Тема
| Обобщающий урок-путешествие по теме «Глагол»
|
Цель
| Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
|
Задачи
| 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов.
|
^
| Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
^
| Морфологические, синтаксические признаки глагола, морфемы, словообразование, спряжение.
|
Ресурсы
| Доска, мультимедиа система, материалы музея-заповедника, отрывки из произведений М.А.Шолохова и других авторов.
|
^
| Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
|
^
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
| ^
Предметные
| Планируемые результаты
УУД
|
1.Орг. момент. Цель создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
| Стимулирую деятельность учащихся: -читаю отрывок из стихотворения о родном крае; -сообщаю о форме урока- путешествия; - представляю группу «экскурсоводов», «учителей» из одноклассников; -сообщаю тему урока.
| Приветствие учителя;
- сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе;
-запись темы в тетрадь
| Сегодня у нас заключительный обобщающий урок по теме «Глагол». Наша задача на этом уроке повторить все изученное по этой части речи и показать умение применять на практике знания. Также мы продолжим подготовку к контрольной работе.
Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это экскурсия по родине М.А.Шолохова. Проводить ее будут экскурсоводы, а проверять знания у одноклассников назначенные (пока мною) учителя.
Итак, задача ясна, и мы приступаем.
Начать нашу экскурсию мне бы хотелось со слов известной песни, авторами-переработчиками которой, по мнению исследователей и старожилов считаются Василий Щебуняев и Тимофей Семенович Ковалев:
Моют вербы золотые косы,
Спит река, прозрачная до дна,
Далеко с высокого откоса
Шолохова родина видна. (Краткие сведения об авторах и песне).
Оформим день. Дата. Тема.
|
| Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
Помочь учащимся целостно представить проект по обобщению, систематизации знаний в рамках темы.
|
^ Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при реконструкции текста.
| Для достижения цели использую: -игровую деятельность,
-нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий (ученик- ученик),
-самостоятельность учащихся за контролем знаний, -дифференцированная помощь.
| Проводит экскурсию (1чел.)
Выполняет задания с классом (1чел.)
Отвечают у доски. Указывают способ образования (можно с места).
| Я приглашаю нашего первого «экскурсовода» к доске.(Слайды) Приступаем к выполнению заданий. Приглашаю «учителя» к доске. (Приложение№1)
Задание 1. Восстановить текст (в тетради)
Глаголы употребить в изъявительном наклонении, прошедшего времени.
Определить вид глаголов.
Задание 2. Сделать морфологический разбор слова (на доске)
Лежит – (что делает?) глагол
Н.ф. – (что делать?) лежать
П.п.: н.вр., невозвр., 2 спр.
Н.п.: в изъявит.накл., наст.вр., ед.ч., 3 л
С.П.: лежит - сказуемое
Задание 3. Указать способ образования глаголов (на доске):
Расширились – расширили (суфф)
Отделился – отделил (суфф.)
Поплыл – плыл (прист.)
| -Морфологические признаки глаголов; -вид; -наклонения глаголов; -время глаголов; -способы действия при морфологическом и словообразовательном разборах.
| - смогут осознать значение изучаемого предмета, -совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь.
|
^ Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма правил орфографии, продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию алгоритмического мышления, грамотного письма.
| . Использую, кроме игры, следующее: - аргументированный ответ; -самостоятельную работу в сочетании с беседой; -участие учащихся в оценке качества знаний; -выборочно- распределительное письмо (анализ)
| Знакомятся с экскурсией.
Вспоминают правила правописания –тся и –ться и записывают текст. Выписывают глаголы, распределяя по спряжениям и объясняя выбор. Контролируют друг друга и проводят коррекцию знаний.
| «Экскурсовод»2 (Слайды) К доске –«учитель».(Приложение№2)
Приступаем к выполнению заданий (работа в тетради)
Задание 1. Объяснить правописание –тся и –ться.
Задание 2. Выписать глаголы в столбик и определить спряжение с объяснением.
Выгибается – 1 спр.
Заворачивает – 1 спр.
Прямится – 2 спр.
Несет – 1 спр.
| -Правила спряжения глаголов; – правила правописания - тся и -ться; - алгоритм применения на практике.
| - Развивать умения «приостановить» свою деятельность , –умение отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к ситуации взаимодействия , –закреплять понятия (спряжение глагола), умение использовать правила на практике.
|
^ Цель: обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий при морфемном и синтаксическом разборах.
| Продолжаю работать, используя те же методы. Даем словесную оценку деятельности «экскурсоводов» и «учителей» от класса.
| Знакомятся с экскурсией. Делают синтаксический и морфемный разбор. Работают у доски и в тетради, оценивают работу.
| «Экскурсовод» 3 (Слайды)
Теперь к доске приглашаем «учителя». (Приложение №3)
Задание 1. Списать предложение и указать грамматическую основу.
Задание 2. Синтаксический разбор предложения
(по составу – сложное, из 3 ч.)
-тип - БСП
- по цели высказывания – повествовательное
- по интонации – невосклицательное
Задание 3. Морфемный разбор слова отшептала.
| -Морфемы; –члены предложения; –синтаксические признаки глагола; –характеристика предложений; –порядок разборов.
| -Развивать умения структуировать информацию, -умение классифицировать познавательный объект, -осознавать практическую значимость материала.
|
^ Цель: организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,
обеспечение развития умения планировать свою деятельность.
| Проверяю готовность выполнить домашнее задание - по активности каждого, -эмоциональному климату в классе; - учитываю возможные затруднения и способы их ликвидации ; -провожу инструктаж и фронтальный опрос с учетом индивидуальных особенностей по планированию выполнения домашней работы.
| Знакомятся с экскурсией. Слушают инструктаж. Планируют деятельность по домашнему заданию. Отвечают на вопросы учителя.
| «Экскурсовод» 4 (Слайды).
Получаем домашнее задание. (Приложение№4) Объясняем значение цифр.
| - Признаки глагола как части речи; – порядок синтаксического разбора предложений; – порядок морфемного разбора; – словообразовательного разбора.
| -развивать умения организации деятельности по закреплению способов действий при выполнении разных разборов; умения формулировать проблему и предлагать пути решения; - умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию.
|
^ Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
| и. Использую фронтальную беседу по вопросам урока. Далее проверяю знания, используя тест. Показываю на экране критерии оценивания для самооценки. Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками.
|
| (Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы.
Экскурсия была короткой, но мы ее продолжим после изучения темы «Имя прилагательное». Тогда мы поговорим о культурных центрах станицы и учебных заведениях.
А сейчас обобщим изученное по теме «Глагол». (вопросы урока)
Выполним тест (прилагается на отдельном листе на каждой парте).
Если есть время, объясним задания.
Проверяют тесты 2 ученика, тоже выступающие в роли учителей. На экране ответы и критерии оценивания (появятся чуть позже). Оценки за тест выставляем себе сами.
Вернемся к началу урока.
Что мы сделали на сегодняшнем уроке? Дети, как вы считаете, мы справились с задачей урока? (Предполагается положительный ответ).
Урок окончен.
| -Все правила, повторяемые на уроке
| - помочь осознанию значимости изучаемого материала; -ценности совместной деятельности; -умения адекватной самооценки; -осознание оценки учителя.
|