Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место




Скачать 120.55 Kb.
НазваниеУрок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место
Дата публикации29.09.2014
Размер120.55 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2013/14 учебный год

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы: Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием»

Автор: Смилык Анастасия Викторовна

Место выполнения работы: ГБОУ СОШ № 1430 г. Москвы

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Повторение. Решение геометрических задач.

^ Класс: 5 класс.

Тип урока: Повторение, обобщение и систематизация материала.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал геометрической линии.

Ожидаемые результаты:

в результате проведения урока учащиеся смогут повторить понятия точка, отрезок, линия, прямая, луч, многоугольник, четырехугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и его элементы, периметр и его единицы измерения, площадь и её единицы измерения, объем и его единицы измерения, угол и его элементы, прямоугольный параллелепипед и его элементы, куб; решить задачи на нахождение градусных мер двух углов, на которые разделил данный угол луч в заданном отношении, на нахождение площадей «составных» фигур, на нахождение длины всего отрезка по его частям; решить практические задачи на измерение градусных мер углов, построение элементов окружности, измерение параметров квадрата, прямоугольника, треугольника и прямоугольного параллелепипеда, вычисление периметра, площади и объема фигур; повторить соответствующие формулы; развивать навыки работы в группе; выступить с выученным стихотворением или загадкой; проанализировать и выразить свое отношение к деятельности на уроке.
Структура урока:

  1. Проблематизация, актуализация, мотивация

  2. Обобщение систематизация, применение

  3. Рефлексия

Используемые методы, формы организации деятельности, стратегии и технологии преподавания:

фронтальная работа, инструктаж, обсуждение, опрос, групповая работа, практическая работа, игровые технологии, индивидуальная работа, «неоконченные предложения».

^ Необходимые оборудование и средства:

доска, мел, тряпка, магниты – 12 штук, линейки – 6 штук, маркеры - 6 штук, транспортиры – 6 штук, таблички с номерами команд – 6 штук, наборы моделей – 6 штук, жетоны – 70 штук, раздаточный материал (см. приложения).

^ Подготовка к уроку:

Урок проводится в шести группах по 4-5 человек. Для проведения урока нужно расставить парты по две для каждой группы. На каждый стол раздать линейку, транспортир, маркер и поставить номер команды. На группы учащихся лучше разделить учителю заранее с учетом уровня математической подготовки учащихся – так, чтобы в каждой группе был и «сильный» учащийся, и «слабый», и группы были примерно равноценны.

Нужно заранее распечатать ответы для быстрой проверки учителю, и раздаточный материал на каждую группу: бланк ответов, карточки с задачами для групп, листы с практическими заданиями для представителей групп (их нужно прикрепить на доске магнитами и рядом подписать номера групп); заготовить картонные жетоны (квадратики или кружочки); изготовить для каждой группы набор картонных моделей: треугольник (у нас был со сторонами 12 см, 13см, 14см), квадрат (со стороной 11 см), прямоугольник (со сторонами 15 см и 7 см) и прямоугольный параллелепипед (с измерениями 5 см, 9 см, 11 см).

Также нужно заранее дать задание одному члену каждой группы по желанию – выучить наизусть стихотворение или загадку, можно дополнительно поощрить таких учащихся отметкой.
^ Ход урока:

  1. Проблематизация, актуализация, мотивация

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете работать в командах, оставьте на столе только письменные принадлежности и тетради, вес остальное уберите в портфели.

Итак, за каждое выполненное командой или её представителем задание команда будет получать вот такой жетон. Все члены каждой команды за урок получит одинаковые оценки в журнал, которые будут определены из количества набранных командой жетонов:

«5»

9 и более жетонов

«4»

6 – 8 жетонов

«3»

3 – 5 жетонов

«2»

менее 2 жетонов


Один дополнительный жетон получит та команда, которая будет больше всего правильно отвечать на устные вопросы – за активность. Поэтому не забывайте поднимать руку для ответа – ответ без поднятой руки не засчитывается.

Ну что ж, выполняя первое задание, команды не только заработают жетон, но и узнают тему нашего сегодняшнего занятия – вам нужно будет отгадать кроссворд, жетон получат те команды, которые отгадают все слова в кроссворде, а тему урока вы увидите в вертикальном выделенном столбце.

^ Учитель раздает кроссворд каждой группе.









 

 

 

















































 2

 

 

 

 

 

 

 




























 3

 

 

 

















































 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 5

 

 

 

 




























 6

 

 

 

 

 

 


































 7

 

 

 

 

 

















































 8

 

 

 


































 9

 

 

 

 





































Вопросы:

  1. Часть плоскости, которая лежит внутри окружности.

  2. Сумма длин сторон многоугольника.

  3. Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

  4. Треугольник, четырехугольник и т.д.

  5. Сторона грани прямоугольного параллелепипеда.

  6. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр.

  7. Единица измерения площади.

  8. Кубический дециметр.

  9. Она бывает прямая, кривая и ломаная.

Через 5 минут учитель собирает кроссворды с групп.

Учитель: Итак, какое слово получилось в вертикальном выделенном столбце?

Верно – геометрия. Сегодня мы будем решать задачи с геометрическим содержанием. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему занятия – «Геометрия».

Все задачи, которые будет решать ваша команда нужно решать и оформлять в тетради всем членам команды, а затем записывать ответ в этот бланк ответов.

^ Учитель раздает бланки командам (или их можно раздать заранее).

Учитель: Если ответ правильный и решение оформлено у всех членов команды, команда получает жетон. Кроме того, жетон команда получит за работу её представителей, один член вашей команды уже готовил дома творческое задание, из числа остальных вам нужно сейчас выбрать одного представителя, который будет отвечать на теоретический вопрос, и двух представителей, которые будут решать практические задачи. На распределение ролей – одна минута

^ Пока группы выбирают представителей, учитель проверяет кроссворды, затем объявляет, какие группы справились с заданием и выдает жетоны.

Учитель: Ну что ж, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете?

Ученики называют: точку, прямую, луч, отрезок, многоугольник, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, круг, прямоугольный параллелепипед, куб, угол. Возможно назвать еще какие-либо фигуры или тела. Учитель направляет обсуждение. Обязательно спрашивает отличие между лучом, прямой и отрезком; обозначения фигу; на какие две группы можно разделить все геометрические объекты (плоские фигуры и объемные тела); как одним словом назвать прямоугольник, треугольник… (многоугольники).

  1. Обобщение, систематизация, применение

Учитель: Хорошо, вы молодцы. И пришло время для первого задания – теоретического. Встаньте те члены команд, кого выбрали для ответа.

Учитель показывает картонные фигуры; просит учащихся их назвать; сказать формулу для нахождения площади, периметра, объема; фиксирует формулы на доске. Если учащийся ответил правильно, его команда получает жетон.

  1. Что это за фигура? (треугольник) Как найти его периметр?

  2. Что это за фигура? (прямоугольник) Как найти его периметр?

  3. Как найти площадь прямоугольника?

  4. Что это за фигура? (квадрат) Как найти его периметр?

  5. Как найти площадь квадрата?

  6. Что это за фигура? (прямоугольный параллелепипед) Как найти его объем?

В результате на доске следующие записи:

P = a + b + c

P = 2(a + b)

S = ab

P = 4a

S = a2

V = abc


Учитель: Молодцы! Все представители неплохо справились с заданием, и теперь, пользуясь этими формулами, командам предстоит определить параметры для этих фигур и вписать их в бланк ответа.

^ Учитель раздает каждой команде набор моделей. Учащиеся измеряют длины сторон и ребер и вычисляют площади, периметры, объемы. Затем, учитель собирает бланки.

Учитель: Пока я проверяю, команды работают с задачей.

Учитель раздает карточки с задачей 1. Пока учащиеся решают в тетрадях задачу, учитель проверяет предыдущее задание и возвращает бланки. После решения задачи, учитель снова собирает бланки, объявляет результаты и раздает жетоны.

Учитель: А следующую фигуру, с которой мы поработаем, представят представители команд, подготовившие дома литературное задание.

Учащиеся, встав, читают стихи про угол.

  1. Три буквы угол обозначают,

Но помни правило отныне:

Вторая буква, словно часовой,

Всегда дежурит на его вершине!

  1. В углах, как в жизни, просто.

Надуешься большим –

Не будешь просто острым,

Зато всегда – тупым!

Учитель: Итак, следующая фигура, которую мы встретим в заданиях – угол, посмотрим, как вы с ним знакомы, отгадаете ли загадки, которые приготовили представители команд.

^ Учащиеся загадывают загадки про угол, другие команды их отгадывают.

  1. Я с «л» смягченным – под землей,

Бываю каменный и бурый.

А с твердым – в комнате твоей

И в геометрии фигура.

(Уголь-угол)

  1. До тупого еще не дорос,

А острый уже перерос.

Знают все, что угол такой

Называют все люди…

(Прямой)

  1. Чтоб нарисовать углы,

Мы его иметь должны,

А для измеренья их

Устройства лучше не найти.

Всем углам он командир –

Помощник верный …

(Транспортир)

Пока учащиеся читают стихи и отгадывают загадки, учитель проверяет в бланках ответов задачу 1. Затем объявляет справившиеся команды и выдает жетоны. Также команды получают жетоны за выступления их представителей.

Учитель: Теперь к доске приглашаются по одному представителю от команд для практического задания, пока ваши представители выполняют задание, вы решаете следующую задачу, если представитель быстро решил задачу он возвращается в своей команде и помогает решать задачу.



Учащиеся решают практическое задание 1, команды решают задачу 2. По мере окончания работы у доски учитель может проверить задания. Затем учитель собирает бланки ответов.

Учитель: Пока я проверяю вашу работу, о следующей фигуре, которой мы еще не уделили внимание, нам расскажет оставшийся представитель команд.

Помнить каждому нужно,

Что такое окружность.

Это множество точек,

Расположенных точно

На одном расстояньи,

Обратите внимание,

От одной только точки,

Помни смысл этой строчки.

Эта общая точка по-дружески

Называется центром окружности.

^ Пока ученик рассказывает стихотворение про окружность, учитель проверяет собранные бланки. Затем, объявляет результат и выдает жетоны.

Учитель: Спасибо. Теперь к доске приглашаются оставшиеся члены команд ,еще не выполнявшие задание, в это время команды работают над задачей.

Учащиеся решают практическое задание 2, команды решают задачу 3. В это время учитель допроверяет практические задания 1.





Если остается время, учитель предлагает командам дополнительную задачу – задачу 4.


И проверяет задачу 3 и практическое задание 2.

  1. Рефлексия

Учитель: Что ж, вы молодцы, сегодня мы хорошо поработали с геометрическими фигурами и телами. Но урок подходит к концу, и пришло время подвести итоги. Пока я считаю количество баллов, набранное каждой командой, посовещайтесь между членами команды, придумайте и допишите предложения на обороте вашего бланка ответов.

^ Учитель объявляет самую инициативную из команд, выдает ей жетон и называет количество жетонов, набранное каждой командой, объявляет отметки..

Учитель: Спасибо за урок! До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. в 2 ч. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 28-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2011.

  2. Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / : В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2010. – 80 с. : ил.

  3. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы / авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с.

  4. Олейник Л. И. Знайка-Помогайка: справочник-помощник школьника по математике: учеб. пособие для учащихся 5 классов общеобразоват. учреждений / Л. И. Олейник. – М.: Мнемозина, 2012. – 184 с.: ил.

  5. Чесноков А.С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – 144 с.: ил.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconУрок математики в 3-м классе. Тема: "Решение задач" по программе...
Урок математики в 3-м классе составлен по программе “Математика” автор А. Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель...

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconКонспект урока математики в 6-ом классе на тему «Решение задач»
Конспект урока математики в 6-ом классе на тему «Решение задач», посвящённого Великой Победе

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconРешение математических задач с экологическим содержанием
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –32 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как...

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconУрок-практикум в 10 классе «Решение задач по теме «Сила тока. Сопротивление....
Урок физики в 10 классе «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconУрок математики в 1-м классе (в рамках предметной недели)
Повторение изученных чисел. Счёт в “прямом” и “обратном” направлении. Слайд №2,3

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconРешение занимательных задач по математике для учащихся 5 класса
Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Решение занимательных задач по математике” (34ч)

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconУрок математики в 5 классе Тема: Повторение по теме «Все действия с десятичными дробями»
Тема: Повторение по теме «Все действия с десятичными дробями». Путешествие в «Оленьи ручьи»

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconРабочая программа элективного курса по алгебре
Данный элективный курс «Решение математических задач» своим содержанием может привлечь внимание учащихся 7 классов

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconУрок по информатике в 9-м классе по теме: «Решение задач гиа по разделу системы счисления»
Технология: “Коноп” (контрольный опрос учащихся со включением игровых элементов)

Урок математики в 5 классе «Повторение. Решение задач с геометрическим содержанием» Автор: Смилык Анастасия Викторовна Место iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница