Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы




Скачать 177.94 Kb.
НазваниеАвторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы
Дата публикации07.01.2015
Размер177.94 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 городского округа город Шарья Костромской области

Авторская программа

по региональной литературе

в 5 классе








АВТОР ПРОГРАММЫ: Уланова Наталья Вячеславовна учитель литературы

Пояснительная записка
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и рос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, родителя и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

В процессе изучения культуры Костромского края ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

Программа по литературе предполагает последовательное, систематическое изучение литературы родного края, позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля.

Изучение программы по региональной литературе поможет ученикам узнать родной край, быт, нравы, обычаи родного народа, открыть для себя, сколь духовно богата земля, на которой он живёт.

Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет изучение региональной литературы.

Костромской край – это благодатная земля, где творили А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Е.В. Честняков. Лучшие традиции этих выдающихся мастеров слова продолжали талантливые писатели и поэты: В.А. Бочарников, Т.Н. ИноземцеваЮ.В. Жадовская, В.И. Шапошников, которые внесли свой творческий вклад в сокровищницу не только костромской , но и отечественной литературы.

Однако следует понимать, что региональная литература – это не “литература второго сорта”, она часть интересной, богатой и великой отечественной литературы, отражающая еще и специфику нашего края. Поэтому изучать произведения костромских авторов необходимо стремиться в едином потоке с базовым курсом литературы путем раскрытия разнообразных связей в содержании произведений, определения сходства и различия между ними, в подборе языково-стилистических средств.

Уроки по региональной литературе углубляют знания ребят о родном крае, о поэтах и писателях, чьи имена с ним связаны, побуждают больше читать, расширяют литературный кругозор ( что очень важно в наше время).

И еще, что не менее важно, работа с текстами костромских писателях способствует развитию творческих способностей учащихся.

В настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся. Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по региональной литературе. Именно региональная литература может дать ученику редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как перестраивает ее : может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас. И для нас очень важно такое мироощущение ученика.

Региональный компонент выделяется как отдельная обязательная для изучения часть базисного учебного плана. В 5 классе на изучение региональной литературы отводилось 34 часа (1 час в неделю). В 2010-2011 учебном году изучение региональной литературы начинается со 2 четверти, так как учащиеся 5 класса в 1 четверти изучают интегрированный курс «Основы православной культуры и светской этики». Поэтому на изучение региональной литературы отводится 26 часов вместо 34. Необходима корректировка некоторых тем.

Программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края, получают уроки гражданственности и патриотизма.

Цель:

привлечь внимание детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края, раскрытие уникальности Костромского края посредством уроков по региональной литературе

формировать культуру чтения.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование умения анализировать художественный текст.

  • Обобщение знаний, полученных при изучении произведения.

  • знать содержание текстов

  • научить различным формам и приёмам работы по анализу текста

  • углубление знаний учеников о жанрах

  • формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.



Развивающие:

  • формировать у школьников умение целеполагания;

  • развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

  • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

  • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности

  • при индивидуальной и групповой форме обучения;

  • развитие коммуникативных компетенций.

  • осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного

  • образа.

  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста;


Воспитательные:

  • воспитывать читательскую культуру школьников.

  • создание условий для формирования интереса к творчеству писателей-костромичей

  • повышать интерес к художественному чтению

  • воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину;

Класс: 5 класс.

Содержание

Тема № 1 Введение

Е.И. Осетров «Чудо-город»

Тема № 2 Народные сказки Костромского края

Сказки «Чьё мастерство мудренее», «Звон»

^ Тема № 3 Русские писатели 19 века, связанные с Костромским краем

С.В. Максимов «Русалки»

П.А. Вяземский «Вечер на Волге», «Ещё тройка», «Масленица на чужой стороне»

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «Накануне Светлого праздника»

^ Тема № 4 Кострома в сказках русских писателей-костромичей

А.М. Ремизов «Кострома»

В.Н. Иванов «Юность и свобода»

Е.В. Честняков «Чудесное яблоко»

^ Тема № 5 Родной край в творчестве Костромских писателей

В.А. Бочарников «Снегири», «Перезимовали», «Голубая поляна», «Водополица», «Зелёные искры», «Ледоход», «Родничок»

В.В. Травкин «Косач»

Т.Н. Иноземцева «Я пришла от земли», «Эта тяга к земле», «Хлеб мой тощий», «Белые кони», «Журавли», «Дорогу люди выбирают сами»

Ю.Н. Куранов «Пыщуганье», «Дождевая россыпь», «На сенокосе», «Берёзовые напевы», «Ветер в еловых стенах», «Вот моя музыка», «Вот она начинается, радость», «Бедность-бедность», «Зима.О какое же чудо»

Тема № 6 Приключения, фантастика в творчестве писателей-костромичей

Е.В. Честняков «Марк Бессчастный»

Ожидаемые результаты обучения.

По окончанию изучения региональной литературы учащиеся должны

знать:

  • о фольклорных традициях народа

  • поэтов, писателей Костромского края

  • знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их

  • взаимосвязи;

  • род и жанр произведения;

  • особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • о биографическом, литературном материале, обозначенном в рамках программы, что связано с расширением сведений, получаемых на уроках литературы;

уметь:

  • ценить прошлое Родины, малой родины

  • познать искусство общения

  • продолжать народные обрядовые традиции жителей нашего края

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

  • определять его тему и идею;

  • давать характеристику основным героям;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;

^ Тематическое планирование.



Тема и поурочное содержание

^ Кол-во часов

Методический инструментарий


Опорные понятия

Форма проведения занятий

^ Форма контроля

1. Введение (1 час)

Е.И. Осётров «Чудо-город»

1 час

Кострома, гауптвахта,

Юрий Долгоруков, Ипатьевский монастырь, икона Фёдоровской Божьей матери

Вводная лекция

Путешествие , заочная экскурсия

Запись цитат лекции

^ 2. Народные сказки Костромского края (2 часа)

Сказки «Чьё мастерство мудренее», «Звон»

2 часа

Народная сказка. Художественные особенности сказки

Чтение и анализ сказок

Выразительное чтение сказки «Звон»

^ 3. Русские писатели 19 века, связанные с Костромским краем (8 часов)


1.С.В. Максимов «Русалки»

2 часа

Поверье. Русалка. Изображение русалки.

Этнография. Преданья, поверья

Пересказ-извлечение

Беседа. Индивидуальная и групповая работа

Пересказ-извлечение

2. П.А.Вяземский «Вечер на Волге», «Ещё тройка», «Масленица на чужой стороне»


2 часа

Лирика. Пейзажная лирика.

Художественные детали.

Художественные средства.

Метафора. Эпитет

Образ тройки и русского пути-дороги.

Выразительное чтение.

Анализ лирического текста.

Беседа


Анализ отрывка

3.Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Накануне светлого праздника»

4 часа

Диалог. Заглавие строф.

Лирический герой.

Образ.

Сравнения.

Поэтическая деталь

Чтение в лицах.

Анализ лирического текста.

Беседа.

Создание иллюстраций к стихам


Выучить наизусть отрывок

^ 4. Кострома в сказках русских писателей-костромичей (4 часа)


1.А.М. Ремизов «Кострома»


1 час

Литературная сказка.

Образ Костромы.

Элементы сказки

Отзыв.

Сказка-игра, поэтические средства народной речи

Индивидуальная и групповая работа

Чтение и анализ текста.

Работа с диалектными словами

Творческое задание:

Написать отзыв

2.В.Н. Иванов «Юность и свобода»


1 час

Исторические сведения.

Масленица. Обряд сожжения Костромы

Чтение и анализ

Виртуальная экскурсия по местам сказки в Костроме

Пересказ отрывка

3.Е.В. Честняков «Чудесное яблоко»


2 часа

Типы сказок.

Волшебная сказка

Диалектные слова Кологривского района

Стилистический и языковой анализ текста


Выразительное чтение сказки по ролям

^ 5.Родной край в творчестве Костромских писателей (7 часов)


1.В.А. Бочарников «Снегири», «Перезимовали», «Голубая поляна», «Водополица», «Зелёные искры», «Ледоход», «Родничок»

2 часа

Новелла. Признаки новеллы.

Красота природы родного края

Анализ новелл В.А. Бочарникова

Пересказ близко к тексту

2. В.В. Травкин «Косач»

2 часа

Рассказ

Взаимосвязь человека и природы.

Эпизод.

Авторское отношение к героям

Варварское отношение человека к природе

Экологические проблемы

Анализ рассказа.

Иллюстрации учащихся к эпизодам


Пересказ эпизода

3. Т.Н. Иноземцева «Я пришла от земли», «Эта тяга к земле», «Хлеб мой тощий», «Белые кони», «Журавли», «Дорогу люди выбирают сами»

1 час

Вечность и святость труда хлебороба

Чтение и анализ стихов, подборка иллюстраций

Выучить наизусть

4. Ю.Н. Куранов «Пыщуганье», «Дождевая россыпь», «На сенокосе», «Берёзовые напевы», «Ветер в еловых стенах», «Вот моя музыка», «Вот она начинается, радость», «Бедность-бедность», «Зима.О какое же чудо»

2 часа

Анализ текста.

Бережное отношение к природе.

Красота природы Костромского края

Выразительное чтение произведений

Анализ небольшого текста

Создать собственные зарисовки

^ 6.Приключения, фантастика в творчестве писателей-костромичей (2 часа)


Е.В. Честняков «Марк Бессчастный

2 часа

Фантастика. Фантазия.

Утопия.

Грёзы

Проблема экологии культуры в фантазиях писателя

Чтение в лицах


^ 7.Заключительное занятие

2 часа

Итоговый смотр знаний учащихся

Индивидуальная и групповая работа

Выступления учащихся

^ ИТОГО: 26 часов


Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Е.И. Осётров

^ Тема № 1. Введение (1 ч.)

На вводном занятии учащихся следует ознакомить с программой по региональной литературе, с тем объемом работы, который будут выполняться. На первом занятии оговорить критерии оценивания работы учащихся, учет их участия на уроках, а также творческое участие в работе. На этом же занятии сообщить учащимся о том, что результатом работы будет итоговое занятие творческого характера.

Занятия проходят в форме лекции с элементами беседы. Учащимся предлагаются

^ Тема № 2. Народные сказки Костромского края (2 ч.)

Данную тему необходимо начать с понятий «Народная сказка. Художественные особенности сказки». Далее обратить внимание на то, где и кем были записаны данные сказки. Учащиеся читают и анализируют тексты двух сказок. Беседа строится по вопросам, направленным на анализ сказок, на художественные особенности. Учащиеся без труда находят слова и выражения, характерные для народной сказки. В качестве домашнего задания можно дать выразительное чтение сказки «Звон».

С.В.Максимов П.А.Вяземский




Тема № 3. Русские писатели 19 века, связанные с Костромским краем (8 часов)

В данном разделе учащиеся будут изучать произведения С.В. Максимова, П.А.Вяземского, Н.А. Некрасова, узнают много новых понятий: Поверье. Русалка. Изображение русалки. Этнография. Преданья, поверья. Пересказ-извлечение. Лирика. Пейзажная лирика. Художественные детали. Художественные средства. Метафора. Эпитет. Образ тройки и русского пути-дороги. Диалог. Заглавие строф. Лирический герой.

Образ. Сравнения. Поэтическая деталь. Учащиеся смогут узнать поверье про русалку, проанализировать стихи, выявить художественные средства лирических произведений. Создадут иллюстрации к понравившимся стихотворения. Учащимся будут предложены две презентации: «П.А.Вяземский и Костромской край», «Н.А.Некрасов и Костромской край».

^ Тема № 4. Кострома в сказках русских писателей-костромичей (4 часа)

Учащиеся на занятиях повторяют основные понятии: Типы сказок. Литературная сказка. Волшебная сказка. Элементы сказки. Сказка-игра, поэтические средства народной речи. Познакомятся с диалектными словами Кологривского района из сказки Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко». Узнают про образ Костромы, найдут исторические сведения про Кострому. Побывают на костромской Масленице. Прочитают про обряд сожжения Костромы. Совершат виртуальную экскурсию по местам сказки в Костроме

Научатся писать отзыв. Познакомятся со стилистическим и языковым анализом текста. Учащимся будет предложена




Тема № 5. Родной край в творчестве Костромских писателей (7 часов)

На уроках по данной теме учащимся будут предложены такие понятия, как: Новелла. Признаки новеллы. Эпизод. Рассказ. На уроках будут подняты экологические проблемы. Учащиеся, прочитав стихи, будут восхищаться красотой природы родного края, ощутят не только взаимосвязь человека и природы, но и варварское отношение человека к природе.

Вечность и святость труда хлебороба учащиеся определят в стихотворениях Т.Н. Иноземцевой. Научатся видеть в тексте авторское отношение к героям. Поймут, что красота природы Костромского края- это простая, неброская красота, которую надо полюбить всем сердцем.

^ Тема № 6. Приключения, фантастика в творчестве писателей-костромичей (2 часа)

В данном разделе представлено одно произведение «Марк Бессчастный», с автором которого учащиеся уже знакомы по сказке «Чудесное яблоко» - это Е.В.Честняков. Тем интереснее будет учащимся открывать этого писателя с другой стороны. Чтение и анализ, а также выявление проблемы экологии культуры в фантазиях писателя будут эффективны на уроках по изучению произведения.





^ Итоговое занятие (2 часа)

На итоговом занятии учащиеся будут демонстрировать знания, полученные при изучении тем региональной литературы в течение учебного года. В начале изучения тем по региональной литературе учителем предлагаются виды работ на итоговое занятие, учащиеся выбирают и демонстрируют на смотре знаний. Итоговое занятие рассчитано на два урока, чтобы каждый учащийся смог показать свой уровень изученности региональной литературы.

Примерный перечень заданий для смотра знаний

1. Записать сказку со слов жителей Шарьинского района

2. Записать предание о русалке со слов жителей Шарьинского района

3. Исследовательские работы: «Русалки в костромском краю», «Обычаи и обряды моего края», «Н.А. Некрасов и дед Мазай», «Ефим Честняков из деревни Шаблово»,

4. Создать книжку иллюстраций к поэтам Костромского края

5. Создать презентацию, видеофильм о поэте, писателе, изучаемом в 5 классе по региональной литературе

6. Постановка мини-спектакля по мотивам сказки Е.Честнякова «Чудесное яблоко»

7. Театр своими руками( создание глиняных фигурок из сказки Е.Честнякова «Чудесное яблоко»)

8. Виртуальная экскурсия «В гости к поэту»
Информационные ресурсы для учителя.
1. Жданов В.В. Некрасов, М, Просвещение, 2003

2. Лебедев Ю.В. Н. А. Некрасов и русская поэма 1840 - 60-х годов (1971),

3. Лебедев Ю.В "У истоков эпоса. Очерковые циклы в русской литературе 1840 - 60-х годов" (1975),

4. Лебедев Ю.В "Русская литература XIX века. Вторая половила. Книга для учителя", М, просвещение, 1996

5. Лебедев Ю.В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002

6. Обухов Р.Е. «Пути в избах. Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове», М., 2008.

7. Резепин П.П. Галичские Вяземские, II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009.

8. Цейтлин А. Н. Некрасов, М., Терра - Книжный клуб, 2005

9. Чуковский К. И, Мастерство Некрасова, М., Терра - Книжный клуб, 2005

10. Шапошников В. И., «Ефимов кордон» (роман), Ярославль, 1983

11. Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., Просвещение, 1985

Информационные ресурсы для учащихся.
1. Ганцовская Н. С. «Живое поунженское слово. Словарь народно-разговорного языка Е. В. Честнякова», Кострома, 2007

2. Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995

3. Куранов Ю. Вот моя музыка. Стихи, поэмы, гимны. – Калининград, 2005.

4. Куранов Ю.Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003.

5. Лебедев Ю.В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002

6. Минаева В.Н. Иноземцева Т.Поэтесса и фермерша из Парфеньева, Мир женщины. - 2000.

7. Семёнова Е.А. П.А. Вяземский: забытый поэт, Русские рифы,2005

8. Скатов Н.В. . Некрасов. Биографическая проза Книга из серии ЖЗЛ, 2000

9. Смирнов В. Рецензия на книгу стихов Т.Иноземцевой «Началось с огня», Волга.-1983.-№8
Дополнительная информация для учащихся и учителей. Подборка сайтов

Евгений Иванович Осётров

1. zakoylok.ru/…lyudi…osetrov-evgeniy-ivanovich.html

2. www.hrono.ru/biograf/bio_o/osetrov.html

3. feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-3741.htm

4. www.olmamedia.ru/…evgenij-ivanovich-osetrov.html

5. www.ozon.ru/context/detail/id/1466182/

6. mp.urbannet.ru/bibl-cdl/kl-kn.htm

Сергей Васильевич Максимов

1. ru.wikipedia.org/wiki/Сергей_Максимов

2. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography…Максимов

3. dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/8406

4. www.licey.net/lit/znamenie/maksimov

5. www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/maximov_s_v.htm

6. www.ozon.ru/context/detail/id/252824/

Пётр Андреевич Вяземский

1. slovari.yandex.ru

2. az.lib.ru/w/wjazemskij_p_a/text_0360.shtml

3. www.foxdesign.ru›Список всех биографий›vyasemsky.html

4. ru.wikipedia.org/wiki/Вяземский,_Пётр_Андреевич

5. www.litera.ru/stixiya/authors/vyazemskij.html

6. www.slovo.ws/bio/rus/Vyazemski_Petr_Andreevich…

Николай Алексеевич Некрасов

1. news.yandex.ru/people/nekrasov_nikolaj.html

2. az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0120.shtml

3. az.lib.ru›Некрасов Николай Алексеевич

4. ru.wikipedia.org›Некрасов

5. www.nekrasow.org.ru

6. nekrasov.niv.ru

Алексей Михайлович Ремизов

1. slovari.yandex.ru

2. ru.wikipedia.org/wiki/Ремизов,_Алексей_Михайлович

3. publ.lib.ru/…REMIZOV_Aleksey_Mihaylovich/_Remizov…

4. www.peoples.ru›Искусство›Литература›…_remizov/index1.html

5. remizov-sisters.narod.ru/remizov.htm

6. imwerden.de/cat/modules.php…

Всеволод Никанорович Иванов

1. ru.wikipedia.org/wiki/Иванов_В._Н

2. www.rusinst.ru/articletext.asp

3. archive.khabkrai.ru/index.php

4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/43554/Иванов

5. edv.clubdv.ru/index.php/Иванов_Всеволод

6. costroma.k156.ru/text/html/kos_zem/vyp…ivanov.htm

Ефим Васильевич Честняков

1. news.yandex.ru/people/chestnyakov_efim.html

2. ru.wikipedia.org/wiki/Честняков,_Ефим_Васильевич

3. www.rusland.spb.ru/is_1_1.htm

4. KIP.net.ru/efim-chestnjakov

5. www.kostromag.ru/kostroma/culture/art…chestnyakov/

6. ezona.fatal.ru/chestnyakov.htm

Василий Алексеевич Бочарников

1. new.kmtn.ru/~kounb/kos/writer/write_b5.html

2. www.ohot-prostory.ru/index.php

3. mline.kostroma.edu.ru/…

4. www.oodb.ru/CGI-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe…

5. www.biblus.ru/Default.aspx…

6. www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-8/…

Василий Васильевич Травкин

1. www.kostromag.ru/kostroma/culture…prose/travkin

2. mline.kostroma.edu.ru/…

3. www.mbstver.ru/eCatalog/guide.php

4. papavlad.ucoz.ru/index/zhurnal_kostjor_1988_01_

5. www.eastview.com/russian/books/browse.asp…

6. jedi.net.ru/viewtopic.php?id=120957

Татьяна Николаевна Иноземцева

1. www.kostromag.ru/kostroma/culture/literature/…

2. new.kmtn.ru/~kounb/kos/writer/write_i1.html

3. trezvost.ru/27/stichi/index.php?page=45

4. mline.kostroma.edu.ru/…

5. www.proshkolu.ru/user/ozerki80/

6. www.biblus.ru/Default.aspx?book=78i097b6

Юрий Николаевич Куранов

1. www.lib39.ru/kray/literature/writers/kuranov.php

2. writers.koenig.ru/kuranov/index.html

3. news.yandex.ru/people/kuranov_jurij.html

4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/172014

5. publ.lib.ru/…K/KURANOV_Yuriy_Nikolaevich/_Kuranov…

6. festival.1september.ru:8080/articles/571437/


Заключение.

Изучение регионального компонента является составной частью общего образования учащихся, воспитания грамотного, творческого читателя, любящего свою малую родину, свой родной язык. Без знания литературы родного края, её исторического развития невозможно воспитание истинного гражданина своей страны. Программа по региональной литературе в 5 классе построена так, что в ней на познавательном уровне изучаются известные учащемуся этапы развития литературы: устное народное творчество представлено как народными сказками, так и сказками писателей-костромичей, произведения писателей 19-20 века представлены авторами, связанными с Костромским краем, также представлен раздел «Приключения, фантастика в творчестве писателей-костромичей» произведением Е.В.Честнякова «Марк Бессчастный».

В программе прослеживается связь произведений Костромского края с произведениями классической русской литературы.

Произведения, включённые в программу, способствуют литературному образованию учащихся 5 класса, развитию их познавательного и творческого интереса. Учащиеся знакомятся с историей родного края, с особенностями говоров. Произведения воспитывают патриотизм, гордость за свой народ, за своих земляков. Обращение к лирическим произведениям учит школьников видеть прекрасное в картинах родной природы. Сказочные произведения влияют на нравственное развитие детей. Большое значение для литературного развития учащихся 5 класса имеет связь писателей-классиков с Костромским краем, таких как П.А. Вяземский, Н.А. Некрасов, С.В. Максимов.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе 2013-2014 учебный год
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 9 классов В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина,...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе для 11А класса (базовый уровень)
В. П. Журавлева в 11 «А»классе в 2 частях. (М.: Просвещение, 2012). Программа составлена на основе программы по литературе для 5-11классов...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Программа рассчитана на 68 часов в расчете 2 часа в неделю. В основе содержания и структуры...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе (с подробным календарно-тематическим планированием)
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе, автор Г....

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе в 6 классе учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconПрограмма по литературе 9 класс
Данная рабочая программа разработана на основе программы по литературе (автор: В. Я. Коровина М., «Просвещение», 2011)

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе в 7 классе Учителя Сафиной Лидии...
Программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2011г

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconРабочая программа по литературе создана на основе федерального компонента...
Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов...

Авторская программа по региональной литературе в 5 классе автор программы iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина и др. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (М.: Ооо «тид русское слово»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница