Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…»




Скачать 112.23 Kb.
НазваниеСценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…»
Дата публикации09.11.2014
Размер112.23 Kb.
ТипСценарий
lit-yaz.ru > Литература > Сценарий
Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Я помню чудное мгновенье…»

(Вечер о любви)

Разработка Литвяковой Ларисы Сергеевны.


Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Вечер о любви»
Разработка Литвяковой Ларисы Сергеевны.

(«Лунная соната»)

  • Легенда гласит, что данный праздник назван в честь священника Валентина, который жил в 270 году в Риме. Валентин рассердил римского императора Клавдия Второго, который запретил своим солдатам жениться, поскольку считал, что солдаты, у которых есть семьи. Плохие солдаты, ибо они стремились не воевать, а поскорее вернуться домой целыми и невредимыми. Валентин ослушался приказа Клавдия. Будучи священником, он тайно венчал влюблённых, за что и был казнён Клавдием. День его казни совпал с римским праздником в честь святых. С тех пор Валентин был причислен к лику святых.




  • В этот день признаются в любви, посылают друг другу валентинки, в которых принято не ставить подписи. Этот день считается днем влюблённых, которые дарят друг другу небольшие подарки. Они говорят, однако, о горячем чувстве, которое иногда трудно выразить словами. Поэтому так много написано стихов. В разные времена поэты посвящали свои творения любимым, незабываемым, самым прекрасным и дорогим.


( «Звучание лютни»)

  • Шекспир- величайший писатель эпохи Возрождения. Он один из тех титанов, которые рождены этой эпохой, но по своему значению он далеко выходит за её пределы. Его творения не становятся достоянием прошлого, не покрываются пылью столетий; они не утрачивают живой красоты и силы воздействия и в наша дни. В богатом литературном наследии, оставленном нам Шекспиром, «Сонаты» занимают особое место. Они создавались не для публики и даже не для знатоков поэзии , а лишь для определенных лиц из ближайшего его окружения.



  • Многие сонеты посвящены прекрасному чувству любви, захватывающему человека; тому чувству ,которое невозможно потушить:


^ Божок любви под деревом прилег,

Швырнув на землю факел свой горящий.

Увидев, что уснул коварный бог,

Решились нимфы выбежать из чащи.
Одна из них приблизилась к огню;

Который девам бед наделал много,

И в воду окунула головою,

Обезоружив дремлющего бога.
Вода потока стала горячей,

Она лечила многие недуги.

И я ходил купаться в тот ручей,

Чтоб излечиться от любви к подруге.
Любовь нагрела воду,- но вода

Любовь не охлаждала никогда.


  • В сонетах Шекспира появляются и образ возлюбленной- идеальной дамы сердца. Поэт очень оригинален в том, как он преподносит образ женщины. Описывая возлюбленную, он нарушает по меньшей мере трехвековую традицию европейской лирики.



^ Прекрасным не считался чёрный цвет,

Когда на свете красоту ценили.

Но, видно, изменился белый свет,-

Прекрасное подделкой очернили.
С тех пор, как все природные цвета

Искусно подменяет цвет заёмный,

Последних прав лишилась красота,

Слывет она безродной и бездомной.
Вот почему и волосы, и взор

Возлюбленной моей чернее ночи,-

Как будто носят траурный убор

По тем, кто краской красоту порочит.
Но там идет им черная фата,

Что красотою стала чернота.
(«Аве Мария»)

  • В знаменитом сонете 130-м перечислены все отличия смуглой возлюбленной поэта от женщин, воспетых другими.


^ Её глаза на звёзды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе,

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных облачали.


  • Горечь и страх охватывает поэта, когда он задумывается о том, что возлюбленная его может оставить, разлюбить:



(«Сонет в исп. А. Пугачёвой»).
Уж если ты разлюбишь -так теперь,

^ Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь

Но только не последьней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешиться ночь

Дождливым утром- утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее

Что нет невзгод, а есть одна беда-

Твоей любви лишиться навсегда.


  • Чувства поэта сложны и противоречивы. Смуглянка неудержимо влечет к себе. Его не останавливает даже её неверность.


^ Мои глаза в тебя не влюблены-

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.



  • Во все времена любовь была одной из важнейших тем лирики. И Пушкин, Лермонтов, и Ахматова, и Гумилев, вдохновленными любимыми, посвящали им стихи Федор Иванович Тютчев относится к поэтам,чьё творчество является непреходящей ценностью нашей литературы. В его лирике одной из центральных тем стала тема любви. В 1870 году он написал стихотворение, которое посвятил своей светлой юношеской любви, Амалии Лерхенфельд.



(«Романс в исполн. И. Козловского «)
Я втретил вас - и все былое

^ В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порой

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то втрепенется в нас.-
Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты….


Как после вековой разлуки

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот- слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне….

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!



  • Стихи Тютчева явились отражением его личной жизни, его радостей и страданий.

Его стихи, посвященные женщинам, которых он любил, обогатило русскую поэзию бессмертными стихами. Особое место занимают строки, посвященные Елене Александровне

Денисьевой, сокурснице его дочери по Смольному институту.



  • «Денисьевский цикл» как « роман в стихах» раскрывает мысль поэта о том, что любовь, чувство, страсть, личность человека так зависимы от общества, от мнения окружающих!

Любовь становится трагедией, поэтом его « роман в стихах» сразу же начинается с очень высокой, трагической ноты.
^ О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!
( «Хочу у зеркала, где муть…..»)

  • Его стихи звучат как исповедь, они исполнены трагизма, боли, горечи лирического

героя.
^ Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, толкуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу….им, им одним живу я-

Но эта жизнь!...О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.
(Романс: «Не обещайте деве юной…»)


  • Любовь для поэта - и «блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство,

несущее человеку счастье.
(^ Романс Свиридова « Последняя любовь»).



  • По известному высказыванию Пушкина, вдохновение « есть расположение

души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению

понятий, что и способствует объяснению оных». Марина Цветаева была последователем

Пушкина в своей поэзии. Вдохновение - та внутренняя сила, которая и нас, читателей, заражает волнением художника, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с безоглядным доверием.

Невозможно представить себе героинь цветаевской лирики вне любви, что означало бы для неё вне жизни.
« Вчера ещё в глаза глядел», под Прелюдию Шопена.


  • Любовь никогда не становится для лирической героини безмятежной усладой.

В любви она утверждает своё право на поступок. Она решительна и

бескомпромиссна:
(Романс «Очарована, околдована…»)

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

^ Оттого что лес- моя колыбель, и могила- лес.

Оттого что я на земле стою- лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою- как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

^ У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца-

Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других- у той одной,

Ты не будешь ничей жених,я- ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя- замолчи!-

^ У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты-

О проклятие!- у тебя остаешься- ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир;

Оттого что мир- твоя колыбель, и могила- мир!
( Верди « Весна» ).

  • Предчувствие любви, ожидание её, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки-все эти состояния цветаевской героини запечатлены в многочисленных нюансах ее лирики. Любовь может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна- и безоглядна, стихийна.При этом она всегда внутренне драматична.

Юная героиня с особой остротой ощущает изменчивость, пленительность каждого мига, желание остаться в памяти любимого человека:

^ Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий , как родник…

Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник…

Ты вспомнишь всё…Ты сдержишь крик.

-Пусть я лишь стих в твоем альбоме!



  • Движение одного человеческого сердца к другому есть естественная часть бытия, непреложный жизненный закон. Цветаевская героиня убеждена, что чувства обладают огромной силой, им могут быть подвластны расстояние и время:



^ Никто ничего не отнял-

Мне сладостно, что мы врозь!

Целую вас через сотни

Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар- неравен.

Мой голос впервые- тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!
Нежней и бесповоротней

Никто не глядел нам вслед…

Целую вас- через сотни

Разъединяющих лет.



  • Трагическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви.


«Мне нравится, что Вы больны не мной».

Главная тема в её лирике «разминование» душ, невстреча. Два человека, предназначенных друг другу, вынуждены расстаться. Их может разлучить многое- обстоятельства, люди- время, невозможность понимания, недостаток чуткости, несовпадение устремлений:

^ Любовь! Любовь! И в судоргах, гробе

Насторожусь - прельщусь - смущусь - рванусь,

О милая! - Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.
И не на то мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды

Спеленутых, безглазых и безгласных

Я не умножу жалкой свободы.
Нет, выпростаю руки!- Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен

Смерть- выбью! Версту на тысячу в округе

Растоплены снега и лес спален.
И если все ж - плеча, крыла, колена

Сжав - на погост дала себя увесть,-

То лишь за тем, чтобы смеясь над тленом,

Стихом восстать- иль розаном расцвесть!


  • Она хочет , чтобы её помнили и любили не только при жизни.


(Или запись А. Пугачевой)

« Уж сколько их упало в эту бездну,

^ Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! –

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.
И в день, и в ночь, и письменно, и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто – слишком грустно

И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность –

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид.
За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

- Послушайте! – Ещё меня любите

За то, что я умру.



  • Теперь у нас стало одним праздником больше, хотя на Руси был свой праздник влюбленных. Он отмечался 8 июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.

Они любили друг друга до смерти и….после. Приняв монашеский постриг с именами, Давид и Ефросинья, супруги завещали положить их в одном гробу, заранее приготовив гробницу с тонкой перегородкой. Скончались они в одно мгновение 8 июля по новому стилю, но в нарушение завещания их положили в разных гробах и разных зарытых храмах. На следующий день они оказались в одной гробнице. Снова люди пытались разлучить их, но на утро тела супругов опять были вместе.
Зерна доброты в нас заронены.

Память о былом призови –

Повесть о Петре и Февронии,

Повесть о прекрасной любви

Можно загрустить, опечалиться,

Но душа не может молчать.

Песня о любви не кончается,

Песня продолжает звучать!

(Музыка)..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconАнализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Работа...
Любовь – безответная и взаимная, приносящая страдание и радость, – прекрасна. Поэты написали гениальные стихотворения, посвященные...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconКонкурс чтецов, посвящённый творчеству А. С. Пушкина «Я помню чудное...
Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались,сегодня в этом зале на необычную встречу. Сегодня в нашей...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconН. А. Иваненко Волгоградский технический колледж, г. Волгоград в...
В данной статье представлена методика подготовки к литературно-музыкальной композиции, указана её роль в литературном образовании...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 65-летию Победы «Я помню! Я горжусь!»
Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconПриложение №8. Музыка М. И. Глинки, стихи А. С. Пушкина Романс «Я помню чудное мгновенье»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» icon1. Вступление
Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». 9

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconЛитература: Л. И. Косивцова, Л. А. Тропкина «Открытые уроки по литературе 9-11 классы»
Запись романсов «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я помню чудное мгновенье»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 210 –й годовщине...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconСценарий литературно-музыкальной композиции
Формирование информационной компетенции учащихся, навыков аналитического мышления, эстетического вкуса

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я помню чудное мгновенье…» iconЛекция концерт на тему: «я помню чудное мгновенье…»
Доступные самым широким кругам общества, они равно волнуют и тех, кто равнодушен к другим видам искусства, и людей искушенных в философии,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница