Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного




Скачать 127.84 Kb.
НазваниеОтличие традиционного метода обучения от нетрадиционного
Дата публикации09.11.2014
Размер127.84 Kb.
ТипАнализ
lit-yaz.ru > Литература > Анализ
Система нетрадиционных форм обучения
Работая над повышением мотивации процесса обучения, интенсификацией процесса познания, развитием логического мышления, без которых не добиться никаких позитивных результатов в обучении, я создала в 2011 году «Систему нетрадиционных форм проведения уроков».

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Она достигается различными средствами. Нетрадиционные уроки поднимают интерес учащихся к учебе, и тем самым, повышается эффективность обучения. Такой урок для детей – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Все это имеет положительную сторону, так как появляется возможность у школьников развивать свои творческие способности и самостоятельность, оценивать роль знаний и видеть применение их на практике.

Активную роль ученика на нетрадиционном уроке хочу показать в таблице.
Таблица №1. ^ Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного.
Методы обучения




Традиционный (репродуктивный)

Нетрадиционный (продуктивный)

1.

Усваивают признаки частей речи.

Овладевают общими способами определения признаков частей речи.

2.

Ознакомятся со способами образования частицы речи.

Исследуют способы образования частей речи.

3.

Называют общие признаки.

Находят общие признаки.

4.

Читают по учебнику о новых языковых явлениях.

Анализируют новые языковые явления.

5.

Называют проблему.

Самостоятельно определяют проблему.

6.

Учитель подсказывает способ решения проблемы.

Намечают ход рассуждений, выбирают способ решения проблемы.

7.

Даются дополнительные языковые факты.

Подбирают дополнительные языковые факты.


Таблица №2 ^ Система нетрадиционных форм проведения уроков в 5-11 классах.


Классы

Формы уроков

5-6

1. Уроки с измененными способами организации (урок-лекция, защита идей, урок взаимоконтроля, урок творческого применения).

2. Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-инструктаж, урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, театрализованный урок).

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (урок-экскурсия, урок-выпуск живой газеты)

7-8

4. Уроки с игровой состязательной основой (пресс-конференция, урок-игра «Придумай проект», урок-соревнование, урок – КВН, обобщающий урок викторина, урок «Кто лучше знает и помнит»).

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (урок-семинар, урок-зачет, урок-беседа, урок-практикум, урок моделирования).

9-11

6. Уроки, основанные на оригинальности учебного материала (урок взаимообучения, урок-размышление, урок «Мой поэт», урок осмысления жанра эссе, урок открытого письма, урок-устный журнал, урок жизни).

7. Урок по аналогии с организованными событиями (урок-конференция, урок-суд, урок-юбилей, урок-диспут, урок-посвящение).

8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование, урок-диспут, урок-киностудия, урок «мозговая атака»).


Какие же наиболее интересные нетрадиционные формы уроков я апробировала в своей работе?


Класс

Форма урока

Краткое содержания урока

5

Урок-сказка

Провожу после завершения изучения раздела «Сказки».

Цель: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, внимание к слову, вызывать радость от общения с книгой.

Итог работы – составление собственной сказки. В перспективе-составление лингвистических сказок на уроках русского языка.

5-6

Урока-письма

Провожу ко Всемирному Дню почты.

Цель: научить детей правильно оформлять деловые бумаги, познакомить с почтовыми правилами оформления адреса, с манерой изложения и нормами современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики. На занятиях элективного курса «Вокруг тебя – мир…» дети писали письмо Президенту РФ, депутатам Государственной Думы РФ. К 75- летию Ростовской области учащиеся работали над сочинением-размышлением «Открытое письмо Губернатору Ростовской области. Чем интересно мест, в котором я живу».

6

Урок-конференция «Что в имени моем»

Цель: познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием; развить умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме; излагать его перед классом, вызвать интерес к особым словам – именам.

Каждый учащийся выясняет что означает его имя; кто из великих (известных) людей носили (носят) такое же имя; в каких стихах или песнях встречается такое же имя, как у него. На уроке дети работают с толковым словарем, выясняют этимологию слова «имя».

6

Урок «Чудо поэтического слова

На материале стихов русских и советских поэтов, пробуждаю интерес к лирическому произведению, формирую культуру восприятия поэтического слова. Учащиеся высказываются о том, что они думают о поэзии, о жизни (а я в свою очередь выявляю истинных знатоков поэзии).

6 и 8


Урок-пролог (ролевая игра)

«Прекрасен наш союз» (лицейские годы в жизни А. С. Пушкина). Мальчики в мундирах лицеистов играют роли Пушкина – лицеиста и его друзей, они рассказывают о Царскосельском Лицее, о самых ярких моментах «лицейской жизни», о литературных собраниях, о политической эпохе 1812 года, об экзамене, на котором присутствовал сам Державин, где Пушкин читал «Воспоминания в Царском селе» А ведущие-восьмиклассники рассказывают, как сложились судьбы лицейских товарищей А. С. Пушкина. Девочки одеты в бальные платьица. Юные леди только слушают, так как Лицей – это закрытое учебное учреждение для мальчиков. Им – и слово.

9

Урок-концерт «Чудные мгновения»

Посвящен теме любви в творчестве А. С. Пушкина. Делается полный лингвистический анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» Учащиеся высказывают мнение, что значит любить по-пушкински, чем любовь поэта выделялась среди других и почему эти чудесные мгновенья незабываемы. И звучат, звучат стихи Пушкина о любви. Это не просто урок, это «урок жизни», потому что не только развивает познавательный интерес учащихся, но и учит дружить, любить самозабвенно, «искренно и нежно».


10-11

Урок открытых мыслей

Учащиеся свободно высказывают свою точку зрения после прохождения определенной темы в виде сочинения, ответа на вопрос, используя разнообразную научно-популярную литературу, свои мысли и наблюдения. Тема определяется заранее или формулируется по ходу занятий. (Примерные виды работ: «Что для меня дружба (счастье, любовь)?» «Что такое жестокость (милосердие, сострадание)?» и т. п.)

9-11

Урок-соревнование с применением компьютерных технологий

Учащиеся проверяют свои знания на практике, решая тестовые задания ГИА и ЕГЭ по русскому языку блоков А и В, кто качественнее, лучше, быстрее…


Привожу образец сочинения-размышления в форме открытого письма Губернатору Ростовской области В. Голубеву «Для меня Родина начинается здесь» ученицы 10 класса Василенко Ирины.

И где бы ни был я с годами,

Я буду помнить край родной,

Осины стройными рядами

И колос нивы золотой.

(А.Варламов, учащийся  8 класса

МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ)

Уважаемый губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев!

Я, Василенко Ирина, ученица 9 класса МБОУ Фомино-Свечниковской средней школы Кашарского района Ростовской области  знаю, что все жители нашего Донского края готовятся к 75-летнему юбилею Ростовской области:

С днем рождения донцы

Область поздравляют,

Объясняются в любви,

Счастья ей желают.

И России Президент

Пришлет ей искренний привет.

Вся донская сторона

Ста народностей полна,

Нет здесь распрей и невзгод,

Отлично трудится народ.

Предприимчивы, хлебосольны и умны –

Все важны мы для страны.

(Г.Кияшова, учитель МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ)                         

   В преддверии праздника хочу поделиться с Вами размышлениями о своей малой родине, небольшой точке на карте придонских степей.  В моём отчем крае название хуторов ласкают слух. Например, нашу центральную усадьбу зовут Вишнёвка – это как шелест ветра в кроне деревьев.  А через балку  другой –

Хуторок называется Рожок.

Рядом пашня и луга,

Вдоль асфальта тополя.

А на речке на глубокой

Живёт лебедь светлоокий.

(А. Неклюдова, учащаяся 7класса МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ)   

Я понимаю, конечно, что на Дону есть множество других хороших мест. Но всё же  наши хутора совсем не такие. Они лучше.  Неповторимые.  Своим расположением, людьми, природой. Здесь я появилась на свет, здесь всё мне родное.  И всё мне близко и понятно на этой земле:

Отчий край! Как ты любим!

Родной дом незаменим.

Соловьи поют, трели заводя:

«Как люблю тебя, родина моя!»  

(М.Артюкова, учащаяся 7класса МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ)                                                                          

         Хуторов  у нас четыре, но живут как одна станица – одна на всех контора и клуб, больница и почта. На центральной усадьбе между липами, акациями и тополями стоит школа. Небольшая, белостенная,  с голубым крыльцом и зеленокудрой берёзой у порога. Но главная в ней ценность- творчески работающие учителя и , конечно, мы, дети. Нам интересно в школе. Это наш второй дом. Хутора наши расположились, легли как бы двумя этажами, ярусами по обоим берегам реки Большая:

Житейский свой век продолжая,

В труде землепашца зная прок,

Над маленькой речкой Большая

Стоит небольшой хуторок…

(А.Гриценко, донской поэт-земляк)

В светлые воды реки Большой, склоняясь,  заглядывают ивы. Ветерок  играет  их листьями: то зелеными, глянцевыми, то серебристыми с обратной стороны.В тихий вечер можно часами стоять на подвесном  мосту или просто на берегу и только слушать и смотреть… Лунная дорожка на воде, звёзды качаются, мерцают, ласково журчит речка.

Красивые у нас в родном краю места всегда, в любое время года. Весной  небо высокое над головой, гуси летят в голубой вышине, крики ликующих слышатся мне. Чуть стает снег, дружной ватагой отправляемся в ближайшие рощи. На чёрных островках земли, пригретых солнечными лучами, находятся нежно-голубые с хрупкими, чуть опущенными лепестками подснежники. Мы срываем едва распустившиеся и совсем ещё закрытые, стыдливо сжавшиеся цветки. Срываем осторожно, бережно прикасаясь кончиками пальцев к самому основанию воздушного стебля, боясь поранить этих трогательных, доверчивых, беззащитных первенцев весны. И несём  свои скромные букетики в подарок мамам. В мае в моих краях отдает свой аромат  душистая черёмуха.Потом зацветут акации и липы – напомнят о начале лета.

В предтроичный погожий день

Обряды предков соблюдаю:

Чабрец душистый, символ донских степей,

Я аккуратно собираю.

(И.Акаева, поэт Кашарского района)

А чуть позже полетит по улицам наших хуторов белая пушистая метелица. Что за чудо, ведь зимы в помине нет? Это белый тополиный пух, который даже при лёгком ветерке запорошит тебя, как запоздалого путника в метель зимою. 

  Люблю подниматься на высокие холмы, возвышающиеся над родными хуторами, дух захватывает: куда ни глянь  - ровные бескрайние степи, покрытые  волшебным разнотравьем: радуют глаз огненные язычки степных тюльпанов, белеют звездочки буйнуза, желтеет дрок своей пирамидальной верхушкой, отливают лиловым светом малькольмии. Нельзя не залюбоваться серебристым ковылём. Шелковистый ковыль отливает  на солнце новым серебром, и кажется, что под ногами не трава, а седое, волнующееся под ветром море. Мне очень нравится босиком бегать по ковылю, чтобы шёлк его приятно щекотал подошвы, а крепкий полынный  ветер освежает лицо и плечи.                                                                       

         В степях и на лугах мужчины деловито косят сено. Оно такое ароматичное, душистое, вобравшее в себя солнечное тепло. Оно пахнет летом.                                     

     Осенью над чистой речной водой прямо как костры горят – это осины и ольха, от  них исходит неповторимое сияние.  В гроздьях рябины ветер ищет созревшие ягоды. И, конечно же,  уборочная:  над полями и грохот, и пыль, и жарко.  Плывут по желтеющим волнам  комбайны. Как жуки, усталые и пыльные. Люди на комбайнах мне кажутся такими красивыми. Люблю руки сельчан, натруженные, смуглые, испробовавшие ветров, земли, воды… А научила меня уважать и преклоняться перед  людьми труда жизнь рядом с ними.                                                                

   Хочется мне, очень хочется написать о родниках (хуторяне их зовут криницами).  Родников в окрестностях моего  родного края два, сильные, с чистой, как слеза, ключевой холодной  водой, из которой делают минеральную воду « Для Григория». К нашим криницам круглый год приходят и приезжают за здоровьем жители со всего Кашарского  района. Особенно людно и шумно в этих местах на Крещение. В январскую морозную полночь земляки купаются в никогда не замерзающей родниковой воде, смеются, поздравляют друг друга с праздником. Есть у нас и  источник с горячей водой, ею взрослые лечат свои больные суставы, говорят, помогает.                                                                                                                                          А какие хорошие люди на нашей Кашарской земле! У них добрые, отзывчивые сердца. И как хорошо, что их можно запросто звать Юра, тётя Валя, тётя Аня, дядя Вася. Все свои. Главное, что никогда у нас не остаётся человек один. Радость – на всех, горе – тем более. Люди всегда увидят, помогут. У наших  хуторян принято приветствовать друг друга, даже незнакомому человеку скажут «здравствуйте». У всех теплее становится на душе от этого слова, произнесённого по старому деревенскому обычаю.                                                                                                                       

  В любое время суток на улице  можно встретить Веру Петровну Неизвестную, нашего чудесного доктора. Она у нас спасает как взрослых, так и детей от всех напастей.Сколько я помню себя на свете, столько же  помню и добрую, неутомимую труженицу Пелагею Германовну Голову. Она первая женщина – трактористка, орденоносец, ветеран тыла и труда. Сейчас Пелагея Германовна на заслуженном отдыхе, но частый гость в нашей школе.                                                                          

     Нам повезло. Мы последнее поколение, которому посчастливилось  видеть живых, слушать рассказы о сражениях с фашистскими захватчиками ветеранов-победителей  Великой Отечественной войны.  Героев второй мировой осталось в нашем хуторе всего два- Владимир Михайлович Фоменко и Александр Артёмович  Казьмин. Их боевой путь – образец мужества и отваги для сегодняшних молодых людей. 9 мая 2012 года в соседнем хуторе Талловеров была открыта мемориальная доска в память об Андрее Сухине, который девятнадцатилетним погиб в бою 4 октября 1999 года в Чеченской республике, а 17 января 2000 года рядовой Сухин Андрей был награжден Орденом Мужества (посмертно).

Он был обычным парнем в школе,

Ничем не отличался от друзей,

Но стал героем поневоле

Рядовой Сухин Андрей.

Он добрым, отзывчивым был.

Вольный, как ветер, свободный, как птица,

Никого не обидел, не оскорбил.

Для родных был надежной и опорой

Единственный внук и сын.

Общительный, находчивый, весёлый,

Героем в хуторе оказался один.

(М.Стецурина, учитель МБОУ Таловеровской СОШ)

Два года назад в нашем хуторе Вишнёвка в начале апреля с подвесного моста через реку Большая упал шестилетний Димка Недвигин  и начал тонуть. Не задумываясь ни на минутку, с четырёхметровой высоты в ледяную воду бросилась восьмиклассница нашей Фомино-Свечниковской средней школы Лопатина Марина.  Хрупкая девушка спасла жизнь малышу. Указом Президента Российской Федерации Лопатина Марина награждена медалью « За спасение погибавших». О её подвиге писали в районной, областных, российских газетах, об этом передавали по Ростовскому областному телевидению и Первому каналу Российского телевещания.  Областная газета «Аргументы и факты» назвала Марину «Героем года». Лопатина Марина – победитель регионального конкурса на соискание «Национальная детская премия-2009», в номинации «Подвиг». Все эти люди – мои земляки. Я горжусь ими! Но переживаю за дальнейшую судьбу родимого края, потому что его жителей с каждым днём становится всё меньше и меньше. Хотя в наших хуторах есть ещё немало многодетных семей, дети которых обычно остаются в родных местах. Я думаю, будущее наших хуторов в их руках.                                                                                

             Сама же я хочу получить профессию социального работника и вернуться в отчие края, где всю жизнь трудятся, не покладая рук, мои родители.                                    

Я счастлива, что родилась под музыку степного ветра в Донском краю! Обещаю, что буду жить для его блага.                                                                                              

        А Вас, уважаемый губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, искренне приглашаю к нам  в хутор Вишнёвка. Обязательно напоим Вас чистой родниковой водой. Приезжайте!

У нас небо донское синее сини,

Шумят голубые ливни,

Степью ковыльной пахнет.

От местных  красот каждый ахнет.

Здесь жил мой прадед, и мой дед,

И я здесь буду жить сто лет.

(Г. Кияшова, учитель МБОУ Фомино-Свечниковской СОШ)                         
75-летний юбилей приходит на нашу Донскую землю. С днем рождения, родина!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconОтличие традиционного метода обучения от нетрадиционного
Работая над повышением мотивации процесса обучения, интенсификацией процесса познания, развитием логического мышления, без которых...

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconТема нетрадиционного родительского собрания
Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconВыступление преподавателя истории Андреевой Т. Н
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в...

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconКурсовая работа
Данная курсовая работа посвящена вопросу возможности удалённой идентификации сетевых объектов в сетях tcp/IP/Ethernet. Приведено...

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного icon«Организация самоподготовки учащихся в гпд»
Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconФакультет вычислительной математики и кибернетики курсовая работа
Разработка и исследование эффективности метода мультистарта с отсечением для обучения нейронных сетей

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconИсследование возможности удаленной идентификации сетевых устройств
Приведено описание метода идентификации на ограниченном наборе параметров и результаты применения метода на компьютерах тестовой...

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconРостовская область администрация
Внедрение разнообразных форм работы над словарными словами представляет новые возможности для творческого развития детей, позволяет...

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconПлан Сущность соревновательно игрового метода Принципы обучения
Тем самым преодолевается занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания

Отличие традиционного метода обучения от нетрадиционного iconФ. Т. Михайлов Проблемы метода культурно-исторической психологии
Статья получилась скорее об авторе, чем о содержании, заявленном заказным названием. Но проблемы метода теории, которой нет – тоже...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница