Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г




НазваниеРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г
страница1/4
Дата публикации22.09.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

17 июня 2002 г.

Регистрационный № 03-0503-П



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности
0503 Хоровое дирижирование

(повышенный уровень среднего профессионального образования)


Квалификации – руководитель хора и творческого коллектива;

преподаватель хоровых дисциплин; артист хора и ансамбля

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва – 2002 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 Хоровое дирижирование (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1.Общая характеристика специальности
0503 Хоровое дирижирование

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001г. №2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование:

очная;

очно-заочная (вечерняя).
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования1 или на базе среднего (полного) общего образования.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.


1.4. Основные квалификации выпускника:

  • руководитель хора и творческого коллектива;

  • преподаватель хоровых дисциплин;

  • артист хора и ансамбля.


1.5. Квалификационная характеристика выпускника:

Выпускник специализации 0503 Хоровое дирижирование готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива, к выполнению педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах, артиста хора и ансамбля.

Основные виды деятельности выпускника:
исполнительская – осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве руководителя хора и творческого коллектива; подготовка и совершенствование ансамблевого и хорового репертуара; репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;
преподавательская – социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования;
культурно-просветительская – создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
^ Выпускник должен уметь: организовать хоровой коллектив, ансамбль; работать с хором, имея в своем репертуаре различные произведения классической и современной, академической и народной музыкальной литературы; петь в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные хоровые произведения классической, современной и народной музыки; петь в хоре и ансамбле; аранжировать музыкальные произведения для хора и ансамбля; аккомпанировать с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы; читать с листа музыкальную литературу, а также хоровые партии; осуществлять педагогическую деятельность в детских музыкальных школах, кружках и студиях, общеобразовательных школах в качестве преподавателя хоровых дисциплин.
^ Выпускник должен знать: принципы организации руководством хором, ансамблем; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, методику преподавания хоровых дисциплин; особенности психологии различных возрастных групп обучающихся; основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования; активный хоровой и ансамблевый репертуар различных эпох, жанров и стилей.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника:

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0503 Хоровое дирижирование, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.

^ 2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
0503 Хоровое дирижирование

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;

  • имеет представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознает себя и свое место в современном обществе;

  • знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, умеет учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладает экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • владеет широким кругозором; готов к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • способен к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • проявляет ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;

  • готов к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеет профессиональной лексикой;

  • знает принципы научной организации своего труда, готов к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • обладает устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремится к творческой самореализации;

  • знает основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.


^ 2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

выпускник должен

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

  • иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

  • иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области социальной психологии:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;

  • иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья.



По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен
иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;

  • о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

  • о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания и творческой деятельности в сфере музыкального искусства;

  • о значении народного творчества в становлении музыкального искусства;

  • об основных вехах истории развития электронной и компьютерной музыки;


знать:

  • искусствоведческие основы, научные методы изучения музыкального искусства;

  • основные исторические периоды развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и гармонии;

  • музыкальную литературу различных жанров, особенно в области избранной специализации;

  • основы теории воспитания и образования;

  • основы музыкальной акустики;


уметь:

  • выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений;

  • использовать музыковедческую литературу в профессиональной деятельности;

  • выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

  • работать со звукозаписывающей аппаратурой на различных объектах профессиональной деятельности;

  • делать педагогический анализ музыкальной литературы;

  • работать с музыкальным фольклором;

  • владеть основами компьютерной грамотности, нотного набора;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях.



По специальным дисциплинам

выпускник должен
знать:

  • активный ансамблевый и хоровой репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

  • теоретические основы и историю хорового исполнительства;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • профессиональную терминологию;

  • специфику хорового и ансамблевого исполнительства;

  • специфику репетиционной работы в качестве руководителя хорового коллектива;

  • музыкальную литературу в области хорового исполнительства;

  • историю музыкального образования в России, иметь представление о специфике сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках;

  • современную методологию преподавания в учреждениях музыкального образования;

  • педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;


уметь:

  • организовать хоровой коллектив, ансамбль;

  • работать с хоровым коллективом и ансамблем;

  • петь в хоре и ансамбле;

  • аранжировать музыкальные произведения для хора и ансамбля;

  • аккомпанировать с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы;

  • читать с листа музыкальную литературу, а также хоровые партии;

  • адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;

  • профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;

  • играть на фортепиано на уровне, необходимом для реализации основных профессиональных задач;

  • преподавать в детских музыкальных школах, кружках, студиях хорового класса, общеобразовательных школах;

  • иметь практику обучения учащихся пению в хоре с учетом их возраста и уровня подготовки;


дополнительно для специализации 0503.02:

  • владеть народной манерой пения;

  • уметь разучить народную партитуру любой сложности;

  • уметь организовать народный хор или ансамбль, иметь практический опыт работы с ними;

  • знать специфику певческих стилей различных регионов России;

  • знать специфику экспедиционной работы, уметь расшифровать аудиозаписи 1-3-х голосных народных песен;

  • уметь аранжировать народные партитуры для любого состава исполнителей;

  • знать основы народной хореографии, уметь применить эти знания при работе с коллективом.


^ 2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.
^ 2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0503 Хоровое дирижирование выпускник должен быть готов к выполнению исполнительской, преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
^ 3. Требования к минимуму содержания
основной профессиональной программы по специальности
0503 Хоровое дирижирование



Индекс

Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки студента

В т.ч. часов обяз. учебных занятий

1

2

3

4

ТО.Ф


^ Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

6234

4788

ОГСЭ.00


Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

624

462

ОГСЭ.01

Основы философии:

предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем




72

ОГСЭ.02

^ Основы права:

право – понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы




32
ОГСЭ.03

^ Русский язык и культура речи:

основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;

фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи;

лексикография; основные типы словарей;

фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;

орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;

графика; позиционный принцип русской графики;

орфография; принципы русской орфографии;

морфемика; словообразовательные нормы;

морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;

синтаксис; основные единицы синтаксиса;

русская пунктуация; лингвистика текста




40
ОГСЭ.04
^

Социальная психология:


предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально- психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд»; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий




36
ОГСЭ.05
^

Основы экономики, социологии, политологии:


экономика и ее основные проблемы; микро- и макроэкономика; структура экономики страны; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса;

социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, институты и организация; социальная роль и социальное поведение личности;

предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система и политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения




70
ОГСЭ.06
^

Иностранный язык:


основы общения на иностранном языке; фонетика, лексика, фразеология, грамматика;

основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональное общение




42
ОГСЭ.07
^

Физическая культура:


роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка




104
ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением




36

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

1608

1213

ОПД.01
^

Музыкальная литература и народное творчество:


основные этапы развития зарубежной музыки: музыкальное искусство древности и античного периода; эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи); Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь); эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке; ХIХ век – век романтизма с его стилевыми особенностями; музыкальное искусство ХХ века - проблемы, тенденции развития;

русская музыкальная литература: отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к ХХ в.; формирование русского музыкального стиля; основные направления в развитии русского искусства в ХХ веке;

фольклор как особый пласт культуры; синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора; историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора; методология исследования народного творчества; практические навыки исполнения народных песен




394
ОПД.02

Сольфеджио:


развитие музыкального слуха; формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование; формирование устойчивых навыков в указанных формах работы




373
ОПД.03
^

Элементарная теория музыки:


элементы музыкального языка: понятия звукоряда и лада, интервала и аккорда, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, фактуры, типов изложения и пр.;

анализ нотного текста; характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения;

навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде




36
ОПД.04

Гармония:

гармония как средство координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали; выразительные и формообразующие возможности гармонии;

последовательное изучение гармонических средств; формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста; применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано




140

ОПД.05

^ Анализ музыкальных произведений:

средства музыкальной выразительности, их формообразующие возможности;

функции частей музыкальной формы; период, простые и сложные формы, вариационная и сонатная форма, рондо, рондо-соната, фуга; понятие о циклических и смешанных формах; специфика формообразования в произведениях для избранного инструмента




54

ОПД.06

^ Музыкальная информатика:

исторический экскурс по электронной музыке; основные понятия: звук, его природа, возможности оцифровки звука (частота дискретизации, количество бит/с); интерфейс MIDI, его возможности для создания современной музыки; программы секвенсоры; компьютерный набор нотного текста; волновые формы в электронной музыке; синтез звука; основные устройства студии звукозаписи;

программы секвенсоры Cubase и Cakewalk; набор нотного текста в программе Finale; виртуальные синтезаторы Rebirth, Retro AS; программы цифровой обработки звука (Sound Forge, Awave); цифровая звукозапись и монтаж (CoolEdit, Wavelab); многоканальные системы записи на диск (S.A.W.)




72

ОПД.07
^

Основы психологии и педагогики:


основы психологии; личность и межличностные отношения; познавательные процессы и эмоциональная сфера личности;

психология художественного творчества; проблемы восприятия искусства;

основы педагогики; требования к личности педагога; основы теории воспитания и образования; искусство педагогического общения; педагогика сотрудничества; индивидуальная художественно-творческая работа с детьми; семейное воспитание и семейная педагогика




72

ОПД.08

^ Безопасность жизнедеятельности:

общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы; основы обороны государства; Вооруженные силы Российской Федерации; боевые традиции; символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака




72

СД.00

Специальные дисциплины

2655

2041

СД.01

Хоровой класс:

формирование вокально-хоровой техники – освоение навыков хорового пения: дыхание (приемы дыхания), звукообразование – атака звука, округление звука, умение пользоваться резонаторами головным и грудным, регистрами головным, грудным и смешанным, владение различными видами тесситуры, развитие различных тембров хорового звучания; звуковедение – владение различными штрихами; развитие ансамблевых навыков – умение держать строй, чисто интонировать, знание принципов интонирования мажорной и минорной гамм, интервалов, освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведений, фактурой изложения; дикционные навыки – развитие подвижности артикуляционного аппарата, знание приемов произношения гласных и согласных звуков, развитие четкой и ясной дикции, воспитание выразительного и осмысленного исполнения текста; умение петь с разнообразными нюансами; изучение и освоение различных художественно-исполнительских приемов пения – формирование понятия «средства художественной выразительности»: музыкальная фраза, цезура, фактура сочинения, темп и пр.; изучение основных средств и приемов управления хором – понимание функций дирижерского жеста. Изучение и освоение хорового репертуара, включающего произведения классической и современной, академической и народной музыкальной хоровой литературы. Изучение процесса работы над произведением, умение выстроить репетиционный процесс. Развитие различных сторон музыкального слуха посредством работы над хоровыми партитурами в произведениях различных стилей, жанров и форм




858

СД.02

^ Вокальный ансамбль:

формирование навыков исполнения сочинений для различных составов, включающих фортепиано, от дуэтов до ансамблей с любым количеством исполнителей




71

СД.03

^ Постановка голоса:

изучение строения голосового аппарата, формирования понятия «певческая установка», знание гигиены голосового аппарата и специфических особенностей работы с голосом, умение самостоятельно приготовить голосовой аппарат к работе; изучение основ звукоизвлечения – техника дыхания; различные виды атаки звука, типы звуковедения, развитие певческого диапазона, работа с текстом; актерское воплощение исполняемых произведений. Изучение и освоение вокального репертуара различных степеней сложности, формирование навыка работы в ансамбле с аккомпаниатором




143

СД.04

^ Методика преподавания хоровых дисциплин:

педагогические принципы различных школ обучения пению детей с учетом возрастных особенностей. Формирование отечественной педагогической школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. Роль педагога в воспитании молодого музыканта. Приемы педагогической работы. Важнейшие предпосылки становления музыканта-исполнителя. Способы оценки и развития природных данных. Организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе. Методика проведения различных форм учебной работы. Ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков




72

СД.ДС.01

Дисциплины специализации 0503.01 Хоровое дирижирование

1208

897

СД.ДС.01. 01

Дирижирование:

дирижирование как особый вид деятельности; формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технически мануальных средств дирижирования; художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом; детальный разбор авторского текста; понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов, поиск адекватных интерпретаторсих решений; применение художественно оправданных технических приемов, использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла. Слуховой контроль, управление процессом исполнения. Сценическое поведение, психологическая самопрофилактика. Анализ исполняемых произведений, применение теоретических знаний в исполнительской практике. Использование научно-исследовательских трудов в области теории хорового исполнительства, рекомендаций и советов крупнейших музыкантов. Сравнительный анализ записей исполнения произведения различными хоровыми коллективами. Накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей




286

СД.ДС.01. 02

Чтение хоровых партитур:

освоение многострочных партитур для однородных и смешанных составов, формирование умения соединять хоровую партитуру с клавиром и партией солиста, чтение с листа в ключах, ознакомление с репертуаром




62

СД.ДС.01. 03

Фортепиано:

приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата. Изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение

фортепиано в работе над хоровыми произведениями, приобретение навыка профессионального разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения




214,5

СД.ДС.01. 04-05

Хороведение и хоровая аранжировка:

хоровое пение как особый вид музыкальной культуры. История развития хорового пения в России. Роль хора в развитии отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Выразительные и технические возможности хора.

Методы и способы аранжировки для различных хоровых составов. Правила аранжировки вокальных и инструментальных сочинений с сопровождением




91

СД.ДС.01. 06

Хоровая литература:

основные жанры и формы хоровой литературы. Классики отечественной и зарубежной хоровой литературы. Образцы хорового творчества в классической, современной и народной музыке




70

СД.ДС.01. 07

Хоровое сольфеджио:

методы и способы развития специфических для хорового искусства сторон музыкального слуха. Использование хоровых упражнений в традиционных формах работы по сольфеджио




72

СД.ДС.01. 08

Исполнительская подготовка:

формирование навыков самостоятельной работы студента над музыкальным репертуаром




29,5

СД.ДС.01. ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением




72

СД.ДС.02

Дисциплины специализации 0503.02 Руководитель народного хора

1208

897

СД.ДС.02. 01

Фольклорный ансамбль:

формирование навыков исполнительской работы в различных певческих стилях, распространенных в России. Южнорусский стиль, казачий стиль. Обучение навыкам фольклорной импровизации




160

СД.ДС.02. 02

Изучение областных певческих стилей:

исторический обзор пяти регионов России: Севера, Центрального района, Черноземья, Урала и Сибири, казачьих регионов; практическое освоение певческих особенностей и диалекта; характеристика народно-песенных стилей




72

СД.ДС.02. 03

Расшифровка народной музыки:

методы обработки экспедиционных материалов; нотация народных песен; работа со звукозаписывающей аппаратурой; отображение индивидуальных особенностей исполнения; запись текстов с учетом диалектов




107

СД.ДС.02. 04

Основы народной хореографии:

формирование навыков общения в танце; практическое освоение хореографических областных стилей; изучение примеров фольклорных танцев разных стилей




143

СД.ДС.02. 05

Дирижирование:

дирижирование как особый вид деятельности; формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технически мануальных средств дирижирования;

первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом; детальный разбор авторского текста; применение художественно оправданных технических приемов; слуховой контроль, управление процессом исполнения; анализ исполняемых произведений; освоение дирижерских схем сложных и смешанных размеров, часто применяемых в народной музыке; накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей




71

СД.ДС.02. 06

Аранжировка:

определение традиционных закономерностей: мелодики, ритмики, ладо-гармонической фактуры и изложение (или переложение) на конкретный действующий состав исполнителей




36

СД.ДС.02. 07

Хоровая литература:

изучение лучших авторских произведений для народного хора В.Г. Захарова, А.С. Абрамского, А.В. Мосолова, Н.В. Кутузова; ознакомление с областными сборниками народных песен




19

СД.ДС.02. 08

Фортепиано:

приобретение основных навыков игры на фортепиано. Развитие игрового аппарата. Изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Применение фортепиано в работе над хоровыми произведениями, приобретение навыка профессионального разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения




143

СД.ДС.02. 09

Исполнительская подготовка:

формирование навыков самостоятельной работы студента над музыкальным репертуаром




74

СД.ДС.02. ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением




72

ТО.Р

Теоретическое обучение – дисциплины национально- регионального (регионального) компонента

216

144

ДФ.00

Дисциплины факультативные

432




К

Консультации

400




ТО.00

Всего часов теоретического обучения

7398

4932
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального...
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0518 Социально-культурная деятельность и народное...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» июня 2010г. №688

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «12» ноября 2009 г. №582

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «15» октября 2009 г. №420

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «13» июля 2010г. №770

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconСтатус и поддержка языкового разнообразия в российской федерации
...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconКомитет образования администрации муниципального образования
Российской федерации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03. 12. 1999 №1075 (в ред приказов...

Российской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования утвержден минобразованием России 17 июня 2002 г iconПравила приема в тамбовское областное государственное бюджетное образовательное...
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-фз



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница