Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»




НазваниеСамостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
страница1/15
Дата публикации26.09.2014
Размер1.83 Mb.
ТипСамостоятельная работа
lit-yaz.ru > Математика > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Уроки 46-47 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

Написание сочинения по упражнению 177.

1. Беседа по картине.

- Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.

- Какое это время года? Как вы догадались?

- Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или хо­лодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.

- Чем занимается девочка?

- Опишите ее внешность и некоторые черты характера, исполь­зуя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.

2. Составление плана.

Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на карти­не». Цель - описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:

1) подготовить вступление;

2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;

3) составить заключение.

Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.

^ 3. Работа с языковым материалом.

Подберите по 3 прилагательных для описания комнаты, изо­браженной на картине, воздуха, погоды, времени года, утра.

4. Самостоятельная работа (написание сочинения).

Урок 48

^ МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА

1. Диктант (по упражнению 176).

2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78).

3. Упражнение 180.

^ 4. Творческая работа.

- Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, за­ложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповца-ми.

- Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.

- «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях пи­сателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).

- А по названиям улиц, районов города можно определить его исто­рию. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России -Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, пере­улков и т. п. Ваша задача - указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).

Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Де­вичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь - Тверская, на Серпухов - Серпуховская, на Дмитров -Б. Дмитровка, на Калугу - Калужская, в Орду - Ордынка.

Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армян­ский переулок и т. д.

Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Мо­сква, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными служ­бами, именовалась по слободам и дворам - Кожевниками, Садовниками. Гончарная - слобода гончаров. Басманная - от слова басма - тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножо­вый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица - все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.

Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье - орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толма­чи - устные переводчики; рядом с Ордынкой - военная часть города: Ка­зачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской - поварских и ку­хонных дел мастера.

(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)

5. Упражнение 181.

6. Итог урока.

- Что общего и различного в морфемном и словообразователь­ном разборах?

- Для чего нужно уметь вычленять части слов?

Домашнее задание: исследуйте 5-6 названий улиц, площадей и т. п. своего города, запишите их, произведите морфемный и сло­вообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своем городе.

Примечание: чтобы домашнее задание было выполнено более качественно, учитель может организовать для учащихся экскурсию по городу.

^ Урок 49 ПОВТОРЕНИЕ

Форма: игра «Круглый стол».

Класс делится на 4—5 групп. В каждой группе выбирается капи­тан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап - из 3 уровней.

^ 1-й уровень — обсуждение.

Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий го­товит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, под­готовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оцени­вается по 5-балльной шкале.

^ 2-й уровень - индивидуальная работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предло­женное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерован­ных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика па каждом этапе.

"~~~-- — ____^ № этапа Ф. И.^~~~-—-~__


1


2


3


4
































Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаи­мопроверке объективно оценивали работу своих коллег. ^ 3-й уровень - взаимопроверка.

Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопро­верки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявля­ются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количе­ство баллов.

^ 1 этап. Способы образования слов.

1-й уровень

- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите при­меры.

2-й уровень

- Определите, как образованы следующие слова, поставив на­против каждого соответствующий номер: / - приставочный способ

^ 2 - суффиксальный способ

3 — приспшвочно-суффиксалъный способ

4 - сложение (основ или целых слов)

5 — сложение сокращенных основ

6 - переход одной части речи в другую

летчик преподнести МГУ

парашютистка ЦБ привстать

электровоз турпоход сотрудник

малодоступный птицефабрика кресло-кровать

престранный учительская Сбербанк

3-й уровень - взаимопроверка.

2 этап. Корни с чередующимися гласными

1-й уровень

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередова­нием. Приведите примеры.

2-й уровень

- Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объ­ясните выбор гласной графически.

1. Ночь уже ложилась на горы, и туман бродил по ущельям.

2. Все двери запирались на замок.

3. Ярко зарделась з..ря.

4. Взгляды тихо разгорались и быстро погасали.

5. Река протекала в густых зар..слях.

6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

7. Софья накл.-нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

8. Он знал эту отр..сль производства.

9. Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3-й уровень - взаимопроверка.

3 этап. Гласные в приставках пре- и при-.

^ 1-й уровень

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

2-й уровень

- Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова


е


и


преобразователь








пр. .школьный








преуспевать








пр.лунение








прекрасный








прервать








приостановить








преодолеть








пр.. прятать








пр.. выкать








пр..вратить








пр. .поднять








преобразованный








пр. .полярный








пр.. мудрый








^ 3-й уровень - взаимопроверка.

4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

1-й уровень

- Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

^ 2-й уровень

- Вставьте пропущенные буквы:

лед., кол

раз..скивать

везд..ход

сверх..дейный

без..скусный

сверх, .нтересный верт..лет

меЖеНститутский стал., вар с..грать

После прохождения всех этапов подсчитываются баллы и оп­ределяется группа-победитель.

^ Домашнее задание дифференцированио. Учащиеся повторяют (кратко записывают в тетрадь) те правила, на которые допустили ошибки при выполнении заданий игры.

Урок 50 ИТОГОВАЯ РАБОТА

^ 1. Диктант (упражнение 182).

2. Работа с предложением.

- Подберите схему, которая соответствует предложению. Рас­ставьте знаки препинания.

1. « », - А.

2. А: « ».

3. А: « ?».

4. « !»- А.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться па сапях говорил дядя.

- Объясните орфограммы.

- Сделайте словообразовательный разбор слова прокатиться.

^ 3. Самостоятельная работа.

Из упражнения 190 выписать слова с пропусками и со скобка­ми, обозначая на их месте орфограммы и указывая, в какой части слова они находятся.

Урок 51 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

^ 1. Работа с предложением.

- Исправьте ошибку.

История Мальты похожа па соседнюю Сицилию.

- Что такое существительное? Укажите все существительные в данном предложении.

- Какие существительные называются нарицательными? Соб­ственными? Укажите собственные существительные в данном предложении.

2. Беседа.

- Каждая часть речи имеет постоянные и непостоянные грам­матические признаки. Чем они отличаются?

- Опираясь на теоретические сведения на с. 83, перечислите постоянные признаки имен существительных, приведите примеры.

- Перечислите непостоянные признаки. Приведите примеры.

- Какую синтаксическую роль могут играть существительные в предложении?

^ 3. Упражнения 192,194.

4. Лингвистическая разминка.

Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача - данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.

В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.

Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.

За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден ме­далью.

Наверное, и ты немало видал на своем (век).

Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид)у всех.

Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).

Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.

А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) вре­мени.

Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.

Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!

Домик его пристроился на (край) села.

- Перепишите предложение. Выделите окончание существи­тельного в скобках.

- Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончании.)

^ 5. Упражнения 196,197.

6. Орфоэпическая минутка.

- Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197.

- Произнесите их правильно.

- Выясните значение непонятных слов по толковому словарю.

- Составьте предложения, используя слова из рамки.

^ 7. Итог урока.

Игра на внимательность.

Учитель называет какой-либо признак имени существительно­го. Задача учащихся - привести пример. Домашнее задание: упражнение 198.

Урок 52 ^ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с пословицами.

Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача уча­щихся - собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В ка­ждом конверте лежит подсказка - грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.

1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и ^ Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.

2) работ.., не, в желез, ржавеет

Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.

3) и, поедет, тигр, на, богатырь

Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.

4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..

Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., ~ и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.

Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе...
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconКонтрольная работа по литературе по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
«О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как породия на: а роман; б летопись; в былину?

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconЧто смешного и что страшного в повести? Трагическая сатира М. Е. Салтыкова
Портрет Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к повести, произведение «История одного города»

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconСамостоятельная работа 96. Преподаватель: Перова Татьяна Валентиновна, к п. н., доцент
Количество часов по учебному плану 180, в т ч аудиторная работа 84, самостоятельная работа 96

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconРассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная...
Основные термины и понятия: Миссия (Христос), христианство, ислам, нирвана, ступы, буддизм

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconСамостоятельная работа 54. Преподаватель: Шустов М. П, д филол н, профессор
Количество часов по учебному плану 108, в т ч аудиторная работа 52, самостоятельная работа 54

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconСамостоятельная работа 99. Преподаватель: Перова Татьяна Валентиновна, к п. н., доцент
Количество часов по учебному плану 144, в т ч аудиторная работа 45, самостоятельная работа 99

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconСамостоятельная работа 36. Преподаватель: Шолина Н. В. к филол н, доцент
Количество часов по учебному плану 72, в т ч аудиторная работа 36, самостоятельная работа 36

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconТворчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ сказки «Повесть о том,...
Дидактическая – выявить причины обращения писателя к сказкам; словарная работа над литературными терминами

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» iconУрок 14 Тема: «Дружба»
Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница