И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение




Скачать 123.67 Kb.
НазваниеИ систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение
Дата публикации01.12.2014
Размер123.67 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
"Страницы жизни Льва Николаевича Толстого"

ЦЕЛИ:

Раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека.

Вызвать интерес к творчеству писателя.

Формирование информационной компетенции: учить находить материал по теме и систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение.
Толстой - это целый мир.

М. Горький

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

(Слайд 1 -пустой) Сегодня мы будем говорить о великом человеке, писателе мирового значения. Кто же он, герой нашего урока? В дневнике этого человека читаем: «Человеку свойственно стремиться к увеличению. Это может быть увеличение количества рублей, картин, лошадей, увеличение чинов, мускулов, знаний, а увеличение одно только нужно: увеличение доброты».

На вопрос, зачем он живёт, наш герой ответил в самом начале своего пути. Так случилось, что «истинная жизнь» приоткрылась ему ещё в детстве, в игре, придуманной для Лёвушки, Мити и Серёжи Николенькой. Старший брат объявил младшим, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезни, ни неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга. Братьям было поведано о существовании заповедной зелёной палочки, на которой, как говорил Николенька, написана эта тайна, тайна, как сделать людей счастливыми. Но уже тогда, мальчиком, наш герой понимал, что каждому человеку предназначено самому отыскать зелёную палочку. Правда, у нашего героя на это ушла целая жизнь, жизнь, перед которой мы склоняем головы с глубоким уважением и называем её великой.

«Жизнь есть жизнь, - говорит этот человек, - и ею нужно воспользоваться возможно лучше», а это значит – суметь преодолеть себя, свой собственный эгоизм, жить для всеобщего блага. Он был убеждён, что «чем больше служишь другим, тем радостнее» и «чем больше служишь себе, тем тяжелее жизнь».

Вот с такого представления мы и начинаем разговор об этом удивительном русском мудреце и гениальном писателе, (Слайд 2)Льве Николаевиче Толстом.

Огромно наследие этого гиганта русской литературы. Но не об этом хочется говорить с вами сегодня. Мы будем глубоко изучать его произведения, со многими знакомиться. Это все впереди. Мне думается, что не менее интересно будет, если мы в нашей первой беседе поведем разговор о Льве Николаевиче Толстом как о человеке.

(Слайд 3) Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и постарайтесь определить, какая цель сегодня стоит перед нами?

( Дать очерк жизни и творчества писателя; попытаться понять и раскрыть его характер, богатый внутренний мир).

(Слайд 4) Эпиграфом к нашему уроку послужат слова М. Горького. В связи с этим хочется задать вам вопросы, (Слайд 4, щелчок) которые станут для вас проблемными, на которые вы должны будете дать ответ в конце урока: "Каким вы видите мир Толстого? Каким предстал перед вами Толстой как человек?"

В конце урока мы вернемся к этим вопросам.
Итак, мы начинаем листать страницы жизни Льва Николаевича Толстого, погрузимся в мир писателя.

- Как вы думаете, мир того или иного человека: из чего он складывается? (Семья, родные, увлечения, работа, знакомые, взгляды на жизнь, отношение к человеку других людей, поступки и т.д.).

- Да, мир человека складывается из многих составляющих. Чтобы вам легче было ориентироваться, не потеряться в мире такого великого человека как Толстой, я советую вам по ходу урока заполнять маленький дневничок, (Слайд 5) который так и назовём «Мир Толстого». Этот дневничок поможет вам систематизировать сведения о писателе.

(Слайд 6) Кстати, Лев Николаевич Толстой тоже вёл дневник. Весной 1847 года писатель ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Возможно, кто-то из вас тоже ведёт свой дневник.

- А что такое дневник; как вы думаете, когда возникает потребность в его ведении?

- Могут ли дневниковые записи помочь понять его хозяина?

Дневники Льва Николаевича составили 13 томов его творческого наследия. Его дневники - это пример душевного труда писателя. Я предлагаю поработать с дневниковыми записями Л.Н.Толстого по предложенным вопросам и потом рассказать всем, что помогли понять о Толстом-человеке выдержки из его дневника. Желающие поработать (1 человек) _______

(^ Работа с дневниковыми записями писателя.

Задание.

Прочитать выдержки из дневников, сгруппированные по годам, и проанализировать их по вопросам:

- Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования?

- Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?)
- Пока _____ будет работать с дневниковыми записями, каждому из вас предстоит самостоятельно погрузиться в мир Толстого и узнать что-то своё об этом человеке. Каждому будет дано отдельное задание, с результатами которого вы потом познакомите класс. Предлагаю вам поработать с различными источниками информации. Вы должны будете каждый подготовить рассказ о Толстом по конкретно заданной теме и тем заданиям, вопросам, а может быть, и подсказкам, которые вы найдёте в распечатках на ваших столах. На самостоятельную работу отводится 15-20 минут.

- Итак, пора закончить работу. Давайте начнём листать странички жизни Льва Николаевича Толстого и погружать в мир этого великого человека.
(Слайд 7,8,9) 1.Задание. Род графов Толстых (2-3 мин)

- Откуда идёт род Толстых по линии отца?

- Расскажите об отце Л.Н.Толстого.

- Расскажите о предках Толстого по материнской линии.
(Слайд 10) 2 задание. Детство (3-4 мин)

План рассказа:

1. Смерть матери.

2. Смерть отца.

3. Жизнь в доме сестры отца П. И. Юшковой.

4. Главнейшие начала натуры Толстого.
(Слайд 11,12) 3 задание. Образование

План ответа:

  1. Домашнее образование.

  2. Студент Казанского университета.

  3. В чём состояла неуспешность университетских занятий Толстого.


(Слайд 13) 4 задание. Кавказ. Начало литературной деятельности.

План ответа:

1. Толстой вместе с братом Николаем уезжает на Кавказ.

2. Начало литературной деятельности. «Детство».

3. Успех «Детства».
(Слайд 14) 5 задание. Военная карьера

План ответа:

  1. Участие в военных действиях Крымской войны.

  2. Шансы на карьеру военного.

  3. «Севастопольские рассказы».


(Слайд 15) 6 задание. Путешествие по Европе.

План ответа:

  1. Желание переустройства жизни крестьян.

  2. Какие страны посетил Толстой во время путешествия?

  3. Впечатления Толстого от Западной Европы.

  4. Что интересовало Толстого за границей?


(Слайд 16, 17) 7 задание. Педагогические эксперименты

План ответа:

  1. Устройство школы в Ясной Поляне.

  2. Издательство педагогического журнала «Ясная Поляна».

  3. «Азбука» и «Книги для детского чтения».

( Учитель показывает книги для детей и тома «Войны и мира» и «Анны Карениной», говорит о том, что Толстой серьёзно относился к написанию всех своих произведений).
(Слайд 18,19) 8 задание. Семья.

План ответа:

  1. Попытка полюбить (кого пытался полюбить Толстой?).

  2. Брак с Софьей Андреевной Берс.

  3. Дети Толстого.


(Слайд 20, 21) 9 задание. Последние годы жизни Льва Толстого.

- Посмотрите видео. Что вы узнали из него о последних днях жизни Толстого? (Ответы детей, потом обобщение готовившего ответ)

  1. Какие душевные проблемы побудили Толстого уйти из Ясной Поляны?

  2. Где умер Толстой?

  3. Могила Толстого.


Учитель: Биографические сведения, безусловно, приоткрывают нам окошко в мир писателя, но это лишь маленькая доля того, что, я думаю, может заинтересовать вас в этом человеке. Для тех, кто захочет более подробно познакомиться с жизнью этого великого человека, я предлагаю список литературы, который вы найдёте в дневничках «Мир Толстого».

(Слайд 22) А сейчас обратимся к выдержкам из дневников Толстого. Первые страницы дневника заполняла рука безусого студента Казанского университета. Последние строчки занесены в тетрадь 83-летним стариком за 3 дня до смерти.

Можно с уверенностью сказать, что Толстой - это уникальный человек, человек - алмаз, раскрывающий перед нами различные грани своего мощного таланта. Сам Толстой писал: «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Как же дневниковые записи Толстого помогают лучше понять это его высказывание. Итак, слово _______, который самостоятельно изучил выдержки из дневников Толстого.

( Из дневниковых записей.

1847 год (Толстому 19 лет).

17 марта... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

№ I. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.
1849 год.

1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

5) Изучить историю, географию и статистику.

6) Изучить математику, гимназический курс.

7) Написать диссертацию.

8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9) Написать правила.

10) Получить некоторые познания в естественных науках.

11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год.

2 ноября. ... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных... 20 ноября.

Когда же, когда, наконец, перестану. Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, и средства не знать, как ее заживить.

1855 год.

18 марта. ... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.

2 августа... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.)

1880 год. ...Счастье представляется не в том, что может составлять хоть малейшее горе других людей, а в том, что прямо содействует радости и счастью других людей. Самое короткое и ясное ... выражение его с этой стороны то, что счастье в том, чтобы не противиться злу и прощать и любить ближнего.
(Примерное начало ответа: Дневниковые записи, действительно, подтверждают, что Л.Н.Толстой старался не светить, но старался очищать себя. В дневнике Л. Толстой записывал не только то, что произошло с ним, но и свои мысли, переживания, сомнения, фиксировал свои недостатки. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание, наблюдение за самим собой, стремление понять себя……).
Учитель: Толстой совершенствовался не только нравственно, духовно, но и физически. О физической силе, и не только об этом, узнаешь, если познакомишься с увлечениями писателя. Эта тема стала интересной для ________. Какими источниками информации ты воспользовался при подготовке к сегодняшнему уроку?

(Рассказ ученика об увлечениях Толстого + презентация)
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео-ролик.

Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: Какие географические названия, связанные с именем Толстого, упоминаются в нём? Видео о Толстом (Слайд 2 3) (Усадьба Хамовники в Москве, Курск, станция Остапово, где умер писатель).

Сегодня хотелось бы предложить вам заочную экскурсию в два музея Толстого: в Ясную Поляну и Хамовники. Провести экскурсию помогут экскурсоводы, готовившиеся заранее: _________________.

"Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней". (Толстой) Отправимся на экскурсию в Ясную Поляну.

Сообщение ученика о Ясной поляне (+презентация)

Сообщение ученика о Хамовниках (+презентация)
Учитель: Литературное наследие Толстого оказало большое влияние на писателей конца 19 - начала 20 веков (русских и зарубежных). Многие испытали на себе благотворное влияние творчества Толстого. (Слайд 2 4, 25, 26) Прочтите высказывания поэтов и писателей, критиков, учёных, художников о Толстом.

- Подумайте, как данные высказывания помогают приоткрыть мир писателя, что нового мы узнаём о нём из их высказываний.

( "Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святости - живет среди нас", - писал А. Блок.

Чернышевский отмечал: "Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства останутся всегда существенными чертами его таланта".

Репин: «Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение».

Чайковский, восхищаясь, писал: "Более, чем когда-либо, я убежден, что величайший из всех писателей-художников есть Л. Н. Толстой".

Горький: «Когда я пишу, я всегда имею Вас перед собою и, таким образом, как бы советуюсь с Вами».

Короленко: «Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким».)
(Ответы детей на вопрос: что помогают понять данные высказывания о Толстом?)

(Все высказывания помогают нам понять мировое значение Толстого как писателя, как личности. Каждое высказывание выделяет особую грань его творчества. Из вышесказанного становится ясно, что "он собой, своим духовным богатством, великим своим талантом, помимо воли, одарял всех, кто с ним соприкасался!")
Дома вам предстоит попробовать самим написать высказывание о Толстом как о человеке, исходя из того, что вы узнали о нём сегодня на уроке и что ещё узнаете самостоятельно дома.
Как видите, интерес к личности писателя возникал не только у писателей и поэтов, современников Льва Николаевича, но и у композиторов, и у художников.

Существует достаточное количество портретов писателя. Более подробно об этом расскажет ________. ( Рассказ подготовленного ученика + презентация)
- "Высшим в мире искусством" Л.Н.Толстой считал музыку. Ещё в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано и исполнял его своим друзьям. Сын Льва Николаевича – Сергей – вспоминал «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Слушая нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он восхищался и проливал слёзы. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила его».

- В конце урока я предлагаю вам послушать классическую музыку. (Слайд 2 7) Я предложу вам несколько музыкальных композиции. Попытайтесь для себя определить, как вам кажется, какая музыка ассоциируется для вас с именем Л.Н.Толстого? Попытайтесь объяснить свой выбор.

(Прослушивание и ответы детей)
- Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Каждый из вас чувствует, понимает, слышит в музыке что-то своё. В личности писателя, скорее всего, тоже каждый из вас нашёл, выделил какие-то интересные именно для него черты и стороны жизни.

- Легко ли вам было подобрать слова, которые могут точно передать ваши чувства, ощущения?

(Толстой оттачивал свое словесное мастерство очень скрупулезно, шаг за шагом, как бы совершенствовал себя как личность, учился искусству жить на земле. Оказывается, жить надо тоже учиться. Что же мы, учащиеся 10 класса, можем сделать сейчас для себя, чтобы заложить фундамент, основу своей будущей взрослой жизни? Мы можем учиться многому и разному, чтобы жизнь стала интересней, чтобы можно было умело и открыто смотреть людям в глаза. Мы можем приучить себя не пасовать перед трудностями, а с упорством искать выходы из самых разных ситуаций. Учиться жить полной, яркой, интересной жизнью, воспитывать себя как личность, заниматься совершенствованием).

- В дневничке «Мир Толстого» есть таблица. (Слайд 2 8) Первая графа заполнена. В ней жизненная программа Л.Н. Толстого. Вторая графа не заполнена. Дома подумаете и заполните её, там должна появиться ваша жизненная программа, программа десятиклассника, программа, рассчитанная на полтора года, то есть до времени окончания школы. (Слайд 2 9)

- Конечно, познать Толстого за рамки урока нельзя; даже изучив все его 90 томов сочинений, мы вряд ли раскроем до конца тайну этого великого человека, но прикоснуться к личности Льва Толстого мы все же попытались.

- Каким предстал перед вами этот человек, каков его мир?

(Да, мир Толстого необъятен! Это волшебный мир музыки и искусства, мир смирения и протеста, мир поиска и ошибок, мир тревог и разочарований. Центром этого мира является честное, искреннее сердце Толстого, бьющееся в такт времени.

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость", - так считал Толстой.

Так и жил Толстой, так живут его любимые герои, так должен стремиться жить каждый порядочный человек).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconЛитература 1 по учебнику литературы ч. 2 подготовить сообщение по...

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconAuf dem Lande gibt es viel Interessantes. Die kleine russische Städte
Развивать речевые навыки: умение задавать вопросы, находить запрашиваемую информацию; обобщать, делать выводы; правильно строить...

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconДомашние задания для 4 «В» класса Классный руководитель : Цулина А. В
Чтение : стр. 30-43, прочитать и записать в читательский дневник любые произведения Бориса Житкова; подготовить сообщение о биографии...

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconТема: Урал
ГП, пользуясь географическими картами, анализировать, сравнивать, обобщать, характеризовать и делать выводы

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconУрока Тема урока: «Спряжение глагола»
...

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconМастерская по поэзии А. С. Пушкина и
Развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал, обобщать, делать выводы

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconТема: будь природе другом!
Цели: формировать ууд: умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, строить схемы

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconУрок окружающего мир в 4 классе Тема: «Славные символы России»
Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconТема урока Кол час
Формировать умения чётко, логично и обосновано отвечать на поставленные вопросы

И систематизировать его; обобщать и делать выводы; отвечать на поставленные вопросы; уметь подготовить публичное сообщение iconТема урока Кол час
Формировать умения чётко, логично и обосновано отвечать на поставленные вопросы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница