1.
2.
3.
4.
5.
6.
| Организационное начало урока.
Введение в тему – индикатор.
Погружение в материал.
Творческая работа.
Афиширование работ.
Релаксация
| Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Учитель: «Доброе утро!»
Учитель:«Доброе утро!» Мы на правах хозяев приглашаем своих гостей в Японию на чайную церемонию, в чайный домик. Чайный домик для японцев – это маленький храм, украшением которого служат вазы, свитки, предметы быта. Ритуал чайной церемонии включаетопределенные правила поведения.
Актуализация знаний учащихся через создание проблемной ситуации
Комментарии: в японских школах для детей введены специальные уроки любования.
Уточнение чем любуются японцы?^ природа в разные времена года, явления природы, картины окружающего мира. побеседовать.
Хочу поделиться своими размышлениями.
(на музыкальном фоне в форме рассуждения рассказывает учитель)
Итак, если человек покидает свой тёплый и уютный дом, оставляет своих любящих родителей, свою работу, приносящую заработок и доход,можно ли этого человека назвать счастливым?
Можно, если он добивается своей важной и единственной цели, осуществляет свою главную и единственную мечту - стать Поэтом.
Если человек покидает своих верных друзей и остаётся один на один с проблемами и трудностями, можно ли назвать этого человека счастливым?
Можно, если у него есть ученики, последователи и продолжатели его поэтического творчества.
Если человек потерял в пожаре свое убогое, ветхое и единственное жильё, можно назвать счастливым?
Можно, так как странствующий путник получает свободу творчества, жизненную мудрость, совершенствует свой талант Поэта.
Я рассказала об одном из самых известных японских поэтов – Басё. Он знаменит своими стихами и странствиями. В сознании современного японца его образ ассоциируется прежде всего с дорожным посохом и теми многочисленными стихами хокку, которые он написал во время бесконечных путешествий.
^
Станет именем моим.
Долгий дождь осенний...
Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но весьма образованного самурая (его отец и старший брат зарабатывали на жизнь преподаванием каллиграфии). В детстве малыша звали – Кинзаку. Когда мальчик вырос, то по - японскому обычаю ему дали взрослое имя - МацуоМунэфуса. Но миру он известен по своему литературному псевдониму — Басё. Басё было 28 лет, когда в 1672 г. он отправился в крупнейший город того времени – Эдо (ныне Токио). Родные уговаривали его отказаться от этого «безрассудного» поступка, но желание окунуться в литературную жизнь Эдо взяло верх. Отправляясь в путь, он прикрепил к воротам дома своего друга листок, на котором были начертаны такие стихи:
^
Легла меж друзьями,.. Простились
Перелётные гуси навек.
Жизнь Басё в Эдо складывалась трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, большинство из которых были так же бедны, как и он сам. Один из них убедил своего отца подарить поэту – учителю крошечную хижину у пруда. Возле этого убогого дома Басё посадил саженцы банановой пальмы (япон. «басё»), отсюда и его псевдоним. Описание хижины и окрестного пейзажа на фоне смены времён года органично вплетается в творчество поэта. Звук капель дождя, падающих на широкие листья банана (в отличие от настоящего банана это японское дерево не приносит съедобных плодов), был особенно мил поэту:
^
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролёт.
Сильнейший пожар 1682г. уничтожил многие кварталы Эдо. Не пощадил он и хижину поэта. Это подтолкнуло Басё отправиться в странствие, о котором он давно мечтал. С небольшими перерывами путешествия Басё продлились десять лет. В результате появилось несколько поэтических сборников, написанных вместе с последователями, и путевых дневников, в которых проза соседствует со стихами. Наиболее известны «Кости, белеющие в поле», «Путешествие в Каси-му», «Письма странствующего поэта», «Дневник путешествия в Сарасину», «По тропинкам севера». В них автор рисует яркие картины повседневной жизни, предаётся размышлениям о высокой сущностиискусства, соединяя в одном тексте «высокое» и «низкое». Стихи Басё всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человеческой жизни. Дерево - сливы в зимний день - знак долготерпения, в результате которого расцветают цветы; унесённая потоком воды, спящая на листке цикада символизирует непрочность жизни.
Искусство хокку любимо и современно. С XIV века и до наших дней в Японии в середине января устраивают традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч авторов стихотворений участвуют в этом поэтическом конкурсе. Короткие трёхстишья сочиняют и дарят как поздравление друзьям, в знак благодарности хозяевам за гостеприимство, сообщают о своём путешествии и оставляют своё послание на дверях дома, или просто, собравшись, устраивают состязание.
Я предлагаю попробовать свои силы в написании японского хокку. По законам стихосложения хокку
состоит из трёх строк и имеют формулу:
^
2 строка из 7 слогов.
Всего 17 слогов.
1 и 2 строка законченное предложение,
3 строка – фраза.
Или наоборот 1 строка – фраза,
2 и 3 строки – законченное предложение. Так как мы читаем переводы, (переводчик Т. Маркова), то это правило нарушается. Но поэтический образ, картину и чувства автора хокку читатель чувствует и ощущает.
Учитель предлагает прочитать авторские миниатюры.
Учитель предлагает поделиться своими открытиями, чувствами, эмоциями.по опорной схеме:
сегодня я:повторил, узнал, научился…
активно работал, отвечал, мыслил…
особенно понравилось, получилось…
|
Ответ детей: «Солнцу и птицам!» Ответ детей:«Приветливым лицам!»
Прогнозирование содержаниямастерской по теме,объяснение эпиграфа.
В учебном диалоге учащиеся озвучивают правила проведения ритуала чайной церемонии.
Любование красотой
Искусство вести и
поддерживать тонкую беседу (уточнение понятия хокку:особое искусство, трёхстишное лирическое стихотворение, позволяющее очень кратко, но живописно и ёмко создать образ, картину).
Выразительное чтение учащимися хокку; по желанию чтение наизусть, словесное рисование.
Актуализация знаний авторов миниатюр.
японские поэты: БАСЁ, ИССЁ, ИССА, БУСОН;
поэтессы: ТИЁ, ОНИЦУРА. Конструирование авторской миниатюры.(Работа с индивидуальным листком - заданием). Чтение словосочетаний, представление образов, соответствующихэмоциональному
настрою (карандашом подчеркнуть). Обмен мнениями и эмоциями по выбору словосочетаний. Выбор самого понравившегося словосочетания, близкого и понятного, соответствующего
настроению, конструирование своего авторского хокку. Луговой Алексей
Одинокая луна
Парит над землёй.
Кругом тишина.
Баженова Валерия
Яркие звезды
Светят в небе,
Как глаза дракона.
ЛисютенкоМаксим
Лёгкий мотылёк
Пугливо дрожит.
Выступают слёзы. Пятибратова Мария
О, кленовые листья!
Вы обжигаете сердце
Ледяными осколками.
СейрановаДиана
Капли росы
Робко дрожат.
На душе – одиночество.
Клименко Софья
Белый пух
Уносит меня в даль.
Радует сердце.
Ольшевский Никита
Солнце спряталось.
Мрак опустился.
На сердце остался свет.
Ершов Марк
Гордый пион
Горит как костёр.
Радует сердце.
Пшеничников Алексей
Цветы-ромашки,
Глаза, как солнце
Обжигают душу.
Голышев Александр
Белый пух
Парит над землёй.
Улетели лебеди. Самооценка
|
самопроверка готовности к уроку
взаимопроверка
эмоциональное
восприятие чтения наизусть
(аплодисменты)
эмоциональное
восприятие чтения наизусть
(аплодисменты)
| Эпиграф урока:
«Тот, кто за свою жизнь создалвсего три - пять
превосходных
стихотворений, -
настоящий поэт.
Тот, кто создал десять,- замечательный мастер».
Басё
слайды:
Даосский и буддийский монахи. Гравюра XIV в.
Серия «Необыкновенные виды прекрасных мест»
Кацусика Хокусай.
Фудзив дождь
Водопад Оно
Зимний пейзаж
Гравюра XIX в.
Неизвестный художник реки
слайды
СулзукиХарунобу. Кёса
Гравюра XIX в.
МинамотоЁритомо.
На музыкальном фоне
у классной доски дети
читают наизусть хокку.
|