Скачать 99.25 Kb.
|
План – конспект урока с использованием ЭОРТема урока: А.Н.Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа драматических произведений А.Н.Островского Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, подготовка к анализу пьесы «Бедность не порок» Задачи урока: обучающие: дать представление об А.Н.Островском как человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; формировать общекультурную компетенцию; развивающие: способствовать развитию навыков анализа драматических произведений; расширение понятия «драма» через знакомство с особенностями анализа драматических произведений; развитие учебно – познавательных и информационных компетенций; воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству. Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, доска. Тип урока: изучение нового. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: печатные, экранные, звуковые. Методы обучения: - по источникам знаний: словесный, наглядный, практический; - по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа; - по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный; - по принципу расчленения и ли соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий; - по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный и дедуктивный. Методические приемы: сообщение, постановка проблем, контроль знаний, объяснение. ^ Эпиграф: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться „театр Островского“. И.А.Гончаров ^ : «Основные понятия урока: «Колумб Замоскворечья», национальный русский театр, драма, комедия, ремарка, реплика, «говорящие фамилии», речевая характеристика»
- Задумывались ли вы когда – нибудь, отчего люди ходят в театр? Что ищут там? Чего ждут? Почему человек, пришедший в театр, уже называется «зритель»? Что это за новое качество, обретаемое человеком, сидящим в театральном кресле? «Зреть», «прозреть», «лицезреть».. А есть ли разница между человеком, который вышел из здания театра и тем, каким он зашел туда несколькими часами ранее? Что же такое театр, где происходит лицедейство, завораживающее зрителей? - А вы, ребята, не задавались подобными вопросами? А хотели бы прямо с сегодняшнего урока попасть в театр?! У нас, конечно, нет возможности посетить настоящий театр, но сегодня мы все – таки войдем с вами вместе в один театр, имя которому – театр Островского. С 40-х годов 19 века до нынешних дней пьесы Островского ставят в самых разных театрах. За эти полтора столетия сменились десятки поколений зрителей, но всякое поколение находит для себя в пьесах Островского что-то личное, к себе обращенное. Иначе его произведения не жили бы такой полной и долгой жизнью.
- Как же складывалась его литературная жизнь? Ребята, мы сейчас посмотрим видеоролик об Островском, затем послушаем сообщение ученицы, подготовленное дома. Ваша задача: как можно внимательнее слушать, чтобы ответить на вопросы: «Почему драматурга назвали «Колумбом Замоскворечья»? Почему сам Островский сказал, что его именем назовется «тридцать пять лет в истории русской драматической литературы»? Кроме того, в конце урока будет проведен опрос в форме теста по биографии драматурга. На доске записаны слова, ключевые на сегодняшнем уроке, обратите на них внимание).. ^ «Колумб Замоскворечья». Сообщение ученицы о жизни и творчестве А.Н. Островского. (Учащиеся слушают рассказ и записывают основные моменты сообщения в тетрадь, параллельно рассказу демонстрируется презентация «А.Н.Островский»). ^ Тестирование учащихся по материалам биографии и творчества. Самопроверка по образцу.
^ «Особенности анализа драматических произведений А.Островского» (особенности выведены на слайд, учащиеся записывают их, слушая учителя). - Островский пришел в литературу как создатель национально – самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Драматург изображал в своих произведениях представителей патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти не европеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Поэтому первая трудность при чтении пьесы будет связана с особенностью языка персонажей: он образный, лиричный, подобен народным песням, поговоркам. Кроме того, как многие писатели, Островский использует такой прием характеристики героев, как «говорящие фамилии»(Гордей Торцов, Любим Торцов, Африкан Коршунов, Разлюляев и др.). Авторский замысел помогают раскрыть читателю или актеру авторские ремарки. Большое значение у Островского имеет первая реплика персонажа и в целом речевая характеристика героев: драматург дает героям полную свободу самовыражения, высказывания, замедляя действие и нарушая классические каноны построения драмы. Сюжет пьес выстроен таким образом, что зритель имеет возможность сначала услышать, что говорят о главных героях другие действующие лица, а затем они сами появляются на сцене – это «подготовленное появление». Декорации, представленные автором, помогают определить пространство драмы и время действия. Своеобразны и названия пьес Островского, в которых он часто использует пословицы и поговорки («Свои люди – сочтемся», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»), а фольклорные моменты гармонично вписываются в контекст пьесы, например, в пьесе «Бедность не порок» постоянно звучат народные песни, персонажи драмы участвуют в Святочных гуляньях и обрядах. Но это вовсе не делает произведения Островского устаревшими - проблемы, поднятые драматургом, вечны, живут вне времени, всегда современны, но могут по-новому прочитываться современными режиссерами. ^ - Поэтический образ мира народной культуры и нравственности создан в пьесе «Бедность не порок», своим обаянием, чистотой он противостоит самодурству, но недостаточно защищен от его дикости. Осенью 1853 года Островский читал написанную им комедию «Бедность не порок» в разных московских домах. «Успех последней моей комедии, — писал Островский, — превзошел не только ожидания, а даже мечты мои». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «Чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» ^ - Ну а теперь, обещанное посещение театра. Представьте, что мы в зале, сейчас откроется тяжелый занавес, и мы окажемся свидетелями чужих драм: любви, злодейства, счастливой развязки. Занавес открывается…. Просмотр фрагмента спектакля «Бедность не порок» (через Интернет в режиме он-лайн) - И. С. Тургенев высоко оценил речевое мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..» Итог урока: Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, в театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор — это примета истинно народного писателя. 6. Рефлексия. - Чтобы определить, добились ли мы целей урока, давайте их вспомним и посмотрим на доску, где главные понятия урока. Все ли из них вам понятны? - Что для вас на сегодняшнем уроке было самым интересным, ярким? Что запомнится? ^ 1. Познакомиться с пьесой «Бедность не порок». Попытаться самостоятельно прокомментировать фамилии персонажей пьесы. 2. Задание исследовательского характера: существуют две полярные оценки пьесы Островского «Бедность не порок» в критике, Н.А.Добролюбова и А.Григорьева. Подумайте: какую точку зрения примите вы, попробуйте ее доказать, опираясь на текст пьесы. 3. На основе статьи учебника приготовить рассказ о жизни и творчестве А.Н.Островского. Цитаты – оценки пьесы: «Перед нами грустно покорные лица наших младших братий, обреченных судьбою на зависимое, страдательное существование…Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия..» (Н.А.Добролюбов) « Попробуйте …приложить добролюбовский масштаб к «Бедность не порок» - ахинея выйдет ужаснейшая! Темное царство выйдет весь этот старый, веселый, добрый быт, который царствует в драме, которого так жаль старухе матери.. Темное царство выйдет все, что составляет поэзию, благоуханную, молодую, чистую поэзию драмы.., поэзию, рассыпанную по ней наивно, безрасчетно.. Оставим его быть тем, что он есть – великим поэтом, первым и единственным выразителем нашей народной сущности в ее многообразных проявлениях» (Аполлон Григорьев) ^ Данная работа – конспект урока литературы в 9 классе по теме «А.Н.Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа драматических произведений А.Н.Островского». На уроке используются электронные образовательные ресурсы. При проведении занятия применяются компьютер, медиапроектор, осуществляется выход в Интернет, кроме того контроль на уроке проводится с помощью тестов в бумажном варианте, созданных учителем. Использование на уроке ЭОР необходимо: познакомить обучающихся с театральной постановкой пьесы «Бедность не порок» возможно через виртуальное посещение Малого театра, повысить эффективность сообщения ученицы о биографии А.Островского помогает презентация в Power Point, быстро и качественно организовать проверку первичного восприятия помогают тесты. На различных этапах урока обучающиеся выполняют репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские задания. Деятельность обучающихся организуется как фронтальная и индивидуальная. При выполнении заданий урока у обучающихся формируются не только предметные знания в рамках изучаемой темы, но и универсальные учебные действия: познавательные( познание объектов окружающей их реальности, познание способов решения проблем, овладение навыками работы с различными источниками информации), коммуникативные (формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умением корректировать свою деятельность, нести личную ответственность за результат труда), личностные (осознание и принятие жизненных ценностей, ориентирование в нравственных нормах и правилах). Использование электронных образовательных ресурсов на уроке повышает его обучающий эффект: - повышает мотивацию обучения; - повышает качество образовательного процесса; - активизирует участие обучающихся в учебном процессе; - позволяет использовать самоконтроль и самооценку; - расширяет сектор самостоятельной учебной работы; - способствует формированию предметных и ключевых компетенций у обучающихся. Практическая ценность данной разработки состоит в том, что она может быть использована в работе с разными УМК, в классах с различным уровнем подготовки (отдельные этапы урока могут быть изменены, например, презентацию о жизни и творчестве драматурга обучающиеся могут подготовить самостоятельно). |
![]() | Цель: Создать условия для творческого самовыражения учащихся в процессе освоения литературных произведений | ![]() | Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих... |
![]() | Слово учителя: объявляется тема и цель урока; тип урока; знакомство с капитанами команд и экспертами – учащимися из 10 класса; объявляется... | ![]() | Урок — введение нового материала с использованием эор нп при ведущей роли учителя |
![]() | Цель урока: продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина через работу со стихотворением «Зимнее утро» | ![]() | Цель урока: Выявление особенностей жанра басни И. А. Крылова; знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» |
![]() | Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление... | ![]() | Цель урока: показать роль А. А. Фета в развитии русской поэзии; совершенствование умений и навыков анализа стихотворения; развитие... |
![]() | Знакомство учащихся с изображением детства как счастливой, беззаботной поры в жизни человека в произведениях разных | ![]() | Цель урока. Показать существенные черты лермонтовской лирики, учить приемам анализа лирического произведения |