Рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 156.58 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации18.01.2015
Размер156.58 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

в городе Брянске

УТВЕРЖДАЮ:

Директор филиала

_____________С.Н. Чернущенко

«___»_______________2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ТЕХНИКА РЕЧИ

Направление подготовки:

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки:

Логопедия

Квалификация выпускника:

Бакалавр

Форма обучения:

заочная

Брянск 2011

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки ^ 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол №10 от 14 июня 2011 г.
Зав.кафедрой

________________А.А. Малашенко
ОДОБРЕНА

Начальником учебного отдела

от ___ июня 2011 г.
Начальник учебного отдела

________________М.А. Коваленко

Составитель: Р.С. Рогонова – к.фил.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин филиала МПГУ в г. Брянске
Рецензенты: А.А. Малашенко – к.и.н., доцент, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин филиала МПГУ в г. Брянске

«Техника речи»

1. Цель дисциплины: развивать речевую компетенцию студентов, совершенствуя их речевые и голосовые возможности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Техника речи» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (1.2.2.).

Для освоения дисциплины «Техника речи» студенты используют знания, полученные студентами в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.).

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Основы речевой культуры дефектолога», модуля «Филологические основы дефектологического образования», специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Техника речи», необходимы для прохождения педагогической практики.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

  • способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5).

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • способы и содержание работы по совершенствованию техники речи, включающей в себя работу над дыханием, голосоведением, дикцией, орфоэпией и логикой устной речи,

  • нормы литературного произношения,

  • основы анализа прозаического или стихотворного текста для выразительного чтения,

уметь:

  • использовать приемы совершенствования качеств речевого голоса, а также расширения диапазона речевого голоса в соответствии с индивидуальными возможностями,

  • использовать приемы формирования правильного произношения гласных и согласных звуков,

  • проанализировать любой заданный текст, независимо от жанра, с точки зрения выделения в нем интонационно-смысловых и логических центров;

  • пользоваться всеми средствами выразительности художественного чтения.

владеть навыками

  • развития рационального речевого дыхания и совершенствования свободного владения голосом;

  • совершенствования дикции,

  • выразительного чтения.


^ 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы




п/п

Разделы дисциплины

(название)


Всего часов

Практические занятия

1.

Введение в предмет. Подготовительные упражнения.

2

2

2.

Воспитание навыков правильного дыхания

2

2

3.

Виды релаксаций. Аутогенная тренировка

2

2

4.

Постановка и воспитание голоса.

2

2

5.

Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия.

2

2

6.

Работа над текстом. Выразительное чтение. Логический анализ текста.

4

4




Всего часов

14

14


^ 4.2. Содержание разделов дисциплин
1. Введение в предмет. Подготовительные упражнения - 2часа

Вводная беседа о значении и взаимодействии всех разделов предмета.

Практическое освоение правильной осанки.

Самомассаж: гигиенический, согревающий, тонизирующий, вибрационный.
2. Воспитание навыков правильного дыхания - 2часа

Постановка грудобрюшного типа дыхания.

Дыхательная гимнастика: в статике – лежа, сидя, стоя. В динамике – (так называемые косвенные упражнения) полунаклоны вперед, в стороны, полные наклоны, приседания, ходьба и бег на месте и т. д., направленные на воспитание фонационного дыхания – короткий, непроизвольный вдох и продолжительный выдох.

Динамическая дыхательная гимнастика по системе А.Н.

Стрельниковой для укрепления дыхательной мускулатуры.

Воспитание носового дыхания.

Дыхательная гимнастика по системе Кристин Линклэйтер.

Тренировка фонационного дыхания со звуком, звукосочетанием по таблице гласных, при произнесении слов, пословиц, коротких текстов, гекзаметра, текстов на удлиненный выдох, речевых периодов.
3. Виды релаксаций; аутогенная тренировка - 2часа

Релаксация через активное напряжение дыхательных мышц с последующим расслаблением.

Релаксация через расслабление мышц при произнесении определенных текстов во время аутотренинга.

Релаксация на «освобождение» голоса во время аутотренинга по системе Кристин Линклэйтер.
4. Постановка и воспитание голоса - 2часа

Ротоглоточная гимнастика.

Выведение голоса, во время звучания звука «МММММММ», в маску, опираясь на диафрагму.

Вибрационный массаж со звуками: «МММММММ», «ННННННН», «ГН», «ГМ», «ЛЛЛЛЛЛЛ», «РРРРРРР», «ЗЗЗЗЗЗЗ», «ЖЖЖЖЖЖЖ».

Голосовая гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой.

Голосовая гимнастика по системе Кристин Линклэйтер.

Упражнения по воспитанию голоса, его основных качеств: силы, высоты, благозвучности, полетности звука, тембровой окраски голоса через развитие регистров.

Закрепление правильного звучания голоса в отдельных словах, пословицах, считалках, загадках и др. фольклорном материале, а также в специальных стихотворных текстах и в произведениях различных жанров.
5. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия - 2часа

Гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.

Постановка и автоматизация ясного и четкого звучания гласных звуков в отдельности; в определенной последовательности, интонирование знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, с переменным ударением, с интонацией вопроса – ответа, с повышением и усилением голоса. Произнесение таблицы гласных с одновременным выполнением определенной психологической задачи на словесное действие: хвалю, осуждаю, поздравляю, утешаю, сплетничаю и т. д.

Автоматизация ясного и четкого звучания гласных звуков в словах, пословицах, текстах.

Постановка и автоматизация ясного и четкого произношения согласных звуков в отдельности, в слогах – прямых, обратных, закрытых, с двойным звучанием тренируемого согласного и др.

Автоматизация ясного и четкого произношения согласных звуков в словах, пословицах, скороговорках, долгоговорках, многоговорках, стихотворных текстах.

Автоматизация ясного и четкого произношения гласных и согласных звуков в текстах на заданный темпоритм.

Нормы литературного произношения: анализ особенностей русской литературной речи; понятие о старой и новой норме московского произношения; понятие явлений: аканья, иканья, редуцирования гласных по отношению к ударным гласным, мен гласных и согласных звуков, озвончения, оглушения согласных и т.д.

Упражнения по овладению навыками литературного произношения при анализе литературных текстов – письменная транскрипция текстов.

Упражнения по воспроизведению собственной речи, отработки и автоматизация навыка правильного литературного произношения.
6. Работа над текстом. Выразительное чтение. Логический анализ текста - 4часа

Основы словесного действия в художественном слове.

Выявление идеи произведения: завязка; развитие действия; кульминация; заключение, развязка.

Сквозное действие и сверхзадача произведения. Воспитание умения действовать словом, опираясь на подтекст и киноленту видения, на материале литературных произведений разных жанров.

Овладение стилевыми особенностями произведения.

Объект внимания.

Основные задачи и принципы работы над текстом от первого лица.

Коллективный рассказ.

Общее в работе над прозаическими и стихотворными произведениями.

Отличие стиха от прозы.

Особенности работы над стихотворной речью поэтических литературных произведений разных жанров.

Практическое овладение навыками определять систему стихосложения, строковые паузы, цезуры, метр, клаузулу, рифму, ритмомелодику стиха.

Определение темы, идеи, цели, сквозного действия, задачи и сверхзадачи стихотворного или прозаического текста независимо от жанра.

Речевой такт. Разновидности грамматических и логических пауз. Правила деления текста на речевые такты. Дополнительные паузы в стихотворных текстах в отличие от прозы.

Знаки препинания, их интонирование.

Средства логической выразительности: логическое ударение, логическая пауза, логическая перспектива, логическая мелодия.
^ 5. Образовательные технологии.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:

лабораторные занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий, деловых и ролевых игр, тренингов, постановки миниспектаклей др.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка текста к выразительному исполнению, миниспектакли, тексты.
^ 6.Самостоятельная работа студентов.

Анализ художественного произведения и подготовка его исполнения.

1.Определение темы, идеи и жанра

2.Отношение автора к изображаемому в произведении

3.Выяснение композиции произведения и деление его на части

4.Выявление основной мысли каждой части и задачи ее чтения

5.Определение главной задачи исполнения, основного тона чтения

6.Определение выразительных средств для правильной передачи образов героев произведения, их взаимоотношений, действий, мотивов поведения

7.Анализ языка художественного произведения, выделение наиболее ярких языковых средств изображения

8.Оценка использования отдельных логических и эмоционально-образных средств выразительного чтения, технической стороны исполнения, манера чтения
^ 7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства
1.Диагностический контроль
Формами такого контроля являются тесты, устные опросы, собеседования и т.д.
2.Текущий контроль
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля – контрольная работа в 4 семестре
Задания к контрольной работе

  1. Провести письменно орфоэпический разбор редукции гласных в заданных текстах и отработать их правильное звучание, согласно литературным нормам русского языка.

  2. Поставить и отработать ясную и четкую артикуляцию и звучание согласных звуков в отдельности, в слогах, словах, пословицах, скороговорках, долгоговорках, многоговорках, текстах.

  3. Провести письменно орфоэпический разбор заданных текстов, согласно правилам литературного произношения в русском языке и отработать их в звучащей речи.

  4. Отработать и выучить заданные тексты, используя разный темпоритм, для чтения на лабораторном занятии.

  5. Провести анализ заданных прозаических текстов: определить жанр, тему, идею, цель, сквозное действие, задачу и сверхзадачу произведения или отрывка произведения.

  6. Провести логический анализ текстов: расставить логические паузы с учетом их длительности и ударения со степенью повышения и понижения голоса на ударных словах, согласно правилам логического чтения. Подготовиться к чтению с листа, выбранного текста на лабораторном занятии, используя полученные навыки.

  7. Провести анализ стихотворных жанров: определить тему, идею, цель, сквозное действие, задачу и сверхзадачу произведения. Определить систему стихосложения, размер стиха, клаузулу, рифму. Произвести анализ стихотворного текста, расставив дополнительные строковые паузы и цезуры, в отличие от прозаического текста. Выучить стихотворение наизусть, для чтения на лабораторном занятии, используя навыки выразительного чтения.

  8. Провести анализ заданных басен, согласно правилам логического чтения, учитывая особенности стихосложения басни – вольный ямб – и соответствующую, в связи с этим, расстановку пауз.


3.Промежуточная аттестация
Проводится в форме – зачет в 3-м семестре.
Вопросы к зачету

  1. Какова роль и значение осанки при постановке дыхания и голоса?

  2. Назовите виды массажа, используемые при постановке дыхания и голоса, и их назначение.

  3. Какова роль аутотренинга в технике речи?

  4. Каков ведущий тип дыхания в технике речи?

  5. Каково значение косвенных упражнений в постановке дыхания и голоса?

  6. От чего зависит тембровая окраска голоса?

  7. Какие упражнения тренируют полётность звука?

  8. В чем заключается значение регистров в улучшении тембровой окраски голоса?

  9. От чего зависит сила голоса?

  10. Назовите упражнения, тренирующие силу голоса.

  11. Артикуляционная гимнастика в постановке гласных и согласных звуков.

  12. Каков принцип отработки гласных звуков?

  13. Каковы орфоэпические нормы звучания гласных звуков в русском литературном языке?

  14. Артикуляционная гимнастика в постановке согласных звуков.

  15. Каков принцип отработки согласных звуков?

  16. Темпоритм и его значение в работе над дикцией.

  17. Логический анализ текста и его средства: речевой такт, логические паузы, логические ударения.

  18. Назовите основные правила интонирования знаков препинания.

  19. Сквозное действие, кинолента видений, подтекст в работе над художественным произведением.

  20. Полный письменный разбор: орфоэпический и логический анализ текста (прозы, басни, стихотворения).


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова – М.: Просвещение, 1962.

  2. Богачев Ю.П. Культура языка – культура общения. – М., 1997.

  3. Богачев Ю.П., Лапшин В.А., Посадскова Т.Ф., Шелестова З.А. Основы культуры речи.–М., 1999.

  4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Пособие для учащихся дошкольных педучилищ. Изд.3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение,1970.

  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.

  6. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1986.

  7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.- 2-е изд. Исп. И доп.- Просвещение, 1981.

  8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1983.

  9. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  10. Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

  11. Сценическая речь: Учеб. / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. – 2-е изд. – М.: Изд-во «ГИТИС», 2000.

  12. Шелестова З.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 2003.

  13. Статьи из журнала «Дошкольное воспитание» по вопросам художественного чтения и преподавания в дошкольном учреждении (по указанию преподавателя)

Словари и справочники

  1. Агеенко Р.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио, телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – 5-е изд. – М.: Русский язык, 1984.

  2. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М., 1979.

  3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.

  4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.- 4-е изд., испр. и доп.- М. Русский язык, 1991.

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.- 18-е издание.- М.: Русский язык, 1978.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Русский язык, 1992 и другие издания.

  7. Словарь русского языка. В 4-х томах. АН СССР. Инт русского языка/ Под ред. А.П.Евгеньевой.- 3-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

  8. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И.Молоткова.- М., 1967 и более поздние издания.

  9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителей/ Под ред. чл.-корр. АН СССР С.Г.Бархударова.- Изд. 3-е, испр. и доп.- М.: Просвещение, 1975.


Дополнительная литература

  1. Беседа Ю. Выразительное чтение. – М., 1991.

  2. Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. – М., 1995.

  3. Васильева Т.И. Упражнение по дикции (согласные звуки). – М., 1988.

  4. Виноградова В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. – М., 1963.

  5. Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. – Л., 1990.

  6. Журавлев Д.Н. Об искусстве чтеца // Искусство звучащего слова. Вып. 1. – М., 1995.

  7. Закушняк А.Я. Вечера рассказа. – М., 1984.

  8. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974.

  9. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. – М., 1959.

  10. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М., 1985.

  11. Легуве , Чтение как искусство. – М., 1986.

  12. Леонарди Е.И. Орфоэпия и дикция: Сборник упражнений и текстов. М.: Просвещение, 1967; 1979.

  13. Линклейтер Кристин Освобождение голоса. М.: Изд-во «ГИТИС», 1993.

  14. Матусевич М.И., Любимова И.А. Альбом артикуляции звуков русского языка. – М., 1963.

  15. Моргунов Б. Законы звучащей речи. – М., 1986.

  16. Муравьев Б.Л. От дыхания к голосу. – Л., 1982.

  17. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1981.

  18. Проблемы сценической речи: Сб. / Под ред. С.В. Гиппиуса и А.Н. Куницына. – Л., 1979.

  19. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1975.

  20. Смоленский Я.М. В союзе звуков, чувств и дум. – М., 1976.

  21. Смоленский Я.М. Читатель, Чтец. Актер. – М., 1983.

  22. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1 – 4. – М., 1955.

  23. Теория и практика сценической речи: Сб. / Под ред. В.Н. Ганделеева, А.Н. Куницына, В.И. Тарасова. – Л., 1985.

  24. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. – М., 1987.

  25. Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. – М.; Л., 1959.

  26. Фрид О.Ю. О некоторых особенностях преподавания стихотворной речи // О воспитании актера. – М., 1981.

  27. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

  28. Холжевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

  29. Черемисина Н.В. Русская интонация: Поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1989.

  30. Чехов М.А. Об искусстве актера. Т. 2. – М., 1986.

  31. Яхонтов В.Н. Театр одного актера. – М., 1958.



^ 9.Материально-техническое обеспечение
Необходимо - 1.оборудованные аудитории

2.технические средства обучения

3.аудио- и видеоаппаратура

4.наглядные пособия
^ 10.Аннотация рабочей программы

«Техника речи»
1. Цель дисциплины: развивать речевую компетенцию студентов, совершенствуя их речевые и голосовые возможности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Техника речи» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (1.2.2.).

Для освоения дисциплины «Техника речи» студенты используют знания, полученные студентами в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.).

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Основы речевой культуры дефектолога», модуля «Филологические основы дефектологического образования», специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Техника речи», необходимы для прохождения педагогической практики.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

  • способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5).

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • способы и содержание работы по совершенствованию техники речи, включающей в себя работу над дыханием, голосоведением, дикцией, орфоэпией и логикой устной речи,

  • нормы литературного произношения,

  • основы анализа прозаического или стихотворного текста для выразительного чтения,

уметь:

  • использовать приемы совершенствования качеств речевого голоса, а также расширения диапазона речевого голоса в соответствии с индивидуальными возможностями,

  • использовать приемы формирования правильного произношения гласных и согласных звуков,

  • проанализировать любой заданный текст, независимо от жанра, с точки зрения выделения в нем интонационно-смысловых и логических центров;

  • пользоваться всеми средствами выразительности художественного чтения.

владеть навыками

  • развития рационального речевого дыхания и совершенствования свободного владения голосом;

  • совершенствования дикции,

  • выразительного чтения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия с элементами экологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература Верховажье
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 120714...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница