Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Скачать 174.48 Kb.
НазваниеСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации25.11.2014
Размер174.48 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Тема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Проблема творчества и судьбы художника.

(Заключительный урок по творчеству Булгакова).

Кузьмина Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №1» г. Норильска, Россия

м.т. 8-913-504-44-14.

Предмет, класс: литература в 11 классе.

Тип урока: урок когнитивного типа (наблюдение над текстом).

Цели и задачи урока

Предметные цели:

  • выявление мировоззренческих взглядов М. А. Булгакова в области политики и нравственности;

  • формирование критического отношения к конъюнктурным произведениям, созданным по заказу «сверху»;

  • создание конечного образовательного продукта: схемы «Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев романа.

Метапредметные цели:

  • фундаментальный образовательный объект – совесть; выявляем значение отказа от совести под давлением идеологических убеждений, что влечет за собой духовное разложение личности и деградацию общества;

  • выявление влияния тоталитарного государства с сильным репрессивным аппаратом на нравственное здоровье нации;

  • формирование демократических взглядов и отказ от руководства литературой и искусством с помощью идеологии;

  • воспитание стремления к участию в жизни гражданского общества.

Личностные цели:

  • формирование понимания нравственного значения раскаяния в жизни общества и отдельной личности;

  • осмысление личной ответственности за нравственный выбор;

  • формирование убеждения, что принципиальный отказ от совести влечет за собой духовное разложение и деградацию (как у отдельной личности, так и для общества в целом).

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор с экраном, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», портрет М. А. Булгакова.

^ Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, видеоплеер Media Player Classic

Формы и методы обучения:

- просмотр и обсуждение видеофрагмента из художественного фильма «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко;

- анализ отдельных глав и образов – работа в группах;

- создание стилизации «под Булгакова».

^ Ожидаемые результаты сдвоенного урока:

~ Проанализировав отдельные главы романа, учащиеся придут к выводу о том, что для М. А. Булгакова совесть – одна из важнейших нравственных категорий, обязательный элемент духовного здоровья нации.

~ Сопоставив текст произведения с фактами исторической эпохи (30-40-е годы ХХ века), выпускники подведут итог о том, что органы НКВД, осуществлявшие репрессии, призывавшие к доносам, стремились воспитать новое поколение советских людей, готовых на сделку с собственной совестью ради победы большевистской идеологии.

~ Сравнив тему «Творчество и судьба художника» в творчестве М. А. Булгакова с взглядами Н. В. Гоголя в повести «Портрет», ученики поймут, что даже самые талантливые творцы искусства деградируют, если не верят в те идеи, которые пропагандируют в своих произведениях.

~ Проведя сравнительный анализ образов Ивана Бездомного и поэта Рюхина, участники групп докажут, что автор романа критиковал современную ему практику управления литературой и искусством с помощью идеологии.

План урока

  1. Организационно-мотивирующий этап (создание и фиксация напряженности).

  2. Уточнение образовательного объекта. Что такое совесть? Примеры из жизни и выводы.

  3. Конкретизация задания по группам. Консультации учителя при появлении вопросов у учащихся.

  4. Выполнение задания в группах: исследование текста романа по заданным проблемам.

  5. Демонстрация образовательного продукта: один участник группы заполняет схему «Вина – совесть – искупление – прощение» (через компьютер схема высвечивается на доске), другой читает стилизацию с обвинительной или оправдательной речью.

  6. Систематизация полученной информации с помощью проблемных вопросов.

  7. Работа с культурно-историческими аналогами: образом Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «Расчет» в «Господах Головлевых») и образом Черткова в повести Н. В. Гоголя «Портрет».

  8. Этап рефлексии.

^ Ход урока

Организационный момент. Объявление темы урока и целей. Эпиграф урока:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

(музыкальный эпиграф к уроку)

Стихи Юрия Левитанского,

музыка Сергея Никитина.

I этап урока: создание и фиксация напряженности.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма режиссера Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Эпизод суда Понтия Пилата над Иешуа, начиная со слов: «Говорить правду легко и приятно…»

Учитель:

*Сформулируйте, в чем парадоксальность этой ситуации (в свете нашей темы урока)?

Учитель. (Дополнительный вопрос, если учащиеся не поняли суть предыдущего):

*Что помогает обвиняемому говорить смело и уверенно, а судье бояться результатов допроса? Какую роль в романе Булгакова играет тема совести?

Ученик:

- Иешуа говорит смело и уверенно, так как для него правда – единственно возможный вариант ответа на любой вопрос. Для Га-ноцри этот эпизод не является моментом нравственного выбора, ведь он принципиально всегда говорит только правду. Понтий Пилат, напротив, боится этой правды: для себя он уже решил, что поможет обвиняемому, поместит его на своей вилле и будет наслаждаться общением с умным, интересным собеседником. Но новый поворот допроса ставит его перед серьезной дилеммой: если закрыть глаза на формулировки доноса (а Иуда сформулировал вину подсудимого как призыв к свержению власти кесаря), то легко можно самому оказаться в роли преступника, если же согласиться с трактовкой доноса, то в итоге – наказание невиновного и потеря духовно близкого человека. Таким образом, можно смело утверждать, что тема совести – главная тема не только просмотренного видеоэпизода, но и всех глав, посвященных Понтию Пилату.

- Парадоксальность ситуации в том, что судья боится правдивых ответов подсудимого и в конечном итоге идет на сделку с совестью. А Иешуа Га-Ноцри не боится ничего и смело говорит правду.

II этап урока: уточнение образовательного объекта.

Учитель:

*Совесть относят к вечным ценностям человеческого общества. Но перед тем, как расшифровать значение этого слова и выявить особенность точки зрения Булгакова М. А. на этот счет, давайте выявим, какой личный опыт вы имеете на сей счет… Нужна ли людям совесть?

^ Примеры из жизни учащихся. Выводы по ситуациям.

Одиннадцатиклассники приводят примеры из собственного опыта и делают вывод, что каждый человек желает, чтобы окружающие были честны по отношению к нему, но сам-то он в особо сложных жизненных ситуациях позволяет себе идти на сделку с совестью и говорить полуправду, а изредка – даже откровенную ложь. Некоторые выпускники считают весьма престижной свою способность так словесно оформить свою мысль, чтобы она звучала двусмысленно и взрослые не могли доказать ее лживость.

III этап: конкретизация задания.

Объединение учащихся в группы. Формулирование конкретных заданий по образам и мини-сюжетам. Анализ текста романа в соответствии с заданием.

Класс делится на 7 групп. В каждой группе один ученик ответственен за оформление вывода группы в виде таблицы (схемы) и один – за выступление в жанре стилизации. Задания для учащихся:

А) написать речь от лица М. А. Булгакова в защиту героя, прошедшего трудный путь осознания вины, раскаяния и искупления, то есть с точки зрения автора – достойного прощения (это Иван Бездомный, Фрида, Понтий Пилат, Коровьев);

Б) создать обвинительную речь, объясняющую причины, по которым не получили прощения Никанор Иванович, Александр Рюхин, Берлиоз, Алоизий Могарыч и Иуда.

IV этап: выполнение задания.

Работа в группах

  1. Этимология слова «совесть». // Философское значение понятия «совесть». (Работа с этимологическим словарем и словарем философских терминов)

  2. Тема совести в образе Иешуа.

  3. Тема преступления и искупления в образе Фриды. Почему в финале романа Фрида прощена?

  4. Образы Иуды и Алоизия Могарыча. Выводы автора о судьбе тех, кто не желает и слышать о совести.

  5. Судьба художника-конформиста в тоталитарном обществе. Размышления поэта Рюхина о своей судьбе и об удачливости Пушкина.

  6. В чем принципиальное отличие мастера от современной ему литературной среды: берлиозов, латунских, лавровичей и прочих авторов-конъюнктурщиков?

  7. Что объединяет Иешуа, мастера и Булгакова? Какие основополагающие, краеугольные взгляды отличают их?

V этап урока: демонстрация продукции.

Группы отчитываются о проделанной работе: исследование текста романа по заданной проблеме. Выводы по теме.

Заполнение схемы (таблицы) «Вина – совесть – искупление». (Смотри приложение к уроку). Показ схемы сопровождается объяснением логики ее построения: например, Фрида достойна прощения после искупления своего преступления, поэтому ромбики схемы направлены вверх; а Берлиоз не раскаялся, потому недостоин прощения – ромбики направлены вниз.

Представители от групп 3, 4, 5, 6 зачитывают свои приготовленные речи-стилизации от лица автора романа. (Смотри «Результаты урока» в самом конце статьи).

Стилизация группы №5.

Обвинение Булгаковым поэта Рюхина.

Александр Рюхин умел удобно устроиться в жизни: заветная книжечка членства МАССОЛИТА давала ему массу привилегий… От порционных судачков в ресторане дома Грибоедова и санаторных путевок на Кавказ и в Крым до более весомых материальных ценностей… Жизнь катилась легко, без особого напряжения. И вдруг, как удар грома, гневные обличения Ивана Бездомного в приемном покое дома скорби. Собрат по перу упрекнул Рюхина в том, что он марионетка, кукла, послушная директивам правительства, пишет не по велению сердца, а по указке сверху. «Типичный кулачок по своей психологии… и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария… «Взвейтесь!» да «развейтесь!»… а вы загляните к нему внутрь – что он там думает… вы ахнете!»

Иван Бездомный уверяет, что Сашка-бездарность не верит в те лозунги и призывы, какими полны его стихи и поэмы, а значит, он продал свою совесть. Продал за вполне ощутимые материальные блага! В Библии сказано: за чечевичную похлебку… Так вот, Александр Рюхин продал свою совесть за порционные судачки а-ля натурель и прочие блага, даруемые членам МАССОЛИТА.

Сам Иван Бездомный при подобном упреке, услышанном от мастера, задумался и честно признался, что его стихи плохи. Признав это, он раскаялся в своих ошибках, позже стал учеником мастера и зарекся заниматься стихосложением. А как на упрек в бездарности отреагировал Рюхин? Захотел ли он посмотреть правде в глаза? Нет! Он предпочел прийти к выводу, что Иван - змея, которую он пригрел на своей груди.

Возвращаясь из дома скорби в грузовике, он обратил внимание на памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре. Разразился гневной филиппикой в адрес великого поэта: «Вот пример настоящей удачливости… Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе!» Рюхин хочет уверить себя, что слава Пушкина – это просто пример удачливости, и ничего больше. Таким образом он хочет оправдать себя, заглушить укоры своей разбуженной совести. Ведь в глубине души он признал, что сочиняет дурные стихи. Но он не желает отказаться от своего выбора.

Преступление Рюхина в его продажности, наказание – в осознании того, что пишет дурные стихи и никогда не станет великим поэтом. Он тяжело переживает это, но не желает осознать свою вину, не хочет раскаяться в содеянном! А без раскаяния нет прощения!

Вовсе не случайно, что герой, вернувшись в ресторан, предпочитает залить свое горе водочкой, «…признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

VI этап урока: систематизация полученной продукции.

Переосмысление продукции на качественно ином уровне.

Учитель

*Мы проанализировали отдельные главы романа М. А. Булгакова, созданного в 30-40-е годы XX века. Вспомним историю России. Какова историческая подоплека того, что именно в это время автору романа была так важна тема совести, личной ответственности и искупления вины?

Ученики

- Эпоха репрессий и геноцида в Советском Союзе породила доносчиков и предателей почище Иуды. Поэтому тема совести для Булгакова перешла из разряда метафизического и философского в разряд ежедневного нравственного выбора.

- Предательство – всегда зло. Предатель всегда рано или поздно искупает свою вину. Вспомним в качестве примера жизнь Александра Фадеева: в последние годы он раскаялся в том, что подписывал бумаги против неугодных власти писателей. Желая заглушить угрызения совести, заливал горе спиртным и в конце концов покончил жизнь самоубийством.

VII этап урока: работа с культурно-историческими аналогами.

Учитель.

  • В 10 классе мы изучали роман великого предшественника Булгакова Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», в котором содержится глава «Расчет». Какие события сатирик охарактеризовал такой формулировкой? При каких обстоятельствах у Иудушки проснулась совесть? В чем общность взглядов писателей, с сарказмом рисующих современный им взгляд на мир?

Ученик.

- В данной главе Салтыков-Щедрин рисует, как Иудушка, обобрав до нитки мать и племянниц, сделал свой нравственный выбор: деньги ему важнее родственных отношений. В итоге он остается в полном одиночестве, постепенно спиваясь и деградируя.

- Писатель-сатирик подчеркивает, что «пропажа» совести приводит к разложению личности, деградации, нравственному опустошению. Духовное обнищание героя наказывается: Иудушка умирает, направляясь к могиле матери, внезапно почувствовав раскаяние в своих поступках. У героя проснулась совесть, но было уже поздно – ничего изменить было уже нельзя.

Учитель

* В 9-ом классе на уроке внеклассного чтения мы знакомились с повестью Н. В. Гоголя «Портрет», рассматривали проблему зависимости судьбы художника от его нравственного выбора. Чертков, талантливый живописец-портретист, переступает через требование совести, решает ненадолго уступить, отказаться от принципов – и создает образы высшей знати, идеализируя их внешность. Разбогатев от подобных заказов, он хочет вернуться к правдивой манере… Вспомните, каков финал повести Гоголя? К какому выводу подводит автор читателей?

Ученик

- Чертков считает, что создал достаточно весомую материальную базу, теперь можно писать, не приукрашивая портретируемых. Хочет воплощать правду на холсте - и не может. Талант покинул художника, он не в силах вернуться к своей прежней манере, в которой создавал шедевры в пору молодости. Гоголь хочет предупредить о том, что каждый творец ответственен за свой талант. Если художник (или писатель, или композитор, или скульптор) идет на сделку с совестью ради каких-то материальных благ, то это может привести к необратимым последствиям. Исчез талант – жизнь прожита зря.

^ Учитель

*Найдите общие и отличные черты у писателей-сатириков: Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

Ученик.

- И Гоголь, и Салтыков-Щедрин – любимые писатели Михаила Афанасьевича Булгакова, поэтому весьма закономерно, что их отличают общие взгляды на проблему творчества и судьбы поэта, писателя, художника – иначе говоря, творца. Михаил Афанасьевич продолжает тему нравственного выбора человека, тему совести. С одной стороны, Булгаков продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, с другой, рассматривает эти вопросы более глобально. Автор ХХ века анализирует в данном аспекте поступки и рядовых граждан (Никанора Ивановича Босого, Аркадия Аполлоновича Семплеярова, Николая Ивановича и так далее) и представителей творческой интеллигенции, тех, кто, являясь рупорами общества, несут ответственность за агитацию и пропаганду, проводимую в своих произведениях. Ответственность последних намного весомее, так как они отвечают не только за свой нравственный выбор, но и за тот выбор, который сделают их читатели и слушатели, опираясь на внушенные им принципы.

- Идя на сделку с совестью, Берлиоз, Рюхин, Латунский, Лаврович и прочие деятели МАССОЛИТА воспитывают новое поколение в духе отказа от общечеловеческих ценностей, ради господства тоталитарного режима. По сути дела, они выполняют социальный заказ НКВД, формируя доносчиков и предателей. Поэтому, с точки зрения автора, нет прощения тем, кто под явным или неявным влиянием репрессивных органов калечит подрастающее поколение, отрицательно влияет на нравственное здоровье нации.

VIII этап урока: рефлексия.

Пока учащиеся рефлексируют, звучит музыкальный эпиграф урока:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе:

Меч и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе –

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает по себе.

Учитель

* Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Какие открытия сделали? В каких проблемах романа помог разобраться этот урок?

Ученики

- Роман «Мастер и Маргарита» - это мой любимый роман. Но только сегодня я понял, почему страшнее всего автор наказывает именно Берлиоза. Раньше мне казалось, что в этом проявляется прихоть Воланда, его желание таким жутким образом заявить о своем появлении в Москве. Теперь я понял, что автор вкладывает весьма серьезный смысл в такое наказание. Берлиоз – образованный, умный человек, обличенный властью, он сделал свой выбор: руководя союзом писателей, он последовательно проводит программу антирелигиозной пропаганды, учит молодое поколение отказу от тех нравственных критериев, по которым строили свою жизнь многие поколения россиян. Булгаков наказывает его, потому что Берлиоз – конъюнктурщик, он неспособен осознать свою вину и раскаяться. В его руках власть (а значит, и деньги), он никогда не откажется от этого. Собственное преуспевание для него дороже всего в мире.

- Изучая на уроках события Сталинской эпохи, я не могла понять, каким образом Сталину и его приспешникам удалось сконцентрировать в своих руках всю власть в стране. Теперь я отдаю себе отчет в том, что дело не только в репрессиях (хотя и они играли свою роль, бесспорно), но и в том, как средства массовой информации обрабатывали сознание людей с помощью разных видов искусства: литературы, музыки, кино…

- Я, конечно, сочувствовала Фриде, но все время задавала себе вопрос: «Почему в тексте романа мать, убившая своего ребенка, получает прощение, а другие герои, совершившие менее значительные преступления, наказаны, но не прощены?» Разве вина Степы Лиходеева более серьезна? Или Жоржа Бенгальского? Теперь я отвечаю на свой вопрос так: автор исходит не только из степени виновности героя, но и учитывает осознание греховности и раскаяние. Прощение получают только те герои, кто чистосердечно раскаялся и искупил свою вину: Понтий Пилат, страдавший 10 тысяч лун, Коровьев, служивший в свите Воланда, чтобы загладить ненароком сказанную шутку. Прощен Варенуха, хотя участвовал в нападении на Римского, но искупил грех, покаявшись. У этих героев проснулась совесть, и автор так или иначе простил их. А Рюхин, Берлиоз, Семплеяров и Алоизий не покаялись, потому что совесть их спит непробудным сном.

Учитель

*Сформулируйте, какие лично для себя вы сделали выводы, опираясь на бессмертный роман Булгакова. Нет ничего проще, как бороться с отсутствием совести в окружающих…

Ученики

- Не могу назвать себя образцом честности… Но всегда, пытаясь оправдать себя в какой-либо тяжелой ситуации, думал, что можно себя простить, ведь внезапно попал в безвыходную ситуацию. Сегодня впервые понял, что рано или поздно все сделки с совестью наказываются. И самое тяжелое наказание … Я не верю в загробное наказание, поэтому думаю, что страшнее всего, если совесть умрет … Не хочу превратиться в Иуду или Алоизия.

- Хорошо, что роман «Мастер и Маргарита» изучают в выпускном классе. Я сейчас размышляю о выборе профессии и думаю, что Булгаков поможет мне выбрать такой путь, где не нужно идти на сделку с совестью.

- Всегда считал, что главным моментом для процветания страны является прогресс в области техники. Сейчас понял, что если умрет совесть у населения, то никакие технические новинки, никакие материальные богатства не смогут восполнить эту потерю.

^ Заключительные слова учителя.

В этом году вы заканчиваете школу, выбираете профессию… Но гораздо важнее выбора профессионального вам предстоит нравственный выбор: идти всю жизнь, прислушиваясь к голосу совести, или позволять себе большую и маленькую ложь, предательство по отношению к друзьям и товарищам. Помните, что нравственное здоровье нации напрямую зависит от наличия совести у каждой отдельной личности. Отказ от совести влечет духовное разложение и деградацию. От вашего нравственного выбора зависит будущее нашей страны.

^ 12. Результаты урока (фрагменты работы учащихся)

Стилизация группы №6.

Обвинение Булгаковым Берлиоза и его соратников по МАССОЛИТу.

Берлиоз Михаил Александрович – ответственный работник, редактор толстого литературного журнала, оплот советской системы. Именно такие люди, обличенные властью, воспитывали доносчиков, искренне поддерживали гонения на собратьев по перу. Для таких людей не существует понятия «совесть», поэтому они не способны к раскаянию и искуплению. Новая советская идеология научила их действовать, исходя из тех требований, которые предъявляют органы НКВД, поэтому они не желают различать правду и ложь.

Но и литературная братия платит Берлиозу той же монетой…После известия о его внезапной кончине его «двенадцать апостолов» спокойно продолжили ужин, нимало не расстраиваясь о его смерти. А как они провожали тело покойного на кладбище? Все шли за гробом «милого Миши» с постными лицами, хотя каждый только и думал о том, как бы кто другой не занял место за поминальным столом да в суматохе кому-нибудь другому квартирка не досталась!

Латунские, жоржи, лавровичи – «потомки» Пушкина и Толстого, оплот культуры великой страны. Вся их жизнь – мелочная канитель, искусственно создаваемые творческие муки! Чем заняты их головы? В основном распределением материальных благ: санаторных путевок, квартир, дач. А у каждого второго под подушкой лежит маленький донос! Так, на всякий случай, вдруг пригодится. Выполнить «святой долг» советского человека, а заодно прогнуться перед власть предержащими и почувствовать истинное удовольствие от того, что единым росчерком пера можно решить судьбы других людей.

В чем же вина последователей Берлиоза? Казалось бы, они хотят совсем немногого: просто жить, правда, в благоустроенной квартире со всеми удобствами и иметь доступ к приличному, но недорогому обеду. Ради этого они готовы продать совесть, стать предателями. «Двенадцать апостолов» Берлиоза возомнили себя властителями человеческих судеб, приняли наушничество и донос за единицу взаимоотношений, продали душу за порцию судачков и удобную жилплощадь.

Каково же наказание за столь тяжкие грехи? Адские страдания, исходящие от них самих. Осознание греховности своих поступков и невозможности их исправить! Ведь они переступили через совесть, продали душу, им не дано раскаяться и получить прощение Наказание – в них самих!

Тот, кто предавал и лицемерил ради лишнего квадратного метра, пусть будет вечно зависим от власти. Тот, кто накропал донос на ближнего своего, тоже будет схвачен по доносу. Тот, кто соврал, да будет оболган. Тот, кто был палачом, да будет казнен. Они недостойны ни света, ни тьмы!

(Этот вариант стилизации был разработан на уроке, а затем отредактирован дома для последующего опубликования в школьной газете)

^ Выводы учителя

Данный сдвоенный урок является заключительным в изучении творчества М. А. Булгакова, подводит итоги как в философском, так и в нравственном плане. Занятие было весьма полезно и в плане развития компетенции по предмету (анализ образов, сравнение с персонажами других авторов), и в плане расширения представлений об исторической эпохе – периоде правления страной И. В. Сталиным – периоде засилья идеологии во всех сферах жизни страны, и в плане формирования нравственных качеств путем приобщения к мировоззрению гениального Михаила Афанасьевича Булгакова. Таким образом, личное образовательное приращение происходит и на предметном уровне, и на нравственном, а также формируется активная гражданская позиция выпускников.

На сдвоенном уроке убедительно выглядела и творческая самореализация юношей и девушек: любители точных дисциплин, обладатели аналитического ума нашли применение своим способностям в создании таблицы «Вина – совесть – искупление – прощение», а лирики воплотили свои таланты в речах защиты и обвинения, выстроив логическую цепочку, основываясь на авторской точке зрения.

Для данного занятия весьма легко планируется диагностика внешнего образовательного продукта учеников. Если наполняемость таблицы по результатам работы групп составляет 4-5 верных формулировок, то это отличный результат, если 2-3, то это хороший результат, если меньше – то низкий уровень работы учащихся на уроке. Диагностика внутреннего образовательного продукта – степень убедительности стилизации «под Булгакова». Если ученик «пропустил сквозь себя» мировоззрение писателя и полностью разделяет его убеждения, то его речь будет логична и уместна.

Способы оценки успешности проведенного урока предлагаю следующие: в случае, если проблемы урока затронули духовные струны учеников, то они согласятся доработать свои выступления (речи обвинения и защиты) для дальнейшей публикации в школьной газете. Напротив каждого высказывания помещается фотография автора. Оформление публикации можно сопроводить иллюстрациями к роману и цитатами из текста. Сопоставление булгаковских формулировок и детских выступлений будет весьма интересно и поучительно.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconЛитература Степанова И. А. Л. Н. Толстой «Война и мир»
...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconСистема образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий
Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь,...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconЛитература 11-й класс I уровень Покажите в виде графика соположение...
Покажите в виде графика соположение сюжетных линий в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в...
Цель: показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconИстория изучения творчества М. А. Булгакова в современной школе
«Мастер и Маргарита» в гуманитарном классе с зачетной системой преподавания литературы: анализ произведения, формы и методы коллективной,...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconОбщая информация о музее
Музей М. А. Булгакова расположен в квартире №50, в которой частично происходило действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconЗакончите фразу из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Любовь...

Совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconТема Кол-во страниц
Перевод безэквивалентной лексики романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на английский язык



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница