Пояснительная записка Статус документа




Скачать 176.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации12.01.2014
Размер176.43 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

правового кружка «Фемида»

2013 – 2014 учебный год

5 класс


Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

^ Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе при составлении тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание разделов учебного курса.

  4. Требования к уровню подготовки учащихся.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Список литературы.

  7. Календарно - тематическое планирование.


Общая характеристика предмета
Содержание внеурочной работы по расширению обществоведческого образования в 5 классе основной школы можно рассматривать как пропедевтический правовой курс, педагогическими целями которого являются: дать учащимся первичные знания из области права, и создать базу знаний для последующего усвоения изучаемого материала в курсе «Обществознание».
Цели обучения
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Задачи обучения
Задачи курса - формирование у учащихся основных ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловых: направленных на способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  • Учебно-познавательных: направленных на формирование креативных навыков продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем) и умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

  • Информационных: направленных на формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, СМИ, Интернет).

  • Коммуникативных: направленных на формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  • Социально-трудовых: направленных на овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

  • ^ Личностного самосовершенствования: направленных на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, в целях самопознания и развития необходимых современному человеку личностных качеств, в том числе связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Предполагаемые формы обучения

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В процессе изучения правового курса предполагается использовать следующие формы обучения учащихся:

  • получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


^ Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения содержания программы правового клуба «Фемида» соответствуют «Требованиям к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта обществоведческого образования.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям обществоведческого образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания причин и значения событий и явлений современной жизни; использования знаний основ правовой культуры в общении с людьми и представителями органов власти).

 
^ Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный план образовательного учреждения предусматривает выделение 1 часа в неделю (34 часа в год) на проведение занятий правового клуба «Фемида», для поддержания профиля 5 «а» класса (социально – исторический) в целях углубления знаний учащихся в правовой сфере. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарт общего образования (Часть I. Основное общее образование), Министерство образования, М., 2004 г. стр. 141 -143

  2. Программа по «Граждановедению» для 5 класса под редакцией Я.В. Соколова, М., «Школа - Пресс», 2005 г.

  3. Я.В. Соколов «Граждановедение», 5 кл., М., НВЦ «Гражданин», 2005 г.


Учебно –тематческий план

п/п

Разделы программы

Количество часов



Организационное занятие.

1 ч



Раздел I. О человеке.

16 ч



Раздел II. Об обществе людей.

10 ч



Раздел III. Жизнь дается один раз.

5 ч



Открытые мероприятия.

3 ч




Итого:

34 ч

Содержание программы

Организационное заседание.

Утверждение плана работы. Избрание актива клуба пятиклассников.
^ Раздел I. О человеке.

Версии происхождения человека. Человек — часть земной природы, существо биологическое. Что делает нас людьми? Человек — существо общественное. Мышление, речь. Творческий характер. Виды и развитие способностей: физические, духовные и социальные. Выдающиеся достижения людей. Познание человеком мира и самого себя. Способный, талантливый, гениальный. Характер и сила воли. Тесты и тренинги на познание учащимися самих себя.

Мораль, история возникновения, ее роль в жизни человека. Добро и зло — положительные и отрицательные нравственные ценности. Преимущества добра. В чем сила добра. Гуманное отношение к окружающим. Гуманизм как принцип поведения. Нравственное и безнравственное. Жестокость как проявление зла, негуманности. Неприятие зла. Конфликтная ситуация, способы разрешения конфликтов. От конфликтов к сотрудничеству.

^ Раздел II. Об обществе людей.

Конституция РФ. Россия – многонациональное государство. Нация. Взаимосвязь личности и общества.

Семья. Микроклимат в семье. Полная и неполная семья. Ценность семьи. Мой семейный альбом. «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» на защите семьи.

Школа. Ценность образования в современном мире. Закон РФ «Об образовании».

Изучение «Правил поведения для учащихся школы №1392 им. Д.В. Рябинкина» и «Устава школы».

Человек и культура. Этикет. Правила поведения дома, в школе и других общественных местах и необходимость их соблюдения. Внутренняя и внешняя культура. Совесть как нравственный самоконтроль и самооценка совершаемых поступков. Угрызение совести. Цинизм.

^ Раздел III. Жизнь дается один раз. 16 ч.

Право и мораль. Виды правонарушений. Административное правонарушение и уголовное преступление. Взыскание и наказание.

Ценность человеческой жизни. Здоровье – одно из величайших человеческих ценностей. Здоровье человека - национальное богатство. Здоровый образ жизни. Здоровье человека и вредные привычки.
^ Открытые мероприятия для начальной школы и учащихся 5 классов:

  1. Конституция РФ – основной закон государства.

  2. Права ребенка – твои права.



Участие в работе научно – практической конференции НОУУ «Кругозор» с исследовательскими работами по теме «Мой семейный альбом».

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса обществознание.

  2. Мультимедийный компьютер.

  3. Сканер.

  4. Принтер лазерный.

  5. Копировальный аппарат.

  6. Мультимедиапроектор.

  7. Экран (навесной).

  8. Средства телекоммуникации (выход в Интернет).

  9. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

  10. Компьютерный стол.

Список литературы:

Нормативные правовые акты.

Конституция РФ от 12.12.1993

Всеобщая декларация прав человека.

Семейный кодекс.

Конвенция о правах ребенка.
Дополнительная литература:

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., ЭСМО, 2007 г.

Блок А.А. Стихотворения., г. Можайск, ЛЮМОШ,1996 г.

Бондаренко А. Учись быть первым! От дерзкой мечты до великих свершений: Литературно-художественный альбом / Сост. Л.В. Козлов. М.: Дрофа, 2006.

«Гуси – лебеди», русская народная сказка, М., «Детская литература», 1995 г..

Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд. 3-е, исп. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Сказки. М: Оникс - 21 век, 2005. (Библиотека детской классики).

Крылова Г. Алиментное соглашение // Домашний очаг. 2004. № 7. С. 144-145.

Кто есть кто в мире / Гл. ред. Г.П. Шалаева. М.: СЛОВО: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Лауреаты Нобелевской премии: энциклопедия / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.

Лермонтов М.Ю. «Бородино», М., «Детская литература», 1992 г.

Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М: ACT-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

Олеша Ю.К. «Три толстяка», М., «Детская литература», 1998 г.

Семашко И.И. 100 великих женщин. М.: Вече, 1999.

Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. М.: Дрофа: Вече, 2002.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Филатов Л. Стихи, песни, пародии, сказки, пьесы, киноповести. Екатеринбург, 1999.

Харт М.Х. 100 великих людей. М.: Вече, 1998.

Шикман А.П. История России: Школьный биографический словарь. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Чайкин С. Кумиры и звезды // Мы. 2007. № 8. С. 100-111.

Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 3. Духовный мир человека. М.: Аванта+, 2004.


Календарно – тематическое планирование



^ Тема занятия.

К- во

часов

Плановые

сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные сроки

прохождения

1.

Организационное занятие.

1

2-7/9




Раздел I. О человеке. (8 ч)

2.

Что такое человек?

1

9-14/9




3.

От чего зависят поступки человека.

1

16-21/9




4.

Ваши способности в вашей власти.

1

23–28/9




5.

Кто я? Какой я?

1

30/9- 5/10




6.

Мораль.

1

7-12/10




7.

Гуманизм как норма поведения.

1

14-19/10




8-9.

Конфликт. Умение его разрешать.

2

21-26/10

28/10-1/11







^ I четверть









Раздел II. Об обществе людей. (10 ч)

10-11.

Конституция РФ.

2

11-16/11 18-23/11




12-13.

Россия – многонациональное государство.

Подготовка открытого мероприятия.

2

25-30/11 2-7/12




14.

Открытое мероприятие: «Конституция РФ – основной закон государства».

1

9-14/12




15.

Семья и ее ценность.

1

16-21/12




16.

«Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» на защите семьи.

1

23- 27/12







^ II четверть

7 ч







17-20.

Мой семейный альбом.

4

13- 18/1

20-25/1

27/1 -1/2 3-8/2




21-22.

Образование: обязанность или великое благо.

2

10-15/2 17-22/2




23-24.

Человек и культура. Этикет.

2

25/2-1/3

3-8/3




25-26.

Подготовка к НПК. Работа над проектами. Определение победителей внутри клуба.

2

10-15/3

17-22/3







^ III четверть

10 ч







Раздел III. Жизнь дается один раз . (5ч)

27.

Право и мораль.

1

1-5/4




28 - 29.

Виды правонарушений.

2

7-12/4 14-19/4




30.

Взыскание и наказание.

1

21-26/4




31-32.

В здоровом теле – здоровый дух.

2

28/4 – 3/5

5-10/5




33 - 34.

Подготовка открытого мероприятия: « Права ребенка – твои права»

3

12-17/5

19-24/5







^ IV четверть

8 ч










ИТОГО

34 ч.










Проведение мероприятия.

1 ч.

26-31/5







«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

истории, обществознания и экономики

Протокол № ___ от ___________

Руководитель ШМО

___________/Свиридова А.Я./


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

___ ___________ 2013 г.

___________/____________________/





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница