Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации18.06.2013
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования






УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

4 февраля 2002 г.

Регистрационный № 04-0314-П


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности
^

050711  Социальная педагогика


(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва – 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0314 Социальная педагогика (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. 52 c.
 Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика

специальности 0314 Социальная педагогика
1.1. Специальность 0314 Социальная педагогика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0314 Социальная педагогика:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.
1.3. Нормативные сроки обучения по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев 1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификации выпускника:

  • социальный педагог с дополнительной квалификацией или дополнительной подготовкой в области (далее в соответствии с наименованием конкретной программы дополнительной подготовки).


1.4.1. Перечень программ дополнительной подготовки2.

1.4.1.1. Дополнительные квалификации:

  • вожатый;

  • воспитатель;

  • классный воспитатель;

  • педагог-организатор.


1.4.1.2. Дополнительные области знания:

  • психология;

  • педагогика дополнительного образования;

  • информационные технологии;

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • семейное воспитание.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник подготовлен к работе с детьми и подростками в качестве социального педагога в образовательных учреждениях разного типа, учреждениях дополнительного образования, центрах досуга и творчества детей и подростков, учреждениях летнего отдыха, в детских домах и специализированных школах-интернатах для детей с проблемами.

Основные виды деятельности выпускника:

социально-педагогическая – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и подростков, развитие инициативы, творчества; осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков; оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сирот, выпускников детских домов; социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска; создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребенка, помощь в адаптации и социализации; диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

диагностическая – изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды; диагностика социальных отклонений; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков; распознавание и диагностирование конфликтов, затрагивающих интересы детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности в пределах своей компетентности;

коррекционно-развивающая и реабилитационная – социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей и подростков;

профилактическая – проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития (девиантного, деликвентного и аддиктивного поведения) детей и подростков, различных негативных явлений в социуме ( бродяжничество, социальная дезадаптация и др.);

прогностическая – прогнозирование условий, обеспечивающих оптимальное развитие детей и подростков; определение задач и выбор методов и средств, позволяющих достичь намеченных результатов;

правозащитная – защита прав личности детей и подростков; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей; правовое воспитание детей по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг детям и подросткам в социально-правовых вопросах;

культурно-просветительская – организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков; проведение профориентационной работы с детьми и подростками; пропаганда социально-педагогических знаний;

организационно-управленческая – сбор и обработка профессионально значимой информации, обеспечение взаимодействия различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлечение добровольных помощников и координирование их участия в социально-педагогических проектах;

методическая – проектирование и планирование социально-педагогической деятельности на основе изучения государственных документов, социальных программ, учебно-методической литературы с учетом достигнутых результатов и возникающих проблем; самообразование.

^ Выпускник должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания школьников; взаимодействовать (сотрудничать) со школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

^ Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику и технологию работы социального педагога; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0314 Социальная педагогика, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 031300 Социальная педагогика в сокращенные сроки.
^ 2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0314 Социальная педагогика
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:


  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором, быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм;

  • владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.


^ 2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен:
в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области отечественной истории:

  • иметь представление об основных этапах истории Отечества;

  • знать тенденции становления и развития российской государственности;

  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;


в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области экономики3:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);


в области мировой художественной культуры:

  • иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;

  • знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;


в области литературы:

  • иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;

  • знать основные этапы истории мировой литературы.


^ По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен:
в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;


в области информатики:

  • иметь представление о сущности информации, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;

  • знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики, основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

  • иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организма и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:

  • знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;

  • знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

  • знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;

  • знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;

  • знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

  • знать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • знать закономерности межличностных и внутригрупповых отношений;

  • знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  • знать основы педагогического мастерства;

  • знать основы управления образовательными системами;

  • знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;

  • знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;

  • знать основополагающие принципы здорового образа жизни;

  • знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;

  • знать основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;

  • уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;

  • уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

  • уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;

  • уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

  • уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;

  • уметь осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;

  • уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;



в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;

  • знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;

  • знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;

  • знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;

  • знать Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;

  • знать основы семейного права;

  • знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;

  • уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

  • уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области экономики образовательного учреждения:

  • иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

  • знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;

  • знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;

  • знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;

  • знать методику бизнес-планирования;

  • знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите учащихся, работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • знать организацию медицинской службы гражданской обороны;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах, несчастных случаях, радиационных поражениях отравляющими веществами.


По дисциплинам предметной подготовки
выпускник должен:


  • знать основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства;

  • знать теорию и историю социальной педагогики;

  • знать основы специальной психологии и педагогики;

  • знать закономерности взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности;

  • знать цели, принципы, содержание, методы, формы социально-педагогической деятельности в институциональной и открытой среде;

  • знать закономерности воспитания, образования, развития личности на всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности;

  • знать основы методики и технологии социально-педагогической работы с разными категориями детей и подростков, в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах;

  • знать современные технологии в сфере социально-педагогической работы;

  • знать основы профессиональной этики социального педагога;

  • знать основы управления системой социальной защиты населения;

  • уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах социально-педагогической деятельности;

  • уметь организовывать социально-педагогическую работу в различных социо-культурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать социально-педагогическую работу и ее результаты;

  • уметь выбирать социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, создавать условия для развития их способностей;

  • уметь осуществлять социально-педагогическую диагностику, коррекцию, профилактику и консультирование;

  • уметь оказывать социальную помощь и поддержку детям и подросткам;

  • уметь взаимодействовать с педагогами, родителями, специалистами социальных и других служб в оказании помощи детям и подросткам.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconСтатус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации
...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconПравила приема в тамбовское областное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-фз

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconАналитический отчет по итогам деятельности бюджетного учреждения...
Российской Федерации с целью подготовки специалистов со средним специальным образованием в области культуры и искусства, удовлетворения...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconПравила приема в государственное автономное образовательное учреждение...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 03. 2012 г. №221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Порядок приёма граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconПравила приема в областное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации, Порядку приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconУстав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Иркутска №33/515 от 21. 03. 94, и принят в связи с приведением в соответствие с Типовым положением об образовательном учреждении...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования iconМ инистерство образования и науки российской федерации
Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «санкт-петербургская...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница