Скачать 177.94 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 городского округа город Шарья Костромской области Авторская программа по региональной литературе в 5 классе ![]() ![]() ![]() ![]() АВТОР ПРОГРАММЫ: Уланова Наталья Вячеславовна учитель литературы Пояснительная записка Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, родителя и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. В процессе изучения культуры Костромского края ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов. Программа по литературе предполагает последовательное, систематическое изучение литературы родного края, позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Изучение программы по региональной литературе поможет ученикам узнать родной край, быт, нравы, обычаи родного народа, открыть для себя, сколь духовно богата земля, на которой он живёт. Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет изучение региональной литературы. Костромской край – это благодатная земля, где творили А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Е.В. Честняков. Лучшие традиции этих выдающихся мастеров слова продолжали талантливые писатели и поэты: В.А. Бочарников, Т.Н. ИноземцеваЮ.В. Жадовская, В.И. Шапошников, которые внесли свой творческий вклад в сокровищницу не только костромской , но и отечественной литературы. Однако следует понимать, что региональная литература – это не “литература второго сорта”, она часть интересной, богатой и великой отечественной литературы, отражающая еще и специфику нашего края. Поэтому изучать произведения костромских авторов необходимо стремиться в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей в содержании произведений, определения сходства и различия между ними, в подборе языково-стилистических средств. Уроки по региональной литературе углубляют знания ребят о родном крае, о поэтах и писателях, чьи имена с ним связаны, побуждают больше читать, расширяют литературный кругозор ( что очень важно в наше время). И еще, что не менее важно, работа с текстами костромских писателях способствует развитию творческих способностей учащихся. В настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся. Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по региональной литературе. Именно региональная литература может дать ученику редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как перестраивает ее : может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас. И для нас очень важно такое мироощущение ученика. Региональный компонент выделяется как отдельная обязательная для изучения часть базисного учебного плана. В 5 классе на изучение региональной литературы отводилось 34 часа (1 час в неделю). В 2010-2011 учебном году изучение региональной литературы начинается со 2 четверти, так как учащиеся 5 класса в 1 четверти изучают интегрированный курс «Основы православной культуры и светской этики». Поэтому на изучение региональной литературы отводится 26 часов вместо 34. Необходима корректировка некоторых тем. Программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края, получают уроки гражданственности и патриотизма. Цель: привлечь внимание детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края, раскрытие уникальности Костромского края посредством уроков по региональной литературе формировать культуру чтения. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Класс: 5 класс. Содержание Тема № 1 Введение Е.И. Осетров «Чудо-город» Тема № 2 Народные сказки Костромского края Сказки «Чьё мастерство мудренее», «Звон» ^ С.В. Максимов «Русалки» П.А. Вяземский «Вечер на Волге», «Ещё тройка», «Масленица на чужой стороне» Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «Накануне Светлого праздника» ^ А.М. Ремизов «Кострома» В.Н. Иванов «Юность и свобода» Е ![]() ^ В.А. Бочарников «Снегири», «Перезимовали», «Голубая поляна», «Водополица», «Зелёные искры», «Ледоход», «Родничок» В.В. Травкин «Косач» Т.Н. Иноземцева «Я пришла от земли», «Эта тяга к земле», «Хлеб мой тощий», «Белые кони», «Журавли», «Дорогу люди выбирают сами» Ю.Н. Куранов «Пыщуганье», «Дождевая россыпь», «На сенокосе», «Берёзовые напевы», «Ветер в еловых стенах», «Вот моя музыка», «Вот она начинается, радость», «Бедность-бедность», «Зима.О какое же чудо» Т ![]() Е.В. Честняков «Марк Бессчастный» Ожидаемые результаты обучения. По окончанию изучения региональной литературы учащиеся должны знать:
уметь:
^
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. ![]() ^ На вводном занятии учащихся следует ознакомить с программой по региональной литературе, с тем объемом работы, который будут выполняться. На первом занятии оговорить критерии оценивания работы учащихся, учет их участия на уроках, а также творческое участие в работе. На этом же занятии сообщить учащимся о том, что результатом работы будет итоговое занятие творческого характера. Занятия проходят в форме лекции с элементами беседы. Учащимся предлагаются ^ Данную тему необходимо начать с понятий «Народная сказка. Художественные особенности сказки». Далее обратить внимание на то, где и кем были записаны данные сказки. Учащиеся читают и анализируют тексты двух сказок. Беседа строится по вопросам, направленным на анализ сказок, на художественные особенности. Учащиеся без труда находят слова и выражения, характерные для народной сказки. В качестве домашнего задания можно дать выразительное чтение сказки «Звон». С.В.Максимов П.А.Вяземский ![]() ![]() Тема № 3. Русские писатели 19 века, связанные с Костромским краем (8 часов) ![]() ![]() О ![]() ![]() ^ ![]() ![]() ![]() Научатся писать отзыв. Познакомятся со стилистическим и языковым анализом текста. Учащимся будет предложена ![]() ![]() Тема № 5. Родной край в творчестве Костромских писателей (7 часов) ![]() ![]() Вечность и святость труда хлебороба учащиеся определят в стихотворениях Т.Н. Иноземцевой. Научатся видеть в тексте авторское отношение к героям. Поймут, что красота природы Костромского края- это простая, неброская красота, которую надо полюбить всем сердцем. ^ В ![]() ![]() ![]() ^ На итоговом занятии учащиеся будут демонстрировать знания, полученные при изучении тем региональной литературы в течение учебного года. В начале изучения тем по региональной литературе учителем предлагаются виды работ на итоговое занятие, учащиеся выбирают и демонстрируют на смотре знаний. Итоговое занятие рассчитано на два урока, чтобы каждый учащийся смог показать свой уровень изученности региональной литературы. Примерный перечень заданий для смотра знаний 1. Записать сказку со слов жителей Шарьинского района 2. Записать предание о русалке со слов жителей Шарьинского района 3. Исследовательские работы: «Русалки в костромском краю», «Обычаи и обряды моего края», «Н.А. Некрасов и дед Мазай», «Ефим Честняков из деревни Шаблово», 4. Создать книжку иллюстраций к поэтам Костромского края 5. Создать презентацию, видеофильм о поэте, писателе, изучаемом в 5 классе по региональной литературе 6. Постановка мини-спектакля по мотивам сказки Е.Честнякова «Чудесное яблоко» 7. Театр своими руками( создание глиняных фигурок из сказки Е.Честнякова «Чудесное яблоко») 8. Виртуальная экскурсия «В гости к поэту» Информационные ресурсы для учителя. 1. Жданов В.В. Некрасов, М, Просвещение, 2003 2. Лебедев Ю.В. Н. А. Некрасов и русская поэма 1840 - 60-х годов (1971), 3. Лебедев Ю.В "У истоков эпоса. Очерковые циклы в русской литературе 1840 - 60-х годов" (1975), 4. Лебедев Ю.В "Русская литература XIX века. Вторая половила. Книга для учителя", М, просвещение, 1996 5. Лебедев Ю.В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002 6. Обухов Р.Е. «Пути в избах. Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове», М., 2008. 7. Резепин П.П. Галичские Вяземские, II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. 8. Цейтлин А. Н. Некрасов, М., Терра - Книжный клуб, 2005 9. Чуковский К. И, Мастерство Некрасова, М., Терра - Книжный клуб, 2005 10. Шапошников В. И., «Ефимов кордон» (роман), Ярославль, 1983 11. Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., Просвещение, 1985 Информационные ресурсы для учащихся. 1. Ганцовская Н. С. «Живое поунженское слово. Словарь народно-разговорного языка Е. В. Честнякова», Кострома, 2007 2. Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995 3. Куранов Ю. Вот моя музыка. Стихи, поэмы, гимны. – Калининград, 2005. 4. Куранов Ю.Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. 5. Лебедев Ю.В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002 6. Минаева В.Н. Иноземцева Т.Поэтесса и фермерша из Парфеньева, Мир женщины. - 2000. 7. Семёнова Е.А. П.А. Вяземский: забытый поэт, Русские рифы,2005 8. Скатов Н.В. . Некрасов. Биографическая проза Книга из серии ЖЗЛ, 2000 9. Смирнов В. Рецензия на книгу стихов Т.Иноземцевой «Началось с огня», Волга.-1983.-№8 Дополнительная информация для учащихся и учителей. Подборка сайтов Евгений Иванович Осётров 1. zakoylok.ru/…lyudi…osetrov-evgeniy-ivanovich.html 2. www.hrono.ru/biograf/bio_o/osetrov.html 3. feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-3741.htm 4. www.olmamedia.ru/…evgenij-ivanovich-osetrov.html 5. www.ozon.ru/context/detail/id/1466182/ 6. mp.urbannet.ru/bibl-cdl/kl-kn.htm Сергей Васильевич Максимов 1. ru.wikipedia.org/wiki/Сергей_Максимов 2. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography…Максимов 3. dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/8406 4. www.licey.net/lit/znamenie/maksimov 5. www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/maximov_s_v.htm 6. www.ozon.ru/context/detail/id/252824/ Пётр Андреевич Вяземский 1. slovari.yandex.ru 2. az.lib.ru/w/wjazemskij_p_a/text_0360.shtml 3. www.foxdesign.ru›Список всех биографий›vyasemsky.html 4. ru.wikipedia.org/wiki/Вяземский,_Пётр_Андреевич 5. www.litera.ru/stixiya/authors/vyazemskij.html 6. www.slovo.ws/bio/rus/Vyazemski_Petr_Andreevich… Николай Алексеевич Некрасов 1. news.yandex.ru/people/nekrasov_nikolaj.html 2. az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0120.shtml 3. az.lib.ru›Некрасов Николай Алексеевич 4. ru.wikipedia.org›Некрасов 5. www.nekrasow.org.ru 6. nekrasov.niv.ru Алексей Михайлович Ремизов 1. slovari.yandex.ru 2. ru.wikipedia.org/wiki/Ремизов,_Алексей_Михайлович 3. publ.lib.ru/…REMIZOV_Aleksey_Mihaylovich/_Remizov… 4. www.peoples.ru›Искусство›Литература›…_remizov/index1.html 5. remizov-sisters.narod.ru/remizov.htm 6. imwerden.de/cat/modules.php… Всеволод Никанорович Иванов 1. ru.wikipedia.org/wiki/Иванов_В._Н 2. www.rusinst.ru/articletext.asp 3. archive.khabkrai.ru/index.php 4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/43554/Иванов 5. edv.clubdv.ru/index.php/Иванов_Всеволод 6. costroma.k156.ru/text/html/kos_zem/vyp…ivanov.htm Ефим Васильевич Честняков 1. news.yandex.ru/people/chestnyakov_efim.html 2. ru.wikipedia.org/wiki/Честняков,_Ефим_Васильевич 3. www.rusland.spb.ru/is_1_1.htm 4. KIP.net.ru/efim-chestnjakov 5. www.kostromag.ru/kostroma/culture/art…chestnyakov/ 6. ezona.fatal.ru/chestnyakov.htm Василий Алексеевич Бочарников 1. new.kmtn.ru/~kounb/kos/writer/write_b5.html 2. www.ohot-prostory.ru/index.php 3. mline.kostroma.edu.ru/… 4. www.oodb.ru/CGI-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe… 5. www.biblus.ru/Default.aspx… 6. www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-8/… Василий Васильевич Травкин 1. www.kostromag.ru/kostroma/culture…prose/travkin 2. mline.kostroma.edu.ru/… 3. www.mbstver.ru/eCatalog/guide.php 4. papavlad.ucoz.ru/index/zhurnal_kostjor_1988_01_ 5. www.eastview.com/russian/books/browse.asp… 6. jedi.net.ru/viewtopic.php?id=120957 Татьяна Николаевна Иноземцева 1. www.kostromag.ru/kostroma/culture/literature/… 2. new.kmtn.ru/~kounb/kos/writer/write_i1.html 3. trezvost.ru/27/stichi/index.php?page=45 4. mline.kostroma.edu.ru/… 5. www.proshkolu.ru/user/ozerki80/ 6. www.biblus.ru/Default.aspx?book=78i097b6 Юрий Николаевич Куранов 1. www.lib39.ru/kray/literature/writers/kuranov.php 2. writers.koenig.ru/kuranov/index.html 3. news.yandex.ru/people/kuranov_jurij.html 4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/172014 5. publ.lib.ru/…K/KURANOV_Yuriy_Nikolaevich/_Kuranov… 6. festival.1september.ru:8080/articles/571437/ Заключение. Изучение регионального компонента является составной частью общего образования учащихся, воспитания грамотного, творческого читателя, любящего свою малую родину, свой родной язык. Без знания литературы родного края, её исторического развития невозможно воспитание истинного гражданина своей страны. Программа по региональной литературе в 5 классе построена так, что в ней на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развития литературы: устное народное творчество представлено как народными сказками, так и сказками писателей-костромичей, произведения писателей 19-20 века представлены авторами, связанными с Костромским краем, также представлен раздел «Приключения, фантастика в творчестве писателей-костромичей» произведением Е.В.Честнякова «Марк Бессчастный». В программе прослеживается связь произведений Костромского края с произведениями классической русской литературы. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 9 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина,... | ![]() | В. П. Журавлева в 11 «А»классе в 2 частях. (М.: Просвещение, 2012). Программа составлена на основе программы по литературе для 5-11классов... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),... | ![]() | Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю. В основе содержания и структуры... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе, автор Г.... | ![]() | Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель... |
![]() | Данная рабочая программа разработана на основе программы по литературе (автор: В. Я. Коровина М., «Просвещение», 2011) | ![]() | Программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2011г |
![]() | Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов... | ![]() | Г. С. Меркина, С. А. Зинина и др. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (М.: Ооо «тид русское слово»,... |