Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика»




Скачать 42.08 Kb.
НазваниеУрока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика»
Дата публикации09.10.2014
Размер42.08 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема: Обобщение материала по теме «Лексика»
Цели урока:

1)повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика»;

2)продолжить работу над развитием навыков связной речи учащихся, языкового чутья;

3)воспитывать чувство уважения и любви к родному слову.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Запись в тетрадях числа и темы урока. Слайд 1.
2. Сообщение целей урока.

Слайд 1.
3. Обобщение знаний по теме «Лексика».

- Что такое лексика? Дайте определение этого термина.

- Как называется раздел языкознания, изучающий лексику?

Слайд 2.

-Посмотрите на слайд, вспомните лексические понятия, изученные нами, и ответьте на вопрос: «Для чего мы с ними знакомились?»

-Послушайте стихотворение поэта Шибаева о роли лексики в нашей жизни.
Слова, слова, слова…

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,

Означено словам.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море- море слов-

Купаться ежечасно!

- О каком чувстве говорит автор стихотворения?

- Очень часто так и бывает: одно слово «давно привычно нам, другое - незнакомо». Что нужно сделать, чтобы узнать толкование незнакомых слов?

Слайд 3.

-Что такое лексическое значение слова?

Лексический диктант.

- Посмотрите на слайд и дайте толкование данным словам. Запишите в тетрадь слова с соответствующим толкованием.

Слайд 4.

-А теперь определите, что за слова скрываются за данными лексическими значениями, запишите их.

Слайд 5.

Теперь вспомним о прямом и переносном значении слова.

-Опираясь на схему слайда, расскажите, на основе чего может возникать переносное значение слова?

-Нельзя не вспомнить о таком изобразительно-выразительном средстве русского языка, как метафора.

-Что такое метафора?

Среди других тропов метафора занимает главное место.

Слайд 6. (Высказывание Аристотеля)

Слайд 7. Выполните задание.

Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и многообразием лексических средств.

Слайд 8.

-Посмотрите на схему и расскажите, что такое омонимы.

Слайд 9.Выполните задания.

Следующее понятие лексической системы - паронимы. Дайте определение.

Слайд 10.Выполните задание.

Ещё одно лексическое средство – синонимы. Какие слова называют синонимами?

Слайды 11, 12. Выполните задания.

Расскажите об антонимах.

Слайд 13. Выполните задание.

Мы охарактеризовали системные отношения в лексике, а теперь рассмотрим лексику с точки зрения употребления.

Слайд 14. Опираясь на схему, расскажите о сферах употребления русской лексики.

Вместе с развитием общества развивается и язык. С одной стороны, он постоянно обогащается новыми словами, с другой стороны, из него постепенно уходит некоторое количество слов.

Слайд15. По опорному материалу расскажите об устаревшей лексике и неологизмах.

Слайд 16. Выполните задание.

Слайд 17. Сообщение учащегося о происхождении русской лексики.
^ 4. Тематический тест.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение « легко вступающий в контакт с другими людьми, приятный в общении»?

а) коммуникативный

б) доверчивый

в) развязный

г) коммуникабельный.

2. Укажите слово, имеющее прямое значение.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она. (А.С.Пушкин)

а) луна

б) льёт

в) свет.

3. Сколько слов в предложении имеют переносное значение?

Перо его местию дышит…(А.С. Пушкин)

а) перо

б) перо, дышит.

4. Определите слово, имеющее омоним.

а) стекло

б) стена.

5. Отметьте синонимический ряд, в котором выражаются различные оттенки значения.

а) робкий, несмелый, боязливый

б) обманщик, плут, пройдоха

в) скорый, стремительный, проворный, быстрый.

6. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) банальный, избитый, шаблонный, тривиальный

б) дёшево, недорого, даром, нипочём

в) клятва, обет, зарок, тайна.

7. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются.

Преступить закон - приступить к делу.

а) антонимы

б) синонимы

в) омонимы

г) паронимы.

8. Одинаковы ли антонимы у прилагательного богатый в словосочетаниях «богатый дом» и «богатый урожай»?

а) да

б) нет.

9. Какое из слов относится к устаревшим?

а) губернатор

б) гувернантка

в) вече

г) банк.

10. Охарактеризуйте выделенные слова.

В Архангельской области облака называют небесья, темь от нависших туч – бухмарь.

а) архаизмы

б) диалектизмы

в) историзмы.
5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Подготовить сообщение по теме «Происхождение фразеологизмов русского языка»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconУрок- игра по теме «лексика»
...

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconЗадачи урока: Образовательные: Повторить основные понятия и функции...
Технология обработки графики. Графический редактор Paint. Рисование рождественской открытки

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconТ. В. Жеребило Термины и понятия
Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 280 с

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconУрока: Обобщающий урок в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»
«Лексика и фразеология». Узнали, что такое слово, как появляется на свет, почему исчезает, сколько у него может быть значений, какую...

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconКонспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на 9”
Образовательные -повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Признаки делимости»

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconДоклад "Дроби вокруг нас" или "История возникновения дроби"
Повторить основные понятия по главе №6 «Почва» Приготовить кроссворд по теме «Почва»

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconТема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна»
Цель урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образ­ное мышление

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconГост 27. 002-89
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности

Урока: 1 повторить и обобщить основные термины и понятия по теме «Лексика» iconТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница