Скачать 215.69 Kb.
|
![]() Содержание 1. Пояснительная записка стр. 3-4 2. Требования к уровню подготовки учащихся стр. 5 4. Содержание программы стр. 6 -8 3. Календарно-тематическое планирование стр. 9 - 10 5. Формы и средства контроля стр.11 6. Перечень учебно-методических средств стр.12-13 7. Приложение стр.14-16 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Православная культура» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, регионального образовательного стандарта Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: - письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». - закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области. - положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Немцевская ООШ» Приказ от 26.05.2010г. №103. - приказ от 25.06.2013г. №118 «Об утверждении учебного плана МБОУ «Немцевская ООШ» на 2013-2014 учебный год» Рабочая программа составлена с учетом инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета Православная культура в образовательных учреждениях Белгородской области» Белгородского института развития образования Департамента образования Белгородской области. Цели курса: - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры; - формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию родного края; - формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников. Задачи курса: - преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей; - воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении; - передача школьникам знаний в области православной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. ^ 1.учебник Л.Л. Шевченко «Православная культура 3(4) год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, 2. Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, 3.Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 4.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Контрольных работ – 3. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать и уметь: Знакомство с православной культурой на уровне учебного знания предполагает три направления ее постижения. 1. ^ умение школьника понимать смысл, вложенный Создателем в правила поведения, установленные Им для человека; способность узнавать доброе в поступках святых, собственных поступках и окружающих его людей и определять свое эмоциональное отношение к нему как радость. 2. ^ предполагает деятельность учащихся на уроках, позволяющую увидеть взаимосвязь между формами отраженной православными мастерами красоты и духовным состоянием радостного предстояния перед Творцом (в изображениях, украшениях, зодчестве православных храмов, написаниях буквиц церковно-славянского языка, рисовании орнамента, в сочинении сказок и стихов и т.п). 3. ^ осваивается посредством изучения языка православного искусства: начинается знакомство детей с языком православной культуры, со средствами раскрытия духовно-нравственного содержания. В произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры, они учатся замечать и различать их основные компоненты: цвета, линии, форму, объем, пространство, композицию. В произведениях религиозного музыкального искусства – жанр, интонацию. В произведениях религиозного литературного творчества изучают язык и понятия текстов Священного Писания и богослужения. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В течение третьего года преподавание предмета призвано раскрыть для детей понятие «милость» сотериологический смысл христианства: идею спасения человека Богом, в доступной форме дать знания о Боге просвещающем, спасающем (преображающем), милующем человека (Бог, какой Он, Бог – Святая Троица, Преображение Господне). ^ О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва. В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Милость Божия к людям. Христос – Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Вера и примирение с ближним как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие. Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение. Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука. ^ Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лестнице, послужившей соединению небесного и земного. Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными. Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных. Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. ^ Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература. Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество. Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии. Ступенька « Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних. Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста. Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви. ^ Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца. Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков. Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола. Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии. Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным. Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви. Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. ^
^ Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, промежуточный, тематический, итоговый. Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Православная культура» 4 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. Виды организации учебной деятельности: - викторина - самостоятельная работа - творческая работа Контроль уровня обученности.
^ Список основной литературы. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2005.- 180 с. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2005.- 177 с. Список дополнительной литературы. Литература для учителя:
Литература для учащихся 1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997. 2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999. 3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997. 4.Киреева Н. История Рождественской елочки. – М. 1998. 5.Рассказы о православных святых. Под ред. В. Воскобойникова. – Спб. 1999. Интернет-ресурсы: http://www.all-photo.ru http://www.blagovest.bel.ru http://www.drevo.pravbeseda.ru http://www.encyklopedia.narjd.ru http://www.galereia.ru http://www.history.istu.edu http://www.hravoslav.at.tut.bu Оборудование
^ 1. 21 сентября – начало всех христианских праздников: а) Рождество Христово; б) Рождество Пресвятой Богородицы; в) Крещение Господне 2. Дева Мария родилась от благочестивых родителей: а) Иоакима и Анны; б) Адама и Евы 3. Православный храм иначе называют: а) дом культуры; б) мечеть; в) церковь 4. На верху храма расположены: а) купол с колоколом; б) купол с крестом; в) купол с золотым крестом 5. Икона – это ... а) картина; б) священное изображение; в) скульптура 6. Лик – это ... а) портреты святых; б) икона; в) лица святых и Иисуса Христа 7. Кто привёл еврейский народ к горе Синай? а) Ной; б) Моисей; в) Адам 8. Где впервые увидел Моисей Бога? а) в пустыне; б) в лесу 9. В каком виде явился Моисею Господь? а) горящей ели; б) колючего шиповника; в) горящего тернового куста 10. Что повелел Моисею Господь? а) расселить всех людей по земле; б) вывести еврейский народ из Египта; в) научить говорить людей на разных языках 11. Что дал Бог людям на горе Синай? а) заповеди; б) молитвы; в) псалмы 12. Сколько заповедей дал Бог людям? а) 5; б)11; в) 10 13. Где были записаны заповеди? а) на бумажном свитке; б) на каменных скрижалях; в) на фресках Примерный текст промежуточной контрольной работы 1. Составь из слов: «Бог, человек, мудрость, премудрость» связанные по смыслу пары и объясни, почему ты объединил слова. 2. Прочитай стихотворение и подумай, какие свойства Божии называет в нем поэт Гавриил Романович Державин? БОГ (отрывок) О Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трёх лицах Божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, К то всё собою наполняет, Объемлет, зиждет, охраняет, Кого мы называем: Бог. (Г.Р.Державин) 3. Почему Адам в раю до грехопадения мог общаться с Богом? Каким был Адам? 4. Прочитай стихотворение и ответь, о каких важных условиях получения от Бого просимого, Христос напоминал людям? ^ … Имейте веру лишь живую И всё по вере дастся вам! Но если хочет кто молиться, Пусть прежде с братом примирится, Отпустит зло своим врагам. Тогда Господь мольбы приемлет И преклоняет с Неба слух, Но злосердечным Он не внемлет, И для враждующих – Он глух! (Неизвестный автор). 5. Являются ли качества милосердия, доброты, кротости, смирения проявлением красоты души человека? Приведи примеры проявления в людях этих качеств из известных тебе рассказов Священной истории. 6. Какую добродетель следует поставить во главе всех других? Почему? 7. Какой приближающийся христианский праздник отмечают на Руси более тысячи лет? Примерный текст итоговой контрольной работы 1. Объясни, как связаны слова: Просвещение – освящение – святость – святые 2. Объясни пословицу «Жизнь дана на добрые дела» 3. Кому посвящены слова: Из русской летописи «И плакался о ней сын её и внуки, и люди все плачем великим… Она первая вошла в Царствие Небесное от Руси. Её славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь» 4. Что означает слово – умеренность? 5. Что означает слово «милость»? Милость – это награда или доброе качество человека? 6. Объясни пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут» 7. Какие события русской истории связано с иконой Божией Матери «Казанская»?8. Подумай и объясни, какими добродетелями должны были обладать христиане, чтобы выполнить наставление, данное им апостолом Павлом? «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» |
![]() | Белгородской области, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции... | ![]() | Формирование универсальных учебных действий личностные и метапредметные стр. 13-18 |
![]() | Учебник упр. 25 стр. 49 ( письменгно) упр 27 стр. 49 ( читать+ переводить), упр 28 стр. 50 ( письменно) | ![]() | Упр. 27, Стр. 110, упр. 29, Стр. 111, упр. 32-34, Стр. 112, упр. 36, 38, Стр. 113, упр. 39, Стр. 114, упр. 42, Стр. 115 |
![]() | Упр. 27, Стр. 110, упр. 29, Стр. 111, упр. 32-34, Стр. 112, упр. 36, 38, Стр. 113, упр. 39, Стр. 114, упр. 42, Стр. 115 | ![]() | Учебник, часть 2 стр. 16 упр. 4, стр. 19 упр. 1,2,3, стр. 20 упр. 4,5,6, стр. 22 упр. 2,3 |
![]() | Диагностика стр. 8 IV. Результаты деятельности стр. 9 | ![]() | «День святого Валентина» в других странах стр 4 Месячник гражданско-патриотического воспитания в нашей школе стр 5 |
![]() | Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении стр. 22-103 | ![]() | Стр. 124 (правило выучить, записать в тетрадь для правил), стр. 38-39 №17 (читать, переводить), стр. 40-41 №22 (письменный перевод),... |