Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие»




Скачать 105.07 Kb.
НазваниеКонспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие»
Дата публикации26.11.2014
Размер105.07 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно – речевое развитие» по формированию целостной картины мира в старшей группе

Тема: «Хлеб - всему голова»

Старший воспитатель Е.К. Баранчикова


Цель: формирование духовности, чувства любви к родному краю.
Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания детей о пшенице, ржи, овсе (образовательная область «Познание»);

-продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (ржаная, пшеничная, овсяная мука; виды хлебобулочных изделий; разновидности хлеба).

Развивающие:

- закрепить названия хлебобулочных изделий и видов хлеба, упражнять в употреблении в речи синонимов (образовательная область «Познание»);

-учить детей читать наизусть небольшие стихотворения (направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Чтение художественной литературы»);
Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб (образовательная область «Социализация»);
^ Предварительная работа:

- заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о хлебе, отгадывание загадок о хлебе;

- рассматривание колосков ржи, овса, пшеницы;

- знакомство с названиями профессий людей, производящих хлеб;

- чтение рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Митяева «Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб».

Оборудование: мука ржаная, мука овсяная, мука пшеничная, колосок ржи, колосок пшеницы, колосок овса, хлебобулочные изделия на подносе.

^ Методические приемы: художественное слово, использование наглядного материала, вопросы к детям, ответы детей, физминутки, загадывание загадок, игра - хоровод

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро: Легкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Воспитатель:

Что это? Ой, ребята, аяи вправду чувствую запах хлеба. А вы чувствуете? (Снимает полотенце с подноса). Ребята, назовите, какой бывает хлеб? А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (примерные ответы детей)

Воспитатель:

Давайте покажем, как раньше люди просили хлеба:

Пальчиковая гимнастика.

Божья коровка, черная головка (руки сцеплены в замок)

Улети на небо (машут руками)

Принеси нам хлеба (показывают ладошки с загнутыми пальцами)

Черного и белого (делают взмахи руками вправо и влево)

Только не горелого (грозят пальцем).

Воспитатель:

- Ребята! Откуда же хлеб пришел? (примерные ответы детей)

- А в магазин как попал? (примерные ответы детей)

- Что делают в пекарне? (примерные ответы детей)

- Из чего пекут хлеб? (примерные ответы детей)

- Из чего сделана мука? (примерные ответы детей)

- Откуда зерно? (примерные ответы детей)

- Откуда пшеница? Кто ее посеял? (примерные ответы детей)

Воспитатель:

- Что появляется у зернышка, когда оно попадает в землю! Давайте покажем, как прорастает зернышко.

Физминутка «Прорастает зернышко»

Прорастает зернышко

Потянулось к солнышку (Дети на носочках тянутся вверх, руки вверх)

С ветерком оно играет (Прогибаются)

Ветерок его качает (Наклоны туловища)

К земле ниже прижимает (Приседают)

Вот как весело играет.

Воспитатель:

- А сейчас отгадайте загадку: «Весь из золота отлит, на соломинке стоит»

- Давайте посмотрим, что за колоски стоят на столе! (примерные ответы детей)

- Какую форму имеют зерна пшеницы? ( Спелые зерна пшеницы имеют желтовато-золотистый цвет, они окружены твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания).

Воспитатель:

- Сколько видов пшеницы бывает и какие? (примерные ответы детей)

- Что делают из твердой пшеницы? (примерные ответы детей)

- Что пекут из мягкой пшеницы? (примерные ответы детей)

- Ребята, как в старину убирали урожай пшеницы? (примерные ответы детей)

- Какие машины помогают сейчас пахать поле, убирать зерно? (примерные ответы детей)

Воспитатель:

- Закройте глаза, и представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком. На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики, слойки. И все это выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба. Открывайте глазки.

А вот мука, она сделана из пшеницы. Как она называется? Какого она цвета? (примерные ответы детей)

Воспитатель:

- А сейчас ребята прочитают стихотворение «Ломоть хлеба».

Хлеба мягкого ломоть

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое,

Белый хлебушек испечь,

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы смог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Воспитатель:

- Ребята, вы, конечно, помните русскую народную сказку

«Колобок». А вы задумывались о том, из какой муки испекла бабка деду

румяный колобок? В прежние времена пшеничная мука стоила дороже, чем ржаная, поэтому калачами и булками лакомились те, кто побогаче - князья, бояре.

Воспитатель:

Правильно, колобок из русской сказки был ржаным.

Воспитатель:

Чем отличается колосок пшеницы от колоска ржи! Дети подходят к столу с колосками ржи. (Примерные ответы детей)

Воспитатель:

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили «Пшеничка кормит по выбору, а рожь - всех сплошь».

Воспитатель:

- Что добавляли в ржаную муку, когда выпекали боярский хлеб? (Примерные ответы детей)

- Как называли простой ржаной хлеб? (Примерные ответы детей)

- Почему его называли голодным? (Примерные ответы детей)

- А когда по народным приметам нужно сеять рожь? (Примерные ответы детей)

- В какую землю сажают рожъ? (Примерные ответы детей)

- Когда сеют озимую рожь? (Примерные ответы детей)

Воспитатель: А сейчас ребята расскажут стихотворение о пользе ржаного хлеба.

«Ржаной хлеб»

Вот тебе ломоть ржаной

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придает,

Любит хлебушек народ.

Воспитатель:

- А сейчас поиграем в игру-хоровод.

Мы на общем поле нашем

Поворачиваются в затылок друг к другу,

Вешним утром дружно пашем

руки к груди, имитируют движение

Сеем хлеб под птичий край

трактора

Чтобы вырос каравай.

Имитируют движения сеятеля

Вот такой ширины,




Вот такой вышины.

Показывают

Много дела с урожаем

Круговые движения руками перед собой,

Жнем, молотим, провеваем,

вращают руками, как мельница.

И летит из края в край




Весть, что будет каравай.




Вот такой ширины,




Вот такой вышины.




Мы зерно в амбары сложим




И работу подытожим.

Движения, будто считают на счетах

Подсчитаем урожай,




Знаем, будет каравай




Вот такой ширины,




Вот такой вышины.




Из пекарни мчат машины.




Чьи сегодня именины?

Руки, как будто держат руль, затем

Стол скорее накрывай!

разводят в стороны

Испекли мы каравай!




Вот такой ширины,




Вот такой вышины.




Но танцуя, и ликуя,




Помни истину такую:




Никогда не забывай,




Береги наш каравай!




Он трудом добыт,




Чтобы ты был сыт!




Каравай, каравай,




Веселее подпевай!




Воспитатель загадывает загадку: «В поле сережки на тоненькой ножке. Что это?» Правильно, овес.

Дети подходят к столу с колосками овса.

Воспитатель:

-На что похож овёс? В какую землю сажают овёс? Какую поговорку сложил народ?

(Примерные ответы детей)

Воспитатель:

Овес сеяли на Евсеев день и народ сложил такую поговорку «Пришел Евсей - овес сей!».

Воспитатель:

По каким приметам можно узнать, будет хороший или плохой урожай овса? (Примерные ответы детей)

Кто в старину сеял овес и горох? (Примерные ответы детей)

Кто в старину сеял рожь и пшеницу? (Примерные ответы детей)

Кого из животных кормят овсом? (Примерные ответы детей)

Какую поговорку придумал народ? (Примерные ответы детей)

По какой ягоде судили, поспел овес или нет? (Примерные ответы детей)

Воспитатель:

А сейчас ребята прочитают стихотворение «Овес созрел»

Если зарделась брусника на кочках

Стала темнее осенняя ночка,

Травы окутались бусами рос

-Вызрел на поле красавец овес!

Любят ребята овсяную кашу,

Вкусная каша — кормилица наша!

Любит овес и гнедая лошадка:

Резвою станет, веселой и гладкой,

Если овсом я ее покормлю,

Пышную гриву рукой потреплю.

Воспитатель:

- А сейчас давайте покажем, какой вырастет овес, если пройдет сильный дождь?

Пальчиковая гимнастика.

Дождик чаще! дождик пуще! (движения руками вверх-вниз)

Чтобы рос овес погуще! (руки подняты над головой, пальцы встык) Чтобы в ковшике у нас был всегда овсяный квас (грозят пальцем). Чтобы в каждой чашке-плошке были вкусные лепешки (соединяют две руки)

А по праздникам блины, вот такой величины! (ладошки пляшут)

Воспитатель:

- Ребята! Так почему же в народе говорят: «Хлеб - всему голова», «Будет хлеб — будет и обед».

Правильно, люди всегда с уважением относились к хлебу. Самых дорогих гостей встречали хлебом да солью. Хлеб считался главным блюдом за столом, без него не садились за стол, считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен.

- Ребята! Как надо относиться к хлебу? (Примерные ответы детей)

Воспитатель:
Как много людей трудится, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Давайте назовем их профессии. (Примерные ответы детей)

Воспитатель:

Так вот почему мы вам говорим:

«Хлеб надо беречь! Это богатство нашего народа, нашей страны».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по направлению...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Познавательно – речевое развитие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект Непосредственно образовательной деятельности и опытно-экспериментальной...
...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект комплексной непосредственно образовательной деятельности...
«Познавательное развитие» и «Речевое развитие» для воспитанников подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному...
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в условиях...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познание»
Конспект интегрированного занятия по разделу «Познание», «Коммуникация», «Художественно-продуктивная деятельность» в подготовительной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в средней...
Развивать воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражание, умение согласовывать движения со словами

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по фэмп в группе...
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по разделу математическое развитие, развитие самоконтроля и взаимоконтроля

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект образовательной деятельности Направление деятельности: «познавательно-речевое»
Цель: Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине, понимать ее содержание

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу «Познавательно речевое развитие» iconКонспект непосредственной образовательной деятельности по теме
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие"



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница