Скачать 63.51 Kb.
|
Содержание К какой группе необщеупотребительных слов относятся слова в данном тексте?Роль диалектных слов в тексте ( слайд 12) VIII. Проверка индивидуальней работы. (слайд 14) Коломенская верста |
Конспект урока русского языка в 6 классе Учитель Серпейской ср. школы Мещовского р-на Калужской обл. Федина Т.Р. Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология». Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока: - Повторение и закрепление темы «Лексика и фразеология» Задачи урока
индивидуальную работу с детьми, имеющими высокую познавательную потребность,
. Ход урока: I. Организационный момент II. Повторение теории а) - Что такое лексика? - Что такое лексикография? - Что такое фразеология? б) Разминка ( слайд2)
1) Слова русского языка известные всему народу.- общеупотребительные 2) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.- диалектные 3) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.- профессионализмы 4) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.- устаревшие 5) Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.- жаргонизмы III. Словарная работа ( слайд 3) 1. Искусственный родник - фонтан 2. Краски, замешанные на воде - акварель 3.Прибор, предназначенный для проветривания помещения. - вентилятор 4.Небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски - палитра 5.Подставка для подрамника с холстом - мольберт IV. «Крестики – нолики» ( слайды 4-9) Устный опрос : учащиеся отвечают на вопросы, записанные на листочках: ( Номера вопросов выбираются произвольно. По гиперссылке даётся содержание задания.) 1) Устаревшие слова объединены в группу :
3) продавец, золотой, память 2.В каком предложении есть диалектизм?
3)Из труб куреней по утрам высятся прямые стволы дыма 3.« Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык. Прикольный – интересный (восхищение) Тащиться - восхищаться Прикид – наряд Шпора - шпаргалка 4.Назовите архаизмы: Гусар, колчан, ветрило, аршин, дщерь, палица 5..^ ? Опытный лоцман ведёт судно через фарватер. Отданы швартовы. Шесть склянок. Корабль идёт левым галсом. На палубе боцман, шкипер, часть команды. V.Данные слова записать в следующей последовательности: (слайд 10) 1) общеупотребительные, 2)диалектизмы, 3)профессионализмы, 4) устаревшие. Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика ) Мальчик, ямщик, пневмония, брадобрей, деревня, боярин, кочет, мольберт, погода, сиверко, аккорд, бурак VI. Проверка домашней индивидуальной работы. а) Роль устаревших слов в тексте ( Слайд 11) Индивидуальное здание исследовательского характера. Задание, которое выполнял ученик: 1. Прочитать текст выразительно. 2. Найти устаревшие слова, определить их лексическое значение. 3. Объяснить, с какой целью А.С. Пушкин их использует в своей поэме " Руслан и Людмила" Н Позор – вид, зрелище. Нивы – поля. Стенанья – стоны, плач. Стогны – улицы и площади города. Сонм – большая группа, множество. дружина - о между тем какой позор Являет Киев осажденный? Там, устремив на нивы взор, Народ, уныньем пораженный, Стоит на башнях и стенах И в страхе ждет небесной казни; Стенанья робкие в домах, На стогнах тишина боязни; Один, близ дочери своей, Владимир в горестной молитве; И храбрый сонм богатырей С дружиной верною князей Готовится к кровавой битве. 6)^ ) Индивидуальное здание исследовательского характера. Задание , которое выполнял ученик 1.Прочитать выразительно стихотворение С.Есенина " В хате" 2.Найти диалектизмы, определить их лексическое значение. 3.Объяснить, с какой целью автор употребляет их в своём стихотворении. Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, драчёны - кушанье их запечённой смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля дёжка - дежа, квашня , кадка для замешивания теста печурка - выемка в русской печи для просушивания чего - либо заслонка - железная крышка для просушки чего - либо попелица - зола, пепел махотка - кринка, глиняный кувшин А на лавке за солонкою - Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. VII. Вспомним лексику по происхождению ( слайд 13) Исконно русские слова и заимствованные слова - привести примеры заимствованных слов ^ задание, которое выполнял ученик:
биографию слов : портфель, линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш - IX. Повторение темы " Фразеология" (слайды 15-16) а) Когда мы так говорим? Вымыть руки Держать себя в руках Взять голыми руками - Вымыть руки - Когда хотим помыть руки -Держать себя в руках - О выдержанном человеке - Взять голыми руками - Легко одолеть б) Найдите «третий лишний» ( слайд 17)
в) проверка выполнения индивидуального задания. ( слайд 18)
«Нем, как рыба» - это вам известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается речь здесь идёт не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в Росси еще не бывало, слава этой дороги возросла еще больше. Смекалистый народ не преминул новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…
X . Подведение итогов урока ( слайд 19) Д/ З - повторить материал по теме ЛЕКСИКА и подготовиться к контрольной работе Учитель: ( слайд 20) Ребята! Пополняйте свой словарный запас, узнавайте больше из истории слов, используйте всё словарное богатство русского языка. И тогда в любой ситуации вы будете интересным собеседником и грамотным человеком. Рефлексия : ( слайд 21) На уроке я работал… Урок для меня показался… Материал урока мне был… Интернет - ресурсы nsportal.ru›shkola/russkii…povtorenie-po…leksika… festival.1september.ru sozvezdie131.ru›kopilka 2011/urok.doc volokonovka10.narod.ru›uchitel.files/leksika.doc teacherjournal.ru›…povtorenie…qleksikaq6klass… nsportal.ru/.../proverochnaya-rabota-v-6-klasse-leksika-i-frazeologiy. www.s_kolib.kra.edu54.ru/DswMedia/ang_urok_povtor_tex6.doc |
![]() | Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения | ![]() | Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» |
![]() | Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | ![]() | Цели: Повторение, обобщение и систематизация материала, контроль усвоения знаний |
![]() | Содействовать развитию мыслительных операций : сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация | ![]() | Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля с элементами лингвистического анализа... |
![]() | Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе» | ![]() | Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения |
![]() | Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2 | ![]() | Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных... |