Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п




НазваниеОбеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п
страница1/6
Дата публикации05.07.2013
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Математика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания)




п/п

Разделы (темы) учебной дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости по темам. Форма аттестации по дисциплине

лек-

ции

семи-

нары

прак.

зан.

самос.

раб.

1.

Раздел 1. Общая теория статистики

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики. Государственные органы статистики.

4



4








6

Вопросы для с/р/с

1.Объект и предмет статистики

2.Метод статистической науки

3.Структура статистики

Организация статистики в Российской федерации

4.Истоки статистики

5.Развитие статистической методологии в XIX-XX веках

6.Развитие статистики в России

7.Статистическая информация и требования к ней

2.

Тема 2. Статистическое наблюдение социально-экономических явлений и процессов.

4

4







8

Коллоквиум

1.Статистическое наблюдение: цели, задачи.

2. Типология статистического наблюдения

3.Ошибки статистического наблюдения, методы контроля статистических данных.

3.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных




2

2




10

Коллоквиум

1.Сводка и группировка статистических данных: понятие, виды, роль в статистическом исследовании

2.Статистический показатель: понятие и виды.

3.Статистические таблицы: понятие, значение, техника оформления.

4.Виды статистических таблиц

5.Графическое изображение статистических данных: понятие, значение, техника оформления

4

Тема 4. Абсолютные и относительные величины. Средние величины и показатели вариации




2

1




10

Решение типовых задач

Вопросы для с/р/с

1.Абсолютные величины: понятие, значение, виды

2.Относительные показатели: понятие, значение, виды

3.Статистические ряды: понятие и виды

4.Измерение средней тенденции: понятие, показатели

5.Измерение вариации: понятие, показатели


5

Тема 5. Выборочный метод и его значение




2

2




10

Решение типовых задач

Вопросы для с/р

1.Понятие о выборочном методе исследования, его значение и задачи

2.Этапы выборочного исследования.

3.Генеральная и выборочная совокупность. Единицы отбора.

4.Основные способы отбора единиц из генеральной совокупности. 5.Организационные и методологические особенности случайной, механической, типической (районированной) и серийной выборки. Многофазная выборка, моментная выборка и др. 6.Выборочный анкетный метод наблюдения. 7.Представительность (репрезентативность) выборки.

8.Ошибки выборочного наблюдения (ошибки выборки)


6

Тема 6. Ряди динамики. Расчет основных показателей ряда динами




4







10

Решение типовых задач

Вопросы для с/р/с

1.Ряды динамики, виды, способы построения, значение

2.Анализ рядов динамики: основные показатели


7

Тема 7. Статистические индексы

Итого раздел 1




4

18

4

18




10

64

Решение типовых задач

Вопросы для с/р/с

1.Понятие о статистических индексах, их значение и задачи.

2.Индексируемая величина. Веса индексов и их выбор. Текущие и базисные величины. 3.Индексы индивидуальные и общие; результативные и факторные свойства индексов.

4.Формы индексов. Агрегатный индекс как исходная форма свободного индекса. Проблема соизмерения индексируемых величин. 5.Средний арифметический и гармонический индекс.

6. Индексный метод изучения связи.

8

Раздел 2. Социально-экономическая статистика

Тема 1. Предмет, метод социально-экономической статистики






2



1




10

Коллоквиум

1.Социально-экономическая статистика: задачи, значение

2.Взаимосвязь социальной статистики с другими дисциплинами

3.Основные показатели социально-экономической статистики

9

Тема 2. Статистика населения. Основные показатели




2

4




10

Коллоквиум

1.Предмет, задачи, практическое применение демографической статистики.

2.Источники информации статистики населения

3.Изучение состава населения: основные методы, группировочные признаки, статистические показатели

4.Изучение структуры семей и домохозяйств: основные понятия, показатели, практическое применение
Решение типовых задач

10

Тема 3. Статистика рынка труда




2

4




10

Подготовка презентаций по темам

1.Статистика рынка труда: сущность, значение, основные показатели

2.Задачи, источники информации статистики занятости и безработицы

3.Основные понятия статистики занятости и безработицы

4.Анализ трудоустройства населения
Решение типовых задач

11

Тема 4. Отрасти социальной статистики




2

1




10

Подготовка презентаций по темам
1.Задачи и источники информации статистики уровня образования

2.Основные показатели статистики уровня образования

3.Задачи и основные показатели моральной статистики

4.Задачи и основные показатели правовой статистики

5. Задачи и источники данных санитарной статистики

6.Показатели здоровья населения

7.Статистические показатели, характеризующие здравоохранение

8.Источники информации и основные понятия статистики свободного времени

9.Статистические показатели, характеризующие использование свободного времени и потребление населением услуг в данной сфере


12

Тема 5. Статистика уровня жизни. Основные показатели и способы их расчета




4

4




10

Подготовка презентаций

1.Задачи и основные понятия статистики уровня жизни

2.Основные показатели статистики уровня жизни

3.Статистическое изучение бедности: основные методические подходы, проблемы в изучении бедности

4.Основные понятия и показатели статистики потребления

5.Решение основных проблем уровня жизни на государственном уровне
Решение типовых задач

13

Тема 6. Статистика национального богатства




2

2




11

^ Решение типовых задач

14

Тема 7. Статистика национального счетоводства: основные концепции, показатели и определения
Итого раздел 2





4

18


2

18





19

80

Тестирование

Решение типовых задач

ИТОГО:

36

36




144

Экзамен, контр.работа


^ Методические указания по выполнению практической части самостоятельных работ
для студентов очной формы обучения.

Решение типовых задач по общей теории статистики имеет для очной подготовки студентов большое значение. Оно содержит необходимый минимум задач, выполняя которые студент закрепляет полученные теоретические знания, осваивает методологию расчета статистических показателей. При обработке и анализе конкретных статистических данных студент знакомится с условиями применения математических методов и одновременно приобретает практические навыки по квалифицированному изложению в таблицах и на графиках результатов экономических разработок.

Проверка контрольных работ показывает, что основная часть студентов выполняет их своевременно и правильно. Допускаемые в работах ошибки и недочеты возникают, как правило, из-за недостаточного изучения рекомендованной литературы, а в ряде случаев из-за невнимательного ознакомления с методическими указаниями по выполнению контрольной работы.

Каждый вариант практической части самостоятельной работы содержит восемь задач по наиболее важным разделам общей теории статистики: задача № 1 – к теме «Сводка и группировка статистических материалов», задачи № 2, № 3 – к теме «Средние величины и показатели вариации», задача № 3 – к теме «Выборочное наблюдение», задача № 4 – к теме «Ряды динамики», задачи № 5, № 6 – к теме «Индексы», задачи № 7, № 8 – к теме «Статистическое изучение связи между явлениями».

Практическую часть работы целесообразно выполнять по мере изучения соответствующих разделов учебника. Необходимо также ознакомиться с изложенными ниже методическими указаниями по решению задач конкретных тем курса.

^ Тема «Сводка и группировка статистических материалов»
(задача № 1)


Сводка и группировка – важные звенья в статистическом исследовании. Можно располагать качественным статистическим материалом, но он будет испорчен неумелой сводкой.

При группировке с равными интервалами применяется формула:

, (1)

где:

  • R = xmaxxmin – (размах вариации);

  • xmax и xmin – соответственно максимальное и минимальное значения группировочного признака;

  • n – число групп.


Необходимо учесть, что при решении задач этой темы допускаются ошибки при построении рядов распределения и статистических таблиц. Эти вопросы изложены в учебнике по общей теории статистики в главе «Статистическая сводка и группировка, таблицы».

Часто допускается небрежность при изложении результатов группировки в табличной форме: отсутствуют заголовок таблицы, единицы измерения показателей, итоги. Все это затрудняет чтение и анализ таблиц, обесценивает табличный метод изложения статистических данных. Иногда заголовок таблицы отождествляется с названием вида статистической таблицы. Надо помнить, что заголовок таблицы – это краткое пояснение основного содержания статистической сводки (например, «Группировка магазинов по уровню выполнения задания по розничному товарообороту»). Вид же статистической таблицы (перечневая, групповая, комбинационная) зависит от конструктивного ее построения. Несистематизированное перечисление изучаемых явлений дает перечневую таблицу. Но если изучаемые явления систематизированы (сгруппированы) по одному признаку, то это уже групповая статистическая таблица.

^ Тема «Средние величины и показатели вариации»
(задачи № 2, № 3)

Средние величины и показатели вариации имеют в статистике важное значение. Они широко применяются для характеристики статистических совокупностей по варьирующим признакам.

В задаче № 3 контрольной работы даются так называемые открытые интервалы, то есть, интервалы, у которых верхняя или нижняя границы точно не определены, а сама граница остается как бы открытой. В этом случае за величину открытого интервала условно принимается величина смежного закрытого интервала. Например, дан вариационный ряд распределения работников магазина:

Группы работающих по величине заработка (руб. в месяц)

Число работающих (чел.)

8000

6

от 8000 до 9000

10

от 9000 до 10000

14

и т.д.




Для определения среднего заработка величина первого (открытого) интервального варианта (если нет индивидуальных данных) принимается также равной 1000 руб.

При определении среднего квадратического отклонения при достаточно большом объеме изучаемой совокупности (n30) применяются формулы:

– среднее квадратическое отклонение (простое или невзвешенное); (2)

– среднее квадратическое отклонение (взвешенное), (3)

где:

  • xi – значения изучаемого признака (варианты);

  • n – объем статистической совокупности;

  • – средняя арифметическая величина.

Но в так называемых малых выборках (n ≤ 30) расчет производится по формуле:

. (4)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические указания по выполнению самостоятельной исследовательской...
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 9

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические указания к выполнению дипломного проекта для студентов...
Методические указания разработаны в соответствии со стандартом бнту по дипломному проектированию и отражают специфику специальностей...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ по дисциплине «Документоведение»
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 032002 – Документационное обеспечение управления и...

Обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница