Тема: Урок литературы в 6 классе




НазваниеТема: Урок литературы в 6 классе
Дата публикации01.12.2014
Размер51.1 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МОУ «Удимская общеобразовательная школа №2» пос.Удимский Котласского района Архангельской области


Тема: Урок литературы в 6 классе.

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Учитель русского языка и литературы

Стеценко Жанна Евгеньевна

Конспект урока

Тема: М.ЮЛермонтов «Парус»

Анализ стихотворения

Цель урока: Познакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова через его стихотворение «Парус»

Задачи урока:

  1. Научить учащихся анализировать лирическое произведение

  2. Развивать активное мышление через погружение в текст

  3. Воспитывать любовь к прекрасному вокруг нас

Учитель. Ребята" Вероятно, многие из вас видели море, любо­вались им. Такие встречи с морем были для вас праздником и надолго запомнились. И, наверное, бывали такие минуты, когда вы оставались наедине с морем. О чем вам думалось тогда, что вы чувствовали

^ Учитель. Почему же появляется это чувство, как будто тебя тянет, манит в свою даль море?

Учитель. А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у М. Ю. Лермонтова.

Вынужденный уйти из Московского универси­тета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной ску­кой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет.

Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым».

^ Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт?

Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». (Читается.)

- Как вы думаете, почему именно на берегу моря родились эти стихи?

- Слышится ли в них дыхание моря?

Учитель. Да, все стихотворение пронизано морскими пейзажами. Посмотрите на напечатанный текст: каждая строфа открывается пейзажем. А чем она завершается?

Учитель. Значит, есть, наверное, какая-то связь между картинами моря и размышлениями поэта. Давайте попробуем ее обнаружить и для этого представим себе отчетливо каждую картину, мысленно нарисуем ее.

Ведь поэты часто пытались представить себе совершенно конкретно то, о чем они пишут. Рукописи Пушкина испещрены рисунками. Лермонтов тоже много рисовал на полях листов со стихами. Но были у него и самостоятельные картины. Вот одна акварель его «Парус».

^ Учитель. Какую же картину моря вы представляете себе, когда читаете первые строки стихотворения?

Учитель. Кто же может нарисовать эту картину так, чтобы передать ее настроение? (Молчание в классе.) Ну, хорошо. Попробуем вдуматься в эти строки. Может быть, нам помогут и черновые варианты стихотво­рения. Вы ведь знаете, что даже к самым талантливым поэтам вер­ные и значительные, сильные слова приходят не сразу, что, написав стихотворение, поэт еще долго мучится им, ищет единственно нужные слова, интонации. У Лермонтова, сначала первая строка звучала так: «Белеет парус отдаленный»

Зачем Лермонтов заме­нил эпитет? Почему вместо «отдаленный» он написал «одинокий»?

Учитель. Да, в самом одиночестве паруса есть дерзость, протест, он отважился один выйти в это огромное море. Но почему море в этой картине вам кажется огромным, бесконечным?

Учитель. А какие цвета напоминают эту картину?

Учитель. А почему Лермонтов основные цвета картины разводит в крайние точки предложения? Почему «белеет» по­ставлено в начале строки, а «голубом» — в конце?

Учитель. Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Па­руса». А теперь посмотрите на картину русского художника Похожа ли она на лермонтовскую или отли­чается от нее?

Учитель. Картина Щедрина успо­каивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в следующих двух строчках? Почему рождаются эти вопросы?

Учитель. Да, мы задумываемся о судьбе паруса, мы хотим понять, что заставило его покинуть «край родной» и чего он ищет? А почему Лермонтов выбирает здесь слово «кинул»? Как еще можно было бы сказать об этом расставании с родным краем?

Учитель. Так почему же именно «кинул»?

Учитель. В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому парусу. И, как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну картину. Похожа ли она на предыдущую?

Учитель. Страшная ли это картина?

Учитель. Вспомните, в каком значении употребляется
«свищет» в былинах А еще на судах морских бывает такая команда: «Свистать всех наверх». Значит, позвать всех. Итак, в лермонтовской картине моря есть что-то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой-то радостный порыв в этих играющих волнах, и при­зывен свист ветра. Вам, наверное, уже знакомо это чувство ужаса и восторга при встрече с опасностью

Посмотрите на картину Айвазовского «Море»., Какие чувства вызывает она у вас?

Учитель.Почему же буря не страшна парусу? Учитель. Посмотрите, может быть, черновик
стихотворения поможет разрешить ваш спор. У Лермонтова сна­чала третья строка звучала так:

Увы! он ничего не. ишет...

Потом появилось другое:

Увы, — он счастия не ишет И не от счастия бежит!

Учитель. А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе эта возможность счастья:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радост­ную, яркую картину моря?

Учитель. А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные крас­ки, но такая густая бездонная синева у этого моря, такая оза­ренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде, отдаться этой красоте. А лермонтовский парус забывается в ней?

Учитель. Вы как будто верно ощутили эту картину и чувства, которые владеют парусом. Подумайте теперь, почему Лермонтов изменил порядок слов в первой строке (на доске черновик: «Струя под ним светлей лазури»)?

Учитель. Ну, вот мы и совершили путешествие вместе с парусом. Открыли ли мы его тайну? Поняли ли, что заставило его отправиться в странствие по изменчивому морю?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 7 классе Тема
За разработку данного урока учительница награждена Дипломом призёра Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства...

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения...
Данный урок-урок обучения анализу стихотворения. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце»
Тема: «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К. Г. Паустовского «Телеграмма»)

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Тема: Урок литературы в 6 классе iconУрок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим»
Тема урока объявляется за 7-10 дней. Для поиска материалов к уроку ребята объединяются в мини-группы по интересам (любители поэзии,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница