Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги




НазваниеСборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги
страница1/7
Дата публикации13.11.2014
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Неделя детской

и юношеской книги

(сборник методических разработок

внеклассных мероприятий)



Неделя детской и юношеской книги

(сборник методических разработок внеклассных мероприятий)


Авторы – составители: В.И. Будникова, А.Б. Орехова,

Е.П. Полежаева.

В данный сборник включён цикл методических разработок внеклассных мероприятий, проведённых в рамках Недели детской и юношеской книги, где отражены рекомендации по подготовке и проведению «книжного праздника».

Все мероприятия апробированы в условиях ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа».
Кемерово

2014

Введение

Проблема приобщения детей к чтению не теряет своей актуальности. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что “современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». А ведь именно детское и молодежное чтение – «важнейший залог жизнеспособности нации, ее будущего расцвета».

Как известно, современные учащиеся все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. У воспитанников ГСУВУ «Кемеровская специальной общеобразовательная школа» вследствие педагогической запущенности (различного рода девиации, низкая обученность и обучаемость) читательский опыт и должные навыки чтения практически отсутствуют. Вопрос, связанный с приобщением воспитанников к чтению, становится общешкольной проблемой, разрешаемой в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

Своеобразный итог педагогической деятельности в данном направлении – Неделя детской и юношеской книги, традиционно проводимая в дни весенних каникул.

Ответственные за мероприятие: библиотекарь, учителя-словесники, воспитатели.

Цели:

  • приобщение воспитанников к чтению;

  • знакомство с историей праздника, с историей создания книги, а также с писателями и книгами-юбилярами;

Задачи:

  • формировать речевые умения и навыки в условиях анализа, интерпретаций, продуцирования высказываний различного характера;

  • развивать навыки конструктивного общения;

  • оказывать подростку содействие в достижении социально значимых целей, в раскрытии внутреннего потенциала (развитие творческих способностей).

В организации и проведении Недели необходимо соблюдение принципов:

  • системности, целостности, упорядоченности;

  • добровольности;

  • доступности;

  • индивидуально-дифференцированного подхода (учёт способностей, наклонностей, психологических особенностей личности подростка, опора на его положительные качества);

  • сотрудничества, доверительности и уважения во взаимоотношениях с подростком в сочетании с разумной требовательностью к нему (соучастие, сопереживание, сотворчество);

  • связи происходящего с культурной жизнью родного края (использование регионального компонента – встречи с поэтами, писателями края);

  • поддерживания школьных традиций (ежегодное посвящение в читатели, постоянные гости Недели – «книжная семья» и Королева Книга, встречи с работниками библиотек и др.);

  • событийности.

Сделать дни Недели ярким, запоминающимся событием – задача непростая. При подготовке к литературному празднику важно соблюдение этапов:

1. Организация. Определение темы, идеи праздника, согласование сроков его проведения с будущими участниками (педагоги, гости, воспитанники).

^ 2. Определение круга литературного чтения (с привлечением регионального компонента). Задолго до проведения Недели в уголках внеклассного чтения (библиотека, кабинет, класс самоподготовки) появляются списки рекомендуемой литературы. Для обсуждения узловых моментов художественных произведений подросткам зачастую предлагаются вопросы. Данные вопросы найдут свои ответы на уроках литературы, во время самоподготовки и «Часа книги», а также на библиотечных часах. Это поможет воспитаннику лучше ориентироваться в произведении при его обсуждении и быть готовым к встрече с книгой, с авторами в дни Недели.

^ 3. Составление программы и распределение по группам. По количеству дней недели план-программа включает в себя 6 - 7 основных мероприятий, тематически связанных между собой, чаще всего юбилейной датой. Участников мероприятий целесообразно распределить по группам: чтецы; художники-оформители; ответственные за техническое сопровождение; группа поддержки.

Чтецы – лицо мероприятия. Презентабельный внешний вид, чёткая дикция; эмоциональность выступления, умение себя подать – залог успеха мероприятия. Но без надёжного тыла желаемого не достичь.

От работы художников-оформителей, ребят, ответственных за оборудование и других помощников, зависит общий успех:

  • блёклое оформление сцены – и чтеца уже не видно (даже если он читает выразительно);

  • музыка звучит несвоевременно – теряется общий настрой в зале, нет связи между актёрами и зрителями;

  • одобрительная реплика из зала, всплеск эмоций, завораживающий взгляд – всё это вселяет уверенность и воодушевление, ты на сцене не зря.

^ 4. Рассмотрение мероприятий на методическом объединении, на худсовете.

5. Согласование планов методического объединения (учителей-предметников, воспитателей) с общешкольным планом.

^ 6. Утверждение плана Недели детской и юношеской книги директором школы.

А далее репетиции, сам праздник и подведение итогов.

Читательская деятельность по своей сути во многом родственна работе актёров, режиссёров, сценаристов. Взаимоотношения педагога с ученическим коллективом обретают характер творческого содружества. Педагог – режиссёр, наставник и помощник. Ученик – исполнитель, действующее лицо, тот, кто воплощает все задумки, благодаря своим актёрским данным. Такой творческий альянс помогает педагогу научить работать – организовывать и участвовать в мероприятиях с постановочным действием, обучить своих подопечных исполнительскому искусству, вдумчивому чтению.

Целенаправленность и высокая организация – залог достижения поставленных целей. Мероприятия объединены общей идеей, композиционно выстроены в строгой последовательности, отличаются единством формы и содержания – и это уже система. Дела, включенные в программу Недели, - это логическое завершение всей предварительной кропотливой повседневной работы с книгой, проводимой на уроках, классных и библиотечных часах, а также на кружковых занятиях и заседаниях клубов. В дни книжного праздника плодотворно работают все методические объединения школы (МО воспитателей, учителей гуманитарно-эстетического и естественно-математического циклов). В творческой лаборатории каждого педагога свой арсенал средств, методов и приемов, используемых в деле пропаганды книги.

На уроках русского языка, литературы полезно в эти дни активизировать словарную работу с книжной лексикой, применять дидактические материалы по данной тематике; для анализа языковых явлений лучше брать высказывания писателей, выдающихся деятелей о книге, чтении, а также пословицы, поговорки, загадки. На уроках литературы важно в эти дни повести разговор о том, какие нравственные качества характера ценят ребята в героях прочитанных книг, в чём хотят быть похожими на них, как пытаются преодолеть недостатки в своём характере, поведении. На уроках истории, географии, обществознания и др. уместно провести обзоры книг с прочтением захватывающих эпизодов. На любых уроках будут желательны творческие задания, которые приведут ребят в библиотеку и заставят обратиться не только к художественным произведениям, но и к справочникам, энциклопедиям.

Дух соперничества присущ подростковому возрасту, он является для ребят естественным стимулом развития. Конкурсы, как соревновательная форма внеклассной деятельности, способны порождать здоровую конкуренцию. Они способствуют развитию эрудиции, расширению кругозора ребят, вызывают потребность больше читать, узнавать, обдумывать. При подготовке к празднованию знаменательных дат, связанных с жизнью, творчеством писателей, рекомендуется проводить различные конкурсы. Рассмотрим некоторые из них.

  • ^ Конкурс на знание биографии, творчества писателя.

Вопросы составляются учителем при участии ребят, обладающих достаточными литературными знаниями или подготовленных (помощников). Активное включение учащихся в непосредственный процесс общения: обмен мыслями, впечатлениями, суждениями с опорой на литературное произведение – способствует развитию коммуникативных навыков. В данном конкурсе воспитанники побывают в роли слушателей, выступающих, критиков.

  • ^ Конкурс чтецов.

Конкурс на лучшее исполнение стихотворения станет настоящим праздником для подростков – это путь к автору и осознание, раскрытие собственного отношения к прочитанному. Следует поощрять разнообразие репертуара, что даёт воспитанникам возможность почувствовать глубину, силу русского слова, выражающего авторское мироощущение.

  • ^ Конкурс на лучшее сочинение.

Участвовать в этом ребятам непросто: необходимо иметь свою точку зрения на обсуждаемый предмет, уметь её полно и лаконично высказать; а также владеть собой, чтобы спокойно выслушивать оппонента и найти убедительное возражение.

  • ^ Конкурс художников-иллюстраторов.

Рисование – одно из любимых занятий детей. Выставки работ воспитанников собирают много зрителей. В конкурсе принимают участие все желающие. Экспонируются все рисунки. Эталонов нет. Но всегда есть работы, получающие особое признание.

Таким образом, праздник книги готовится задолго до его открытия. Со временем все воспитанники попадают «в водоворот событий» и становятся участниками происходящего. «Книжное дело» приобретает в школе особый размах, становится массовым, хорошо продуманным, коллективным творческим делом. Принять участие в одном из конкурсов, быть лучшим исполнителем роли литературных героев, стать победителем в различных номинациях – дело чести каждого.

В процессе целенаправленной работы с книгой у ребят вырабатываются навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, без которых невозможно овладение знаниями по всем предметам… И это значимо для нашей школы.

Познавательные интересы ребят, сформированные при изучении литературы в период подготовки и проведения Недели, находят дальнейшее развитие в процессе урочных, внеклассных и внешкольных занятий… И это значимо для образовательного процесса.

Неделя детской книги, вошедшая в школу как яркое, запоминающееся событие, содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для воспитания, индивидуального развития подростков, способствует формированию навыков культуры общения, потребности в знаниях, готовности к самообразованию… Для нашего воспитанника всё это ценно и социально значимо.

Из опыта проведения Недели детской и юношеской книги-2013

^ Литературный праздник «С книгой мир добрей и ярче»

(к 70-летию Недели детской и юношеской книги)

Организованно и целенаправленно шла подготовка к Неделе детской и юношеской книге. Под руководством педагогов школы дети читали и обсуждали произведения писателей и книг-юбиляров. Среди юбиляров 2013 года: Г. Х. Андерсен, Ж. Верн, А. М. Горький, М. М. Пришвин, В. А. Чивилихин и др. А далее были подготовлены театральные постановки, викторины, встречи, проведены классные часы.

Таким образом, вниманию читателей предлагается работа: «Неделя детской книги (сборник методических разработок внеклассных мероприятий)».

В процессе создания сборника изучена литература по названной теме; систематизированы материалы многолетнего опыта; учтены общепедагогические принципы.

Данная работа состоит из 3-х разделов:

1. Введение.

2. Основная часть. Из опыта проведения Недели детской и юношеской книги.

3. Заключение.

В сборник включены внеклассные мероприятия, разнообразные по форме и содержанию, такие как театральное представление, в литературной гостиной, классный час, викторина и др. В структуре каждого из них отражена подготовительная работа, план-конспект мероприятия, также даны методические указания, приведены сноски (интернет-ресурс).

^ Новизна работы:

Полагаем, что в вопросе организации и проведения Недели детской и юношеской книги в условиях нашей школы достигнута некая системность и упорядоченность. Разрозненные материалы многолетнего педагогического опыта, сложившегося в школе, удалось представить целостно и отработать чёткий алгоритм проведения праздника. Использование рекомендаций в практической деятельности, надеемся, приведёт к желаемым результатам в деле привития воспитанникам интереса к чтению.

^ Этапы Недели

25.03. – Открытие Недели. Зал ярко оформлен, используется мультимедийное оборудование.

Знакомство с историей создания книги, с писателями-юбилярами. Так называемая «книжная семья» торжественно объявляет план Недели детской и юношеской книги.

Классный час с общей тематикой «Книга мудростью богата…». Обзор произведений писателей - юбиляров с рекомендациями для прочтения книг.

26.03. – Викторина «Путешествие знатоков по роману «Дети капитана Гранта» Ж. Верна». Мероприятие проходит в форме игры, соревнуются две команды в знании прочитанного произведения, в итоге определяется победитель.

27.03. – Просмотр фильма по произведению Ж.Верна «Дети капитана Гранта» с последующим обсуждением.

28.03. - Яркое, музыкальное театрализованное представление «Сказки гуляют по свету» (работа творческой группы А.Л. Кузьминой, О.В. Матюшкиной). Подростки - зрители и участники представления.

29.03. - «Литературная гостиная» (библиотека «Гармония» Кировский район), лучшие читатели школы - ее участники.

30.03. – Закрытие Недели. Подведение общих итогов.

План Недели детской и юношеской книги

(25.03.2013 – 30.03.2013г.)


Дата

Мероприятия

Место проведения

Ответственные

25.03.

(пн.)

Литературный праздник

«С книгой мир добрей и ярче»

(открытие Недели детской и юношеской книги)

«Книга мудростью богата…»

(классный час)

актовый зал

кабинет

Будникова В.И., Полежаева Е.П.


Классный руководитель

26.03.

(вт.)

«Сказки гуляют по свету»

(театрализованное представление)

Конкурс на лучшего иллюстратора по сказкам Г.Х. Андерсена.

актовый зал

самоподготовка

Кузьмина А.Л.,

Матюшкина О.В.

Полежаева Е.П.,

воспитатели

27.03. (ср.)

Путешествие знатоков по роману

^ Ж. Верна «Дети капитана Гранта»

(викторина)

Конкурс сочинений по теме «Чтение – вот лучшее учение»

библиотека

кабинет

Будникова В.И., Полежаева Е.П.

Будникова В.И.,

Орехова А.Б.

28.03. (чт.)

В поисках капитана Гранта

(просмотр фильма).

Книжкина больница.

кинозал

кабинет самоподготовки

Будникова В.И., Полежаева Е.П.

Воспитатели


29.03. (пт.)

«В нашем доме»

(знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка В. Чивилихина

в литературной гостиной библиотеки)

Работа лекторской группы

библиотека «Гармония»

г. Кемерово

Будникова В.И., Полежаева Е.П.

Будникова В.И.,

Орехова А.Б.

30.03. (сб.)

«Книга - величайшее из чудес…»

(закрытие Недели детской и

юношеской книги)

актовый зал

Будникова В.И., Полежаева Е.П.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconРайонная Неделя детской и юношеской книги
Неделя детской и юношеской книги. Впервые праздник детской книги был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconПрошла неделя детской книги!
Неделя детской и юношеской книги открывалась театрализованным представлением «Ах, уж эти братья Гримм!», посвященного 200-летнему...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий...
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучшее творческое занятие»

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconПрограмма Недели детской и юношеской книги была насыщенной, познавательной...
На основании Приказа Управления образования Администрации мо «Дебёсский район» и плана работы школы с 25 марта по 30 марта в школе...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconОбщероссийский конкурс методических разработок занятий, классных...
...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги icon27 марта 2012 года в школе была проведен методический день. Цель...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconРайонный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий. Ярмарка профессий
Цели: познакомить с многообразием профессий и их значимостью в современном мире

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconПрограмма элективного курса «Человек имеет право»
...

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconОбщероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и...
Экологический праздник – Синичкин день создан по инициативе Союза охраны птиц России

Сборник методических разработок внеклассных мероприятий Неделя детской и юношеской книги iconЯнварь
Неделя детской и юношеской книги. (Проводится ежегодно с 1944 г. Первые «Книжные именины» прошли по инициативе Л. Кассиля в 1943...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница