Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение»




Скачать 112.99 Kb.
НазваниеУрока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение»
Дата публикации05.12.2014
Размер112.99 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РБ


План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме:

«Имя существительное. Урок обобщение »


Составила учитель

начальных классов

Заикина Елена Викторовна.

2013г.

Тема: Имя существительное. Урок обобщение.

Тип урока: закрепление знаний.

  • Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению   имени существительного.   

  • Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

  • организовать деятельность по определению имён существительных, постоянных признаков имени существительных.

  • ^ Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование.

Ход урока.

I.Организационный момент

На фоне музыки известного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь ».

- Настал новый день.Попроиветствуем друг друга.Улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)
Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко, с интересом даётся учение.
Слайд № 1

  1. Введение в тему.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь?
Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.(имя сущ)
-Правильно,сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном.
Слайд 2.
Тема урока: Что мы знаем об именах существительных?
- Представьте, что вы получили заказ - выполнить портрет Имени

Существительного. Кого вы бы изобразили? Как?

- Какая профессия могла бы быть у Имени Существительного? Почему?
- Кто сможет определить цель нашего урока?
- продолжить знакомиться с особенностями русского языка.
^ II. Повторение об имени существительном.
Слайд3.

Части речи





Служебные




Самостоятельные



имя существительное,

имя прилагательное

глагол






предлог

союз


Игра «Продолжи фразу»

    • Имя существительное обозначает …

    • Имена существительные отвечают на вопросы … и …

    • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

    • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …



Во время орфографической работы класса 2 ученика работают индивидуально у доски.
Карточка1.

Дополни предложение неодушевлёнными именами существительными.

В нашем лесу растут деревья,…
Карточка 2.

Перечисли учебные вещи. Укажи часть речи этих слов ,укажи одушевлённые или неодушевлённые имена существительные.
Коллективная проверка и самооценка самостоятельной работы у доски.
III.Орфографическая минутка
Слайд 4
1.Прочитайте только те слова, в которых написаны имена существительные.
Морозный, сугроб, замирает, хлопья, лыжня, снегопад, варежки, рукавицы, холодный, снеговик, искрится.
-Прочитайте однокоренные слова,синонимы.Какие орфограммы встретились?
Слайд 5.


  1. Прочитайте ту строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) белка, лисица, детвора, заяц.
3. Прочитайте ту строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) снег, зима, лыжи, ёлка;

б) стадо, иволга, берёза, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.
Слайд 6.
- Какие из существительные стоят во множественном числе? (детвора, лыжи)

4.Определить слова по тематическим группам.

а) аппликация,коллекция,телеграмма,суббота;

б)сердце,тростник,солнце,пастбище;

в)пробка,смнежка,перевязка,сливки.


  • Прочитайте ту строкую.где слова с парной согласной в конце корня.Как проверить?

  • Прочитайте ту строкую.где записаны слова с непроизносимой согласной.Как проверить?

  • Прочитайте ту строку,где записаны слова с удвоенной согласной.Можно ли их прверить?А как быть?Приступим к работе в тетради.



II. Минутка чистописания.
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: ^ 22 января. Классная работа
Прослушайте четверостишье:

-Зябко зайчику зимой

По земле поземка,

Заскользил по льду косой от лисы и волка.
-Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?

-Охарактеризуйте звук [з].(согласный, звонкий, твёрдый, парный)

Письмо: Зз

зима заяц земля

- Что объединяет эти слова? (все существительные) Почему?

- Выберите «лишнее» слово. Объясните свой выбор

- Скажите, какие изменения происходят в жизни зайца зимой?

-Что вы можете сказать о слове «заяц»? (сущ, словарное с безуд гл.в корне)
II. Словарная работа. Работа по учебнику.
Слайд 7.
1.- Сегодня у нас новая группа словарных слов.

Тарелка, баранка, шофёр.
-Определите, какая это часть речи?
-Одушевлённые или неодушевлённые существительные.
2. Выяснение лексического значения.

- Обратимся к толковому словарю.(по щелчку)

Тарелка - 1.Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и

широким плоским дном.

2.Ударный музыкальный инструмент.

Баранка - 1.Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста.

2.Рулевое колесо автомобиля.

Шофёр - Водитель автомобиля.
3.Запись слов в транскрипции, подчёркивание орфограммы.

Тарелка- [т а р, э л к а] – 7 б,7 зв,

баранка- [б а р а н к а]- 7б,7зв.,

шофёр – [ ш а ф, о р]- 5б.,5зв.
- Какие словарные слова имеют несколько значений?

- Почему разные предметы называют одним и тем же словом? Приведите примеры.
^ Вывод: в русском языке встречаются слова, которые разные предметы называют одним словом.

-Такие слова называются омонимы.
Составьте предложение с любым из слов.(устно)

Продолжим работу над словом, но уже поработав по картине.
IV. Обобщение изученного.
Слайд 8

^ 1. Игра «Найди имя существительное».

Найдите и запишите имена существительные.

2. Беседа по картине.

-Что изображено на рисунке?

- Каких птиц вы видите около кормушки? Чем занята девочка?

- заняты ребята?

- Как вы можете помочь птицам зимой?

- Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?
- Назовите одушевлённые имена существительные, неодушевлённые.

- Что бы вы могли рассказать о слове коньки?

составить план: лексическое значение

-Куда можно обратиться за значением слова? (толковый словарь)

Коньки - 1.Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для

катания на льду.

2. Вид спорта.

Коньки – 6 б., [ кан,к,и]- 5 зв.
транскрипция

разбор по составу

орфограммы
V. Физминутка «Согреемся»
- Все захлопали в ладоши: дружно, веселей!

Застучали наши ножки: громче и быстрей.

По коленочкам ударим - тише, тише, тише!

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.
^ V. Обобщение изученного.

1. Работа по учебнику. Упр. 225 – письменно.

Выполняется по заданию.

Перо – 1.Роговое образование на коже птиц – полый стерженёк с пушистыми

отростками по бокам.

2.Зелёный лист лука или чеснока.

^ Перо – стальная пластинка с расщеплённым концом для письма чернилами,

тушью.

- Как вы заметили две словарных статьи к слову перо. Первая показывает, что у слова перо несколько значений, а вторая показывает, что есть ещё одно слово ,в значении которого нет ничего общего со словом перо в первой словарной статье.

Поэтому две словарных статьи к одному слову. Такие слова называются омонимами. (разные предметы называются одним словом)

Одушевлённые: курицы.

Неодушевлённые: огород, перо, грядки, лук, ошибка, лук.

Самостоятельно вы писать слова с орфограммой парной согласной в конце и середине слова. Проверка по эталону.

В огород, на грядках, лук, ошибка, перьев.
Разбор слов по составу с комментированием у доски.

4. В ы п о л н е н и е упр. 226.

– Расскажите все, что вы знаете о слове перо (по плану учебника).

1) Лексическое значение (прочитать статью из толкового словаря).

2) Состав слова: , однокоренные слова: перышко, перьевая.

3) Слово как часть речи.

Что? ^ Перо – имя существительное, неодушевленное.

4) Звукобуквенный анализ:

перо – 4 буквы, – 4 звука.

5) Орфограмма – проверяемая безударная гласная.



^ 5. Прочитайте стихотворение на слайде. Устно.

Слайд 9

Прочитайте стихотворение:

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну,

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?


  • Какое слово повторяется в стихотворении?

  • Похожи чем то ключ для отпирания и запирания замка и родник? (нет )

  • Значит в одной или в разных статьях будет толкование? (в разных )

  • Проверим это. Найдите в толком словаре в конце учебника.

  • Прочитайте о слове ключ в толковом словаре.

  • Почему о слове ключ даны две статьи? (это разные предметы)

  • Можно ли слово ключ и ключ назвать омонимами?


^ IV.Самостоятельная работа. Работа по карточкам. (лежат на парте)

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите в 2 столбика имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые. Выделите приставки, предлоги подчеркните.
Вариант 1.

Пч…лы утром с….дят и гудят в ул..ях – (к) дождю.

Жуки жу……ат - (к) неп…годе.

Рыба (вы)прыгивает (из)в…ды днём – (к)дождю.

Кожа л…гу…ки серого цвета – (к) д…ждю, ж….лтоватого - (к) х…рошей п…годе.

Л…гушки молч…т – к пл…хой п…годе.
Вариант 2.

Л…гу…ки прыгают (на)б…регу и квакают – (к) д…ждю.

Рак (на)суше – перед д…ждём.

Несп…койный крик ч….ек (пред)вещает шт…..рмовую п…году.

Ч…йка села (в) воду – жди х…рошую п…году.

Птицы пер…стают петь за три часа до гр…зы.
^ 7.Игра «Д л я м а л ь ч и к о в, д л я д е в о ч е к».

– Послушайте песню «Из чего же» (сл. Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова).

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из веснушек, из хлопушек,

Из линеек, из батареек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из цветочков и звоночков,

Из тетрадок и переглядок

Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши мальчишки?

Из пружинок и картинок,

Из стекляшек и промокашек

Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же

Сделаны наши девчонки?

Из платочков и клубочков,

Из загадок и мармеладок

Сделаны наши девчонки!

– Во время прослушивания будьте внимательные, вслушивайтесь в слова. Ваша задача услышать существительное и хлопнуть в ладоши.

V. Итог урока.

-Чем мы занимались на уроке?

– Какое открытие вы сделали для себя. Оцените знания, полученные на уроке и продолжите предложение:
Я знаю….

Я умею……

Я могу……

VI. Домашнее задание: упр.5,стр.18, нарисовать портрет Имени Существительного.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconРазработка урока русского языка по теме «Имя существительное вводный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «башкирский лицей имени рамазана уметбаева» города сибая

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconИмя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение...
Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе»

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconТема: «Имя существительное»
Урок русского языка в 3-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Урока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение» iconУрока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница