Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород




Скачать 483.96 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород
страница1/3
Дата публикации17.06.2013
Размер483.96 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
для студентов факультета среднего профессионального образования

по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям)

Нижний Новгород

2008 г.

ББК 74.5
Грибова Л.Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) – Н.Новгород: изд-во ВГИПУ. – 2008. – 44 с.


В методических рекомендациях представлен материал по организации и проведении педагогической практики в системе подготовки мастера профессионального обучения. Данный материал предназначен как для студентов, обучающих по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям), так и для руководителей практики.

@ ВГИПУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 4

2. Государственные требования к уровню подготовки

выпускника по педагогической практике 6

3. Цели и задачи педагогической практики 6

4. Структура и сроки проведения практики 8

5. Профессионально-педагогическая практика 9

5.1. Цели и задачи практики 9

5.2. Содержание практики 10

6. Квалификационно-педагогическая практика 15

6.1. Цели и задачи практики 15

6.2. Содержание практики 16

7. Итоги педагогической практики 21

8. Методические рекомендации по оформлению отчета 22

9. Методические рекомендации по руководству педагогической

практики 25

Список литературы 33

Приложения 34


1. Общие положения

Производственная (профессиональная) практика студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладение системой профессиональных умений и навыков и первоначальным опытом профессиональной деятельности по изучаемой специальности.

Педагогическая практика является одним из видов производственной (профессиональной) практики, составной частью психолого-педагогической подготовки студентов, важнейшим этапом профессиональной подготовки будущих мастеров профессионального обучения.

Новые социально-профессиональные потребности рынка труда обострили проблему повышения качества подготовки педагогических кадров для профессиональной школы.

Одной из ключевых задач профессионально-педагогического образования является подготовка педагога-профессионала способного осуществлять, прогнозировать и проектировать сложные педагогические, профессионально-технические процессы.

В связи с этим становятся актуальными задачи разработки методического обеспечения педагогической практики подготовки будущих мастеров профессионального обучения.

Целью разработки методического обеспечения является осуществление взаимосвязи теоретической и практической психолого-педагогической подготовки, формирование целостного представления у студентов о профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров профессионального обучения.

Педагогическая практика направлена на:

- выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;

- непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

Педагогическая практика проводится на базе общеобразовательных, профессиональных учреждений различных типов, учебно-курсовой сети предприятия и других учреждений, имеющих профессиональную подготовку. В зависимости от базы прохождения практики студенты выступают в роли помощника мастера профессионального обучения; преподавателя технических дисциплин; классного руководителя; воспитателя, руководителя технического кружка и т.д.

Педагогическая практика может проходить: в индивидуальном порядке (по индивидуальному плану учебной работы студентов), по месту жительства (для студентов, проживающих в сельской местности), в коллективном порядке (для студентов, проходящих практику в базовых учебных заведениях).

В процессе практики студент обязан:

  • выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения, соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья учащихся; соблюдать нормы педагогической этики;

  • выполнять все задания, предусмотренные программой педагогической практики, а также поручения руководителя по месту ее прохождения;

  • систематически вести дневник практики и отражать в нем краткое содержание выполненной работы;

  • получить отзыв о своей работе у руководителя педагогической практики от образовательного учреждения;

  • составить отчет по педагогической практике и сдать его в установленные сроки.

Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно - воспитательного процесса, организации педагогической практики.

^ 2. Государственные требования к уровню подготовки выпускника по педагогической практике
В ходе прохождения практики в учреждениях начального профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций студент должен закрепить знания психолого-педагогических дисциплин, приобрести практический опыт изучения личности обучающихся и учебной группы, умение планировать и проводить различные виды и типы уроков по профессиональной подготовке и внеклассных мероприятий.



  1. ^ Цели и задачи педагогической практики


Целями педагогической практики являются:

- обеспечение психологической и профессиональной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

- развитие профессионально и личностно-значимых качеств личности;

- формирование мировоззренческой и педагогической культуры будущего мастера профессионального обучения.

Задачами педагогической практики являются:

  • актуализация психолого-педагогических знаний студентов;

  • изучение инновационного опыта организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

  • развитие организационных, коммуникативных, исследовательских, технологических, управленческих, рефлексивных способностей студентов.

В процессе педагогической практики студенты изучают и овладевают различными видами деятельности в образовательном учреждении: воспитательной, обучающей, развивающей, организационной, научно-методической управленческо-педагогической, исследовательской, интегративной, аналитической и др.

В результате формируются следующие умения будущего мастера профессионального обучения:

  • анализировать педагогические ситуации, результаты процессов обучения и воспитания;

  • интегрировать профессиональные и психолого-педагогические и управленческие знания для осуществления профессионально-педагогической деятельности;

  • проектировать учебную и внеучебную деятельность студентов;

  • организовывать учебно-воспитательный процесс в учебной и внеучебной деятельности;

  • исследовать учебно-воспитательный процесс с целью выявления противоречий и установления путей их разрешения;

  • проявлять творческий подход к делу;

  • моделировать собственную педагогическую систему;

  • проверять на практике эффективность инновационных процессов.



^ 4. Структура и сроки проведения практики
В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) педагогическая практика включает в себя психолого-педагогическую практику (учебную) - 1 неделя, практику по профилю специальности (педагогическую) - 5 недель, преддипломную (квалификационную) – 6 недель.

Согласно рабочим учебным планам по специальности 050501.52 «Профессиональное обучение» (по отраслям) педагогическая практика студентов факультета среднего профессионального образования проводится в два этапа: на 2 курсе и 4 курсе по следующим специализациям:

  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

  • Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

  • Сварочное производство;

Профессионально-педагогическая практика (2 курс) включает в себя психолого-педагогическую практику и практику по профилю специальности.

Квалификационно-педагогическая практика (4 курс) включает в себя преддипломную практику по квалификации мастера профессионального обучения.


Вид практики

Цель

Курс

Сроки


1. Профессионально-педагогическая

Исследование образовательной деятельности учебного заведения.

2

6 недель


2. Квалификационно-педагогическая

Приобретение первоначального опыта профессионально-педагогической деятельности

4

6 недель

^ 5. Профессионально- педагогическая практика

(2 курс, 4 семестр – 6 недель)
Содержание и структура каждого вида практики конкретизируется с учетом целей, задач и временем ее проведения.
^ 5.1. Цели и задачи практики
Цель: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе современного учебного заведения, исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Задачи:

  • изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах общеобразовательных и профессиональных школах, учреждениях дополнительного образования, передового и нетрадиционного опыта;

  • развитие умений анализировать, планировать и вести внеучебную деятельность обучающихся;

  • накопление представлений о характере содержания воспитательной деятельности и функциональных обязанностей педагога-воспитателя (мастера профессионального обучения, классного руководителя, воспитателя общежития, руководителя кружка и др.);

  • освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики образовательных учреждений разного типа;

  • овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • формирование умения осуществлять методическую рефлексию.

^ 5.2. Содержание практики

Тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Изучение образовательной деятельности учебного заведения

18 час.

2

Исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения

36 час.

3

Изучение системы деятельности педагога-воспитателя и ученического самоуправления в учебной группе

36 час.

4

Изучение ученического коллектива, исследование межличностных отношений в учебной группе

36 час.

5

Изучение личности учащегося

36 час.

6

Проектирование и проведение коллективно-творческого дела (КТД)

36 час.

7

Оформление и защита отчета

18 час.

Всего:

216 час.


^ Тема 1. Изучение образовательной деятельности учебного заведения
В процессе решения поставленных задач студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • знакомятся с профилем образовательного учреждения, основными этапами его развития, задачами и направлениями работы, материально-технической базой;

  • знакомятся с руководителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения;

  • знакомятся с уставом образовательного учреждения, режимом рабочего дня и расписанием занятий (занести расписание закрепленной группы в дневник);

  • составляют индивидуальный план педагогической практики;

  • составляют характеристику - справку об образовательном учреждении (для отчета).



Тема 2. Исследование воспитательной деятельности образовательного учреждения
В процессе решения поставленных задач студенты выполняют следующие виды деятельности:

  • изучают цели, задачи, основные принципы организации воспитательной деятельности образовательного учреждения;

  • изучают направления, формы и методы воспитательной работы, перспективные и текущие планы воспитательной деятельности образовательного учреждения;

  • знакомится с работой различных кружков и спортивных секций (клубов) учебного заведения;

  • изучает организацию и планирования внеурочной работы в группе (классе);

  • составляют план внеурочной воспитательной работы в группе на период педагогической практики, где предусматриваются мероприятия, которые практикант может подготовить и провести самостоятельно;

  • принимают участие в подготовке и проведении праздников, предметных недель, олимпиад, коллективных творческих дел, конференций;



^ Тема 3. Изучение системы деятельности педагога-воспитателя и ученического самоуправления в учебной группе
В процессе решения поставленных задач студенты выполняют следующие виды деятельности:

- наблюдают за работой педагогического коллектива, изучают систему работы классного руководителя, мастера производственного обучения, воспитателя, руководителя кружка и др.;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной - воспитательной работы с учащимися;

- анализирует перспективный план воспитательной работы в группе;

- посещают все внеклассные мероприятия, проводимые в группе с последующим их анализом;

- изучают схему анализа внеурочного мероприятия и дают письменный анализ одного внеурочно-воспитательного дела;

- самостоятельно подготавливают и проводят 1 внеклассное мероприятие в группе (вечер отдыха, конкурс по профессии, беседу, собрание, диспут на любую тему; посещение театра или кинотеатра с обсуждением произведения и д.р.).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации...
Грибова Л. Н. Методическое пособие подготовка к итоговой государственной аттестации по специальности среднего профессионального образования...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации предназначены для организации самостоятельной...
Методические рекомендации составлены на основе учебной программы по дисциплине «Педагогические технологии», соответствующей государственному...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению курсового проекта...
Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconКонтрольная работа для студентов заочного отделения по специальности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования нижнетагильский государственный профессионадльный...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Грузоведение» по специальности 190701. 65 «Организация...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по немецкому языку для студентов заочного...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения и составлены в соответствии с примерной программой по иностранным...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconЖ. В. Смирнова основы сварочного производства
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 051000. 62 «Профессиональное обучение» (по...

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ нижний Новгород
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям) Нижний Новгород iconА. В. Гущин Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен)
П-30 Петров А. Ю., Гончаренко Т. В., Гущин А. В. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен)...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница