Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы




Скачать 241.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы
Дата публикации06.01.2014
Размер241.43 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка.
1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования,

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»,

  • основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №14 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.


^ 2.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (2004 год), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы – В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина, под редакцией В.Я.Коровиной.- М.Просвещение,2008 г.)

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и соответствует Госстандарту.
^ 3.Обоснование выбора авторской программы.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы. В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы, что логически вытекает из курса литературы 5-9 классов.

Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа 10 класса предполагает изучить шедевры русской литературы. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 10 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 10 классе дается представление об этапах развития русской литературы и ее шедеврах, а следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые помогают оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, дается первое представление о литературных направлениях.

^ 4.Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности - учеба, познание, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Поэтому обучение – это процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и компетенциями. Это и определяет цели обучения литературе - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

В связи с этим данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

- эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

- развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

- использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

- информационная переработка текста;

- культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии;

- культура разговорной речи.

^ Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
^ 5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.
6. Определение места и роли учебного курса (предмета) в овладении учащимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки учащихся в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Место предмета «Литература» в учебном плане МБОУ СОШ №14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по литературе, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.
^ 7. Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание учебного курса

(102 часа)
Литература XIX века (90 час)

Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

^ Литература первой половины XIX века (11 час)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

^ А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

^ Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

^ М. Ю. Лермонтов (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

^ Н. В. Гоголь (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

^ Литература второй половины XIX века (87 час)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

^ А. Н. Островский (8 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

^ Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве».

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

^ Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

^ И. А. Гончаров (6 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

^ И. С. Тургенев (9 час)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

^ Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

^ Н. А. Некрасов (6 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

^ Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

К. Хетагуров (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

^ Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

^ Ф. М. Достоевский (11 час)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

^ Л. Н. Толстой (18час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

^ А. П. Чехов (10 час)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

^ Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Нравственные уроки русской литературы XIX века (обобщение). 4 часа.

Примечание. Далее следуют теоретико-литературные понятия и историко-литературные сведения, рассматриваемые в процессе изучения конкретных литературных произведений.

^ Основные теоретико-литературные понятия

 Художественная литература как искусство слова.

 Художественный образ.

 Содержание и форма.

 Художественный вымысел. Фантастика.

 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

 Деталь. Символ.

 Психологизм. Народность. Историзм.

 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

 Стиль.

 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

 Литературная критика.

^ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

 Русская литература в контексте мировой культуры.

 Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

 Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

 Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Тема раздела


Количество часов





Литература


102


1.

Введение


1

2.

Русская литература первой половины

XIX века


11

3.

Русская литература второй половины

XIX века


82

4.

Зарубежная литература второй половины

XIX века


4

5.

Повторение и обобщение


4


^ 8. Виды и формы контроля-

  1. пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица, художественный),

  1. выразительное чтение,

  1. характеристика героя/героев (индивидуальная, групповая, сравнительная),

  1. рассказ, сообщение о мастерстве писателя, анализ отрывка, целого произведения,

  1. рецензия на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль,

  1. подготовка сообщения, доклада на литературные и свободные темы, связанные с изучаемым произведением,

  1. составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю,

  1. сочинение проблемного характера, сочинение-рассуждение,

  1. презентация по творчеству писателей,

  1. тест,

  1. зачет.


9. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Планирование включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

 образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь

 воспроизводить содержание литературного произведения;

 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

 определять род и жанр произведения;

 сопоставлять литературные произведения;

 выявлять авторскую позицию;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  1. участия в диалоге или дискуссии;

  1. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений,

  1. понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.



^ 10. Литература и средства обучения.
Для учителей

  1. Лебедев Ю.В.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. – 8-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011.

  1. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 кл. Поурочные разработки. – М. Просвещение, 2006.

  1. Беляева Н.В. и др. Литература. 10 кл. Методические советы. – М. Просвещение, 2007.

  1. Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы 19 века. 10 кл. – М. Просвещение, 2002, 2004.

  1. Научно-методический журнал «Литература в школе». М. ООО «Наш язык».

  1. http://festival.1september.ru/

  1. http://slovesnik-oka.narod.ru/


Для учащихся

  1. Лебедев Ю.В.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. – 8-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2011.

  1. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266 – 1 (с изменениями и дополнениями)

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266 – 1 (с изменениями и дополнениями)

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа

Пояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы iconПояснительная записка нормативно правовая основа
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница