Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства




Скачать 329.37 Kb.
НазваниеГражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер329.37 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Исх. № 43/9-272

от 24.01.2012 г.
ЕГУПОВ Василий Александрович


ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И РОЛЬ ОВД В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Специальность: 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2012
Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса Московского университета МВД России


^ Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент

Донцов Евгений Михайлович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

^ Богданов Евгений Владимирович

кандидат юридических наук, доцент

Мареев Юрий Леонидович
Ведущая организация: Казанский (Приволжский)

федеральный университет

Защита состоится 28 февраля 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.02 при Московском университете МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан 24 января 2012 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета А.Г. Мамонтов

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертационного исследования. Современный мир рыночных отношений немыслим без рекламы, без информации, распространённой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, как трактует нам Федеральный закон от 13.03.06. №38-ФЗ «О рекламе»1. В свою очередь реклама как готовый продукт не получилась бы без инициативы её заказчиком, создания и приведения в готовую для распространения форму. Наконец, распространения и доведения до сведения неопределенного круга лиц, именуемых потребителями рекламы. Эта деятельность осуществляется тремя субъектами – рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Анализ действующего законодательства позволяет нам сделать вывод о том, что отношения между данными субъектами строятся на основании договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данный договор должен чётко отражать права и обязанности каждого из субъектов рекламной деятельности. Рассмотрение и анализ вопросов и проблем гражданско-правового статуса участников рекламных правоотношений показывает, что в ФЗ «О рекламе» прописана лишь ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя за нарушение соответствующих общих и специальных требований к рекламе, но не регламентированы их права и обязанности. Они сводятся к определению понятия «реклама» и к соблюдению участниками рекламного процесса общих и специальных требований, указанных в ФЗ «О рекламе». В случае нарушения требований к форме и содержанию рекламной информации, такая реклама признаётся ненадлежащей, а лица, виновные в нарушении этих требований, несут не только гражданско-правовую, но и административную ответственность.

Соответственно, актуальность темы исследования объективно предопределена также тем обстоятельством, что действующее рекламное законодательство носит весьма неполный и зачастую противоречивый характер. Несмотря на видимое отражение в ФЗ «О рекламе» правового статуса субъектов рекламной деятельности, многие из норм носят общий характер, недостаточно учитывают специфику и многообразие форм, средств и способов распространения рекламы, не всегда дают ответы на возникающие вопросы, практически не регламентируют институт защиты прав потребителей от ненадлежащей рекламы, позволяют недобросовестным субъектам рекламной деятельности легально уходить от ответственности.

Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, ряд положений которых сохраняет свою актуальность и научно-практическую значимость, необходимо отметить, что, в целом, избранная тема еще не получила надлежащего научного осмысления и как следствие, действующее законодательство (в первую очередь, ФЗ «О рекламе» и Закон РФ «О защите прав потребителей»1) нуждается в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не урегулированы права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, способы защиты прав и законных интересов потребителей рекламы, отсутствует правовая регламентация политической, идеологической, религиозной, культурологической рекламы, а также органично интегрированной рекламы в произведения литературы и искусства.

^ Степень научной разработанности темы.

В юридической литературе проблемам гражданско-правового статуса участников отношений в сфере рекламы не посвящены работы на монографическом уровне, из чего можно сделать вывод о новизне исследуемой автором проблематики. Объективности ради отметим, что имеется значительное количество монографий и диссертаций учёных-правоведов, посвящённых общим проблемам теории рекламных правоотношений. Среди них можно выделить В.И. Иванова, автора первой и в течение почти двадцати лет единственной диссертации по рекламе: «Правовые проблемы рекламы в СССР» М.,1979., а также С.Г. Богацкую, Ю. Вольдмана, А.Ю. Головина, С.Э. Жилинского, О.Б. Кузнецову, Ю.С. Куликову, Е.В. Медянкову, В.Л. Нечуй-Ветера, Е.В. Павловец, Г.А. Свердлыка, Е.А. Свиридову, И. Силонова, Э.Л. Страунинга, К. Тотьева, О.А. Филатову, Ю.В. Черячукина, Н.Д. Эриашвили и ряда других авторов. В то же время, справедливости ради отметим, они не затрагивают того пласта проблем, которые поднимаются в нашей работе.

Объектом диссертационного исследования являются рекламные правоотношения, складывающиеся между их субъектами – рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями и потребителями рекламы.

Предметом исследования служит нормативно-правовая база в сфере рекламы, теоретические исследования и правоприменительная практика.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, имеющиеся в маркетинговой и юридической литературе точки зрения учёных, выявить сущность и специфику рекламных правоотношений, правовой статус, права и обязанности субъектов рекламной деятельности, их гражданско-правовую ответственность перед потребителями рекламы, исследовать проблемы эффективности применения правовых норм касающихся рекламной деятельности в современных условиях развития рыночных отношений, указать роль органов внутренних дел в борьбе с нарушениями рекламного законодательства, предложить пути совершенствования их деятельности в данном направлении, указать на необходимость законодательного регулирования политической рекламы и иных существующих в современном мире видов некоммерческой рекламы, разработать на этой основе предложения по совершенствованию ныне действующего гражданского и рекламного законодательства, практики их применения.

^ Исходя из поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  • проанализировать и определить правовой статус, права и обязанности рекламодателя;

  • дать юридическую характеристику правовому статусу, правам и обязанностям рекламопроизводителя;

  • проанализировать и определить правовой статус, права и обязанности рекламораспространителя;

  • исследовать проблемы гражданско-правовой ответственности рекламодателя;

  • выявить сущность и особенности гражданско-правовой ответственности рекламопроизводителя;

  • рассмотреть и провести анализ гражданско-правовой ответственности рекламораспространителя;

  • показать роль ОВД в борьбе с нарушением рекламного законодательства и определить способы совершенствования деятельности полиции в выявлении, предупреждении и пресечении фактов ненадлежащей рекламы, предложить создание специальных подразделений полиции, непосредственно ведущих борьбу с такого рода деяниями.

^ Теоретической основой диссертации послужили научные труды ученых в области теории государства и права, гражданского, предпринимательского, административного права, маркетинга, психологии: С.С. Алексеева, П.В. Алексия, М.И. Баглай, С.Г. Богацкой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Т.М. Гандилова, А.Ю. Головина, А. Дейяна, Е.М. Донцова, М.И. Еникеева, С.Э. Жилинского, А.П. Коренева, Н.М. Коршунова, Ф. Котлера, О.А. Красавчикова, Ю.С. Куликовой, О.Е. Кутафина, Е.В. Медянковой, Р.И. Мокшанцева, В.Л. Нечуй-Ветера, В.В. Петрова, Е.В. Ромата, Г.А. Свердлыка, Е.А. Свиридовой, А.П. Сергеева, Э.Л. Страунинга, Ю.А. Сулягина, Е.А. Суханова, И. Сэндиджа, А.Н. Толкачева, Ю.К. Толстого, М.К. Треушникова, Ю.В. Черячукина, Г.Ф. Шершеневича, Н.Д. Эриашвили и иных авторов.

Нормативную и эмпирическую основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся правового регулирования сферы рекламы, правового статуса субъектов рекламной деятельности.

Эмпирический материал в настоящей работе представлен в виде обобщенных статистических данных, социологического опроса населения, административной практики деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, а также постановлений и решений Высшего Арбитражного Суда России по некоторым вопросам применения рекламного законодательства.

^ Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания действительности: сравнительно-правовой метод, аналитический, формально-логический, исторический, комплексный и другие методы. Руководящим методом исследования является диалектический подход к рассмотрению поставленных проблем в сочетании с критическим отношением к пробелам и несовершенствованию правового регулирования сферы рекламы, и на этой основе даны свои рациональные предложения по совершенствованию действующего законодательства в части правового регулирования рекламы.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем исследованы вопросы правовой природы рассматриваемых субъектов и объектов гражданского права, в результате чего выработан ряд рекомендаций, которые будут способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с гражданско-правовым статусом участников отношений в сфере рекламы и ролью ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства. Кроме того, в работе обоснованы способы защиты прав потребителей, пострадавших от ненадлежащей рекламы, указана роль ОВД в борьбе с нарушениями рекламного законодательства, в частности подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделений обеспечения охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подразделений Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России1.

Обоснована необходимость появления специального законодательства, регулирующего отношения в сфере рекламы.

Научная новизна сформулированных автором выводов и рекомендаций отражена в основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Ввиду большого объема задействованных общественных отношений в области рекламы, способов и средств размещения рекламной информации, её значимости, в работе предлагается принять на законодательном уровне комплексный нормативный правовой акт – Рекламный кодекс Российской Федерации, который способствовал бы совершенствованию правового регулирования участников рекламных отношений.

  2. Данные социологического опроса, имеющиеся медицинские точки зрения позволяют говорить о необходимости внесения в ФЗ «О рекламе» запрета прерывания телепрограмм и телепередач, художественных фильмов рекламными роликами, поскольку зрителю навязывается совершенно ненужная ему в данный момент времени информация, а также теряется целостность, красота и ясность той или иной картины или программы. В результате данных прерываний нарушаются права потребителей на просмотр фильма без рекламы, т.е. происходит легальное злоупотребление правом субъектами рекламной деятельности1.

  3. В целях пресечения недобросовестной рекламы, а, следовательно, нарушений прав и интересов потребителей со стороны лиц, оказывающих ненадлежащие оккультные услуги (а по своей сути мошенничество), предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О рекламе» о необходимости лицензирования данного вида услуг. Соответственно, только лицензированные подобные услуги можно будет рекламировать в периодических печатных изданиях.

  4. Внести на законодательном уровне изменения и дополнения в ФЗ «О рекламе» об ограничении наружной рекламы и определении мест, где её распространение не должно допускаться. По мнению автора, реклама вдоль шоссейных дорог и автомагистралей, а также реклама на объектах памятников истории и культуры или вблизи их, в том числе в метрополитене, не должна существовать, так как в первом случае она отвлекает водителей от соблюдения ими правил дорожного движения и нередко служит причиной дорожно-транспортных происшествий, а во втором случае реклама портит внешний архитектурный облик исторических и культурных памятников, станций метрополитена, имеющих историческую, культурную, архитектурную ценность, а также зачастую содержит заведомо ложную информацию об объекте рекламирования, что сказывается на нарушении прав потребителей рекламы.

  5. Обосновывается целесообразность внесения изменений и дополнений в ФЗ «О рекламе» с целью вменения в обязанность рекламораспространителя предоставлять бесплатное эфирное время (рекламную площадь) рекламодателям культурологической, идеологической и религиозной рекламы. Данные рекламы несут в себе общественно и социально полезные цели.

  6. В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит такой вид договоров как аренда рекламных площадей, что порождает определенные трудности при возникновении спора в правоприменительной судебной практике. В связи с этим считаем необходимым дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) таким видом арендных договоров, как аренда рекламных площадей. Включить указанное дополнение рационально в главу 34 ГК РФ, озаглавив параграф 7 «Аренда рекламных площадей». При этом предлагается следующее юридическое определение, характеризующее рекламную площадь как объект гражданского права: рекламная площадь – это часть здания, сооружения, иного объекта недвижимого имущества, где на основании договора с собственником этого имущества может быть размещена рекламная конструкция.

  7. Доказывается необходимость создания в системе МВД России специального органа – службы по борьбе с рекламными правонарушениями, на федеральном уровне возглавлять эту службу должно Главное управление по борьбе с рекламными правонарушениями (ГУБРП), на региональном и местном – управления, отделы, отделения (УБРП, ОБРП). Такие подразделения целесообразно создать в полиции и наделить их сотрудников правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» данные службы должны взаимодействовать с органами Федеральной антимонопольной службы, оказывая им содействие в привлечении нарушителей рекламного законодательства к административной ответственности, а при наличии в действиях нарушителей составов преступлений передавать материалы в следственные органы. По аналогии с пунктом 34) части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» о направлении материалов в налоговый орган, предлагается названную статью дополнить пунктом 39), возложив на полицию обязанность направлять материалы в антимонопольный орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации к полномочиям антимонопольных органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств (нарушений).

  8. В целях устранения противоречий и пробелов в действующем законодательстве о рекламе и его дальнейшего совершенствования предлагается внести в него следующие изменения и дополнения:

  • статью 3 ФЗ «О рекламе» дополнить пунктом 13) следующего содержания: «оккультные услуги – услуги магов, колдунов, гипнотизеров, гадалок, предсказателей, целителей и иных лиц, обладающих сверхъестественными способностями, а также оказывающих помощь методами нетрадиционной медицины»;

  • дополнить ФЗ «О рекламе» статьей 30.1 «Реклама оккультных услуг»:

«1. Реклама оккультных услуг может размещаться в периодических печатных изданиях при наличии лицензии у рекламодателя на осуществление подобных услуг.

2. Реклама оккультных услуг, которая может причинить вред её потребителю не допускается».

  • дополнить пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» подпунктом 106), включив в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, деятельность по оказанию оккультных услуг;

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconСценарий проведения районной правовой игры «Путешествие на планету юных правоведов»
Программу «Повышение правовой культуры избирателей» и придав ей статус районной. С тех пор «Правовое колесо» катится, вовлекая в...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconИспользование средств массовой информации в рекламе
Изготовление обращения лишь часть рекламного процесса. Следующим этапом является доведение рекламной информации до потребителя. У...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconРоссийской Федерации" Федеральный закон "
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconЗакон от 29. 12. 2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconЗакон от 29. 12. 2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconРоссийская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconОсновы рекламы
Отдельные разделы посвящены современным и наиболее перспективным направлениям рекламной деятельности, со­временным рекламным технологиям,...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconРоссийская федерация федеральный закон о рекламе
Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства iconВ. Н. Синюков Журнал российского права. 2009. № С. 31 45
Между тем конкретная ситуация в правовой сфере состоит в том, что обществу и государству пока не удается решить главную задачу создать...

Гражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и роль овд в борьбе с нарушениями рекламного законодательства icon1 Основные проблемы рекламы Засилье рекламы («рекламный шум»)
Засилье рекламы («рекламный шум») – основная проблема современной рекламы все сильнее вызывает раздражение от рекламы и приводит...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница