«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина»




Скачать 84.28 Kb.
Название«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина»
Дата публикации14.11.2014
Размер84.28 Kb.
ТипРассказ
lit-yaz.ru > Литература > Рассказ


МБОУ

« Карпогорская общеобразовательная школа №118»

Урок литературы в 11 классе

(Базовый уровень)

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е.И. Замятина»

( Внеклассное чтение)
Программа регионального компонента по литературе для 10-11 классов,

Скепнер Л. С., Артюгина Т.Ю., Валькова Е. И.,

АОИППКРО 2005

Учитель: Когина Лариса Альбертовна

Карпогоры 2013

Изображение русского национального характера

в рассказе Е. Замятина «Африка».
^ Предварительная подготовка: сообщение-презентация о жизни Е. Замятина (индивидуальное задание),

знакомство с рассказом.
Оборудование: мультимедийный экран, доска, опросные листы, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль. Москва «Русский язык» 1978г.,

Ваше имя. Энциклопедия имён – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик,2009.
^ Цель: Выявить особенности русского национального характера в рассказе Е. Замятина «Африка».

Задачи: Знакомство с биографией Е. Замятина; беседа по содержанию рассказа; развитие навыков характеристики образа.


  1. ^ Объявление темы урока.

-Что значит слово « национальный»? ( Свойственный данной нации)

-Какие черты характера свойственны русским людям?

Дома вы с рассказом познакомились. Что мы должны попытаться сделать за 40 минут урока? ( Повторить биографию писателя, обсудить, какие черты русского национального характера присущи герою рассказа)
^ 2. Знакомство с биографией Е. И. Замятина.

Сообщение подготовленного ученика о жизни Е.Замятина с использованием мультимедийной презентации. По ходу сообщения учащиеся заполняют 1 часть опросного листа.
-^ Основные тезисы урока будут изложены в ваших индивидуальных листах. Ваша задача быть внимательными собеседниками и закончить начатые мною тезисы.


  1. Беседа по содержанию рассказа.

-Рассказ «Африка» написан в 1916 году после пребывания на севере в 1915 году. Писатель побывал в Кеми, на Соловках.

-Почему местом действия в рассказе выбрано Поморье? (Замятин воспринимает Поморье как сказочную страну, не тронутую цивилизацией. Здесь живут доверчивые люди, верящие в сказку, но привыкшие к этой сказке и не замечающие её).
-Кратко перескажите содержание рассказа «Африка».

-Какие детали показывают, что действие происходит на русском Севере?(На дворе – белая ночь; отец Фёдора был китобоем, сам Федор устраивается на шхуну гарпунщиком, упоминаются северные географические названия: Мурманский, Святой Нос...).

-Чем интересен язык рассказа? Послушайте отрывки из произведения писателя 19 века, отметьте особенности языка.

^ Учитель зачитывает отрывки из произведения Н.С. Лескова «Левша».

(См. Приложения).

-Из какого произведения взяты отрывки?

-Кто автор?

-Что общего в языке рассказа Е. Замятина и в сказе «Левша» Н.С. Лескова? ( Неторопливое повествование, ориентированное на живую устную речь.)

-Определите жанр рассказа Е.Замятина. (Сказ)

-Кто главный герой рассказа? (Фёдор Волков)

-Как он выглядит? Зачитайте портретную характеристику героя.

-Что значит голова-колгушка? (^ Словарь В.И. Даля. Колганъ – колгушка – грубой выделки посудина)

-Посмотрите по словарю значение имени героя? (Фёдор – дар божий)

-Как вы понимаете это значение? (Одарённый, особенный, отмеченный Богом, не такой, как все).

-Так какой герой? (невзрачный внешне, физически развитый, наивный).

-Что показалось Фёдору Волкову необычным в приезжих господах? («И то разговаривают всё по-нашему, по-нашему, а то примутся ещё по-какому-то»)

-Почему господа сказали Фёдору, что приехали из Африки? Обратите внимание на глаголы, использованные автором для описания поведения приезжих, когда они это говорят герою. (Переусмехнулись между собой, подмигнул, девушка засмеялась. Господа решили подшутить над местным простаком)

-Чем поразила героя приезжая девушка? (Пением, в котором чувствовалась непонятная грусть)

-Что в эту светлую майскую ночь произошло с героем? Что объединило героя и девушку? (^ Любование красотой белой ночи. Он слился с природой,стал понимать прекрасное, пение девушки воспринимается как продолжение этой волшебной ночи.)

Как вы думаете, было это на самом деле?
-Найдите значение имени Пимен. (^ Пимен- пастух, наставник)

-Что говорится о Пимене во 2 главе? Какой он человек? («…уж больно он был человек уедливый». Любит всех поучать, надоедает своими нотациями).

-Почему Фёдор обратил внимание на Яусту, старшую дочь Пимена? (Опять была весна, тот же дом, то же окно, грустная девушка в нём. Яуста кажется Фёдору необычной в свете весеннего месяца, похожей на русалку, с волосами как вода морская).

-Какие чувства испытывает Фёдор, когда идёт после первой брачной ночи по весеннему лесу? (Любуется весенним лесом, слушает пение птиц. Не стреляет в рябчика, зовущего подругу. Фёдор счастлив.)

-Какой поступок жены отвратил от неё Фёдора? (Фёдор подходит к ней, хочет обнять её, а она ругается, что он ноги не вытер).

-Что общего у Яусты с её отцом? Чем Фёдор на них не похож? (Яусте чуждо любование красотой природы, искренние чувства ей недоступны, для неё главное, чтобы всё было как у всех. Фёдор же видит красоту окружающего мира, мечтает об искренних чувствах, настоящей любви).

-Как изменился Фёдор с того дня? (По ночам Фёдор пропадает в лесах или сидит у моря. С Яустой не ругался, молча её выслушивал. Когда пришла зима и в лес уже было не уйти, стал пить, хочет уехать в Африку. Зиму прожил в бане).

-К кому обращается Фёдор с просьбой рассказать про Африку?

Что мы знаем об Индрике? ( Индрик – капитан китобойной шхуны. Ещё отец Фёдора с ним плавал. Никогда не улыбался Индрик)

-Как автор описывает глаза Индрика? Почему они всегда грустные? (« Всё на свете Индрик видал: должно быть, и то видал, чего живым видеть нелеть»).

-Что посоветовал Индрик Фёдору? (Индрик сказал Фёдору, что Африка есть, но ехать туда дорого. Предложил идти к нему на шхуну гарпунщиком, чтобы заработать денег на дорогу).

-От чего испытывает Фёдор радость перед смертью? (^ Мечта вот-вот сбудется).
-Почему Фёдор так стремился попасть в Африку? ( Африка для Фёдора - это не континент, это чудесная страна любви и изобилия. Фёдор не может найти понимания у людей его окружающих. Африка для Фёдора – это желание счастья.)

-Какие черты русского национального характера воплощены в образе Фёдора Волкова? (Фёдор Волков – герой- мечтатель, которому трудно ужиться с провинциальными обывателями, но и уйти от них он тоже не может. Стремление к прекрасному, мечтательность, уход от действительности, неприятие обыденной жизни, стремление жить как в сказке, любопытство, простодушие, доверчивость.)

На экран выведены имена героев произведений русской литературы

Катерина Кабанова из драмы А.Н. Островского «Гроза»

^ Евгений Базаров из романа И. С Тургенева «Отцы и дети»

Илья Ильич Обломов из романа И.А. Гончарова «Обломов»

Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Лирический герой в стихотворении А. Блока «Незнакомка»
- Выберите тех героев, которые по характеру похожи на Фёдора Волкова. Ответ аргументируйте.
4.^ Подведение итогов урока. Опросные листы сдаются учителю на проверку.

- Что такое Африка для Фёдора Волкова?

- Какие черты русского национального характера воплощены в образе героя рассказа?

- Встречаются ли эти черты характера в произведениях других русских писателей?
^ Домашнее задание. Дать ответ на один из вопросов:

Почему рассказ так называется?

Почему рассказ заканчивается смертью героя?

Приложение 1
Изображение русского национального характера в рассказе Е. И. Замятина «Африка».
Краткая летопись жизни и творчества

1………год. Родился в Лебедяни Тамбовской губернии в семье …………..

2.Учился на ……………………….. факультете ………………………….. университета.

3. Член партии ………………………… с ……….. года. Осенью арестован, несколько месяцев проводит в тюрьме

4. В ……… году заканчивает институт со званием морского инженера.

Литературный дебют – рассказ …………….

5. 1913 год – повесть …………………………..

6. 1915 год – ссылка в …………………

7. 1916 год –командирован в …………………………… для наблюдения за строительством судов по русским заказам.

8. В ……….. …………………..года возвращается в Россию.

9.Работа в редколлегии «……………………….литературы». Кружок «………………………..братья».

10. ………………….год. Роман «Мы».

11. В 1928 году избран председателем …………………………………

10. 1929 год - антизамятинская кампания в «Литературной газете», повод – …………………………………………………………………

11. ……………….. год – отъезд за границу. Сохраняет советское гражданство.

12. В 1937 году 10 марта умирает в…………………………..

Евгений Иванович Замятин

«Африка».

1.Рассказ написан в …….году после пребывания ……………………….. в ……году.

2.Язык рассказа напоминает язык произведений …………………………………….

3. Приезжие господа сказали Фёдору, что приехали ……………………… Они говорили (серьёзно\шутили)……………………

4.Фёдора заворожило……………………… приезжей девушки.

5. Фёдор очарован Яустой, потому что опять наступила …………………., он видит её в том же ………….., что и приезжую девушку. Яуста (настроение) …………….

6. Фёдор понял, что Яуста не такая, какой он себе её представлял, после того как …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7. С того дня Фёдор изменился: ………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………

8. Фёдор мечтает уехать ……………………………….. Что для этого нужно предпринять ему подсказал …………………………………

9. Фёдор отправляется в море (кем?)…………………………., чтобы …………………. ……………………………………………………………………………………………………

10. Африка для Фёдора – это ……………………………………………………………….

11. В образе Фёдора Волкова воплощены черты русского национального характера: ………………………………………………………………………………………………….

Приложение 2

Н.С. Лесков «Левша».

1. ГЛ.1 Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нём был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, всё государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть, - и чем-нибудь отведёт.
2. Гл.6 Платов из Тулы уехал, а оружейника три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города.
3. Гл.11 Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал. Платов знал, что непременно его о блохе спросит. И вот никакого в свете неприятеля не пугался, а тут струсил: вошёл во дворец со шкатулочкою да потихонечку её в зале за печкой и поставил. Спрятавши шкатулку, Платов предстал к государю в кабинет и начал поскорее докладывать, какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры. Думал он так: чтобы этим государя занять, и тогда, если государь сам вспомнит и заговорит про блоху, надо подать и ответствовать, а если не заговорит, то промолчать; шкатулку кабинетному камердинеру велеть спрятать, а тульского левшу в крепостной каземат без сроку посадить, чтобы посидел там до времени, если понадобится.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconВопросы к экзамену по литературе
Творческий путь М. Шолохова. Изображение русского характера в рассказе «Судьба человека»

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconИсследование национального характера вырастает в сложную проблему,...
Именно в таких случаях люди руководствуются генетически заложенными национальными чертами и стереотипами поведения, сформированными...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconРусский характер
В книге раскрываются основные черты русского национального характера, показывается психология русского человека, его взгляды на политику...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconУрок географии в 7классе Географический квн по теме «Африка»
Вы не из трусливых, и Вас так просто не испугать, а потому приглашаю Вас на географический квн, посвящённый материку «Африка». Ведь...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconУрок внеклассного чтения тема: «всюду родимую русь узнаю. (Н. А. Некрасов)»
Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconКонспект урока по географии 7 класса Тема : «Жаркая Африка»
Организовать работу обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении темы «Африка»

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconПрограммы, разработанная с учетом национального регионального компонента Пояснительная записка
Российской Федерации. В законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического,...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» icon47. проблематика романа Гончарова "Обломов"
Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» icon«1984» дж. Оруэлла и «МЫ» Е. Замятина
Оруэллу образцом, было «Мы». Как и «1984», «Мы» это «антиутопия» и многие критики считают, что вся работа Оруэлла – всего лишь английская...

«Изображение русского национального характера в рассказе «Африка» Е. И. Замятина» iconРабочая программа по литературе в 9 классе (3 часа в неделю, 102 часа в год)
Благодаря такому предмету, как литература, мы формируем в детях черты русского национального характера, прививаем любовь к родной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница