Скачать 329.37 Kb.
|
На правах рукописи Исх. № 43/9-272 от 24.01.2012 г. ЕГУПОВ Василий Александрович ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И РОЛЬ ОВД В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Специальность: 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва - 2012 Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса Московского университета МВД России ^ кандидат юридических наук, доцент Донцов Евгений Михайлович Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор ^ кандидат юридических наук, доцент Мареев Юрий Леонидович Ведущая организация: Казанский (Приволжский) федеральный университет Защита состоится 28 февраля 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России. Автореферат разослан 24 января 2012 г. Учёный секретарь диссертационного совета А.Г. Мамонтов ^ Актуальность темы диссертационного исследования. Современный мир рыночных отношений немыслим без рекламы, без информации, распространённой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, как трактует нам Федеральный закон от 13.03.06. №38-ФЗ «О рекламе»1. В свою очередь реклама как готовый продукт не получилась бы без инициативы её заказчиком, создания и приведения в готовую для распространения форму. Наконец, распространения и доведения до сведения неопределенного круга лиц, именуемых потребителями рекламы. Эта деятельность осуществляется тремя субъектами – рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Анализ действующего законодательства позволяет нам сделать вывод о том, что отношения между данными субъектами строятся на основании договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данный договор должен чётко отражать права и обязанности каждого из субъектов рекламной деятельности. Рассмотрение и анализ вопросов и проблем гражданско-правового статуса участников рекламных правоотношений показывает, что в ФЗ «О рекламе» прописана лишь ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя за нарушение соответствующих общих и специальных требований к рекламе, но не регламентированы их права и обязанности. Они сводятся к определению понятия «реклама» и к соблюдению участниками рекламного процесса общих и специальных требований, указанных в ФЗ «О рекламе». В случае нарушения требований к форме и содержанию рекламной информации, такая реклама признаётся ненадлежащей, а лица, виновные в нарушении этих требований, несут не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Соответственно, актуальность темы исследования объективно предопределена также тем обстоятельством, что действующее рекламное законодательство носит весьма неполный и зачастую противоречивый характер. Несмотря на видимое отражение в ФЗ «О рекламе» правового статуса субъектов рекламной деятельности, многие из норм носят общий характер, недостаточно учитывают специфику и многообразие форм, средств и способов распространения рекламы, не всегда дают ответы на возникающие вопросы, практически не регламентируют институт защиты прав потребителей от ненадлежащей рекламы, позволяют недобросовестным субъектам рекламной деятельности легально уходить от ответственности. Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, ряд положений которых сохраняет свою актуальность и научно-практическую значимость, необходимо отметить, что, в целом, избранная тема еще не получила надлежащего научного осмысления и как следствие, действующее законодательство (в первую очередь, ФЗ «О рекламе» и Закон РФ «О защите прав потребителей»1) нуждается в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не урегулированы права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, способы защиты прав и законных интересов потребителей рекламы, отсутствует правовая регламентация политической, идеологической, религиозной, культурологической рекламы, а также органично интегрированной рекламы в произведения литературы и искусства. ^ В юридической литературе проблемам гражданско-правового статуса участников отношений в сфере рекламы не посвящены работы на монографическом уровне, из чего можно сделать вывод о новизне исследуемой автором проблематики. Объективности ради отметим, что имеется значительное количество монографий и диссертаций учёных-правоведов, посвящённых общим проблемам теории рекламных правоотношений. Среди них можно выделить В.И. Иванова, автора первой и в течение почти двадцати лет единственной диссертации по рекламе: «Правовые проблемы рекламы в СССР» М.,1979., а также С.Г. Богацкую, Ю. Вольдмана, А.Ю. Головина, С.Э. Жилинского, О.Б. Кузнецову, Ю.С. Куликову, Е.В. Медянкову, В.Л. Нечуй-Ветера, Е.В. Павловец, Г.А. Свердлыка, Е.А. Свиридову, И. Силонова, Э.Л. Страунинга, К. Тотьева, О.А. Филатову, Ю.В. Черячукина, Н.Д. Эриашвили и ряда других авторов. В то же время, справедливости ради отметим, они не затрагивают того пласта проблем, которые поднимаются в нашей работе. Объектом диссертационного исследования являются рекламные правоотношения, складывающиеся между их субъектами – рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями и потребителями рекламы. Предметом исследования служит нормативно-правовая база в сфере рекламы, теоретические исследования и правоприменительная практика. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, имеющиеся в маркетинговой и юридической литературе точки зрения учёных, выявить сущность и специфику рекламных правоотношений, правовой статус, права и обязанности субъектов рекламной деятельности, их гражданско-правовую ответственность перед потребителями рекламы, исследовать проблемы эффективности применения правовых норм касающихся рекламной деятельности в современных условиях развития рыночных отношений, указать роль органов внутренних дел в борьбе с нарушениями рекламного законодательства, предложить пути совершенствования их деятельности в данном направлении, указать на необходимость законодательного регулирования политической рекламы и иных существующих в современном мире видов некоммерческой рекламы, разработать на этой основе предложения по совершенствованию ныне действующего гражданского и рекламного законодательства, практики их применения. ^
^ диссертации послужили научные труды ученых в области теории государства и права, гражданского, предпринимательского, административного права, маркетинга, психологии: С.С. Алексеева, П.В. Алексия, М.И. Баглай, С.Г. Богацкой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Т.М. Гандилова, А.Ю. Головина, А. Дейяна, Е.М. Донцова, М.И. Еникеева, С.Э. Жилинского, А.П. Коренева, Н.М. Коршунова, Ф. Котлера, О.А. Красавчикова, Ю.С. Куликовой, О.Е. Кутафина, Е.В. Медянковой, Р.И. Мокшанцева, В.Л. Нечуй-Ветера, В.В. Петрова, Е.В. Ромата, Г.А. Свердлыка, Е.А. Свиридовой, А.П. Сергеева, Э.Л. Страунинга, Ю.А. Сулягина, Е.А. Суханова, И. Сэндиджа, А.Н. Толкачева, Ю.К. Толстого, М.К. Треушникова, Ю.В. Черячукина, Г.Ф. Шершеневича, Н.Д. Эриашвили и иных авторов. Нормативную и эмпирическую основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся правового регулирования сферы рекламы, правового статуса субъектов рекламной деятельности. Эмпирический материал в настоящей работе представлен в виде обобщенных статистических данных, социологического опроса населения, административной практики деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, а также постановлений и решений Высшего Арбитражного Суда России по некоторым вопросам применения рекламного законодательства. ^ составили общенаучные и частнонаучные методы познания действительности: сравнительно-правовой метод, аналитический, формально-логический, исторический, комплексный и другие методы. Руководящим методом исследования является диалектический подход к рассмотрению поставленных проблем в сочетании с критическим отношением к пробелам и несовершенствованию правового регулирования сферы рекламы, и на этой основе даны свои рациональные предложения по совершенствованию действующего законодательства в части правового регулирования рекламы. ^ состоит в том, что в нем исследованы вопросы правовой природы рассматриваемых субъектов и объектов гражданского права, в результате чего выработан ряд рекомендаций, которые будут способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с гражданско-правовым статусом участников отношений в сфере рекламы и ролью ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства. Кроме того, в работе обоснованы способы защиты прав потребителей, пострадавших от ненадлежащей рекламы, указана роль ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства, в частности подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделений обеспечения охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подразделений Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России1. Обоснована необходимость появления специального законодательства, регулирующего отношения в сфере рекламы. Научная новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций отражена в основных положениях, выносимых на защиту:
«1. Реклама оккультных услуг может размещаться в периодических печатных изданиях при наличии лицензии у рекламодателя на осуществление подобных услуг. 2. Реклама оккультных услуг, которая может причинить вред её потребителю не допускается».
|
![]() | Программу «Повышение правовой культуры избирателей» и придав ей статус районной. С тех пор «Правовое колесо» катится, вовлекая в... | ![]() | Изготовление обращения лишь часть рекламного процесса. Следующим этапом является доведение рекламной информации до потребителя. У... |
![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... | ![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... |
![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... | ![]() | Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования... |
![]() | Отдельные разделы посвящены современным и наиболее перспективным направлениям рекламной деятельности, современным рекламным технологиям,... | ![]() | Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной... |
![]() | Между тем конкретная ситуация в правовой сфере состоит в том, что обществу и государству пока не удается решить главную задачу создать... | ![]() | Засилье рекламы («рекламный шум») – основная проблема современной рекламы все сильнее вызывает раздражение от рекламы и приводит... |