Скачать 63.51 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Островского района Псковской области Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» подготовила учитель начальных классов Иванова Марина Алексеевна Тема: Обращение. Цель: ознакомление с понятием «обращение». Задачи:
Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова, фонограмма песни «Лесной олень». ^ 1. Сообщение темы урока Слайд 1 – Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа. «При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру». – Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже. ^ Об об ор од 3. Словарная работа (2 ученика работают у доски) Запишите слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
Схватил за щеки, кончик носа, разрисовал окно без спроса, Ну кто же это? Вот вопрос. Это делает…(мороз)
(какое словарное слово встретилось в загадках? Составьте предложение с этим словом « Москва») ^ 1) У: Ребята, положите ручки, послушайте меня. ( оценивание учащихся по выполнению словарной работы). Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки. У: А как узнали Катя и Володя результаты словарной работы? - Вспомните, что именно я сказала? _Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена). – Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? – Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями». 2) На доске: Слайд3 Давайте же, дети, учиться начнём И знания светлые нити навек В свою благодарную память вплетём! ^ У: Прочтите строчки « про себя». – Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь. - Назовите слово, которое показывает, к кому обращаются с речью? – Что такое обращение? Договоримся : Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с речью – обращение. Условный знак «О» Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. а) чтение строк из стихотворения. - Что вы заметили, когда Вика прочитала предложение выразительно? Д: Она сделала остановку, выделила голосом …. У: Молодцы! Вы заметили, что при произношении предложения на слово « дети» падает логическое ударение и делается пауза. А как на письме обозначается пауза? Д: Запятой. У: Словами какой части речи могут быть выражены обращения? У:– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите. б)Чтение стихотворения с прилагательным. У: К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные. – Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети. ^ Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов. Слайд4 – Выделяется ли обращение интонационно? – Как оформляется обращение на письме? - Каким значком выделяется в схеме? ^ ….., О, …… . – Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. ( Выступление Алексеевой Екатерины - индивидуальное задание ребенку). обращ’ение, -я, ср. 1. см. обратить, -ся и обращаться. 2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. с ребенком. Небрежное о. с вещами. 3. Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. О. к народу. Выступить с ~м. 4. Процесс обмена, оборота, участие в употреблении. О. товаров. Вошло в о. новое слово. 5. В грамматике: слово или группа слов, к-рыми называют того, к кому адресована речь. О. выделяется запятыми. – Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём? г) работа по иллюстрации « Осень в лесу» Слайд5 Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какое время года изображено? Какие краски использует художник? Почему? Какое чувство вызывает у вас иллюстрация? Вспомните, пожалуйста, стихи об осени.(чтение стихотворений наизусть). Составление предложений с обращением о бережном отношении к природе.( ученики составляют предложения) У: Как вы думаете, всегда ли обращение выделяется запятыми? ^ ( !) На доске: Люди! Берегите природу. О !...... . – Запишите предложение в тетрадь. – Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак? – В какой части предложения стоит обращение? – Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. – Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы Слайд 6 (функции обращения) ^ 3) Комментированное письмо. Слайд7 Друзья, вперёд нас жизнь зовёт. О,…….. Ой, Миша, ты испачкался. …,О,…… Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля. ………,О. – Где располагается обращение в предложении? ^ 3) Самостоятельная работа (по вариантам) Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения Помоги мне решить задачу, Ира. Мама, разреши мне сегодня пойти в кино. 4) Проверка 5) Обобщение стр уч. 60 6) работа по учебнику : упр 107 стр 61 ^ Друзья радуются своим успехам. Друзья, я радуюсь вашим успехам. У:– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Д: Подлежащее У: А во втором предложении вошло слово «друзья» в какое-нибудь словосочетание? Д: нет У: Какой частью речи может быть выражено обращение?( сущ) ^ Выражено сущ., одуш., неодуш., собств., нариц. Слайд10 Обобщение стр 61 – В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?) Вместо «старик». 8) Работа в группах. Слайд 11 Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания..
9) Проверка 10) Творческая работа – А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением. Звучит фонограмма песни «Лесной олень» – Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю? – Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. Представьте себе, что вы попали в трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями. 6. Оценивание 7.Рефлексия. Дом зад. правило на стр 60,61. Упр103. |
![]() | Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка» | ![]() | Уметь: находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения... |
![]() | ... | ![]() | Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы... |
![]() | Название работы: Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв о – ё после шипящих» | ![]() | Центральным звеном на данном уроке является раскрытие коммуникативной функции языка, предполагающее обращение к языковому опыту учащихся,... |
![]() | Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области | ![]() | Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области |
![]() | Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением;... | ![]() | Введение нового материала по теме «Seasons»,урок английского языка в 3 классе (глава 3 «Speaking about a new friend» ) к умк биболетовой... |