Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола»




Скачать 137.23 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола»
Дата публикации12.11.2014
Размер137.23 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка

Проект «Знакомство с миром профессий»

Комплексный анализ текста (на материале текстов о профессиях)


Задания к текстам №1-10 направлены на комплексную работу с текстом с целью обобщения и систематизации изученного по всем разделам школьного курса русского языка.

15.4.2013


АВТОР: ЛОГИНОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ЦО №491

^ ГОРОДА МОСКВЫ

прямоугольник 52 прямоугольник 55
Профессиональный конкурс работников образования

^ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕТСВА

(2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Методическая разработка
«Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)»


Автор: Логинова Юлия Викторовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО №491 г.Москвы

Текст №1
/профессия футболист/

Александр Генис «Дзен футбола»
Великий форвард, на которого молится вся команда, воплощает свободный дух футбола.

Как пассат, он носится по полю, послушный только постоянству направления. Его цель ока­заться в нужном месте в нужное время, чтобы не пропустить свидание с судьбой. Гол кажется материализацией этого непрерывного движе­ния, продолжением его. Но встреча двух тел в неповторимой точке - все равно дело случая.

И мы рукоплещем тому, кто способен его распо­ложить к себе - не расчетом, а смирением, веч­ной готовностью с ним считаться, его ждать, им стать.



  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения, составьте схему.

  2. Как вы понимаете выражение свободный дух футбола?

  3. Объясните лексическое значение слова пассат? В текстах какого стиля и содержания оно чаще всего встречается, с какой целью оно было использовано здесь А.Генисом?

  4. Подберите синонимы к слову рукоплещет. Чем отличаются слова в вашем синонимическом ряду?

  5. Прокомментируйте правописание НЕ со словами на материале этого текста.

  6. Приведите примеры из текста использования слов в переносном значении.

  7. Найдите в тексте сложное предложение, одна из частей которого состоит из односоставного безличного.

  8. Объясните постановку тире в предложениях данного текста.

  9. Найдите осложненные предложения, укажите, чем они осложнены.

  10. Выберите из текста слова для орфографического диктанта.


Текст №2
/профессия поэт/

Булат Окуджава «У поэта соперников нету…»
У поэта соперников нету —

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,

жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его,— нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.


  1. Определите тему и основную мысль стихотворения. Подберите вариант названия, используя строки из поэтического текста.

  2. Объясните значение слова соперник, подберите синонимы.

  3. Найдите контекстные антонимы, обоснуйте их использование в данном тексте.

  4. Какую роль играет многоточие в тексте?

  5. Объясните написание НЕ и НИ в тексте.

  6. Проанализируйте постановку тире в 1 и 2 строфах. Какое средство синтаксической выразительности использует здесь поэт?


Текст №3
/профессия косметолог/

^ Анри Труайя Новелла «Руки»
Она любила атмосферу салона причесок, где приторно сладкие ароматы смешивались с въедливым горьковатым запахом потухших сигар, любила устремленные ввысь зеркала над повторяющими друг друга раковинами, розоватые лица клиентов, их похожие на круглые колбасы головы, расположенные в ряд на белых тумбах пеньюаров, озабоченно снующих служащих, любила шорох струй включенного душа, всю гигиеническую и немного базарную суету, в которую то и дело вторгались телефонные звонки и хлопанье входной двери, выходящей на проспект, где с грохотом проносились автобусы.

Вечером, возвратившись в свою комнатушку на бульваре Гувьон-Сен-Сир, она чувствовала себя усталой и как бы слегка охмелевшей. Все господа, с которыми она встречалась днем, оживали в ее памяти, но не лица их неотступно вставали перед ней, ей виделись их руки. Жирные и потные или сухие и костлявые, покрытые сетью голубых вен, испещренные коричневыми пятнами или с пальцами, обросшими жесткими волосками! Она могла бы каждой из них подобрать имя. Обрубленные по запястье, они точно медузы плавали в воздухе. Некоторые из них даже снились ей. Но утром, едва поднявшись с постели, она вновь обретала полную ясность сознания.

  1. Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами, объясните постановку знаков препинания при них.

  2. Подберите синонимы к слову аромат.

  3. Выпишите именные и глагольные словосочетания, укажите их тип.

  4. Какие средства выразительности использованы в тексте?

  5. Подготовьтесь к самодиктанту: найдите и объясните трудные орфограммы.

  6. Проведите пунктуационный разбор одного из предложений.

  7. Какими смысловыми отношениями связаны предложения и абзацы в тексте?

  8. Укажите слова и словосочетания, выполняющие функцию связи в тексте.



Текст №4
/профессия певец/

Юрий Нагибин «Певучая душа России»
  Я помню, как Лемешев пел песенку на слова Беранже о старушке, которая, хмелея, рассказывает внукам историю своей жизни. Он пел ее почти шепотом, но этот шепот никому не перекричать, так был он человечен, безмерно трогателен, добр и мудр. И как лился, струился мягкий, доведенный до последней нежности голос, который оставался при этом голосом мужчины, не подражающего доброй подвыпившей старушке, а повествующего о ней проникновенно, не без слиянности, что было бы дурным тоном.

   Лемешев всегда умел сохранять известную дистанцию между собой-исполнителем и героями песен, чтобы при максимальном сближении с чужим внутренним миром не скатиться в имитацию. Когда один из лучших довоенных камерных певцов пел бетховенскую «Застольную», он придавал словам «Да жаль, что с воды меня рвет» почти физиологическое правдоподобие. Соблазн удивить публику «химией», будь это фантастически звучащая верхняя нота или… имитация рвоты, велик у певцов. Нужна не просто честность, но некая бесхитростность очарованной музыкой души, чтобы никогда не прибегать к подобным эффектам. Язык не поворачивается ставить это Лемешеву в заслугу, он ничего не преодолевал в себе, просто оставался таким, каким был задуман природой.


  1. Выполните синтаксический разбор первого и последнего предложений, составьте схемы.

  2. Выберите из отрывка материал для разного вида разбора. Произведите разбор.

  3. Разберите по составу слова рассказывает, подвыпившей, бесхитростность.

  4. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Какова их роль?

  5. В каком значении в тексте употребляются слова химия, имитация?

  6. Объясните правописание приставки в слове бесхитростность. Подберите к этому слову синонимы и антонимы.


Текст №5
/профессия учитель/

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
Ты спрашиваешь, что я преподаю. Трудно сказать. Профессор Уинтерс рекомендовал не столько преподавать, сколько обучать. Программа курса языка и литературы требует «индивидуального подхода», что означает: каждому ученику необходимо постоянное внимание, это позволит развивать интерес и любовь к чтению. Бестер говорит, что «надо прививать любовь к книге». Все это легко сказать, но трудно, точнее, просто невозможно сделать.

Многие наши ученики совсем взрослые, а читают как пятиклассники. Никто ничего не читал, кроме простейших комиксов и приключенческих романов. Ходят в школу почти десять лет и даже не знают, что такое предложение.


  1. Выпишите из текста словосочетания с разными типами связи.

  2. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, составьте схемы.

  3. Проиллюстрируйте примерами из текста разные способы словообразования.

  4. Какой частью речи является в тексте слово трудно? Приведите примеры, где это слово являлось бы прилагательным.

  5. Докажите, что слова развивать и прививать являются многозначными. Составьте словосочетания или предложения, чтобы показать другие значения этих слов.

  6. Где в тексте использовано противопоставление? Согласны ли вы с этим высказыванием, свой ответ аргументируйте.

  7. Приведите примеры использования метафор в тексте.


Текст №6
/профессия артист театра/

^ Валентин Гафт Стихотворение «Театр»


Театр! Чем он так прельщает,

В нем умереть иной готов,

Как милосердно Бог прощает

Артистов, клоунов, шутов.
Зачем в святое мы играем,

На душу принимая грех,

Зачем мы сердце разрываем

За деньги, радость, за успех?
Зачем кричим, зачем мы плачем,

Устраивая карнавал,

Кому-то говорим - удача,

Кому-то говорим - провал.
Что за профессия такая?

Уйдя со сцены, бывший маг,

Домой, едва приковыляя,

Живет совсем, совсем не так.
Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,

Нам представлять в своем лице!

Я мертв, но видно, что дышу я,

Убит и кланяюсь в конце.
Но вымысел нас погружает

Туда, где прячутся мечты,

Иллюзия опережает

Все то, во что не веришь ты.
Жизнь коротка, как пьесы читка,

Но если веришь, будешь жить,

Театр - сладкая попытка

Вернуться, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье,

Потом увянуть, как цветок,

И возродиться вдохновеньем.

Играем! Разрешает Бог!



  1. Объясните пунктуацию. Какие знаки препинания можно считать авторскими? Какова роль восклицательных и вопросительных предложений в тексте?

  2. Подберите синонимы к фразеологизму брать грех на душу. Определите стилистическую окраску фразеологизма.

  3. Выполните синтаксический разбор предложения 6-го абзаца.

  4. Перечислите союзы и союзные слова, использованные в стихотворении.

  5. Какие изобразительные средства выразительности использует автор, приведите примеры.

  6. Какое средство синтаксической выразительности использует автор во второй и третье строфах?

  7. Объясните расстановку знаков препинания в предложения с причастным и деепричастным оборотами.

  8. Найдите предложения с однородными членами, определите их синтаксическую функцию.

  9. Найдите в тексте антонимы и синонимы. Какова их роль в тексте?

  10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.


Текст №7
/профессия переводчик/

^ Татьяна Толстая «Переводные картинки»
Мне открылась вдруг сполна тяжесть каторжного труда переводчика, подвиг его, ничем практически не вознаграждаемый, мало кем ценимый, потаенный. Подобно Адаму, он вынужден вновь и вновь давать имена вещам, предметам, понятиям чужого, тайно и буйно цветущего за оградой сада.

Но сад меняется, отцветает, опадает, зарастает и глохнет, ускользает, превращается, преображается, отплывает кораблем от причала и растворяется в тумане, с нами же остаются лишь смутные очертания парусов да скрип снастей.


  1. Найдите однородные члены предложения в тексте, укажите их синтаксическую

функцию.

  1. Приведите примеры использования метафор в тексте.

  2. Какое средство синтаксической выразительности использовано автором?

  3. Найдите в тексте причастия, разберите их по составу.

  4. Выполните синтаксический разбор последнего предложения, составьте его схему.

  5. Каково лексическое значение слова потаенный? Выполните его словообразовательный разбор.


Текст №8
/профессия художник/

Александр Генис «Делянка утопии»
Христо, нью-йоркский художник болгарского происхождения, знаменит своими крупномасштабными произведениями. Это он заворачивал Рейхстаг, перекрывал занавесом горное ущелье, устанавливал зонты по обе стороны Тихого океана. На этот раз объектом его монументальной фантазии стал нью-йоркский Центральный парк, вдоль дорожек которого 600 помощников художника установили семь с половиной тысяч ворот, украшенных желтым нейлоном. Преображенный на 16 дней парк стал приманкой для миллионов туристов, торопящихся стать участниками са­мого большого в истории города хеппенинга. Покоренные успехом предприятия американские критики назвали проект Христа, к которому он готовился 25 лет, «первым подлинным шедевром XXI века».

(Из газет)


  1. Определите жанр текста, укажите тему.

  2. Какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте? Назовите слова, выполняющие функцию связи в тексте.

  3. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

  4. Найдите осложненные предложения, укажите, чем они осложнены.

  5. Найдите в тексте причастия, разберите их по составу.

  6. Найдите числительные, укажите, к какому разряду по строению они относятся.

  7. Объясните лексическое значение слова хеппенинг. По какому словарю можно выяснить его значение?

  8. Прокомментируйте словосочетание монументальная фантазия.


Текст №9
/профессия пианист/

Борис Зайцев «Лунная соната»
С высоты, вниз к эстраде, простирается воздушная дорога. Эстрада кажется небольшой, и рояль отсюда невелик - настолько далеко, что там будто особый мир, от нас, верхов этой огромной залы, отделенный раз навсегда. Оттуда можно только подавать сигналы.

В том мире в некую минуту из-за угловой завесы выходит знаменитый пианист во фраке - легкой быстрою походкой, как они все ходит. Плеск приветствий, сдержанный и прозрачный, как всегда в начале, встречает его.

У многих из нас особенное связано с Бетховеном - с ранних лет. Не просто это гениальная музыка, часть жизни нашей, молодости и России. Должно быть, часть души.

Пианист искусно расположил исполняемое: в начале прохладнее, спокойно и без блеска (впрочем, он и вообще себя не подчеркивал, занимался больше Бетховеном). В первой сонате в отдельных только местах приоткрывалось волшебное бетховенское. Но дальше, в меланхолическом большом куске как бы траурного марша все вдруг выдвинулось. А потом началась Лунная соната.



  1. Найдите в тексте многозначные слова. Запишите несколько словосочетаний с этими словами, чтобы проиллюстрировать их значения.

  2. Составьте словарный диктант на материале данного текста.

  3. Найдите осложненные предложения, укажите, чем они осложнены.

  4. Объясните расстановку знаков препинания в 1-ом предложении 4-го абзаца.

  5. Найдите метафоры, какую роль они играют в тексте?

  6. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать с помощью интонации? Какие слова в тексте помогают нам почувствовать это настроение?



Текст №10
/профессия священнослужитель/

^ Борис Зайцев «Слово»
За несколько лет до войны получил я тоже письмо - из Амери­ки, но откуда! - с крошечного островка близ Аляски, почти что с того света. Написал его инок, архимандрит Герасим. Никогда он в глаза меня не видал и не увидит. А переписка шла годы.

3амечательно место, откуда писал о. архимандрит. Оно тре­бует особенной справки: место русской смиренной славы.

Лет полтораста назад, из Валаамского нашего монастыря на Ладоге было послано в Аляску, России тогда принадлежавшую, несколько монахов во главе с о. Германом - для просвещения алеутов.

Монахи вели там миссионерскую деятельность. Некоторые погибли мученической смертью (от язычников), Герман же выжил. Обратил в христианство множество бедняков-туземцев, помогал ИМ, лечил и опекал, защищал от русских купцов-хищников. За сорок лет деятельности, кротостью своею, заступничеством за несчастных, любовию к ним снискал великую славу. Местные жители считали его за святого (может быть, со временем он и будет причислен к лику святых).

В положенное ему время скончался, погребен на этом самом островке. У могилы его часовня, а в домике у часовни как раз и жил мой о. Герасим, из Алексина родом судьба после первой войны забросила его именно сюда.

«Надо мною вековые сосны и ели, всегдашний их шум, да еще волны океана бьют о берег и это тоже слышно. Я живу тут в одиночестве. Занимаюсь огородничеством, молюсь у могилы о. Германа да научился еще вышиванию. Это занятие тихое и для монаха полезное. В трех верстах, через пролив, материк. Я туда езжу, объезжаю приходы, справляю требы и продаю свое рукоделие - этим живу. А потом опять к себе на остров».



  1. Объясните значение слов инок, архимандрит, монастырь, миссионерский, лик, часовня.

  2. Какой топоним, встретившийся в тексте, связан с историей православия в России? Подготовьте сообщение об этом монастыре.

  3. Произведите лексико-грамматический разбор слова смиренный: дайте толкование слова по нескольким словарям, расскажите о происхождении этого слова, выполните словообразовательный разбор.

  4. Выберите из данного текста 2-3 слова знаменательных частей речи и проведите их морфологический разбор.

  5. Составьте религиоведческий комментарий к главе. (Проследите, чтобы в ваш комментарий вошли слова инок, архимандрит, монастырь, миссионерский, лик, часовня, приход, требы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconМетодическая разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка литературы, Владимирская область Судогодский район село Мошок, e- mail

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconУрок в 6 «А» классе Методическая разработка для 6 класса
Автор: Вдовенко Сильвия Петровна-учитель русского языка и литературы гбоу сош №121 г. Москвы

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconАнализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу...
Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского...

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconМетодическая разработка урока литературы Творческая мастерская по...
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тимошина Татьяна Викторовна

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconМетодическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа»
Автор: телятникова нина анатольевна преподаватель русского языка и литературы гбоу спо пт №2

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconАвтор: Соснитская Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы...
Образовательная: развивать умения различать тропы и стилистические фигуры, определять их роль в тексте, уметь доказывать принадлежность...

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconМетодическая разработка урока литературы в 10 м классе Кобиль Татьяна...
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconНежное слово «мама» Автор: Склярова Л. В., учитель русского языка...
Автор: Склярова Л. В., учитель русского языка и литературы гбоу сош №5 «оц «Лидер» г о. Кинель Самарской области

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconАнализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ...
Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Методическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный анализ текста)» Автор: Логинова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы гбоу цо №491 г. Москвы Текст №1 /профессия футболист/ Александр Генис «Дзен футбола» iconАвтор: Зандман Р. И., учитель русского языка и литературы гимназии №1512 г. Москвы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница