Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение»




Скачать 63.51 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 классе по теме «Обращение»
Дата публикации03.12.2014
Размер63.51 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Островского района Псковской области

Урок русского языка в 4 классе

по теме

«Обращение»




подготовила

учитель начальных классов

Иванова Марина Алексеевна

Тема: Обращение.

Цель: ознакомление с понятием «обращение».

Задачи:

  • Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

  • Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

  • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова, фонограмма песни «Лесной олень».

^ ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока Слайд 1

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
«При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру». 
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

^ 2. Минутка чистописания Слайд2

Об об ор од

3. Словарная работа (2 ученика работают у доски)

Запишите слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

  1. Не говорит, не поет, а кто в дом идёт- она знак дает.(собака)

  2. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. ( сорока)

  3. По вертикали:

Схватил за щеки, кончик носа, разрисовал окно без спроса, Ну кто же это? Вот вопрос. Это делает…(мороз)

  1. Москва красою славится, Из года, в год растет, Москву зовёт красавицей великий наш ( народ)

  2. Бел, как снег, в чести у всех. ( сахар)

(какое словарное слово встретилось в загадках? Составьте предложение с этим словом « Москва»)

^ 4.   Изучение нового материала

1) У: Ребята, положите ручки, послушайте меня. ( оценивание учащихся по выполнению словарной работы). Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
У: А как узнали Катя и Володя результаты словарной работы?
- Вспомните, что именно я сказала?
_Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена). 
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

2) На доске: Слайд3

Давайте же, дети, учиться начнём 
И знания светлые нити навек 
В свою благодарную память вплетём!


^ Ы. Алтынсарин

У: Прочтите строчки « про себя».
– Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.

- Назовите слово, которое показывает, к кому обращаются с речью?

– Что такое обращение?
Договоримся : Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с речью – обращение. Условный знак «О»
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

а) чтение строк из стихотворения.

- Что вы заметили, когда Вика прочитала предложение выразительно?

Д: Она сделала остановку, выделила голосом ….

У: Молодцы! Вы заметили, что при произношении предложения на слово « дети» падает логическое ударение и делается пауза.

А как на письме обозначается пауза?

Д: Запятой.
У: Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
У:– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.

б)Чтение стихотворения с прилагательным.
У: К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.

^ Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов. Слайд4
– Выделяется ли обращение интонационно?
– Как оформляется обращение на письме?

- Каким значком выделяется в схеме?

^ В) Составление схем.

….., О, …… .
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. ( Выступление Алексеевой Екатерины - индивидуальное задание ребенку).

обращ’ение, -я, ср.
1. см. обратить, -ся и обращаться.
2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. с ребенком. Небрежное о. с вещами.
3. Призыв, речь или просьба, обращённые к кому-н. О. к народу. Выступить с ~м.
4. Процесс обмена, оборота, участие в употреблении. О. товаров. Вошло в о. новое слово.
5. В грамматике: слово или группа слов, к-рыми называют того, к кому адресована речь. О. выделяется запятыми.



– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

г) работа по иллюстрации « Осень в лесу» Слайд5

Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какое время года изображено? Какие краски использует художник? Почему? Какое чувство вызывает у вас иллюстрация? Вспомните, пожалуйста, стихи об осени.(чтение стихотворений наизусть).

Составление предложений с обращением о бережном отношении к природе.( ученики составляют предложения)

У: Как вы думаете, всегда ли обращение выделяется запятыми?

^ Вывод: Обращения не всегда обособляются запятыми ( !)

На доске:

Люди! Берегите природу. О !...... .

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с  большой  буквы

Слайд 6 (функции обращения)

^ 2) составление предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

3) Комментированное письмо. Слайд7

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт. О,……..
Ой, Миша, ты испачкался. …,О,……
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля
. ………,О.

– Где располагается обращение в предложении? ^ Слайд 8

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.


4) Проверка

5) Обобщение стр уч. 60

6) работа по учебнику : упр 107 стр 61

^ 7) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски) Слайд 9

Друзья радуются своим успехам. 
Друзья, я радуюсь вашим успехам.


У:– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении?

Д: Подлежащее

У: А во втором предложении вошло слово «друзья» в какое-нибудь словосочетание?

Д: нет

У: Какой частью речи может быть выражено обращение?( сущ)

^ Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.слайд9

Выражено сущ., одуш., неодуш., собств., нариц. Слайд10

Обобщение стр 61

– В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?)  Вместо «старик».

8) Работа в группах. Слайд 11

Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания..

  • Куда ты, ручеёк, течёшь

  • Смилуйся, государыня рыбка.

  • Главное, ребята, сердцем не стареть.

  • Добро пожаловать, осень.

  • В добрый путь вам, господа.

9) Проверка

10) Творческая работа

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. Представьте себе, что вы попали в трудную ситуацию и вам
необходимо  написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

6. Оценивание

7.Рефлексия.
Дом зад. правило на стр 60,61. Упр103.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема Обращение
Уметь: находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв о ё после шипящих»
Название работы: Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание букв о – ё после шипящих»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconКонспект урока русского языка в третьем классе по теме «Изменение...
Центральным звеном на данном уроке является раскрытие коммуникативной функции языка, предполагающее обращение к языковому опыту учащихся,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение»
Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением;...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обращение» iconУрок английского языка в 3 классе по теме «Seasons»
Введение нового материала по теме «Seasons»,урок английского языка в 3 классе (глава 3 «Speaking about a new friend» ) к умк биболетовой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница