Скачать 104.89 Kb.
|
Содержание Входной контроль.Блоки информаций. Тождества для обратных тригонометрических функций Ответ: x1= 1/2 x2= /2Учитель Вариант – I |
10 класс Хасанова З.Ф. Урок – лабиринт ________________________________________________________________________ Тема: «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции». Цели урока:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. План урока.
а). Выставление оценок за урок. б). Задание на дом. Учитель: Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний. На предыдущих уроках мы рассмотрели обратные тригонометрические функции, знаем их графики, свойства и тождества для обратных тригонометрических функций, научились решать уравнения. Урок проведем в форме лабиринта. Давайте познакомимся с его условиями.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Итак, отправляемся в путешествие по лабиринту. I – команда: 2 – 2 – 4 – 3 – 4 (=15) II – команда: 2 – 3 – 3 – 5 – 2 III – команда: 2 – 2 – 4 – 3 – 4 IV – команда: 2 – 3 – 3 – 4 – 3 А в качестве напутствия звучит стихотворение: Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В лабиринт отправляемся смело – В мир загадок и сложных задач. Не беда, что идти далеко, И не бойтесь, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко!
Учитель: Чтобы пройти первый круг лабиринта, надо вспомнить определение обратных тригонометрических функций. (Команды в конвертах получают задания и по очереди отвечают на вопрос, объясняя по графику). Например: Арксинус числа а называется такое число из отрезка [-π/2; π /2], синус которого равен а. График функции y= arcsin x получается из графика функции y= sin x c помощью осевой симметрии относительно прямой y= x. Итак, функция y= arcsin x определена и монотонно возрастает на отрезке [-1;1] и областью значений arcsin a является отрезок [-π/2; π /2]. После ответов на вопросы команды считаются прошедшими I круг лабиринта.
(Каждый блок содержит задания на сравнение, обобщение, выделение главного, раскрытие идей решения некоторых уравнений, предупреждение возможной ошибки, выделение общего алгоритма и другие). Блок №2.
Каждая команда решает задания в зависимости от того, сколько баллов в воротах соответствующего круга своего маршрута. Если нужно набрать 3 балла, то выполняют оба задания. а). 3 равенство – неверное равенство. б). 3 – неверно. Блок №3.
^
Ответы: а). 3 равенство неверно, т.к. 3/2 ![]() ![]() б). Равенство arccos (cos x)= x справедливо только при условии 0 < x < π, т.к. число 5 не принадлежит отрезку [0; π], то этим равенством непосредственно пользоваться нельзя. Преобразуем: arccos (cos 5)= arccos (cos (-5))= arccos (cos (2 π -5)), т.к. 0 ![]() ![]() в). 3 – неверно, т.к. arcsin (sin 3)= arcsin (sin (π -3))= π -3 г). 2 – неверное равенство. arccos (cos 11π/9)= arccos (cos (11π/9 – 2π +2π))= arccos (cos (11π/9 – 2π))= arccos (cos (-7π/9))= arccos (cos 7π/9))= 7π/9. Блок №4. ? Лишнее!
Ответы: а). 4 уравнение не имеет решения, остальные уравнения имеют решения, т.к. их значения принадлежат области значения этих функций. б). 3 уравнение не имеет решения, т.к. 4 π /3 ![]() в). 4 уравнение не имеет решения. Задания каждого блока рассматриваются на доске. У доски объясняет задание представитель той группы, которая должна набрать самое большее количество баллов. Блок №5. ? Особенное!
Ответы: а). 2, 3, 4 уравнения решаются методом замены, а 1 уравнение решается по определению. Решим это уравнение. arccos (2x – 3)= π /2 2x – 3= cos π /2 Ответ: x= 3/2 б). 1; 3; 4 уравнения даны через арксинус, а 2 уравнение через арккосинус. Решим это уравнение. arccos (x2 – 4x + 3)= π /2 Ответ: x1= 1; x2= 3. в). 1; 3; 4 уравнения решаются по определению, а уравнение 2 решается методом замены. Решим это уравнение. arcsin x= y y2 – π /2 * y + π 2/18= 0 Д= (π /6)2; Y1= π /6; y2= π /3 arcsin x= π /6 arcsin x= π /3 ^ x1= 1/2 x2= ![]() Учитель: Молодцы! Вы усвоили решение уравнений II-го уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях. Итак, мы дошли до центра. Когда команды оказываются в центре лабиринта, перед ними разворачивают плакат: Знания способны весь мир перевернуть, Там, где есть желание, всегда найдется путь! Учитель: Дойти до центра лабиринта – хорошо, но надо еще и выбраться из него. В этом Вам поможет кубик, каждая грань которого имеет определенное количество точек. Если кому-то выпадет грань с пятью точками – это «Счастливый случай», который дает Вам 5 баллов без вопросов и ответов. Кидают кубик поочередно. Всего для выхода из лабиринта каждой группе надо снова набрать 15 баллов. Если выпадет грань с тремя точками, то задания из 3-го конверта, грань с четырьмя точками – задания из конверта №4 и т.д. Там имеются задания, которые оцениваются в 5, 10 и 15 баллов, т.е. задания II-го и III-го уровня сложности, в случае затруднений можно пользоваться подсказками, данными ниже.
? Метод решения! Вариант – II 1) arcsin (x2 – 4x + 2)= - π /2 5б 2) 3 * arctg2 x - 2 π * arctg x= π2 10б 3) arcsin (3x3 – x2 + 1)= arcsin (2x + 1) 15б 4) arcsin x * arccos x= π2 /18 15б Указание: 2) arctg x= t, - π /2 < t < π /2 3) arcsin f (x)= arcsin g (x) ![]() 4) arcsin x + arccos x= π /2 => arccos x= π /2 – arcsin x arcsin x= t, - π /2 < t < π /2 Кубик: ^
x2 – 3x + ½= sin π /6 x2 – 3x + ½= ½ x2 – 3x= 0 x (x – 3)= 0 x=0 или x – 3= 0 x= 0 Ответ: {0;3}
arctg x= t 4t2 + 5 π * t + π2 = 0 Д= 25 π2 – 4 * 4 * π2= 9 π2= (3 π)2 t1,2= (-5 π + 3 π)/8; t1= - π; t2= - π /4 ![]() Ответ: {- ![]()
![]() x * (2x2 + x – 1)= 0 x=0 или 2x2 + x – 1= 0 Д= 12 – 4 * 2 * (-1)= 9= 32 x2= (-1 – 3)/4= -1 (постоянный корень). x3= (-1 + 3)/4= ½ (постоянный корень).
2sin * cos x= 1 sin2x= 1 2x= π /2 + 2 π n x= π /4 + π n, n ![]() Кубик: Вариант – II
x2 – 4x + 2= -1 x2 – 4x + 3= 0 Д= 16 – 4 * 3= 4 x1,2= (4+2)/2; x1=1; x2=3 Ответ: {1;3}.
arctg x= t 3t62 – 2 π t – π2 = 0 Д= 4 π2 – 4 * 3 * (-π2)= 16 π2 = (4 π)2 t1,2= (2 π + 4 π)/6; t1= - π /3; t2= π arctg x= - π /3 => x= tg (-π /3)= - ![]() arctg x= π не имеет решения. Ответ: - ![]() 3.arcsin (3x3 – x2 + 1)= arcsin (2x + 1) ![]() x * (3x2 – x – 2)= 0 x= 0 или 3x2– x – 2= 0 Д= 1 – 4 * 3 * (-2)= 25= 52 x1,2= (1 + 5)/6; x1= -2/3; x= 1 (постоянный корень). Ответ:{0;-2/3} 4). arcsin x * arccos x= π2/18 arccos x= π /2 – arcsin x arcsin x * (π /2 – arcsin x)= π 2/18 π /2 * arcsin x – arcsin2 x – π 2/18= 0 пусть arcsin x= t; | t | < π /2 18 * arcsin2 x – 9 π * arcsin x + π 2= 0 тогда ![]() t1.2= (9 π + 3 π)/36; t1= π /6; t= π /3. ![]() Ответ: {1/2; ![]() После проверки последнего задания (даются правильные ответы) по шкале оценок каждая группа ставит себе оценку в оценочный лист группы, а решение 6-го задания сдают на проверку. В зависимости от полученного результата учащиеся получают задания на дом. I уровень: №158 – 160 (кол.). II уровень: №2.5.31, №2.5.32. Сборник заданий (УНГТУ), №2.5.36. №2.5.31. arccos (x * ![]() №2.5.32. arcsin (1 + 2 * cos x) + arccos (1 + 3 * tg x)= π /2 № 2.5.36. arcsin (π /6 + ctg x) + arccos (π /6 + tg x)= π /2 В конце занятия учитель награждает грамотой лучшую группу, а оценки ставятся в зависимости от числа набранных жетонов. Оценка за весь модуль зависит от суммы баллов по всем учебным блокам. |
![]() | «Системы уравнений». На эту тему отдельных часов в программе не выделено, она изучается в рамках тех занятий курса «Элементарная... | ![]() | Эта тема очень важная в курсе математики, она является ступенькой в изучении более сложного материала. В старших классах будем решать... |
![]() | Цель работы — изучить возможности пакета Mathcad для решения дифференциальных уравнений и систем дифференциальных уравнений | ![]() | Цели урока: Обобщить и систематизировать изученный материал и знания учащихся по теме: «Уравнения» |
![]() | Данный урок является уроком закрепления в теме «Решение тригонометрических уравнений» | ![]() | В ряде практических задач управления и оптимизации приходится решать системы линейных алгебраических уравнений (слу). В настоящей... |
![]() | Любая экономическая система – это сложная система с множеством входов, выходов и сложной структурой взаимосвязей показателей, характеризующих... | ![]() | Определение многочлена. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений. Разложение трехчлена на множители. Выделение полного квадрата.... |
![]() | Систематизировать знания учащихся по теме "Теорема Виета" и "Квадратные уравнения" | ![]() | В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в средней школе, предложены сценарные разработки... |