Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса»




Скачать 126.77 Kb.
НазваниеУрок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса»
Дата публикации11.11.2014
Размер126.77 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)



Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы: Урок по литературному чтению в 3 классе


по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса»

Автор: Царегородцева Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей категории
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №13 г. Йошкар – Олы Республики Марий Эл


Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: Русская народная сказка «Кот и лиса»
Цель: учить чтению и восприятию русской народной сказки,

пониманию смысла.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;

  • развивать умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • учить читать текст по ролям и понимать смысл сказки;

  • воспитывать любовь к искусству, интерес к живописи и музыке;

  • развивать навыки выразительного чтения, интерес к чтению;

  • развивать умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к героям сказки, к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

  • воспитывать любовь к искусству, интерес к живописи и музыке;



^ Тип урока: интегрированный (чтение + ИЗО + музыка)

Программа: образовательная система "Школа 2100".

Возраст: 3 класс.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве», книга для чтения в 3 классе, 1 часть, портрет В.М.Васнецова; картины В.Васнецова ( "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет".); таблички с устаревшими словами, кроссворды, фрагменты аудиозаписи классической музыки Шопена, фото художника М. Соловьёва (нашего современника) и его иллюстрации к сказке «Кот и лиса», фото Дом – музей В.М. Васнецова, выставка русских сказок, выставка иллюстраций к русским народным сказкам художника Хохлова, Дом сказок с разбирающимися брёвнами; у каждого ученика 3 кружка жёлтого, красного и зелёного цвета.
^ Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов):
Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и отвечать на поставленные вопросы.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и группе.
^ Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, тему урока вы узнаете сами, когда разгадаете кроссворд.

- У каждого на парте лежит кроссворд под названием « Кто говорит эти слова?»

c:\users\елена\desktop\dcim\101msdcf\dsc02333.jpg

- Отгадайте кроссворд и по вертикали у вас получится слово, которое и будет обозначать тему нашего урока.

(Дети разгадывают самостоятельно. В это время звучит музыка «В мире сказок»).

Проверка кроссворда на доске.

^ Оцените свою работу.

- Если все слова отгадали в кроссворде – зелёный кружок («Молодцы!»),

- если отгадали 3-4 слова – жёлтый,

- если отгадали 1-2 слова или вообще ни одного слова не отгадали – красный.

- Что можно посоветовать ребятам, которые мало отгадали сказок?

(Больше читать)
^ II.Сообщение темы и цели.

- Итак, тема нашего урока – Сказка.

(Открываю на доске запись: «Русская сказка»)

-Вы любите сказки?
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
- В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русской народной сказки.

-Вспомните, на чем совершают герои свои путешествия в сказках?

(На ковре – самолёте, в сапогах – скороходах, в ступе)

Невероятные чудеса происходят и в стихотворении Генриха Сапгира «Леса – чудеса», которое вы должны были выучить наизусть.

^ III.Проверка домашнего задания.

- Кто желает рассказать стихотворение?

(Чтение детьми наизусть стихотворения Г. Сапгира «Леса – чудеса» (3-4 человека)

(Дети оценивают выразительность чтения)

^ IV.Вступительная беседа

- Вы уже много знаете о сказках. Давайте послушаем, о чём разговаривают Настя и папа.

(Чтение по учебнику авторского текста на с.194)

Вопросы после чтения:

-Когда появились первые сказки?

- О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа?

- Кто сочинял сказки? (Простые люди)

- О чём были эти сказки?

-Что вы узнали о сказках о животных?

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о сказках. Из полосок – «брёвен» на доске построен Дом Сказок. Но каждое брёвнышко – волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Прочитайте вопросы и разложите брёвнышки по вопросам, на которые они помогают ответить.

(Ученики распределяют «брёвна» - ответы по вопросам)

1.Что такое сказка?

^ ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2.Какие виды сказок вы знаете?

ВОЛШЕБНЫЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ БОГАТЫРСКИЕ

3.По авторской принадлежности сказки бывают…

^ НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ

4. Кто умело рассказывал сказки?

СКАЗИТЕЛИ (Показываю картинку сказителей и о них рассказываю)

- Мастерство сказителя считалось профессией, людей этой профессии все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату.

— А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка, в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим голосом, на старинный манер; а может быть сказитель седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом, нараспев.

(Показываю картинки сказителей)

- А пока ребята выполняют задание, прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Энтина «В мире сказок» и скажите, какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

1)Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (на доске)

^ В мире много сказок грустных и смешных.

Нам нельзя без света, нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

- Согласны вы с Юрием Энтиным, что нам нельзя без сказок?

- Оцените работу ребят. Поднимите кружок.

2). Рассказ о художниках-иллюстраторах сказок.

- Сказки вдохновляют на творчество многих талантливых людей: художников, композиторов. Когда карандаш и краски в руках талантливых людей, любая сказка оживает.

- Давайте познакомимся с творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

(На доске картины "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет".)

3). Рассказы учеников о картинах.

(Звучит музыка Шопена.)

1ученик:

Картина «Ковёр – самолёт» была написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1880 году.

Васнецов изобразил волшебный ковёр в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями. Сопровождают ковёр огромные птицы. Мы видим героя русских народных сказок Иванушку. Он несётся на ковре – самолёте через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везёт с собой чудесную Жар – птицу. Ярким огнём горит в клетке Жар – птица. Сказочная Жар - птица – это символ могущества и счастья человека – находится в его руках. Мы видим вечернее небо с медленно плывущими облаками, лёгкий серп месяца…


Иван на ковре – самолёте – это олицетворение непреодолимого стремления человечества летать и победы над бесконечными воздушными просторами.

О народной мудрости, силе и ловкости рассказывает эта картина.
c:\users\елена\desktop\5 doc.jpg

2 ученик:

Картина «Иван Царевич на Сером Волке» была написана Виктором Михайловичем Васнецовым в 1889 году.

От картины невозможно оторвать взгляда, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов. Деревья – великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, которые хотят удержать беглецов. Серый Волк в мощном прыжке устремился вперёд. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван - царевич уверенно сидит на могучей спине Волка, крепко обнимает спасённую царевну. Царевна испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника.

Мы вместе с героями картины верим в счастливое возвращение – ведь там, впереди, они видят свет – конец опасного путешествия.

Жизнеутверждающую силу добра, любви, красоты и преданности изобразил Васнецов на своей картине.
c:\users\елена\desktop\6 doc.jpg

3 ученик:

Картину «Алёнушка» Виктор Михайлович Васнецов написал в 1881 году. Навеяна она была образом Алёнушки из известной русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка.

Сестрица Алёнушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит одна на небольшом камне у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Одета она в цветастый, деревенский старенький сарафан, босая, немного растрёпанные волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. В её глазах отражается грусть и печаль: где же ты, мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козлёночка? Всё время не покидают Алёнушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем. Даже сама природа грустит вместе с ней. Деревья и травы стоят неподвижно, как - будто переживают вместе с ней.

В этой картине отразилась глубокая поэтичность русской народной

сказки.
c:\users\елена\desktop\1 doc.jpg

- Ребята, я надеюсь, вы обратили внимание на сказочную музыку, которая звучала. Это классическая музыка польского композитора Фредерика Шопена в современной обработке. Волшебная, красивая музыка Шопена усиливает восприятие картины.

4). Рассказ учителя о жизни и творчестве В.М.Васнецова.

(Показываю портрет и фото Дома – музея Васнецова)

- Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в Вятской губернии в семье священника. В семье было 6 сыновей, Виктор был вторым.

Семья была образованная, в семье читали журналы, рисовали. С детства мальчик увлёкся рисованием.

Когда Вите исполнилось 10 лет, по настоянию отца, он поступает в духовную семинарию, чтобы стать священником. В духовной семинарии он очень много рисует с натуры. Его успехи в живописи становятся очевидными. Затем Васнецов уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Здесь он знакомится с известными художниками: Поленовым, Суриковым, Репиным.

10 лет Васнецов жил во Франции, затем вернулся в Россию. Этот период жизни он посвятил сказочно – былинным сюжетам. В апреле 1889 года прошла его персональная выставка, на которой были представлены 38 полотен.

Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.

В Москве, в доме, где жил художник открыт Музей Васнецова. Москвичи ласково называют его Теремок. Он действительно похож на теремок. Этот дом был построен по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой теремом, украшенной крышей – бочкой. На окнах лепные наличники – кокошники. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам Васнецова. Главным местом была в доме мастерская художника, которая находилась на втором этаже. Эта мастерская была духовным пристанищем от шума и суеты, здесь Васнецов обретал покой и вдохновение для творчества.
^ V. Физкультминутка

- Ребята, а что всегда помогает героям сказок в их приключениях?

-Какое качество, необходимое во взаимоотношениях людей, помогает преодолевать все преграды и препятствия?

- Дружба.

(Танец и песня «Дружба» Барбарики)
^ VI. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки.

Ростом с комод, усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин сам рябой. (Кот)

-Какие знаете сказки, где главный герой кот?

-Какой он в сказках (Защитник, спаситель, иногда хитрец…)

^ За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало... нет ни дыма, ни пожара ( Лиса).

-Какие знаете сказки, где главный герой лиса?

-Какая в сказках показана лиса?(хитрая, находчивая)

-Откройте с. 195 в учебнике.

- Кто нарисован на картинке? (Мужик).

- Как он одет? В современную одежду?(Нет)

-Что – нибудь странное заметили? (у него на палке узелок, а из него слышно: мяу – мяу..

- Что можно предположить по картинке? Куда он идёт? Что несёт в узелке?

- Прочитайте название сказки.

- Так кто же будут герои нашей сказки?

( Открываю запись на доске «Кот и лиса»)

-Какие знаете сказки, где главный герой лиса?

-Какая в сказках показана лиса?
^ VII. Работа над темой
- Давайте проверим все наши предположения и начнём читать сказку.

- Вспомним, на что нужно обращать внимание, чтобы получилось выразительное чтение.

( Показываю табличку)

^ Первичное чтение

1) Чтение по частям.

1 часть (по абзацам)

1 абзац:

-Какой был кот?

-Как понимаете значение слова «шкодливый»? (Табличка со словом)

(Шкодливый, находчивый, вредный, озорной, хитрый – такой не пропадёт!)

-Как мужик решил избавиться от кота?

-Прочитайте, как жилось коту в лесу.

-Как понимаете «и горя ему мало»?

2 абзац:

-Почему лиса никогда не видела котов?

-Что можете сказать о коте?

- А о лисе?

-Как изменилась жизнь кота и сам кот?

-Как теперь зовут кота?

-Сравните имя Котофей с другими именами:

Тимофей, Еремей.

-О чем говорит факт, что эти имена встречаются сейчас очень редко?

- Чем заканчивается 1 часть?

-В сказке встретились устаревшие слова .

- Как вы их понимаете? Запишите современные слова.

(Работа на карточках в парах)

1 часть:

да – в значении союза «И»

и горя ему мало – быть равнодушным, не переживать

дивится - удивляется

не видывала – не видала

скажись - скажи

величать - звать

не ведала - не знала

потчевать - угощать
2 часть (самостоятельное чтение)

-Куда отправилась лиса на другой день??

-Кто повстречался лисе?

- Что им говорила лиса? Что она им приказала?

-Какой в этой части показана лиса?( Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)

- Волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)

Работа в парах над устаревшими словами во 2 части:

коли – если

схоронись - спрячься

ступай иди

3 часть "чтение по цепочке"

-Кто из зверей оказался храбрее?

-Расскажите, как кот напугал волка и медведя.

-Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

-Кто оказался хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)

Работа в парах над устаревшими словами в 3 части:

дожидаю – жду

пустился во всю прыть – быстро побежал

да давай Бог ноги – помоги убежать

положился на Божью волю – будь, что будет

шмякнется об земь – упал на землю

- Оцените свою работу.

^ VIII.Работа над сказкой

- В сказке много устаревших слов, но ещё обратите внимание на имена героев.

-Лизавета Ивановна созвучно со словом лиса, Михайло Иванович - со словом мишка, Левон Иваныч – со словом лев.

- Что вынесено в заголовок? Тема, герои, главная мысль, жанр?

- Определите главную мысль сказки.

- Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью.

-Как можно озаглавить по - другому?

-Найдите сказочные приметы, которые прослеживаются в сказке.

-Какой зачин и концовка у сказки?


^ Инсценирование 2 части сказки.

c:\users\елена\desktop\4 doc.jpg
c:\users\елена\desktop\3 doc (2).jpg

c:\users\елена\desktop\3 doc (1).jpg

- Смогли ли ребята – исполнители передать характеры лисы, волка и медведя?

- Оцените их актёрское мастерство.
^ IX. Рефлексия

- У вас в учебнике только одна иллюстрация к этой сказке, а вот художник Михаил Соловьёв всю сказку проиллюстрировал. Вот какие современные, живые, задорные, смешные получились у него герои сказки. На мой взгляд очень удачные иллюстрации, написаны с мягким юмором.

(Показываю портрет художника и иллюстрации к сказке)

-Ребята, отличаются картины Васнецова от современных иллюстраций?

- У каждого художника своя манера написания, свой почерк, свой стиль.

-Вот здесь представлены иллюстрации к русским сказкам советского художника Хохлова. Эти иллюстрации были написаны в 80 – е годы.
-Понравилась вам сказка?

- Какой же эпизод проиллюстрирован в учебнике?

- Подходит эта иллюстрация к сказке?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

- А сейчас мы хотим подарить сделанные своими руками поделки нашим гостям.

-Пусть эта золотая рыбка принесёт вам удачу в Новом году.

X. Домашнее задание

- Прочитайте эту сказку выразительно своим близким.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconТема: «Два Мороза» русская народная сказка
Занятие по интересам по литературному чтению «Путешествие в мир сказки» в 3 «Б» классе

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconЧто читать рекомендательные списки для чтения
Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» icon«пьеса о них» Драма Основано на реальных событиях
«Ревизор» Н. В. Гоголь; «Иван Грозный» А. Н. Толстой; русская народная сказка «Лиса и Волк»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» icon«Сказка о глупом мышонке»
Русские народные сказки в обработке русских писателей: В. Даля, Л. Толстого, К. Ушинского: «Хаврошечка», «Зимовье зверей», «Кот,...

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconУрок викторина по литературному чтению в 3 классе по теме «Поэтическая тетрадь 1»
Цели урока: обобщить знания детей по пройденной теме; прививать любовь к природе, к поэзии

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconСписок литературы для чтения летом
Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconСписок рекомендуемой литературы для 2 класса
Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса»; «Кот и лиса»; «Лисичка со скалочкой» и другие

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconУрок литературного чтения во 2 классе по учебнику «Любимые страницы»...
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику «Любимые страницы» О. В. Кубасовой, ос «Гармония»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconТема:"Два мороза"(русская народная сказка) Задачи урока
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите(на доску прикрепляют карточки «солнышко» или «тучки»)

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме «Русская народная сказка «Кот и лиса» iconУрока во 2 классе Тема урока : Русская народная сказка «Два Мороза»
Репродукции картин зимы, фотографии зимнего леса, скороговорки, выставка книг – сказок



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница