Скачать 96.17 Kb.
|
Учитель русского языка и литературы высшей категории, «Учитель – методист» ОШ№47г Мариуполя Игнатова Е.Н. Урок литературы в седьмом классе с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Тема урока: «Юмористические рассказы А.П.Чехова». Цели урока: 1) образовательные: -- познакомить учащихся со своеобразием чеховских рассказов; -- научить правильно оценивать ситуацию, героев, опираясь на говорящие детали; -- научить обобщать прочитанное, услышанное. 2) воспитательные: -- формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки; -- формировать умение слушать, уважать чужое мнение. 3) развивающие: -- развивать устную и письменную речь через создание стилизованных рассказов; -- развивать умение синтеза, анализа и сравнения. ^ урок – мастерская. Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг с рассказами писателя, иллюстрации к рассказам, распечатанные фрагменты рассказа «Размазня». ^ учащиеся должны распределиться на группы, прочитать следующие рассказы Чехова: «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Налим», «Хирургия». ^ чтобы словам было тесно, а мыслям просторно М.Горький Ход урока.
Учитель: Ребята! У нас открыто бюро литературных находок. Интересно, узнаете ли вы автора рассказа, утверждающего, что нашел его в почтовом ящике? Некоторые строки мне вроде знакомы, а вам? (Читается как целостный текст) «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы» « Он разинул рот, поглядел на вареники: в это время вареник выплеснулся из миски, шлёпнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот». «Он только что пообедал … и губы его лоснились, подёрнутые маслом, как спелые вишни». «Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы кишки не тряслись, и повезли в Лондон». «А-а-а … моё вам! - сказал там фельдшер. – С чем пожаловали?». «Сел намедни со старухой чай пить и – ни Боже мой, ни капельки, ни синь – порох, хоть ложись да помирай … Так и ломит, так и ломит!». «Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился». «Увидев рядом сидячего на пеньке деда, он спросил: -- Деда! А у тебя зубы есть? -- Куда там! – засмеялся дед впалыми зубами. -- Тогда подержи орешки, а я с ребятами поиграю. Мораль: в стране с беззубыми жителями всегда изобилие пищи и дохода». -- А подписей сколько! И Шампанский, и «Человек без селезёнки», и «Гайка № 9», и «Чехонте»… Ничего не пойму! Ученики узнают по псевдонимам и знакомым строчкам из произведений автора – А.П.Чехов, составляют кластер (ассоциативный куст) по группам. Затем сравниваются кластеры различных групп. ^ Названия произведений А.П.Чехов писатель герои произведений юморист Учитель: А все ли строки принадлежат Чехову? Характерна ли для этого писателя мораль? (учащиеся называют авторов цитат: Гоголь, Лесков, Салтыков-Щедрин, Чехов и делают вывод, что для Чехова не характерна мораль – читатель сам делает для себя выводы, что хорошо, а что плохо).
Учитель: Раз вы так хорошо знаете произведения Чехова, то напишите «чеховский» рассказ сами. Для этого давайте определим задачи, заполним «Колесо проблем» и попробуем стать настоящими писателями. «Колесо проблем» О чём, о ком пишет? Как характеризует героев? Привычные художественные Какова композиция рассказа? приёмы (Заполняется учениками при помощи учителя) Учитель: С чего же начнём работу? Конечно, с названия. Как обычно авторы называют свои произведения? А какие названия использует Чехов? (Учащиеся читают оглавление книг с рассказами Чехова). Учитель: По мнению Чехова, название – смысловой стержень. Проследите за мыслью писателя: Название рассказа «Жестокий урок» неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать одним словом: «Гувернантка», нет, точнее – «Размазня». ^ Название простое, ясное, краткое и … скромное». Учитель: Ребята, вы знакомы с композицией литературного произведения. Какие элементы композиции, как правило, использует Чехов? Учащиеся: композиция – завязка, кульминация, развязка. (Это является записью № 2 в тетради и на доске). Учитель: Найдите и прочтите завязку в рассказах, дайте ей характеристику. Учащиеся получают по два рассказа на группу и анализируют их. ^ предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица. (2-3 предложения) Учитель: Что занимает значительную часть чеховских рассказов? Учащиеся: диалог. (Каждая группа находит диалог в своём тексте и читает по ролям небольшой эпизод.) Запись № 4: «Диалоговое построение рассказов». Учитель: В чём особенности чеховских диалогов? Учащиеся: это сценки – рассказы, много говорящие о своих персонажах. Запись № 5: «Неповторимая индивидуальная речь героев как основа характеристики. Простота и лаконизм фразы, точность слова». Учитель: Каким ещё способом знакомит нас писатель с персонажами? Не кажутся ли вам странными некоторые зарисовки? Какие детали выделяет автор? Учащиеся находят «говорящие» детали и фамилии персонажей. Запись № 6: «говорящая» деталь, заменяющая подробное описание. Учитель: Почему Чехов избегает «красивости»? Учащиеся: потому что герои и ситуации, в которые они попадают, далеки от этого. Учитель: Можно ли предположить, что будет дальше? Учащиеся поэтапно читают рассказ «Размазня» (распечатка на партах) и по группам строят предположения, что будет происходить дальше. Учитель: Сам Чехов со временем изменял что-то в своих рассказах. Как вы думаете, почему автор изменил журнальный вариант рассказа «Толстый и тонкий»? Справка: в журнальном варианте Толстый вёл себя грубо и напыщенно, сделал Тонкому выговор. В конечном варианте Толстый – другой. Учащиеся: в журнальном варианте Тонкий не так противен в своём страхе, угодничестве. Учитель: С каким чувством вы расстаётесь с героями чеховских рассказов? -- Можно ли сказать, что рассказы Чехова неинтересны, малохудожественны? Учащиеся доказывают свои мнения. Учитель: Что, кроме юмора, положено в основу рассказов «Злоумышленник», «Хамелеон»? Учащиеся: критика, сатира.
1. Подводятся итоги занятия путём анализа кластера и «Колеса проблем». 2. Заполнение учащимися анкеты: -- Что не нравится Чехову в людях? -- Есть ли в его рассказах нравоучения? -- Легко ли читать его рассказы? -- Будешь ли ты читать другие рассказы Чехова? -- О чём заставляют задуматься его рассказы? ^ 4. Оценивание учащихся учителем. 5. Домашнее задание (на выбор учащихся): а) охарактеризовать персонажей из «Жалобной книги»; б) написать рассказ-стилизацию по Чехову. ^
^ урока литературы в 7 классе. «Юмористические рассказы А.П.Чехова» Целью урока является формирование личностной и социальной компетентности, развитие практического мышления, содействие воспитанию гармоничной и духовно богатой личности. Данный урок можно применить в теме «Рассказ и новелла» в качестве итогового занятия при изучении рассказов Чехова, на котором учащиеся развивают умения работы над текстом художественного произведения, разъясняет смысл понятия «художественная деталь»; приводят примеры использованных Чеховым художественных деталей и объясняют, как они связаны с проявлением характеров действующих лиц. Таким образом, этот урок является звеном в цепочке изучения рассказов Чехова и новелл О Генри. Специфика урока: особенность технологии критического мышления заключается в том, что он обучает способам и приёмам интеллектуально-познавательной деятельности; формирует новый стиль мышления, предполагающий рефлексивность, осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативность принимаемых решений; развивает культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую деятельность, предполагает конструирование своего знания, которое рождается в процессе обучения. Технология «критического мышления» представляет целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Считаю, что выбор такой модели обучения является целесообразной для данного урока. Ниже предлагается технологическая карта урока. ^ формирующихся на данном уроке.
Учебно-методическим обеспечением урока является выставка книг Чехова, распечатанный раздаточный материал с фрагментами рассказа «Размазня», иллюстрации к рассказам. При наличии мультимедийных средств можно использовать электронные презентации учащихся с их собственными иллюстрациями к прочитанным ранее рассказам. |
![]() | В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы» | ![]() | Показывает несколько иллюстраций. Рассказывает, что пишет юмористические рассказы о российской политике, выдуманные сценки из жизни... |
![]() | Список художественной литературы для чтения в 3 – 4 классах в каникулярное время | ![]() | Цитата. “Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру ”(С. В. Михалков) |
![]() | Международном конкурсе школьных работ «Человек, страна, природа-2011» приняли участие работы учениц 6 класса Юртаевой Насти и 8 класса... | ![]() | «Летим в космос» Игровая программа ля детей к 50 годовщине полета человека в космос |
![]() | А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр имени Н. В. Гоголя). Позднее... | ![]() | Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз,... |
![]() | И. А. Бунин. Лирика. Сборник «Темные аллеи» (рассказы). Роман «Жизнь Арсеньева». «Окаянные дни» (дневник) | ![]() | Ведущий (1) Дорогие ребята! Перед вами книга рассказов и повестей Антона Павловича Чехова. Замечательный писатель, он был еще и очень... |