение-рассуждение публицистического характера на тему о явлении духовного бытия России — песне …………………………..115 Урок 87. Контрольный диктант ……………………………………………………………...115 Урок 88. Работа над ошибками ………………………………………………………………116 Урок 89. Междометия в предложении ………………………………………………………116 Урок 90. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения ………………………..117 Урок 91. Урок-зачёт по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» ………………………………………………………….118 Урок 92. Чужая речь. Понятие о чужой речи ……………………………………………….119 Урок 93. Прямая и косвенная речь …………………………………………………………..120 Урок 94. Прямая речь ………………………………………………………………………...122 Урок 95. Диалог ………………………………………………………………………………123 Урок 96. Рассказ ……………………………………………………………………………... 124 Урок 97. Цитата ……………………………………………………………………………….124 Урок 98. Синтаксический разбор предложений с чужой речью, пунктуационный разбор, повторение по теме «Чужая речь»... ……………….. 126 Уроки 99—100. Повторение и систематизация изученного в VIII классе ………………………………………………………………………..126 Урок 101. Итоговый контрольный диктант …………………………………………………126 Урок 102. Работа над ошибками, допущенными в диктанте ………………………………128 ^ I ЧЕТВЕРТЬ Урок 1 ТЕМА: «Русский язык в современном мире». ЦЕЛИ УРОКА: • познакомить учащихся с содержанием тем и структурой учебника, • разъяснить функции русского языка в современном мире, • развить навыки вдумчивого чтения учебного материала, познавательного отношения к учебной литературе. ^ : сообщение новых знаний, повторение ранее изучен- ного материала. НА ДОСКЕ:
^ 1. Организационный момент 2. Знакомство с учебником 1) содержание 2) форзацы 3) система условных обозначений 4) приложения ^ Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Бережное отношение к слову народ выразил в пословицах и поговорках. — Прочитайте записанные на доске пословицы. Как вы их понимаете? (обсуждение). Какие пословицы знаете вы? ^ (стр. 3 упр. 1). — Прочитайте текст упражнения (один ученик читает вслух). Выпишите в тетрадь термины, называющие различные функции русского языка в современном мире, и прочитайте их вслух. ^ Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Об этом можно прочитать например, в Энциклопедическом словаре юного филолога. Русский язык вошел в состав мировых языков как язык авторитетного государства, у которого много научных открытий, политических достижений. — Прочитайте высказывания о русском языке, поясните их смысл. (на плакате: «Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший... высокого уровня развития». «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая... и прочная связь, соединяющая жившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». (К. Ушинский) — Как вы понимаете эти слова? ^ Упр. 2, 3 (по заданию). 7. Работа в тетради • Перепишите в тетрадь значения слов функция, коммуникация. Как вы понимаете смысл этих слов? • Что важного вы узнали о значении русского языка? • Какой документ подтверждает статус русского языка как государственного? • В каких сферах международного общения употребляется русский язык? • Какие шесть языков признаны официальными языками ООН? • Составьте со словами, записанными на доске, предложения на тему «Русский язык в современном мире» (проверка вслух. Выбор лучших, удачных вариантов). 8. Подведение итогов урока 9. Сообщение домашнего задания Упр. 4 (по заданию), со словами из рамочки придумать и записать предложения. ^ В V-VII КЛАССАХ (6 часов + 2 часа развития речи) Урок 2 ТЕМА: «Комплексное повторение». «Пунктуация и орфография». ^ • повторить и обобщить знания учащихся о применении знаков препинания. • уточнить правила фонетического и морфемного разбора слов. • диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста. ^ : повторение и обобщение изученного материала. НА ДОСКЕ:
^ 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Работа по теме урока • Запишите под диктовку в тетради высказывание писателя В. Шкловского: «К книге нужно относиться как к жизни... выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. Ведь книга — это только дорога» (один ученик записывает высказывание на доске). • Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль высказывания. Выделите грамматическую основу последнего предложения. • Если книга — дорога к знаниям, то что является целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение лексикона). • Какими частями речи выражена грамматическая основа в последнем предложении? • Объясните постановку тире. Сделайте схему этого предложения. • Напишите транскрипцию слова относиться, разберите это слово по составу, обозначьте морфемы. • Определите вид, возвратность, спряжение этого глагола. • Найдите имя прилагательное в этом высказывании, определите его разряд. ^ Спишите с доски слова, подчеркните в них орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по цепочке). (О б р а з е ц: аромат — безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово запоминается (вокзал, картофель). ^ Чтение вслух § 1 «Пунктуация и орфография». Работа с отрывком из письма А. Чехова. 6. Беседа • Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические, пунктуационные). • Что такое орфография? (раздел науки о языке, который изучает правила написания слов). • Что такое пунктуация? (раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки). • Какова роль пунктуации в литературной речи? (знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи). ^ • Прочитайте на доске текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания. Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова. (^ ) • Проверка готового текста (у доски работает ученик со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по одному предложению, по цепочке). • Ребята, какими знаками препинания вы завершили предложения? (Это знаки завершения.) • Какими знаками разделяли прямую речь и слова автора, однородные члены предложения? (Это знаки разделения.) • Какими знаками препинания выделяли придаточные предложение, вводные слова? (Это выделительные знаки.) • О назначении знаков препинания прочитайте в таблице в § 2 на стр. 6, 7. 8. Подведение итогов урока 9. Сообщение домашнего задания Составьте таблицу «Правописание гласных в корне слова». ^ Знаки препинания и правила их постановки возникли не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы находим тексты, написанные от руки, практически без знаков препинания. (И даже без разделений предложений на слова.) Знаки препинания сформировались в основном после изобретения книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки. Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений — развитие языка, его усложнение. Двоеточие и тире — знаки смыслового неравноправия. Кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужный обозначить как «чужое». Скобки — всё, что пишущий отводит на второй план Точка с запятой — это «усиленная запятая», или «ослабленная точка». Иногда знаки препинания работают в паре: тире с запятой, многоточие с вопросительным знаком... (Энциклопедический словарь юного филолога). Урок 3 |
![]() | Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб... | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки... |
![]() | ... | ![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) |
![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: Вако, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю) | ![]() | Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой... |
![]() | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М. М. Разумовской др. «Русский язык». 8 класс» /Е. А. Влодавская. М.:... |
![]() | С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,... | ![]() | Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |