Скачать 358.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования - «Оренбургский государственный университет» Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Культура речи»Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование Квалификация выпускника бакалавр Форма обучения заочная Бузулук 2011 Рецензентст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Кузяева Н.А. ^ «Культура речи»/ сост. С.И.Сергеева – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 24 с. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части ГСЭ цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в 3 семестре. Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009г. № 788 Составитель ____________________ С.И.Сергеева31 августа 2011 г. (подпись)
Содержание
^ Целями освоения дисциплины является формирование современной языковой личности, развитие общей языковой и коммуникативно-речевой компетентности носителей русского языка, формирование их коммуникативной компетентности в различных сферах общения, особенно в сфере профессионального общения, на основе знаний о русском языке как знаковой системе, овладения навыками использования языковых единиц различных уровней (фонетического, лексического, грамматического, стилистического и текстового) в соответствии с конкретными коммуникативными целями и задачами. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями правильного и уместного использования языковых средств в процессе речевого общения в различных сферах (в первую очередь, учебно-профессиональной, профессиональной, деловой). Задачами курса являются изучение коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи; формирование представлений о речевой норме как о системе правил произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств, принятых в общественно-языковой практике образованных людей и закреплённых на данном этапе развития русского литературного языка; выработка научного представления о функционально-стилистической дифференциации русской речи; обучение навыкам создания текстов различных типов и разновидностей; обучение умению написания студенческой научной работы. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Культура речи» представляет собой дисциплину базовой части (Б.1.1.4) цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и относится к направлению 050100.62 Педагогическое образование. Дисциплина основывается на школьном курсе русского языка. Является основой для изучения таких дисциплин ГСЭ цикла как «Деловое общение» и «Риторика». Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы, количество часов – 72, в т.ч. аудиторных – 10; внеаудиторных – 62 часа. Форма отчётности – экзамен. ^ В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО: общекультурные компетенции - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1); - способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности диалога и сотрудничества (ОК-3); - способен использовать знания о современной естественнонаучной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации , теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); - способен логически верно воспроизвести устную и письменную речь (ОК-6); - готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); - владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); общепрофессиональные компетенции - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); -способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); профессиональные компетенции -способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях (ПК-1); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно - воспитательного процесса (ПК-5); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способен к использованию отечественного и зарубежного опыта в организации культурно - просветительской деятельности (ПК-10); В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: знать: - состояние современного русского языка, основные законы и особенности его функционирования, закономерности его развития, актуальные проблемы языковой культуры общества в процессе речевой деятельности; - содержание основных понятий: «язык» и «речь», «национальный язык», «литературный язык», «речевая деятельность», «функциональные стили», «лексическое значение», «стилистическое значение», «языковая норма»; виды речевого общения, обусловленность выбора языковых единиц видами речевого общения в процессе речевой деятельности; виды речевой деятельности; - особенности вербальной и невербальной коммуникации, техники речи; основные функции языка, особенности его многоуровневой системы; основные литературные нормы и их особенности, закономерности их формирования и изменения; - функциональные стили и их особенности, многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях; - основные признаки текста; общие требования, предъявляемые к текстам различных стилей и жанров; - лингвистические и психолингвистические основы публичного выступления; - особенности устной и письменной научно-технической коммуникации; - основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями; - этико-речевые нормы и правила речевого этикета. уметь: - выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации; - строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации; - фиксировать нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректировать их; - составлять устные и письменные тексты научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, доклады) с использованием различных приемов переработки текста (компрессии, трансформирования и т.д.) ; - составлять тексты официально-делового стиля (заявления, доверенности, резюме; деловые письма и т.д.); - готовить устные публичные высказывания (сообщение, доклад) и анализировать прослушанные публичные выступления; - пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах; - соблюдать правила речевого этикета. владеть: - нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учетом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм; - навыками употребления функционально дифференцированных языковых средств в соответствии с конкретными коммуникативными целями, задачами и условиями; - навыками подготовки устных и письменных высказываний / текстов разных стилей (в первую очередь, научного и официально-делового) и жанров; ^ : - в подготовке и анализе публичного выступления; - в работе с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи. 4. Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
^ Заочная форма обучения (полный срок)
Заочная форма обучения (сокращенный срок)
|
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | ... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в... | ![]() | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям... |