Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце»




Скачать 68.05 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце»
Дата публикации05.01.2015
Размер68.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма»).

Цели:

- обучающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объёма;

- развивающая: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

- воспитательные: формировать гуманное отношение к близким людям; содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Форма проведения: урок-размышление.

Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно-поисковыми вопросами и самостоятельной работы с текстом.
Оформление к уроку:

  1. Кластер

  2. Цитаты


«За добро плати добром, не будь пустельгой» К. Паустовский.

«Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» Пятая заповедь божия.

«Кто родителей почитает. То вовеки не погибает» - Пословица.


  1. Портрет К.Г. Паустовского.

  2. Толковые словари.

  3. Средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

  4. Сочинения учащихся «Моя мама самая, самая…»

  5. Рисунки учащихся (женские портреты)



^ ХОД УРОКА.


    1. Оргмомент.




    1. Вступительное слово учителя.

Звучит первый куплет песни М. Шуфутинского о матери.

Учитель:

  1. Ребята. О чём эта песня? Какие чувства в ней выражены?

  2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?

Ученики:

На прошлом уроке мы прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя. Тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.
Запись в тетрадях числа и темы урока.

  1. Словарная работа.


А) Как вы понимаете слово «зарубка»? (Работа со словарём).

Б) В каком значении употреблено это слово в теме урока?

В) Значение слова ПРОБЛЕМА?

Г) Какие же проблемы, ребята. Поднимает в своем рассказе К. Паустовский?

(- одинокой старости, материнской любви;

- взаимоотношений родителей и детей, и некоторые другие)

4. Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.

- Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе?

- Она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему?

(Проблема взаимоотношений между родителями и детьми).

Вывод:

Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать, говорили. Говорят и будут говорить. Наверное, потому, ребята, что нравственное начало в человеке надо воспитывать и воспитывать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям, вот поэтому эта проблема не может не волновать, не вызывать споры, не искать ответы на многие воспитания.

Итак, наша цель:

прочитать главные эпизоды рассказы, медленно, вдумчиво, делая остановки и выяснить:

- как раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей (на примере Насти и Катерины Петровны)?

- при помощи каких художественных средств это делает автор?

- какова авторская позиция в рассказе?
(В ходе работы с текстом заполняется кластер).
Класс делится на 3 группы.
1 остановка.

1. Стр. 66 учебника. «Октябрь…………. дождь).

1-я группа.

1) С какой картины начинается рассказ?

2) Что перед нами? Портрет? Пейзаж? Интерьер?

3) Что такое пейзаж? Работа со словарём.

2-я группа.

1) Какие признаки осени вы увидели в отрывке?

- спутанная трава

- тащатся рыхлые тучи

- сыплется дождик

2) сравнения в отрывке.

3-я группа.

1) Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?

(маленький подсолнечник у забора)

2) Почему именно подсолнечник, а не подсолнух, как говорят в деревне?

(это маленькое тёплое солнышко, которое никак не хочет погаснуть, надеясь на что-то)

Вывод:

  1. Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?

  2. Почему именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?


Картина поздней осени сразу настраивает читателя на определённый лад, создает тональность, подготавливает к восприятию дальнейших событий.

Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдёт речь.

2 остановка.

1. Стр. 68 учебника «Настя ………… настоящее письмо».

1-я группа.

1) Что вы узнали о дочери Катерины Петровны?

2-я группа.

1) Почему Настя так долго не приезжает к матери?

3-я группа.

1) Согласны ли вы с тем, как Катерина Петровна пытается оправдать дочь?
Вывод:

  1. А как считает автор?

  2. Понимает ли он Катерину Петровну?


Автор хочет сказать, что родители любят детей такими, какие они есть. Мать всегда готова простить, понять и даже оправдать своего ребёнка, хотя его поведению и поступкам нет оправдания.

Катерина Петровна решила не мешать дочери, и всё же в одну из ненастных осенних ночей она пишет её письмо.
3 остановка.
^ ЧТО ЖЕ ЗАСТАВИЛО КАТЕРИНУ ПЕТРОВНУ НАПИСАТЬ НАСТЕ ПИСЬМО?

  1. Чтение письма учащимся.

  2. Беседа.

- Какие чувства у вас вызвало это письмо?

- О чём говорит довольно выразительный эпитет «НЕНАГЛЯДНАЯ»?

- Как бы вы поступили, получив такое письмо?

- А как поступила с письмом Настя?

Вывод учителя:

Недаром Настя вздрогнула, встретившись со сверлящими глазами скульптуры Гоголя «А письмо-то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»
4 остановка.

1. Стр. 71 учебника «Настя вернулась…….. стола».

1-я группа.

1) Как себя оправдывает Настя?

2-я группа.

1) Почему Настя не едет к матери, в чём настоящая причина?

3-я группа.

1) Что хотел этим эпизодом сказать автор?

Обобщение учителя:

Этим эпизодом автор как бы предостерегает читателя: будьте чуткими, отзывчивыми, не забывайте в суете повседневности о близких людях. Найдите время навестить их, оказать внимание и поддержку. Настя этого не делает.
Всему классу:

  1. Можно ли Настю назвать совсем бездушной?

  2. Вспомните, где она работала?

  3. Как относилась к своей работе?

  4. Кому помогала?

Ответы учащихся.
5 остановка.

1. Портрет Насти Стр. 69 учебника. «На одной из площадок ……. холодные глаза».

1-я группа.

1) Что означает Сольвейг в переводе? Работа со словарём.

2-я группа.

1) Какую деталь в портрете Насти подчёркивает автор? (холодные глаза0

3-я группа.

1) Почему холодные? У каких людей бывают такие глаза?
Всему классу:

1) Ребята, а ещё какие черты характера подчёркивает автор в Насте?

(эгоизм, карьеризм – словарная работа)
Обобщение.

Оказывается, одно дело всю себя отдавать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили. Выделили, хвалили, а другое – помнить о близких, о самом дорогом существе – о матери.

Вот такого испытания на истинную человечность, сострадание. Понимание Настя не выдерживает.
6 остановка.

1. Стр. 73 учебника. «Настя села……… лишь бы простила».

1-я группа.

1) Какие предложения по цели высказывания и интонации использует автор?

2-я группа.

1) Почему автор использует восклицательные и вопросительные предложения?

3-я группа.

1) Какой приём использует автор? Для чего он его использует?

Обобщение.

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела. Поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит как пропуск.
Всему классу:

  1. Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала её ждать?

  2. Что хотел этим сказать автор?

  3. Кого можно назвать пустельгой? Почему?


7 остановка.

1. В день похорон. Стр. 75 учебника.

1) чтение эпизода.

2) Чем отличается этот пейзаж от пейзажа в начале рассказа?

3) Что хочет сказать автор?

Обобщение.

В людях, совсем чужих, ещё живёт доброта. Чуткость и человечность, она примиряет мир природы с миром людей. Односельчане хоронят Катерину Петровну по-человечески.
2.Эпизод «Встреча с учительницей»
Всему классу:

  1. С какой целью автор вводит эпизод в рассказ?

  2. Как называется такой приём?

1-я группа.

1) Вам жаль Настю? Почему?

2-я группа.

1) Как автор относится к Насте? Почему?

3-я группа.

1) В каком произведении русской литературы вы подобное читали?

2) Что общего в раскрытии проблемы «отцов» и «детей»?
^ Авторская позиция:

Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Когда потеряете, будет поздно!

Таков НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА.
III. Рефлексия.

1) Итак, ребята, диалог с текстом мы с вами закончили. Остаётся подвести итоги.

(Выступления групп с кластерами).

2) На доске через проектор высвечиваются эпиграфы. Какие высказывания вы взяли бы в качестве эпиграфа к теме нашего урока? Обоснуйте свой выбор.


  1. Почему рассказ называется «Телеграмма»? (Ответы учащихся).

  2. Слово учителя.


Ребята, скоро вы станете взрослыми, получите образование, уедете далеко от родителей, возможно. Не сможете их часто навещать – будут у вас свои интересы, неотложные дела, но наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

А) Стихотворение «Заболела мать».


  1. Выставление отметок.

  2. Домашнее задание:


1-я группа.

1) Приготовить небольшой устный рассказ на тему: «Поступок, за который я себя осуждаю»

2-я группа.

1) Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К. Паустовского «Телеграмма»?

2) Запишите несколько из них для себя.

3-я группа.

1) Написать мини- сочинение на тему: «Какие же чувства добрые» воспитывает в нас автор рассказа «Телеграмма».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок по литературе в 10- а классе Тема любви в романе И. С. Тургенева
Свет высокой любви входит в нашу жизнь, и нет равнодушных, потому что человеческое сердце все-таки человеческое сердце, способное...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок в 5-ом классе тема: я в сердце, с тихим умиленьем
Цели: Познакомить с текстом, приблизить к литературовед­ческому анализу разбор стихотворения

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок литературы в 7 классе Тема
За разработку данного урока учительница награждена Дипломом призёра Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Как живой с живыми говоря»
Свидание-это всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Как она вам покажется,...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок-презентация литературы в 9 классе. Тема: Обучение анализу стихотворения...
Данный урок-урок обучения анализу стихотворения. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconОткрытый урок литературы в 11 классе
Цель и задачи урока: на основе анализа лирических произведений и жизненного опыта «учащихся» ответить на вопрос, какие лики любви...

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Зарубки на сердце» iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница