Скачать 438.88 Kb.
|
С О Д Е Р Ж А Н И ЕВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 4-13 РАЗДЕЛ I. Общая правовая характеристика лечебных и оздоровительных местностей.......................................................................................................... 14 1.1 История развития законодательства Украины о лечебных и оздоровительных местностях и их правовом режиме ...………. 14-49
оздоровительных местностей ………………………….................................... 49-70
курортных и лечебно-оздоровительных местностей….................................. 70-87 ^ Проблемы формирования правового механизма природопользования и охраны окружающей среды оздоровительных и рекреационных местностей Крыма…………………………………………………………………………. 88 2.1.Совершенствование правового режима названных местностей........ 88-119 2.2. Эколого-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды на землях оздоровительных и рекреационных местностей….….. 119-150 2.3.Правовое обеспечение внедрения экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды на оздоровительных и рекреационных местностях.…………….................................................... 150-180 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 181-184 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………… 185-211 ^ Актуальность темы исследования. В течение многих лет проблемы природопользования и охраны окружающей среды на лечебно-оздоровительных, курортных и рекреационных местностях являются объектом серьезного научного исследования со стороны украинских ученых разных специальностей: экономистов – Петковой Н.В. (1983), Желудковского Е.А. (1988); курортологов – Шибанова С.Э. (1993); географов – Прималенного А.А. (1994); юристов – Ткаченко Е.Н. (1999), Бобковой А.Г. (2000), а также зарубежных специалистов – Шабдурасулова И.В.(1987) и других. Однако специального исследования правового режима названных местностей Крыма не проводилось. Такой научный интерес к данной теме вызван объективными причинами, в первую очередь экологического и экономического характера в их взаимосвязи. Экологическая ситуация на лечебно-оздоровительных и курортно-рекреационных местностях как Крыма, так и Украины в целом продолжает ухудшаться, несмотря на принимаемые со стороны органов государственной власти меры по их упреждению. Причинами такого положения, как отмечается в многочисленных научных исследованиях и Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утвержденных постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998г., являются: во-первых, доминирование так называемой «оборонительной» концепции природопользования и охраны окружающей среды курортных и лечебно-оздоровительных местностей, характеризующейся борьбой главным образом с наступившими последствиями (загрязнением, истощением природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами), а не с причинами отрицательных воздействий на них, в частности, недостаточно продуманной хозяйственной, градостроительной и иной деятельностью; во-вторых, недостаточная законодательная разработанность, что проявляется в нечетком определении понятий земель курортов, правового режима лечебно-оздоровительных местностей. Правда, в Законе Украины «О курортах» от 5 октября 2000г. и Земельном Кодексе 2004г. (главах 8 и 9) выделяются лечебно-оздоровительные местности, курорты, рекреационные земли, обладающие особо ценными и уникальными природными лечебными ресурсами, а также общераспространенными природными ресурсами; в-третьих, несовершенство правовой основы по использованию курортных местностей в процессе градостроительной, хозяйственной, курортно-туристической и другой деятельности; в-четвертых, отсутствуют научные разработки по оценке развития перспективных курортных и лечебно-оздоровительных местностей государственного значения, картированию и утверждению их в качестве особо охраняемых зон или территорий государства, не подлежащих приватизации, что предусмотрено ст. 26 Закона «О курортах». Данный закон устанавливает так же запрет на приватизацию санаторно-курортных учреждений: а) находящихся в государственной или коммунальной собственности на момент его принятия, б) если эти учреждения расположены на территориях курортов государственного либо местного значения и они используют их природные лечебные ресурсы; в-пятых фактически только на начальной стадии находится проведение работ по медицинскому зонированию оздоровительных и рекреационных земель Украины, составлению территориальных комплексных схем охраны окружающей среды основных курортных регионов Украины. Таким образом, на законодательном уровне определена лишь часть проблем природопользования и охраны окружающей природной среды на рассматриваемых местностях. Всесторонний анализ законодательства, практики его применения и результаты проведенного исследования показывают, что установление особого правового режима любых видов деятельности и природопользования на рассматриваемых местностях Крыма обусловливается следующими специфическими, в т.ч. негативными условиями. Из-за правовой неурегулированности градостроительства, дальнейшего развития экономики таких курортов как Большая Ялта, Евпатория наблюдается снижение лечебно-оздоровительных качеств земель, поскольку градостроительство и природопользование на них до принятия Закона Украины «О курортах» осуществлялось без проведения обязательной экологической и санитарно-гигиенической экспертиз. Другой особенностью правового регулирования является то, что на рассматриваемых землях и на прилегающих к ним территориях находится значительное количество особо охраняемых территорий и объектов природно-заповедного фонда (заповедников, заказников, памятников природы и других), а также историко-культурных памятников. Некоторые курортные местности Крыма, обладая сами по себе лечебно-оздоровительными свойствами, имеют так же ряд сопутствующих лечебных природных ресурсов (минеральные воды, рапа и другие), используемых для лечения отдыхающих от различных заболеваний. Объем лечебных грязей в Крыму является самым большим в Европе и имеет высококачественные характеристики. Изложенные объективно существующие характеристики курортных и лечебно-оздоровительных местностей Крыма обуславливают необходимость особого и более эффективного обеспечения их правового режима в отличие от аналогичных местностей других регионов Украины. В экономически развитых странах курортно-оздоровительная деятельность является одной из прибыльных статьей бюджета. Между тем в Крыму только предполагается ее сделать таковой, однако для этого нужны инвестиции по совершенствованию инфраструктуры курортного и рекреационного комплексов полуострова. В данном случае очень важно, чтобы реализация инвестиционных проектов осуществлялась с учетом экологического фактора и не являлась бы причиной снижения лечебно-оздоровительных свойств этих местностей и расположенных на них лечебных природных ресурсов. Нуждается в совершенствовании и система органов управления указанными местностями. Изложенные обстоятельства обусловили выбор диссертантом темы исследования и постановку задач исследования. Необходимость использования значительного количества источников различных областей науки и новых научных направлений вызваны комплексным характером рассматриваемых проблем. Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды ведущих украинских ученых-юристов: В.И. Андрейцева, Г.И. Балюк, А.Г. Бобковой, Ю.А. Вовка, А.П. Гетьмана, В.П. Головача, П.Ф. Кулинича, В.В. Костицкого, С.Н. Кравченко, Н.Р.Малышевой, В.Л. Мунтяна, В.В. Носика, А.А. Погребного, В.О. Полякова, В.К. Попова, , В.И. Семчика, О.О. Трайнина, В.О. Чуйкова, В.С. Шахова, Я.Н. Шевченко, Ю.С. Шемшученка, М.В. Шульги, , а также учёных Российской Федерации: М.М. Бринчука, Б.В. Ерофеева, С.М. Имашева, О.С. Колбасова, Н.И. Краснова, В.В. Петрова, Н.Ф. Реймерса, В.Н. Яковлева и других. Эмпирической базой диссертации явились материалы научных исследований ученых Крыма, Государственного комитета по экологии и природным ресурсам АРК и Министерства по курортам и туризму АРК. ^ Тема диссертационного исследования является одной из составных частей научной работы по проблемам сохранения биоразнообразия на курортных и оздоровительных местностях Крыма по международной Программе поддержки биоразнообразия (Образовательная работа с местным населением, органами государственной исполнительной власти и местных органов самоуправления по передачи знаний о приоритетных территориях Крыма) и плановой темы кафедры Хозяйственного и экологического права «Правовая охрана окружающей среды в условиях рынка» Таврического национального университета имени В. И. Вернадского (№ госрегистрации 0101v005751). Итогом работы по международной программе стало издание ряда брошюр, в которых диссертантом написан раздел о правовой ответственности граждан и должностных лиц за нарушения законодательства о природно-заповедном фонде с учетом особенностей территорий этого фонда, расположенного в курортно-оздоровительных местностях. По ходу работы над диссертацией исследовались отдельные проблемы правовой охраны местностей, на которых расположены земли курортов и рекреационных объектов по просьбе Государственного комитета по экологии и природным ресурсам АРК и Министерства по курортам и туризму АРК. ^ Цель исследования состоит в выявлении основных причин постепенной деградации земель оздоровительного и рекреационного назначения и способы их разрешения посредством совершенствования действующего законодательства Украины об местностях, на которых эти земли находятся, а также в выработке предложений по правовому регулированию градостроительной, хозяйственной, курортной, рекреационной и иных видов деятельности на них без ущерба их лечебно-оздоровительным свойствам. Эта цель обуславливает необходимость решения следующих задач: - проанализировать развитие законодательства Украины о курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностях в историческом аспекте; - исследовать соотношение понятий местности, земель оздоровительного назначения, земель рекреационного назначения и их отличие друг от друга; - выявить особенности правового режима курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностей; - выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства по проблемам управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также разработки экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностей в условиях рынка. ^ является система общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды на курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностях с учетом воздействия на них хозяйственной и иной деятельности. ^ являются законодательство о землепользовании, природопользовании и охране окружающей среды, а также влияние антропогенной деятельности на состояние геосистем исследуемых местностей. ^ В процессе работы над диссертацией использовались исторический метод при исследовании эволюции законодательства относительно правового регулирования оздоровительных местностей; формально-логический и формально-юридический – при формулировании понятий связанных с правовым регулированием охраны курортных, оздоровительных и рекреационных местностей, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства; сравнительный – для определения правовой природы охраны курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностей, их специфики по сравнению с охраной земель соответствующего назначения. Автором был использован и функционально-правового метод анализа с соответствующими этапами анализа: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендационный и этап проведения. С помощью этого метода была осуществлена систематизация нормативных актов и практика их использования. На теоретическом уровне исследования автором осуществлено строительство конструкций правоотношений с помощью метода моделирования. Для получения теоретических и практических выводов в работе использованы методы анализа и синтеза. ^ работы состоит в комплексном правовом исследовании системного развития территорий отнесенных к оздоровительным и рекреационным местностям и использования земель иакого назначения с целью эколого-правового обеспечения их целевого и рационального использования, а также охраны лечебных свойств земли и местностей с соблюдением правовых требований относительно экологической безопасности и обеспечения прав граждан на лечение и отдых. В переделах данного исследования получены результаты, имеющие научную новизну: 1. Впервые разработана концепция развития экологического законодательства по проблемам правового регулирования общественных отношений на оздоровительных, т.ч. курортных, и рекреационных местностях. 2. Выведены понятия оздоровительной местности и рекреационной местности: а) Оздоровительная, в т.ч. курортная местность – это пространственная часть территории, относящаяся к землям оздоровительного, в т.ч. курортного назначения, имеющих естественные лечебные свойства, используемых или могущих быть используемыми для профилактики заболеваний и лечения людей. На этой местности расположены курорты, здравницы, иные объекты оздоровительного назначения, вместе со всеми естественными и искусственными компонентами: климатом, ландшафтом, рельефом, почвами, водами, растительностью и др., используемая для оздоровления и лечения людей. Это также часть территории, отнесенная к иным категориям земель, используемая для обеспечения жизнедеятельности курортов, здравниц, иных оздоровительных объектов, в т.ч. для размещения населенных пунктов, жилищ, дорог, объектов торговли, связи, жилищно-коммунального, бытового обслуживания и иного социального назначения. б) Рекреационная местность - это пространственная часть территории, которая правовыми нормами отнесена к землям рекреационного назначения, используемая для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий, на которых размещены объекты, призванные обеспечить жизнедеятельность объектов рекреации. 3. Обоснован вывод о том, что к оздоровительной и рекреационной местности относятся земли, которые в соответствии с земельным законодательством отнесены к землям оздоровительного либо рекреационного назначения, на которых размещаются объекты оздоровительного назначения, а также иных категорий земель, на которых размещаются объекты, призванные обеспечивать жизнедеятельность объектов оздоровительного или рекреационного назначения. 4. Раскрывается содержание правового режима оздоровительных и рекреационных местностей и сохранения их естественных, климатических, лечебных оздоровительных и иных свойств. Сформулировано положение о том, что порядок и условия использования земель оздоровительного и рекреационного назначения вместе со всеми естественными компонентами и искусственно созданными объектами с соблюдением дозволений и ограничений в комплексе определяется нормами экологического, земельного, водного, лесного, гражданского, хозяйственного, конституционного и административного права. 5. Сделан вывод, что в Украине лечебными, оздоровительными естественными свойствами обладают большие территории земель, целые зоны, например, зоны Южного берега Крыма, Прикарпатья и Закарпатья, Прибрежной части Азовского моря, Трускавца, Мирогорода, Куяльника, Каролины-Бугаз и др., на которых размещаются города и другие населенные пункты, предприятия, учреждения и организации различного назначения, курорты, лечебницы и иные оздоровительные объекты наряду с объектами производственного, сельскохозяйственного, жилищного, природно-заповедного фонда и рекреационного назначения. Традиционно земли в этих местностях законодательно разграничены и отнесены к различным категориям: оздоровительного, сельскохозяйственного, лесного и водного, рекреационного назначения, а также к землям жилищной застройки, промышленности, транспорта, связи. 6. Сформулированы рекомендации (в законодательном порядке) о необходимости создания на указанных местностях категории земель оздоровительного назначения иных категорий, имеющих лечебные свойства и используемых по целевому назначению, а также расширение указанных земель за счет сокращения земель иных категорий. 7. Раскрывается понятие курортных земель как объекта правовых отношений. Это земли оздоровительного назначения, имеющие повышенные лечебные свойства, а также высокую ценность. Обоснована необходимость выделения курортных земель в Земельном кодексе Украины в самостоятельную группу в категории земель оздоровительного назначения (т.ст. 47-49 ЗК), введения запрета на их перевод в иные категории земель, а также повышенной юридической ответственности за их нерациональное использование. 8. Обоснованы рекомендации необходимости введения экологических паспортов на предприятиях, расположенных в курортных и оздоровительных местностях, в структуре которых предусматриваются требования правового обеспечения рационального использования земель оздоровительного назначения и выработки способов предупреждения сокращение их лечебных свойств. 9. Обосновывается целесообразность принятия законодательных актов «Об оздоровительных и курортных местностях Крыма», «Об особенностях градостроительной и архитектурно-строительной деятельности в оздоровительных и курортных местностях», и внесения изменений и дополнений в ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в этих местностях. ^ . Практическое значение работы заключается в том, что они дают возможность существенного усовершенствовать механизмы правового регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных местностях, с позиции экоцентризма. Выводы и предложения, изложенные в исследовании, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования экологического законодательства, подготовки учебно-методической литературы, в учебных курсах «Экологическое право» и «Земельное право»., а также для повышения эффективности правовой регламентации отношения, связанных с использованием, охраной и развитием лечебно-оздоровительных и курортных местностей. ^ Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в четырех научно-практических конференциях: Ялта, 5-11 октября 1997 г., международная конференция на тему «Гражданское общество и социальные права»; Львов, февраль 1999 г., конференция на тему «Сучасна екологiя i проблеми сталого розвитку суспiльства»; Республиканская конференция Автономной Республики Крым 22–24 ноября 2000г. Симферополь на тему «Экология регионов и здоровье населения: теория и практика»; IX історико-правова конференція „Юридична наука та освіта: історія, сучасність, перспективи”, 6-8 червня 2003р., м. Рівне. Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование правовых проблем природопользования и охраны окружающей среды оздоровительных и рекреационных местностей на материалах Автономной Республики Крым позволяет сделать следующие научные и практические обобщения.
2.1.Констатировать, что правовые основы регулирования общественных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды оздоровительных и рекреационных местностей формировались на базе законодательства бывшего СССР, Украины и Автономной Республики Крым. 2.2. На практике рядом с землями оздоровительного назначения, на которых расположены санатории, грязелечебницы и иные здравницы, находятся земли рекреационного и культурно-исторического назначения, каждая из которых имеет свой правовой режим. Порой эти объекты расположены вперемежку по соседству, территориально находясь в одной местности. Все перечисленные оздоровительные и рекреационные объекты, расположенные в одной местности называются оздоровительно-рекреационными местностями, при условии, что по данным статистики и государственной регистрации, одни объекты находятся на землях оздоровительного назначения, а другие – на землях рекреационного назначения. Учитывая, что в последние годы государство уделяет большое значение развитию туризма, комплексный подход к использованию местности для лечебных и рекреационных целей будет расширяться. 2.3. Комплексное развитие оздоровительных и рекреационных местностей, обособленный правовой режим оздоровительных и рекреационных земель, находящихся в этих местностях территориально полностью согласуется с отношениями, связанными с формированием, сохранением и рациональным, неистощённым использованием экологической сети. Поддерживая определённый законодателем подход к формированию структуры экосети и принципы, на каких она должна функционировать, есть основания для вывода, что он может быть в полной мере использован при решении вопроса об отграничении земель оздоровительного назначения от земель рекреационного назначения и сохранении в целостности и сбалансированного использования указанных земель в оздоровительной местности с целью использования природных свойств земли и климата для максимального удовлетворения потребностей граждан в лечении и отдыхе. Перечисленные качественные характеристики местностей как части природного ландшафта позволяют: отличать лечебные местности, оздоровительные местности, рекреационные, курортные, а в комплексе все вышеперечисленные местности Крыма от аналогичных местностей других регионов Украины; рассматривать данные местности в качестве объектов правового регулирования в единстве с экологической и геологической средами; определять их правовой статус в виде оздоровительных и рекреационных местностей с установлением соответствующих правовых режимов их использования и охраны. 3. Правовой режим рекреационных и оздоровительных местностей ограничивается, главным образом, использованием и охраной природных ресурсов, что вполне оправдано и правомерно. Однако в действующем законодательстве Украины следует более четко определить правовые ограничения деятельности хозяйствующих и иных субъектов, которые бы позволили обеспечивать сохранность природных геосистем данных местностей в условиях, когда названные субъекты с каждым годом все активнее вовлекают эти местности в рыночные отношения. Одновременно, в целях совершенствования правового режима отдельных природных ресурсов, предлагается в действующее законодательство Украины внести следующие изменения и дополнения: земли курортов Крыма имеют многоцелевое использование и включают фактически все виды земель, перечисленных в статье 19 ЗК Украины, поэтому целесообразно выделить их в самостоятельную категорию земель. Для этого пункт «г» части 1 статьи 19 и название главы 8 ЗК Украины изложить в следующей редакции «земли курортного и лечебно-оздоровительного назначения». Соответственно в главе 8 ЗК Украины отразить особенности правового режима этих земель каждой в отдельности, а не объединять их под общим названием «земли оздоровительного назначения». Аналогичные изменения следует внести в законы Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях», «О плате за землю» и иные законодательные акты. 4. Исследование показало, что правовую охрану рекреационных и оздоровительных местностей Крыма целесообразно осуществлять с соблюдением общих и специальных условий. Общие условия проявляются в том, что округа санитарной охраны курортов могут выполнять свои функции и предназначение, определенных законодательством Украины, только в рамках Единой природоохранной сети Крыма, которая является составной частью экосети Украины. К специальным условиям, влияющим на эффективность правовой охраны рекреационных и оздоровительных местностей, следует отнести их географическое местоположение. 5. В работе обосновывается необходимость совершенствования ныне действующего законодательства Украины и Автономной Республики Крым по данным местностям путем издания специальных законов Украины «Об оздоровительных, курортных и рекреационных местностях Крыма», «Об особенностях градостроительной и архитектурно-строительной деятельности в оздоровительных, курортных и рекреационных местностях». Изложены рекомендации о внесении изменений и дополнений в иные нормативно-правовые акты. Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html ^
|
![]() | Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение | ![]() | Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа |
![]() | Ранняя римская литература. Литература конца республики, литература начала империи | ![]() | Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы |
![]() | Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика; татарский язык и литература, этнодизайн; татарский язык и литература,... | ![]() | Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке |
![]() | Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства | ![]() | «Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. –М.: Просвещение, 2008 |
![]() | Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | ![]() | Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... |