Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение»




Скачать 492.09 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение»
страница1/3
Дата публикации09.12.2013
Размер492.09 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
lit-yaz.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Камерное пение»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство» специализации 051000.01 «Пение академическое»

Рецензия

на учебно-методический комплекс

по дисциплине «Камерное пение»

для специальности «Вокальное искусство»,

специализация «Пение академическое».
Составитель: Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории ФГОУ ВПО Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» предназначен для вокального отделения ФГОУ ВПО Тюменской Государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат), с учётом совместных методических разработок, необходимых для освоения специальности «Концертно-камерный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель специальных дисциплин».

Основная идея комплекса – воспитания специалиста, обладающего помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета, подробно останавливаясь на критериях знаний и умений учащихся.

В разделе «Учебно-тематический план» кратко изложено содержание предмета по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учётом совершенствования знаний и умений учащихся.

В содержательной части комплекса раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Особое внимание автор уделяет вопросу расширения голосового диапазона учащегося и программным требованиям при переходе на каждый следующий курс.

Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях, что является важным организующим началом в работе преподавателя класса «Камерное пение».

Достаточно полно изложен план самостоятельной работы студента по камерному пению, учитывая все виды подготовки.

Учебно-методический комплекс, составленный Н.А.Семешко, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

Учитывая все вышесказанное, считаю, что УМК можно рекомендовать для применения в учебном процессе.


^ Рецензент: И.Н.Бибеева

заслуженная артистка РФ,

профессор Тюменской государственной

академии культуры, искусств и социальных технологий
Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………2

Цель и основные задачи дисциплины…………………………………2

Требования к уровню подготовки выпускников…………………….3

Содержание дисциплины..……………………………………………..4

Тематический план……………………………………………………..4

Требования по семестрам………………………………………………5

Варианты программ…………………………………………………….8

Примерная программа………………………………………………….9

Самостоятельная работа студента…………………………………....10

Расчет самостоятельной работы………………………………………11

Учебно-методическое обеспечение ..………………………………...12

Список рекомендуемых произведений……………………………….13

Список мультимедийных технических средств обучения………...29

Библиографический список…………………………………………..32


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Музыкальное искусство", специализации «Сольное пение ».

Дисциплина "Камерное пение" входит в федеральный компонент учебного плана ГОСТ по специальности 051000.01 «Вокальное искусство».

^ Выписка из государственного образовательного стандарта по профильному модулю «концертно-камерное пение»:

Развитие исполнительского мастерства студентов на материале камерной вокальной музыки, широкое ознакомление с романсово-песенной литературой, воспитание художественного вкуса и понимания стиля исполняемых произведений. Индивидуальная работа студента с концертмейстером.

Необходимость изучения данной дисциплины диктуется тем, что дисциплина «Концертно-камерное пение», как и дисциплина «Сольное пение», является профилирующей, которой принадлежит важнейшая роль в деле воспитания высокопрофессиональных певцов, владеющих профессиональным мастерством, как в исполнительской, так и в педагогической деятельности.

Оперная сцена требует большого голоса и ярких актерских данных, но, далеко не каждый обладатель большого, красивого голоса, может решать задачи камерного исполнительства.

В соответствии с этим цель дисциплины: развитие исполнительского мастерства студентов-вокалистов на материале камерной вокальной музыки.

Задачи дисциплины:

  1. Воспитать музыкально - эстетический вкус молодых певцов.

  2. Развивать основные понятия стиля исполняемого произведения.

  3. Проводить работу по совершенствованию вокально-технических навыков (ровность звучания, во всех регистрах, владение тончайшей палитрой звуковых, динамических оттенков).

  4. Привить студенту-певцу умение в небольшом временном пространстве описать целое событие, смену душевных состояний, все то, что заложено непосредственно поэзией в сочинении (романсы, песни, арии) композитора.

^ Требования к уровню подготовки абитуриента

1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования.

2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.

3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум.

^ Требования к уровню подготовки выпускников по данной программе.

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

- методические и практические основы вокального исполнительского искусства, историю вокального исполнительства, особенности становления различных вокальных, педагогических школ, основы вокальной педагогики, основы устройства голосового аппарата, гигиены голоса;

- специальную литературу по профессии, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания, а также учебные пособия, периодику и др.;

- основные положения законодательных актов, относящиеся к сфере профессиональной деятельности.

уметь:

- адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации, в соответствии с требованиями руководителя, исполнять сольные партии на стационаре, на гастролях и выездах;

- анализировать и изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне педагогического показа;

- применять знания в области педагогического репертуара, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося;

- читать с листа и транспонировать;

- глубоко чувствовать тонкость эго вида искусства и стать подлинным пропагандистом высокой культуры камерного пения среди широких масс слушателей.

владеть:

- профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования;

- основами актерского мастерства, сценического движения, танца, техникой сценической речи, навыками анализа текста;

- знаниями по истории музыкального театра, сценического костюма;

- навыками репетиционной работы с концертмейстером, дирижером и оркестром;

- развитыми навыками ансамблевого пения, обширным репертуаром.

Материалы, на основании которых составлен учебно-методический комплекс:

- рабочая программа «Камерное пение»;

-Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 051000.01 «Вокальное искусство» - М.2003.
На изучение курса отводится по общему плану - 210 часов, из них аудиторных – 105 часов и самостоятельной работы – 105 часов.

Результатом освоения курса должно стать приобретение обширного концертного репертуара, чуткое отношение к музыкально-поэтическому тексту, тонкий художественный вкус, чувство стиля исполняемого произведения.

Концертно-камерный певец должен уметь глубоко чувствовать тонкость эго вида искусства и стать подлинным пропагандистом высокой культуры камерного пения среди широких масс слушателей.

^ Содержание дисциплины.

Учебно-методический комплекс простроен так, что курсовые требования, учитывая историческую последовательность развития камерной вокальной музыки, позволяют использовать один из основных принципов педагогики-обучения от простого к сложному.

Основное внимание в камерно-вокальном исполнительства направлено на изучение стилей от музыки барокко (Монтеверди, Вивальди, Баха, Генделя) до музыки авангарда.

Подробно изучается стиль эмоциональной выразительности - романтический, как наиболее сложный.

В ТГАКИиСТ обучение камерному пению начинается с III семестра и заканчивается VIII-м.

Студентам, при изучении курса концертно-камерного пения,
предстоит углубленное изучение предмета освоение большого
разнообразия музыкальных стилей, исполнение на иностранных языках.

^ Учебно-тематический план


семестр

Практические занятия

Индив.

Самост.

III

1.Изучение произведений воспитывающих чувство меры, формы, стиля.

Исполнение произведений итальянских композиторов XVI-XVIII в.( исполнение старинных арий на языке оригинала).

2. Понимание и овладение строгим стилем эпохи.

18

к/у

20

IV

1.Изучение русского романса «доглинковского» периода.

2. Освоение логики мелодического языка, различных форм синтеза слова и музыки, ритма, динамики и агогики(художественной выразительности, разнообразной палитры красок.

17
зачет

20

V

1. Изучение произведений более сложной музыкальной структуры и ярко выраженного камерного характера( использование речитативов и интонации человеческой речи).Русские классики.

2.Изучение произведений западноевропейских композиторов-романтиков.

3.Развивать фантазию, артистизм для музыкального роста молодых певцов, обогащения их духовного мира и интеллекта.


18
экзамен

12



VI



1.Продолжение работы над произведениями западноевропейских композиторов - романтиков.

2.Развитие навыка «инструментального» пения, работа над точностью звукоизвлечения, умелым голосоведением, правильной нюансировкой, соблюдением штрихов, украшений, мастерства.

3.Изучение русских народных песен, а также песенный репертуар народов ближнего зарубежья, итальянских, французских, испанских, английских, шотландских и других песен народов мира.


17
экзамен



12

VII

1.Изучение русской, зарубежной и современной камерной литературы.

2.Работа над развернутой концертной арией с речитативом или арией из оперы, оратории, мессы, кантаты композиторов XVII - XVIII столетий.

18

экзамен

16

VIII

1. Изучение более сложных произведений русских композиторов-классиков.

2.Изучение произведений зарубежных классиков - композиторов –импрессионистов.

3.Изучение произведений современных отечественных композиторов XX века, а также современных зарубежных композиторов.

17

зачет

25

Итого




105 105

^ Требования по семестрам

II курс

III-IV семестр

Дисциплина начинается с изучения произведений, воспитывающих чувство меры, формы, стиля.

Италия - страна, где возникла школа пения, в которой в XVI веке зародилось камерное пение и появились первые камерно-вокальные сочинения, поэтому представляется правомерным начать курс с изучения арий «старых» итальянцев XVI - XVIII веков, с музыки, в которой сочетаются вокальное удобство и простые для запоминания мелодии. Исполнение произведений на языке оригинала поможет студентам использовать знания, полученные на уроках итальянского языка.

Параллельно с итальянскими ариями студенты начинают изучение русского романса «доглинковского» периода -композиторов А.Алябьева, А.Варламова, А .Гурилева, П.Булахова, А.Верстовского, Титова, А.Дюбюка, М.Яковлева, М.Шишкина и др., практически осваивая логику мелодического языка, различные формы синтеза слова и музыки, ритм, динамику и агогику.

В дополнение к основному материалу в программу можно включить лирические народные песни из сборников Н.А.Римского-Корсакова, М.А.Балакирева, А.Лядова, а также романсы русских композиторов XVIII века — Д.С.Бортнянского, И.Козловского, М.Дубянского и др.

За весь курс каждым студентом должно быть пройдено 6-7 произведений. В конце III-контрольный урок, в конце IV семестра проводится зачет, где студенты исполняют два произведения на выбор.

III курс Vсеместр

На третьем курсе студентам предлагается изучение произведений более сложной музыкальной структуры и ярко выраженного камерного характера - песни и романсы А. С. Даргомыжского - выдающегося портретиста, мастера речитатива, в произведениях которого использовано многообразие интонаций человеческой речи, психологические характеристики, широкий спектр исполнительских штрихов. Работа над его произведениями является важным этапом в процессе овладения основами исполнительского мастерства. Одновременно изучается песенная лирика М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунова, С.В. Рахманинова.

Параллельно студенты начинают знакомство с творчеством западноевропейских композиторов-романтиков: Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Г. Вольфа, Р. Штрауса, Б. Сметаны, С. Манюшко, А. Дворжака и др. Изучению этого материала отводится весь III курс. Работа над произведениями композиторов-романтиков помогает разбудить фантазию, артистизм и способствует музыкальному росту молодых певцов, обогащению их духовного мира и интеллекта.

В программу этого семестра включено знакомство с образцами камерно-вокальной музыки отечественных композиторов советского периода. За семестр, студентом должно быть пройдено 4-5 произведений. В конце семестра проводится экзамен, на котором выносится три произведения.

Экзамен:

  1. Романс А. С. Даргомыжского или другого композитора -классика XIX века.

  2. Романс-песня западноевропейского композитора - романтика.

  3. Песня, романс отечественного композитора советского периода.

VI семестр

Продолжение работы над произведениями западноевропейских композиторов - романтиков.

С целью развития навыка «инструментального» пения предлагается изучение песен Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, где требуется точность звукоизвлечения, умелое голосоведение, правильная нюансировка, соблюдение штрихов, украшений, - т. е. всего того, на чем у исполнителей вырабатывается вокально-инструментальная техника, без владения, которой затрудняется дальнейшее изучение камерного репертуара.

Изучаются также русские народные песни, песни народов ближнего зарубежья, а также итальянские, французские, испанские, английские, шотландские и другие песни народов мира.

Экзамен:

  1. Песня, романс эпохи классицизма (В.А.Моцарт, И.Бах, Л.В.Бетховен, Ф.Лист, Э.Григ, Й. Гайдн и др.)

  2. Романс западноевропейского композитора – романтика (Р.Шуман, Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон и др.)

  3. Народная песня

IV курс

VII- семестр

В программу входит дальнейшее изучение русской, зарубежной и современной камерной литературы, а также работа над развернутой концертной арией с речитативом или арией из оперы, оратории, мессы, кантаты композиторов XVII - XVIII столетий - И. С. Баха, Г. Генделя, X. Глюка, Ж. Б. Люлли, Г. Перселла.

Экзамен по камерному пению в этом семестре включает:

  1. Кантатно - ораториальное произведение.

  2. Старинную арию (два номера).

  3. Романс русского композитора-классика.

  1. Романс зарубежного композитора.

  1. Романс или песню композитора XX века.

  2. Народную песню.

(продолжительностью 25-30 минут). При выборе программы педагог должен стремиться подчеркнуть сильные стороны дарования студента, его наклонности, творческие и вокальные возможности

IV курс

VIII семестр
В программу этого курса входит:

  1. Изучение более сложных произведений русских композиторов-классиков (в том числе произведений М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова), изучение вокального творчества Н. Метнера, С. Танеева, И. Стравинского, а также произведений зарубежных классиков - композиторов -импрессионистов К. Дебюсси, М. Равеля, а также произведений Б. Бартока.

  2. Углубленное изучение романсов композиторов -классиков советского периода - С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шебалина, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, а также романсов композиторов стран ближнего зарубежья.

3. Освоение новых средств выразительности предлагается на материале произведений современных отечественных композиторов XX века: Тищенко, Р.Щедрин, Буцко, Денисова, М.Таривердиева и др., а также зарубежных композиторах: Хиндемита, Онеггера, Пуленка, Бриттена, Берга, Барбера, Малера, Шоссона.

За год студентом должно быть пройдено 10-12 произведений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы социологии и политологии...
Учебно-методический комплекс подготовлен преподавателем социальной психологии филиала Алтгу в г. Камень-на-Оби Кулик Л. Е

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Аф. 03. 4б Художественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине (Художественная типология северокавказской поэзии) составлен в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура...
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «Юриспруденция»
Конституционное (государственное) право России. Учебно–методический комплекс/ Сост.: Гущин В. З. М., Мэпи. 2004. – с

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «юриспруденция»
Правовая информатика и информационные системы в юриспруденции: Учебно-методический комплекс/Сост.: Атаманюк В. М. – М.: Мэпи, 2004....

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс по теме: "Люби и знай родной свой край"
Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Камерное пение» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница