Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи»




Скачать 358.07 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи»
страница1/4
Дата публикации18.01.2014
Размер358.07 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного образовательного

бюджетного учреждения высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин







Утверждаю

Декан факультета заочного обучения


И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Культура речи»



Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование
Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения

заочная

Бузулук 2011

Рецензент


ст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Кузяева Н.А.
^ Рабочая программа дисциплины «Культура речи»/ сост. С.И.Сергеева – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 24 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой

части ГСЭ цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в 3 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009г. № 788






Составитель ____________________ С.И.Сергеева

31 августа 2011 г. (подпись)





 Сергеева С.И., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание







с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………....

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины………

5

4

Содержание и структура дисциплины …………………………………

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………………..

7

4.2

Структура дисциплины………………………………………………….

9

4.3

Практические занятия (семинары)……………………………………...

11

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

12

5

Образовательные технологии…………………………………………..

13

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


14

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………....


15

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...

19

7.1

Основная литература………………………………………………...…

19

7.2

Дополнительная литература………………………………………...…

20

7.3

Периодические издания…………………………………………….......

20

7.4

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы……………....


21

7.5

Методические указания к практическим занятиям ……………....…

22

8

Материльно-техническое обеспечение дисциплины

22




Лист согласования рабочей программы дисциплины…………....……

23




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …....…

24



^ 1 Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является формирование современной языковой личности, развитие общей языковой и коммуникативно-речевой компетентности носителей русского языка, формирование их коммуникативной компетентности в различных сферах общения, особенно в сфере профессионального общения, на основе знаний о русском языке как знаковой системе, овладения навыками использования языковых единиц различных уровней (фонетического, лексического, грамматического, стилистического и текстового) в соответствии с конкретными коммуникативными целями и задачами.

Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями правильного и уместного использования языковых средств в процессе речевого общения в различных сферах (в первую очередь, учебно-профессиональной, профессиональной, деловой).

Задачами курса являются изучение коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи; формирование представлений о речевой норме как о системе правил произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств, принятых в общественно-языковой практике образованных людей и закреплённых на данном этапе развития русского литературного языка; выработка научного представления о функционально-стилистической дифференциации русской речи; обучение навыкам создания текстов различных типов и разновидностей; обучение умению написания студенческой научной работы.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Культура речи» представляет собой дисциплину базовой части (Б.1.1.4) цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и относится к направлению 050100.62 Педагогическое образование.

Дисциплина основывается на школьном курсе русского языка.

Является основой для изучения таких дисциплин ГСЭ цикла как «Деловое общение» и «Риторика».

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы, количество часов – 72, в т.ч. аудиторных – 10; внеаудиторных – 62 часа. Форма отчётности – экзамен.

^ 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

общекультурные компетенции

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации , теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- способен логически верно воспроизвести устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

общепрофессиональные компетенции

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

профессиональные компетенции

-способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях (ПК-1);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно - воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта в организации культурно - просветительской деятельности (ПК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:

- состояние современного русского языка, основные законы и особенности его функционирования, закономерности его развития, актуальные проблемы языковой культуры общества в процессе речевой деятельности;

- содержание основных понятий: «язык» и «речь», «национальный язык», «литературный язык», «речевая деятельность», «функциональные стили», «лексическое значение», «стилистическое значение», «языковая норма»; виды речевого общения, обусловленность выбора языковых единиц видами речевого общения в процессе речевой деятельности; виды речевой деятельности;

- особенности вербальной и невербальной коммуникации, техники речи; основные функции языка, особенности его многоуровневой системы; основные литературные нормы и их особенности, закономерности их формирования и изменения;

- функциональные стили и их особенности, многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;

- основные признаки текста; общие требования, предъявляемые к текстам различных стилей и жанров;

- лингвистические и психолингвистические основы публичного выступления;

- особенности устной и письменной научно-технической коммуникации;

- основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями;

- этико-речевые нормы и правила речевого этикета.
уметь:

- выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;

- строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации;

- фиксировать нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректировать их;

- составлять устные и письменные тексты научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, доклады) с использованием различных приемов переработки текста (компрессии, трансформирования и т.д.) ;

- составлять тексты официально-делового стиля (заявления, доверенности, резюме; деловые письма и т.д.);

- готовить устные публичные высказывания (сообщение, доклад) и анализировать прослушанные публичные выступления;

- пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах;

- соблюдать правила речевого этикета.
владеть:

- нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учетом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм;

- навыками употребления функционально дифференцированных языковых средств в соответствии с конкретными коммуникативными целями, задачами и условиями;

- навыками подготовки устных и письменных высказываний / текстов разных стилей (в первую очередь, научного и официально-делового) и жанров;

^ Приобрести опыт деятельности:

- в подготовке и анализе публичного выступления;

- в работе с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи.



4. Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Язык как средство мышления и коммуникации

Понятие о взаимосвязи языка и мышления, языка и речи. Речевая коммуникация и ее составляющие. Русский язык: устройство и функциональное назначение. Формы существования. Понятие русского языка как государственного. Понятие русской речи и её особенностей. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии. Основные единицы речевой коммуникации. Формы и способы восприятия, анализа, обобщения и передачи информации. Языковые знания как средство развития коммуникативной компетенции и становления профессиональной компетенции

ДЗ


2

Культура устной и письменной речи.

Понятие культуры языка и культуры речи. Основные компоненты (составляющие) культуры речи. Специфика речи в зависимости от форм реализации (устная и письменная речь). Основные жанры устной и письменной речи. Нормативный аспект культуры устной и письменной речи. Понятие о норме русского литературного языка и ее видах. Коммуникативный и этический аспекты устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи. Логичность как одно из коммуникативных качеств речи. Основные логические законы. Логические ошибки. Основные формы и способы построения логически непротиворечивого высказывания

ДЗ, К

3

Публичная речь и ее особенности.

Основы ораторского искусства. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументальные) выступления, их особенности. Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевой коммуникации. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы. Дискуссия и полемика. Основные виды аргументов. Общие принципы подготовки публичного выступления: выбор темы, цель речи, поиск материала, составление плана выступления. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Приемы захвата и поддержания внимания аудитории. Композиция публичного выступления: вступление, основная часть, заключение. Способы изложения материала. Основные риторические средства (тропы и фигуры). Невербальные средства языка и их целесообразное использование в речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи


ДЗ, К

4

Основы речевой профессиональной культуры

Культура речи в профессиональной деятельности. Понятие «специальный язык». Социальная дифференциация речи. Функциональные разновидности СРЛЯ. Специфика использования элементов различных языковых уровней в текстах профессионального содержания. Профессиональная и научная терминология. Профессиональные варианты нормы. Служебно-деловое общение и его особенности. Культура делового письма и устной деловой речи. Требования к оформлению документов. Особенности русской и зарубежной школ делового письма. Речевой этикет в документе. Служебная этика и служебный этикет


ДЗ


5

Основы составления и редактирования текстов профессионально и социально значимого содержания

Композиционно-структурное оформление текстов профессиональной направленности: конспект, аннотация, доклад, реферат. Типология ошибок в соответствии с видами норм СРЛЯ и норм деловой и научной речи. Основные ортологические (нормативные) словари. Литературное редактирование текстов с различными речевыми и грамматическими ошибками и структурными недостатками


ДЗ, Т



^ 4.2 Структура дисциплины

Заочная форма обучения (полный срок)

Вид работы

Трудоемкость, часов

3 семестр

полный срок обучения

^ Общая трудоемкость

72

Аудиторная работа:

10

Лекции (Л)

4

Практические занятия (ПЗ)

6

^ Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа:

53

Реферат (Р)

-

Эссе (Э)

-

Самостоятельное изучение разделов

12

Контрольная работа (К)

11

Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,

подготовка к практическим занятиям

30

20
10

Подготовка и сдача экзамена

9

^ Вид итогового контроля

экзамен


Заочная форма обучения (сокращенный срок)

Вид работы

Трудоемкость, часов

3 семестр

^ Общая трудоемкость

72

Переаттестация

72

Вид итогового контроля

экзамен
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины химия
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины химия с элементами экологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа дисциплины Культура речи Направление подготовки:...
...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в...

Рабочая программа учебной дисциплины «К ультура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины литература Верховажье
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница