Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош»




Скачать 148.9 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош»
Дата публикации06.12.2014
Размер148.9 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы.

ФИО преподавателя – Бутрина Марина Николаевна

Должность и место работы - учитель МОУ «Павловская СОШ» Истринского района Московской области

телефон- 8906-784-72-55 E-mail- marinabutrina@mail.ru 

Программа, в рамках которой организовано занятие - учебник русского языка 9 класса для общеобразовательных учреждений издательства «Просвещение», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. 2010 г.,

^ Тип урока – урок -исследование.

Тема лингвистическая – Комплексное повторение изученного в 5-8 классах. Работа с текстом.

Тема коммуникативная – коммуникативно – организационный дидактический материал о произведении декоративно - прикладного искусства.

^ Технология урока – комплексная.

Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроке русского языка являются базовые национальные ценности:
любовь к России, к своему народу,
уважение к труду,
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, этическое развитие;
Направления:
1. Внедрение на уроке русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним. 

^ Основные виды деятельности на уроке:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений); 
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских заданий).

^ Формы и методы организации работы на уроке:
- комплексный анализ текста;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- редактирование текста;
-сопоставление 2-х текстов

^ Средства обучения - карточки с заданиями, рабочие тексты, словари, приложения, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цели: - повторить изученное по морфологии, синтаксису в 5-8 классах; -отрабатывать навыки грамотного письма; - повторить и применить знания о стилях речи; - продолжить обучение лингвистическому анализу текста; -развивать речь, - расширять словарный запас, -совершенствовать культуру диалогового общения, работы в парах и группе; - воспитывать гражданскую позицию, любвь к родине, народу, его традициям, уважение к труду.

Технологическая карта урока



Этап урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1.

Организация начала урока. Целеполагание

Слово учителя

Проверяет готовность к уроку.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимся поставленных целей урока

Записывают название темы в тетради, обосновывают выбор темы и цели

2

2

Подготовка к активной УПД.



Демонстрация текста

Создает эмоциональный настрой на понимание темы. Читает стихотворение

Слушают учителя, следят по тексту

3

3

Изучение нового материала и первичное закрепление

Беседа по прочитанному тексту

Задает вопросы по содержанию

Отвечают на вопросы

3

4

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Практический: выполнение письменных заданий к тексту

Дает установку перед выполнением Наблюдает за работой. Проверяет выполнение.

Записывают ответы в тетради

12

5

5.1

Организация восприятия и осмысления новой информации

Словесные: рассказ учителя

Рассказывает о зарождении промысла

Слушают. Отдыхает после письменной работы. Могут во время рассказа учителя выполнить какие-то упражнения на дыхание

3

5.2

Презентация

Демонстрации, беседа

Демонстрация слайдов

Комментируют слайды

2

5.3

Освоение нового материала

Работа с новым текстом

Слушает чтение текста

Читают текст вслух

1

8

Первичная проверка понимания

Объяснение

Даёт установку на выполнение

Слушают учителя, читают задание

1

9

Примене ние изученного в стандарт ных условиях

Работа со справочной литературой

Контролирует работу

Задаёт вопросы

Работают со словарём. Устные ответы на вопросы учителя.

3

10

Перенос приобретённых знаний и их применение с целью формирования умений

Самост. работа с проверкой орфографического разбора

Контролирует работу. Проверяет выполнение


Самостоятельная работа с текстом. Чтение выписанных слов, выражений, объяснение правописания некоторых слов

10

11

Подведение итогов, анализ и самоанализ работы уч-ся

Анализ работы

Оценивает работу учащегося

Анализируют свою работу на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке

3

12

Постановка домашнего задания

Объяснение

Даёт задание: восстановить текст письменно по выписанным словам

Записывают задание в дневник


2
















45



^ ХОД УРОКА

Слово учителя. Целеполагание. Прочитайте тему урока. Наш сегодняшний урок поможет вам не просто вспомнить и отработать навыки анализа текста, правописания, пунктуации, но и реально оценить свои возможности и знания, проверить себя. Тексты, с которыми предстоит работать, имеет важное практическое значение: помогут подготовиться к письменному экзамену. Они иллюстрированы материалами, связанными с произведениями декоративно- прикладного искусства.

^ Чтение (самостоятельно ) учащимися ( на экране) стихотворения. Выразительное чтение вслух (Ученики следят, слушают)

В Дымкове, над Вяткою-рекою, (1)
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина, (2)
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок. (3)

За своей работою старушка (4)
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку (5)
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная! (6)
Вся поет, бесхитростно светла, (7)
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)
^ Беседа пор прочитанному тексту.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- О чём рассказывает поэт?

-Можно ли сказать, что это стихотворение отражает историю русского народа, его культуру? Докажите.

(^ Раздаем каждому учащемуся распечатки стихотворения. )

- В каких словах отражено национальное своеобразие русского народа, его обычаи, традиции, предметы, значимые для отечественной культуры? Запишите их в тетради. ( калина, скамейка, глиняная вятская игрушка).

-Назовите ключевые слова культуры. Запишите их в тетради. (Драгоценный труд, мастерицы, работа, радость, искусство, ремесло).

-Определяем основную мысль произведения. Рассуждая, приходим к выводу, что, несмотря на старость мастериц, искусство не умирает, оно ими любимо, дорого героине, автору стихотворения.

– А что  значит «…не лепит, а творит!»?

  (^ Это значит продолжение жизни, продолжение традиций).
 Поиск тропов, стилистических фигур (инструментов, с помощью которых автор выражает свою позицию). Используя таблицу «Изобразительно-выразительные средства языка», заполняют примерами из стихотворения, по ходу записи объясняется правописание слов.



Драгоценный труд, мастерицы славные, грубый, неоформленный комок, игрушка расписная, радость молодая

эпитет

помогает зримо представить предмет

игрушка бесхитростно светла, радость ремесла.

олицетворение

усиливает выразительность речи

Хороша игрушка расписная!



риторическое восклицание,













Всё стих.

инверсия

расположение слов в особом порядке для усиления выразительности


^ Работа над синтаксическими средствами стихотворения.

( Читают предложения цепочкой, в распечатках указывают вид предложения по структуре, обособленные члены, каким членом предложения являются, чем выражены, причины обособления.)
Работа с текстом №2

Учитель. Итак, наш сегодняшний урок посвящён сравнительно молодому промыслу – дымковской игрушке. Прочитаем рассказ об истории его зарождения. (Распечатки на столах).

Есть на правом берегу Вятки Дымковская слобода. В ней исстари селились печники и игрушечники — мастера делать глиняные свистульки. Говорят, что слободу потому и назвали Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клу­бы дыма. Происхождение глиняного промысла народное пре­дание связывает с местным праздником «Свистунь­ей». По всей вероятности, «Свистунья» в далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бо­га солнца Ярилу пением глиняных дудок.

Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову (старинное название Вятки), гласит легенда, подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители горо­да, даже малые дети, получили по глиняной свистуль­ке. Подкравшись к вражескому стану, они под­няли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказоч­ный Соловей-разбойник. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку Хлынову дружи­ны, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник — «Свистунью».

Учитель. На вятскую глиняную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли лишь во второй половине 20 века. Что же изображают дымковские мастерицы?


Презентация. - Нянек с детьми, водоносок, барынь с зонтиками, молодых людей, весёлых клоунов, индюшек с индюшатами.

Послетекстовые задания

  1. Выберите заголовок к тексту (« Дымковская игрушка», «Свистунья», «Глиняная свистулька»).

2.Выясните способы связи между частями текста. 3. Как вы понимаете выражение «измыслили хитрость»? К какому разряду лексики оно относится? Как оно в современном языке может звучать? 4.Подберите синонимы к слову « исстари». Как оно образовано? 5.Все ли имена прилагательные во 2 абзаце текста являются эпитетами? Докажите.
^ Работа со 2 текстом. Чтение вслух.

1)Дымковская игрушка - броская, яркая, горящая цветными пятнами. 2) Она напоминает рисунки, выполненные детьми. 3) В дымковке — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. 4)Дымковка — добрая улыбка, а не резкий смех. 5) Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен. 6) Мастерицы предпочитают ему доброго барана, покрытого шелковой шерстью. 7) Дымковская собака — безобидная дворняга, которая если и решится полаять, так, верно, лишь от радости. 8) Как добра и торжественна здешняя водоноска в пышном сарафане, идущая с ведрами! 9) Всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии! 10) Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у нее густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. 11) Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

12) Дымковская игрушка не любит одиночества. 13) Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

14) 3амечательный художник и археолог Аполлинарий Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой: «Удивительное дело! На далеком Севере, в лесной стороне, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь». 15) Никогда, пожалуй, в многовековой жизни игрушек не было такого праздника, как осенью 1965 года, когда в Москве была устроена грандиозная выставка. 16) В Манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи. 17) Это был праздник детей. 18) Праздник кукол, праздник игрушек. 19) Но среди этого забавного великолепия выделялись куклы, вылепленные из глины мастери­цами на берегах Вятки. 20) Они не только не затерялись среди других игрушек, но привлекали внимание живописностью и своеобразием.

^ Послетекстовые задания.
1.Словарная работа (слова записаны на доске): античная скульптура, терракоты, статуэтки, грандиозная выставка, забавное великолепие.

2. ПЗ. Как вы думаете, можно ли утверждать, что в тексте присутствуют только причастия прошедшего времени? 3. ПЗ. Одинаковые ли функции выполняет двоеточие в предложениях 5 и 14? Докажите.
Самостоятельная работа учащихся. 1.Индивидуальная работа по карточке №1 (2-3 ученика). Докажите, что данное высказывание является текстом. Используйте признаки и свойства текста. (См.приложение)

2.Индивидуальная работа по карточке № 2(2-3 ученика). Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля. Проиллюстрируйте их примерами. Какие языковые средства автор использует, чтобы передать свои чувства?

3^ .Групповая работа. Карточка № 4. Объясните постановку знаков препинания в 4,11,15, 20 предложениях. 4.Работа в парах. Карточка №3 (2 пары). Составьте словарный диктант ( 30-35 слов), используя ключевые слова, выражения текста. Л.С.Степанова предлагает считать ключевыми как понятийно – логические, которые помогают определить тему текста, так и оценочные, или экспрессивные, выражающие авторскую оценку, позицию).

5.Пересказ по опорным словам из диктанта.

6. Творческая работа учащихся. Восстановить текст письменно.

Итог урока.

Домашнее задание . 1.Составить вопросы по содержанию текста.

2.Найти обособленные члены, каким членом предложения являются, чем выражены, причины обособления.)

3. Объяснить значение выделенных слов .

…Тем гордиться я разве не рад,
что уже в порубежье неближнем
«Дымка» нынче идет нарасхват
По Нью-Йоркам, Брюсселям, Парижам.
…Почитался издревле закон:
Тайна тайн даже самая малость,
Как наследство в роду испокон
Внучке бабушкой передавалось.
…Ведь недаром же, радуя глаз,
Жизнью жили живою игрушки:
Вот ударились барыни в пляс, 
Кавалеры поют им частушки;
Гуси-лебеди в небе кричат,
Петухи спозаранку горланят,
Мчатся тройки, коровы мычат,
Круторогие блеют бараны.
Мир волшебный цветет, многолик,
В колдовстве неуемном и звонком,
И душой молодеет старик,
И становится взрослый ребенком…
(Из стихотворения Александра Гребнева «Мастерицы»)

Приложение 1 ^ СВОЙСТВА ТЕКСТА

Делимость.

Текст делится на главы, абзацы.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для переходе от одной микротемы к другой.

Выстраивание частей текста называется монтажом.

Части текста идут в определённой последовательности, в одних текстах её нельзя изменить, не искажая смысла. В других случаях последовательность изложения может меняться, а смысл при этом не пострадает.

^ Предложения в тексте связываются:

1) последовательной связью;

2)параллельно.

Предложения в тексте соединяются при помощи

1) повторов;

  1. местоимений;

  2. синонимов.

^ Важнейшее свойство текста — содержание. Оно соотносится

темой и идеей.

Тема — это то, что описывается в тексте, о чём идёт повест­вование, развёртывается рассуждение

Приложение 2^ . ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

1.Выраженнось (в устной или письменной форме)

2.Отграниченность. Имеет границы – начало и конец.
3.Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между
собой в определённом порядке.
4.Цельность. В отношении содержания представляет единое целое.
5.Информативность.
6.Композиционную завершённость.
7.Соотносим с жанрами словесности.
8.Текст можно воспроизвести.

Приложение 3

^ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Основные особенности публицистического стиля:

1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-
экономические, политические, культурные отношения; используется в га­-
зетах, журналах.

  1. ^ Задача речи: информирование, передача общественно значимой ин­формации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убежде­нием его в чём -то, внушением ему определенных идей, взглядов, побужде­нием его к определенным поступкам, действиям.

  2. ^ Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логич­ность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страст­ность, общедоступность.

4. ^ Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фра­зеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические_конструкции.

5. Жанры публицистики: статья_в газете, журнале, очерк, репортаж,
фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телеви­дению, на собрании, доклад.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconУрока сообщение темы и целей урока
Должность, место работы: учитель русского языка и литературы. Моу сош с углубленным изучением предметов №92

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина...
Место выполнения работы: моу шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 «Б» классе на тему: «Есенин в стихах и жизни»
Кузнецова Любовь Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: моу «Саракташская средняя общеобразовательная...

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconПрограмма предпрофильной подготовки Александр Сергеевич Пушкин в...
Фио, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы моу сош №42

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconКонкурсе сценариев школьных мероприятий «Состоявшиеся в профессии»
Должность: учитель русского языка и литературы моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского района Костромской...

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три...
Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского...

Урок русского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Фио преподавателя Бутрина Марина Николаевна Должность и место работы учитель моу «Павловская сош» iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница