Тема.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Цель.
Знакомство учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к ее людям. Задачи.
Образовательные: показать гражданские позиции А.С.Пушкина; подчеркнуть, что А.С.Пушкин посвятил свои произведения самым интересным историческим событиям, познакомил с видными личностями России; показать А.С.Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности; продолжать работу по формированию умений составлять развернутые ответы с опорой на текст учебника.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство глубокого уважения и любви к А.С.Пушкину. ^
А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель. Основные термины и понятия.
Лицей, поэма, дуэль, роман. Оборудование и материалы.
Ноутбук, проектор, экран, презентация «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». ^
Комбинированный. Ход урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Оргмомент
| Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок.
| Приветствие.
| Повторение пройденного материала
| -Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?
Слабо успевающие ученики выполняют задание на карточках.
Беседа по вопросам.
Определите, к какому виду искусства относятся эти памятники (храм Христа Спасителя, Русский музей в Петербурге, Оружейная палата)?
Какие картины относятся к жанру пейзажа, а какие к портретам («Портрет сына», «Кружевница», «На пашне. Весна»)?
Назовите имя художника портретиста первой половины XIX века? Какие виды искусства еще развивались в этот период времени?
Какое знаменательное событие произошло в области литературы? Почему первую половину XIX века называют золотым веком?
| Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Ученики, рассматривая архитектурные памятники, дают ответ. Дают ответ.
Дают ответ. В случае затруднений обращаются к записям в тетрадях, тексту учебника.
Дают развернутый ответ. Дают ответ. Дают ответ. В случае затруднений обращаются к тексту учебника.
Дают аргументированный ответ.
| Актуализация знаний, объявление новой темы
| Вводное слово учителя.
Шифрограмма.
В первой половине XIX века жил и творил великий русский поэт, который оставил заметный след в развитии русской культуры. Сообщение темы урока: «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин».
| Слушают учителя.
Разгадывают шифрограмму и расшифровывают фамилию Пушкина. Записывают тему урока в тетрадь.
| Изучение нового материала
| Вспомните, что вы знаете из биографии А.С.Пушкина?
Демонстрация портрета А.С.Пушкина.
Исходя из знаний учащихся об А.С.Пушкине, учитель проводит работу.
Учитель дополняет, конкретизирует ответы учащихся. Какое образование получил А.С.Пушкин?
Работа с текстом учебника. ^
Физминутка.
Рассказ учителя.
О чем и о ком писал свои произведения А.С.Пушкин.
Какие произведения А.С.Пушкина посвящены исторической теме?
^
Учитель знакомит учащихся с повестью «Капитанская дочка».
Зачитав небольшой отрывок, проводит беседу.
О каком событии здесь идет речь?
Кто такой Емельян Пугачев?
Из-за чего началась Крестьянская война? Учитель дополняет и конкретизирует ответы учащихся.
Какое влияние оказали на А.С.Пушкина декабристы?
Работа с текстом учебника.
В случае затруднений поясняет, разъясняет вопрос и дает ответ сам. Как погиб поэт?
^ Работа с рассказом для дополнительного чтения «Михаил Юрьевич Лермонтов и его стихотворение «Смерть поэта»
Учитель читает стихотворение «Смерть поэта».
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.
| Ученики вспоминают все, что знаю об А.С.Пушкине. Рассматривают портрет. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят по учебнику. Дают ответ. В случае затруднений обращаются к тексту учебника.
Находят объяснение нового слова в учебнике, читают и записывают в тетрадь. 1-2 ученика зачитывают понятие. Слушают учителя.
Дают ответ. Находят в тексте нужный абзац, зачитывают.
Находят объяснение нового слова в учебнике, читают и записывают в тетрадь. 1-2 ученика зачитывают понятие.
Слушают чтение отрывка из повести.
После прослушивания отрывка, ученики участвуют в беседе.
В случае затруднений пользуются наводящими вопросами учителя.
Дают ответ. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят по учебнику.
Дают ответ.
Находят объяснение нового слова в учебнике, читают и записывают в тетрадь. 1-2 ученика зачитывают понятие. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят по учебнику. Слушают стихотворение. Слушают вывод по теме.
| Первичное закрепление нового материала
| Вопросы для беседы.
1.С каким поэтом и писателем мы сегодня познакомились?
2.Когда жил русский поэт и писатель А.С.Пушкин?
3.Какое образование получил поэт?
4.Какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?
5.О чем писал в своих произведениях А.С.Пушкин
6.О каком историческом событии говорится в повести «Капитанская дочка»?
7.Как погиб А.С.Пушкин?
8.Почему А.С.Пушкин вызвал обидчика на дуэль?
9.Словарная работа.
| Участвуют в беседе.
Дают ответ. Дают развернутый ответ.
Перечисляют произведения, в случае затруднений обращаются к тексту учебника.
Дают развернутый ответ. Дают ответ. В случае затруднений пользуются наводящими вопросами учителя.
Дают развернутый ответ.
Дают развернутый ответ.
| Подведение итогов
| Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
| Слушают комментарии учителя.
| Домашнее задание
| Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.
|
|
Соедините стрелочками фамилию человека и вид искусства которым он занимался. К.А.Тон В.А.Тропинин
Живопись
М.И.Глинка
Архитектура
К.И.Росси
Литература
Н.М.Карамзин
Музыка
Г.А.Венецианов А.С.Пушкин |