Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы




Скачать 191.55 Kb.
НазваниеНовые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы
Дата публикации19.01.2015
Размер191.55 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС: ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

САМОЙЛЕНКО Е.В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации «Ресурсный центр» городского округа Новокуйбышевск Самарской области

В статье описана структура портфолио, предлагается образец Положения о портфолио (индивиду­альной накопительной оценке) обучающихся, которое можно использовать в работе школы.

Ключевые слова: ФГОС НОО, портфолио ученика, Положение о портфолио

.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной програм­мы начального общего образования.

В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся: личностные, предметные и метапред- метные результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в школе разрабатывается система оценки, ориен­тированная на выявление и оценку образователь­ных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс педагогическую техно­логию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это тех­нология «Портфолио», которая обеспечивает лич- ностно ориентированный подход в образовании.

Портфолио (от фр. porter - излагать, формули­ровать, нести и folio - лист, страница) - досье, со­брание достижений (Словарь иностранных слов).

Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:

  • визитную карточку, т.е. совокупность сведе­ний о человеке, организации и т.д.;

  • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о чело­веке, организации и т.п.

Портфолио школьника - это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений школьни­ка в определенный период его обучения. Портфо­лио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и уме­ний, включая экзамены и т.д.

Портфолио позволяет учитывать результаты, до­стигнутые учеником в разнообразных видах деятель­ности (учебной, творческой, социальной, коммуни­кативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного под­хода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио учени­ка, дает учителю возможность создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

В процессе создания портфолио ученик пере­стает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, ребенок учится сам себя оценивать.

Портфолио в начальной школе - специальное образовательное пространство (место), в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представ­лению каждым учащимся своих результатов и до­стижений за определенный отрезок времени.

Цель портфолио - показать, на что способен ре­бенок, увидеть «картину» значимых образователь­ных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образова­тельном контексте, продемонстрировать его способ­ности практически применять приобретенные зна­ния и умения.

Задачи портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого учени­ка, повышение самооценки уверенности в собствен­ных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных спо­собностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школь­ной и внешкольной жизни;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки и умений творчес­кой деятельности, развитие мотивации дальнейше­го творческого роста;

  • стимулирование стремления к самосовершен­ствованию.

Структура портфолио может быть разнообраз­ной. Методисты ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» совместно с руководителями школьных методи­ческих объединений учителей начальных классов рекомендуют следующую структуру портфолио для школ образовательного округа

:


^ МЕТОДИСТ № 2 201

3Титульный лист.

  1. Давайте познакомимся.

  2. Копилка достижений.

  3. Копилка творческих работ.

  4. Отзывы и предложения.

  1. Титульный лист.

  2. Содержание (подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио).

  3. раздел. «Давайте познакомимся!»

  • Мой портрет. (Здравствуйте! Это я. Помеща­ем фото ребенка, можно предложить ребенку нари­совать автопортрет)

  • Личные данные.

  • Мое имя.

  • Моя семья. (Помещаем фото семьи ребенка, можно предложить ребенку самому нарисовать семью.)

  • Безопасный маршрут «Дом - школа». (Лучше нарисовать от руки вместе с ребенком, чтобы он лучше запомнил, какой дорогой добираться до шко­лы. В каких местах надо быть более внимательным! Рисование схем само по себе является универсаль­ным учебным действием и развивает простран­ственное мышление ребенка.)

  • Мои лучшие друзья. (Помещаем фото друзей, можно предложить ребенку самому нарисовать друзей.)

  • Тайны моего характера.

  • А когда я вырасту, я буду вот такой. (Предпо­лагается, что ребенок сам нарисует себя каранда­шами, каким он видит себя в будущем.)

  • Мои увлечения. (Рамочки можно заполнить фотографиями, рисунками или аппликациями ребен­ка о любимых видах деятельности. Здесь же в ра­мочки можно поместить фотографии с занятий кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать кар­тинки, которые вы поместите в рамочки или допол­нить, чем еще любит заниматься ребенок.)

  • Мои кружки, секции, клубы.

  • Мое участие в школьных праздниках и меро­приятиях (два варианта - для мальчиков и девочек).

  • раздел. «Копилка достижений»

  • Перечень сертифицированных документов (после 13-й страницы (Перечень достижений) ос­тавьте пустые файлы для грамот, дипломов и дру­гих сертифицированных документов).

  • Оригиналы или копии наград.

  • Работы, которыми я горжусь (по предметам).

  • Выборки детских работ - формальных и

творческих, выполненных в ходе обязательных учеб­ных занятий по всем изучаемым предметам, а так­же в ходе посещаемых обучающимися факультатив­ных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного уч­реждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагно­стики, промежуточных и итоговых стандартизиро­ванных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их сово­купность демонстрировала нарастающие успеш­ность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода могут быть работы:

  • по русскому языку и литературному чте­нию, иностранному языку - диктанты и изложе­ния, сочинения на заданную тему, сочинения на про­извольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по математике - математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, за­писи решения учебно-познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудио­записи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступ­лений, сообщений на математические темы), мате­риалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по окружающему миру - дневники наблюде­ний, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоана­лиза и рефлексии и т.п.;

  • по предметам эстетического цикла - аудио­записи, фото- и видеоизображения примеров ис­полнительской деятельности, иллюстрации к музы­кальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудио­записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по технологии - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудио­записи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

  • по физкультуре - видеоизображения приме­ров исполнительской деятельности, дневники на­блюдений и самоконтроля, самостоятельно состав­ленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

  1. ^ Систематизированные материалы наблю­дений (оценочные листы, материалы илисты наблю­дений и т.п.) за процессом овладения универсаль­ными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организа­тор воспитательной работы и другие непосредствен­ные участники образовательного процесса.

^ Ill раздел. «Копилка творческих работ»

  • Перечень представленных работ;

оригиналы или фотографии творческих и на­учных работ (Как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно, сфотографировать ее!)


^ IV раздел. «Отзывы и пожелания»

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образо­вательного процесса могут высказать свои рекомен­дации и пожелания.

Нельзя считать структуру портфолио определен­ной раз и навсегда. Структура портфолио опреде­ляется его целью, безусловным творческим подхо­дом. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре оно организовано таким образом, что нацелено на демонстрацию прогресса.

С помощью портфолио можно определить лич­ностный рост школьника, способствовать активно­му участию ребенка в процессе его обучения и вос­питания, сформировать ключевые компетентности, необходимые человеку для успеха.

Педагогу и родителям это дает возможность:

  • оценить стартовый и последующие уровни ре­бенка, учесть индивидуальные особенности и воз­можности ребенка;

  • оказать помощь ребенку при подборке мате­риалов для комплексного портфолио;

  • проводить мониторинг продвижения воспитан­ника в освоении образовательной программы, так как можно вместе с ребенком просматривать мате­риалы, обсуждать результат каждой работы, оказы­вать помощь в подборе необходимой информации.

Можно добавить по желанию ребенка некоторые другие разделы, например, «Работы, которыми я горжусь» (тексты, рисунки, фотографии). Важно по­мещать в портфолио работы, которые демонстри­руют индивидуальный прогресс ученика в начале, середине и конце курса обучения. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Мое твор­чество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), «Наши праздники» (творческие от­четы с фотографиями, рисунками о конкурсах, праз­дниках, играх по станциям), «Путешествия по горо­ду» (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, «Оценка и самооценка моей деятель­ности за год» - отзывы о ребенке классного руко­водителя, учителей-предметников, педагогов допол­нительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, ин­теллектуального и творческого роста, саморегуля­ция поведения и эмоциональной восприимчивости.

Портфолио становится точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родители», а работа над его составлением - интересным ду­ховным взаимообогащением. Большая часть работ, которые помещаются в папку достижений, рожда­ется в классе, в совместной деятельности с учите­лями, одноклассниками, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересо­ванных родителей. Успех совместной работы над портфолио зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных осо­бенностей ребенка. В таком случае создание порт­фолио превратится не в коллекционирование отче­тов и справок, а в увлекательный рассказ о ребенке с целью повышения его творческого потенциала.

Сотрудниками Центра было составлено и пред­ложено школам округа Положение о портфолио (ин­дивидуальной накопительной оценке) обучающихся (приложение), в которое были включены следующие разделы:

  1. Общие положения.

  2. Цель портфолио.

  3. Задачи портфолио.

  4. Функции портфолио.

  5. Порядок формирования портфолио.

  6. Структура портфолио.

  7. Оформление портфолио.

  8. Критерии оценки достижений учащихся.

В сентябре 2011-2012 учебного года каждому первокласснику Поволжского образовательного ок­руга было заведено портфолио. И весь год оно по­полнялось необходимыми материалами. Надеемся, что эта работа продолжится и в следующих учебных годах и принесет только радостные впечатления и воспоминания о проведенных годах в школе.

Литература

  1. О направлениях учебно-методической работы в 2010-2011 учебном году. Информационно-методи­ческое письмо / Науч. ред. В.И. Безруков, Е.П.Бельчи­кова. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.

  2. Кочкина Н.А. Внедрение технологии «портфолио» в образовательный процесс ДОУ. М., 2010.

  3. Проскурина Т.В. Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Тобольск, 2011.

  4. Рекомендации Министерства образования и на­уки РФ.

  5. Уханова О. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития. СПб., 2012.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просве­щение, 2010.

  7. www.solnet.ee

^ МЕТОДИСТ № 2 2013

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № И.О. Ф.

« » 20 г.

Приложение

ПРИНЯТО

решением

Педагогического совета

от « » 20 г

Протокол №

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся

^ Общие положения

    1. Настоящее Положение о портфолио инди­видуальных образовательных достижений обучаю­щихся разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

    2. «Портфолио» - это способ фиксации, накоп­ления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период обучения в 1 -х классах.

    3. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - это комплект документов, представ­ляющий совокупность сертифицированных или не- сертифицированных индивидуальных достижений, способ фиксации индивидуализированных оценок и самооценивания учащихся.

    4. Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, про­гресс, достижения в различных областях.

    5. Портфолио позволяет учитывать результа­ты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элемен­том деятельностного подхода к образованию.

    6. Портфолио способствует развитию осознан­ного образования учащимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает учащихся на саморазвитие, самообразование.

    7. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.

    8. Цель портфолио

    9. Представить отчет о процессе образования обучающегося, увидеть его образовательный ре­зультат в целостном контексте, обеспечить отсле­живание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.

    10. Задачи портфолио

    11. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;

    12. Развивать навыки рефлексивной и оценоч­ной (самооценочной) деятельности школьников.

    13. Выявлять существующий уровень сформи­рованное™ умений и совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс.

    14. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать соб­ственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.

    15. Содействовать индивидуализации (персо­нализации) образования обучающихся.

    16. Содействовать дальнейшей успешной соци­ализации обучающихся.

    17. Укреплять взаимодействие с семьей учени­ка, повышать заинтересованность родителей (закон­ных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

    18. Функции портфолио

    19. Повышение образовательной активности обучающихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей.

    20. Порядок формирования портфолио

    21. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по со­зданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с порт­фолио - 1 цикл учебного года.

    22. Ведение портфолио рекомендуется каждо­му ученику школы 1-го класса и предполагает виде­ние «картины» значимых образовательных резуль­татов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образова­тельном контексте, демонстрацию его способнос­тей практически применять приобретенные знания и умения по итогам учебного года.

    23. Ведение портфолио рекомендуется и дош­кольникам как копилка разнообразных видов дея­тельности, успехов, положительных эмоций.

    24. Ответственность за организацию формиро­вания портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содер­жанием возлагается на классного руководителя.

Портфолио хранится в школе в течение все­го пребывания ребенка в ней. При переводе ребен­ка в другое образовательной учреждение портфо­лио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом, медицин­ской картой ребенка

.


^ Структура портфолио

    1. Структура портфолио для обучающихся пред­ставляет собой комплексную модель, которая име­ет титульный лист, содержание и состоит из несколь­ких разделов: «Давайте познакомимся!», «Копилка достижений», «Копилка творческих работ», «Отзы­вы и пожелания»

      1. I раздел «Давайте познакомимся!» вклю­чает в себя:

  • Мой портрет. Личные данные.

  • Мое имя.

  • Моя семья.

  • Безопасный маршрут «Дом - школа».

  • Мои лучшие друзья.

  • Тайны моего характера.

  • А когда я вырасту, я буду вот такой.

  • Мои увлечения.

  • Мои кружки, секции, клубы.

  • Мое участие в школьных праздниках и меро­приятиях (два варианта - для мальчиков и девочек).

      1. II раздел «Копилка достижений» включает в себя:

  • Перечень сертифицированных документов.

  • Оригиналы или копии наград.

  • Работы, которыми я горжусь (по предметам).

      1. Ill раздел «Копилка творческих работ» вклю­чает в себя:

  • Перечень представленных работ.

  • Оригиналы или фотографии творческих и на­учных работ.

      1. IV раздел «Отзывы и пожелания» состоит из характеристик отношения ученика к различным видам деятельности, представленных учителем, ро­дителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также пись­менного анализа самого школьника своей конкрет­ной деятельности и ее результатов.

      2. ^ Оформление портфолио

    1. Рабочую папку (портфолио) учащийся оформ­ляет в соответствии с принятой в школе комплексной структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку с файлами дополни­тельные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность.

    2. При формировании портфолио соблюдает­ся принцип добровольности.

    3. При оформлении портфолио должны соблю­даться следующие требования:

  • систематичность и регулярность ведения порт­фолио;

  • достоверность сведений, представленных в портфолио;

  • аккуратность и эстетичность оформления;

  • разборчивость при ведении записей;

  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

  • наглядность.

    1. Индивидуальные образовательные достиже­ния обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

    2. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтин­га) личных достижений обучающегося в образова­тельной, творческой и спортивной деятельности.

    3. Анализ портфолио производится экспертной группой, назначенной приказом директора ОУ. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель, а также представите­ли родительского комитета класса, классного актива и администрации школы. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа их портфолио.

    4. ^ Критерии оценки достижений учащихся

    5. Портфолио учащихся оценивается классным

руководителем не реже 1 раза в полугодие по сле­дующим критериям:

Раздел

Индикатор

Баллы

Раздел «Давайте познакомимся!»

- Красочность оформления, правильность заполнения дан­ных, эстетичность, наличие положительных оценено учите­лем стараний ученика, наличие фото

  • 5 баллов - индикатор полностью соответст­вует требованиям;

  • 3 балла - незначительные замечания

Раздел «Копилка достижений»

  • Федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;

  • региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;

  • муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла,

участник - 1 балл;

  • школьный уровень: победитель, призер - 2 балла; участ­ник -1 балл;

  • классный уровень: победитель, призер - 1 балл.

  • наличие работ по предметам

  • 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;

  • 3 балла - 3^4 работы по каждому предмету; -1 балл - менее 3 работ по каждому пред­мету

Раздел «Копилка творческих работ»

- Наличие рисунков, фото, творческих работ

  • 5 баллов - наличие от 5 и больше работ;

  • 3 балла - количество работ составляет 3-4; -1 балл - недостаточная информация о твор­честве ученика

Раздел «Отзывы и пожелания»

- Наличие положительных отзывов и пожеланий

- 5 баллов - наличие отзывов и предложений; -1 балл - их отсутствие

    1. Положение действительно до внесения сле­дующих изменений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconО портфолио ученика начальной школы учебные портфолио
Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио ученика начальной школы моу «междуреченская сош»
Учебные портфолио – форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconО портфолио ученика начальной школы. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconО портфолио ученика основной и средней школы. Общие положения
Портфолио ученика — это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио обучающихся начальной школы
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconГодовой план муниципального казённого специального (коррекционного)...
Осуществлять преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях перехода системы образования на новые фгос ноо и...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconПоложение о портфолио обучающегося начальной школы мбоу «Сорожинская...
Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconПоложение о республиканском конкурсе методических разработок учителей...
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения республиканского конкурса методических разработок учителей начальной...

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconЗначение использования портфолио в учебном процессе
Портфолио рассматривается как часть аутентичного (подлинного, истинного, настоящего, верного) оценивания образовательных результатов....

Новые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы iconО портфеле достижений (портфолио) обучающихся начальной школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 имени П. Н. Самусенко»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница