Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание»




Скачать 59.27 Kb.
НазваниеМастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание»
Дата публикации12.10.2014
Размер59.27 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Тема. Мастерство художественной детали. И.А. Бунин «Легкое дыхание»

Цели: выяснить роль художественной детали в рассказе « Легкое дыхание»;

обучение взаимодействию в группах;

воспитывать любовь к русской литературе;

развивать творческие способности учащихся.

1.Слово учителя.

Иван Бунин – замечательный поэт, талантливый писатель, всей своей жизнью и судьбой принадлежащий великой русской литературе. Его не убили на дуэли, не держали в тюрьме, не преследовали жандармы, как многих русских писателей. Он прожил долгую жизнь -83 года. А созданные им произведения по праву называют шедеврами русской литературы.

^ 2. Презентация «Жизнь и творчество И.А. Бунина».

3. Выставка книг писателя.

Уже при жизни о Бунине заговорили как о блестящем мастере мирового масштаба. Сборники стихотворений, повести, рассказы одобрительно встречены критиками, восторженной похвалой писателей. В 1933 году Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». На склоне лет писатель со спокойной повестью утверждал: «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и… Жуковский»

^ 4. Слово учителя.

Мастерство Бунина, его писательский талант изумлял многих. Максим Горький писал: « Бунин вовсе не холодный писатель. Он весь, как натянутая струна, и его сдержанность – показатель большой внутренней силы… А какой талант! Какой язык!»

Иван Алексеевич, слыша похвалы своему языку, обычно отшучивался: « Какой такой особый язык у меня; пишу русским языком, язык, конечно, замечательный, но я-то тут при чем?»

^ 5. Сообщение учащегося о стиле Бунина.

У Бунина, действительно, был свой, особый стиль – сдержанный, но звенящий каждым словом. Слово у Бунина не гремит, как погремушка, оно живое, музыкальное, в нем своя энергия, свой сплав поэзии и прозы, сердечности, сострадания, гнева, восхищения и веры.

Бунин умел из « житейской мути», из довольно грязноватых историй создать совершенное художественное произведение. Секрет его мастерства в филигранной отделке каждого слова, в его виртуозном владении художественной деталью, в его необычайно остром интуитивном чувстве прекрасного.

^ Слово учителя.

- К сегодняшнему уроку вы имели возможность прочитать и насладиться чтением жемчужины бунинской прозы – рассказом «Легкое дыхание». Вы провели кропотливую, но интересную работу, которая, я надеюсь, позволила вам раскрыть секрет писательского мастерства.

^ 6. История создания рассказа.

В своем дневнике Бунин писал: « Рассказ «Легкое дыхание» я написал в деревне, в Васильевском, в марте 1916 года. « Русское слово» Сытина просило дать мне что-нибудь для пасхального номера. Как было не дать? Но что дать? Что выдумать? И вдруг мне вспомнилось, что однажды зимой забрел я на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку я тотчас же сделал русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с такой восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства.»

^ 7. Художественный пересказ начала рассказа. ( Со слов « На кладбище….Это Оля Мещерская)

8. Чтение стихотворения «Портрет» И. Бунина.

9. Беседа по содержанию рассказа.

-Вам понравилась главная героиня рассказа?

-Верно, что она была особенная, непохожая на других?

-Что вы можете сказать об особенностях рассказа?

-Всего 5 страниц, а произведение совершенно. Женский образ поэтичен, в нем трепетно проявилось чувство красоты и пропорции.

-Краткости Бунин учился у Чехова. В маленьком рассказе невозможны пространственные описания, внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь.

^ Задача урока: сегодня мы будем говорить о роли художественной детали в рассказе И. Бунина « Легкое дыхание».

-Давайте вспомним определение художественной детали.

Художественная деталь – одно из средств создания художественного образа. Она помогает автору представить изображенную им картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Деталь может воспроизводить черты внешности, обстановки, переживания или поступка.

^ 10. Групповое задание.

Сейчас вам предстоит поработать в группах: у каждой группы определенное задание.

Первая группа выделит художественные детали портрета Оли в тексте и определит их роль.

Вторая группа выделит детали движения и определит их роль в тексте.

Третья группа будет работать над деталями чувств девушки, их роль в тексте.

Четвертая роль выделит детали пейзажа, их роль в тексте.

^ 11. Отчет групп о проделанной работе.

Первая группа: В 14-15 лет Оля заметно отличалась от подруг. У нее

«тонкая талия», «стройные ноги», «взгляд живой, ясный, любопытный, чистый», «хорошие волосы», «Оля - красавица».

Мы отметили, что одна деталь повторяется автором несколько раз – это глаза Оли. Возможно, автор специально повторяется, чтобы мы могли представить героиню

^ Вторая групп: текст необычайно насыщен деталями движения. Мы выделили следующие:

« Раскрасневшееся лицо», «растрепанные волосы», « заголившееся при падении колено», «вихрем носилась», «побежала наверх», «с разбегу носилась», «изящно танцевала на балах», «ловко бегала на коньках», « приседала легко и грациозно, говорила спокойно, весело, просто, вежливо».

Мы заметили, что Оля вся в движении. Она легка, грациозна, изящна, быстра и ловка. Жизнь бьет из нее ключом. Она радуется жизни, ценит каждое мгновение. Просматривая биографию самого писателя, мы узнали, что сам Бунин часто размышлял о жизни и смерти, понимал, что жизнь быстротечна, поэтому жить надо полно, уметь радоваться жизни, любить ее – а это огромный талант. Этим талантом автор наделил Олю.

- Действительно ли Оля любила жизнь? На этот вопрос нам ответит третья группа.

^ Отчет третьей группы:

- Оля любит жизнь, она наслаждается каждым ее мгновеньем. Мы решили выяснить, так ли это на самом деле, и выделили следующие детали:

« об Оле говорили, будто она сошла с ума от веселья», «самая беззаботная и счастливая», «беспечна к наставлениям», « ветрена, не может жить без поклонников».

Оля вела дневник. Из дневниковой записи героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу.

^ 12. Художественный пересказ фрагмента дневниковой записи.(« День начался многообещающе….Не могу пережить этого, мне один выход..»

- Оля, действительно, любит жизнь, но желает умереть. Она молода и неопытна, попав под влияние опытного обольстителя, зрелого мужчины, она совершает ошибку и глубоко переживает случившееся. Теперь понятно, почему последнюю зиму Оля совсем сошла с ума от веселья. Героиня спешит жить, спешить быть счастливой, хочет казаться беззаботной. Несмотря на женский опыт, Оля сохранила чистоту, легкое дыхание, которое рассеялось в мире.

- Почему же погибла Оля Мещерская? На этот вопрос попытается ответить четвертая группа.

^ Отчет четвертой группы:

Судьба Оли трагична. Автор глубоко сочувствует героине и переживает ее безвременный уход. Не успев расцвести, она умирает насильственной смертью.

^ 13. Художественный пересказ фрагмента « Смерть Оли».

« Казачий офицер, некрасивый, плебейского вида, застрелил ее на платформе вокзала…»

По мысли Бунина, красота существует и никогда не иссякнет, но красота обречена в обществе на гибель. В рассказе красивая, чистая, наивная девушка с легким дыханием противопоставлена обыденному пошлому миру, грязным площадям, жестоким, равнодушным людям, мужчинам, умудренным низким опытом. Мы пришли к выводу, что в таком мире Оля обречена на гибель

^ 14. Слово учителя.

Причина гибели героини интересовала многих исследователей рассказа. Вот одна из версий исследователя С.П. Антонова.

« Читателю самому предлагается домысливать, как Оля решила свести счеты с жизнью, как не могла поднять на себя руку, как обдуманно она выбирала любовника с оружием, как сознательно оскорбила его и что чувствовала, прохаживаясь по перрону в ожидании смертельного часа, пока он читал ее дневник.

Автор показал читателю прекрасное существо, эталон природы, который является, может быть, раз в тысячелетие, идеал истинной женской прелести, девочку с легким дыханием – Олю Мещерскую. Слепые, неведомые силы создали образец красоты, показали миру, уничтожили и развеяли в ледяном холоде космоса. И не осталось от нее ничего, кроме мечтаний классной дамы на кладбище.»

15. Чтение стихотворения «Эпитафия» И. Бунина.

16.Слово учителя.

« «Легкое дыхание» - это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя – эпитафия девичьей красоте»,- писал Константин Паустовский.

- Как вы думаете, почему рассказ получил такую высокую оценку писателей?

-В чем заключается мастерство писателя?

17. Домашнее задание: написать сочинение « Роль художественной детали в рассказе»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» icon5 класс Русская литература
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Натали», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconА. И. Куприн Гранатовый браслет. Олеся. Суламифь. Поединок
И. Бунин Солнечный удар. Легкое дыхание. Дело корнета Елагина. Господин из Сан-Франциско

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» icon11 класс В. Астафьев
А. Бунин. Суходол. Цикл рассказов: «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,...

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconСписок произведений по курсу
Бунин И. А. «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Чаша жизни», «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»*. Цикл «Тёмные аллеи»*....

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconСписок литературы для 11 класса
И. А. Бунин. Стихотворения: Крещенская ночь. Собака. Одиночество. Последний шмель. Песня; рассказы: Господин из Сан-Франциско. Чистый...

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconПроизведения по литературе, обязательные для изучения (2 семестр)
Бунин И. А. «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Чаша жизни», «Лёгкое дыхание», «Митина любовь». Цикл «Тёмные аллеи»....

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconВойны в литературе второй половины 20-го века
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь»,...

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconРассказы Тэффи
И. Бунин. «Деревня», Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный...

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconИ. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные...
А. П. Чехов. Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Душечка», Крыжовник»,...

Мастерство художественной детали. И. А. Бунин «Легкое дыхание» iconПредпочтения читателей юношеской библиотеки имени Н. А. Некрасова Белый цвет
Белый цвет – Л. Н. Толстой «Война и мир», Л. Н. Толстой «Воскресенье», М. А. Шолохов "Тихий Дон", Ф. М. Достоевский «Идиот», И. А....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница