Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие




Скачать 207.18 Kb.
НазваниеПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие
Дата публикации23.01.2014
Размер207.18 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ « Об образовании» от 10. 07. 1992 № 3266 – 1 (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный компонент государственного образовательного

стандарта основного общего образования;

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №14 г. Липецка на 2012 – 2013 учебный год.

2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

- авторская программа к учебнику «Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 18-е изд. – М.: Провещение, 2010».

^ 3. Обоснование выбора авторской программы

Выбор программы, на основе которой создан учебник «Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 18-е изд. – М.: Провещение, 2010», обусловлен тем, что основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

^ 4. Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;

- умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.

  Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Задачи курса:

^ 5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Рабочая программа в целом соответствует стандартам основного общего образования по литературе, примерной программе основного общего образования по литературе, исходной авторской программе.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Место предмета «Литература» в учебном плане МБОУ СОШ № 14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по русскому языку, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.

^ 7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Введение (1 ч.)

Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

Русский фольклор (2 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былины как героические песни эпического характера. Герои былин, образы богатырей. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Иерархия ценностей православного человека.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XVIII   ВЕКА (4 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

 РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XIX  ВЕКА (50 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге».Тема судьбы и пророчества. Нравственная проблематика произведения. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Маленькие трагедии». Нравственные проблемы.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Сочинение.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Стихотворения «Тучи», «Листок». «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва».

«Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Сочинение.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). 

Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.

«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести. Сочинение.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

«Бирюк», «Льгов». Отражение существенных черт русского национального характера. Авторские раздумья автора о жизни народа. Роль психологической детали. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Тройка». Народные характеры и судьбы.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве А.К. Толстого. Художественная концепция Ивана Грозного. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

В.М. Гаршин. Слово о писателе.

Рассказ «Красный цветок». Слово о писателе. Обыденность и героизм в художественном мире В.М. Гаршина. Тема страстного сопротивления злу.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Живая картина нравов. Сатирический пафос произведения. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  XX  ВЕКА (37 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

«Цифры». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали. Художественное мастерство. Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Слово о писателе.

«Детство». Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. Изображение внутреннего мира подроста. Активность авторской позиции. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Сочинение.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «О дряни». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве В.В. Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Слово о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Сочинение.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Поэзия Великой Отечественной войны. К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Слово о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Лтература народов России (1 ч.)

Расул Гамзатов. Слово о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Муса Джалиль. Тема подвига.

ЗАРУБЕЖНАЯ  ЛИТЕРАТУРА (4 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.   «Ты кончил жизни путь,  герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рэй Д. Брэдбери «Каникулы». Реальное и фантастическое.

^ УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема раздела

Количество

часов




Литература

102 ч.

1.

Введение. Литература как искусство слова.

1

2.

Русский фольклор Устное народное творчество. Предания. Былины. «Калевала». Пословицы и поговорки.


2

3.

Древнерусская литература. Из «Поучения» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии»

2

4.

Литература XVIII века. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин

4

5.

Русская литература XIX века. А.С. Пушкин «Медный всадник», «Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Станционный смотритель». Сочинение.

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Лирика. Сочинение.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» .Сочинение.

И.С. Тургенев. Рассказы

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Лирика

А.К. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки». Л.Н. Толстой «Детство». А.П. Чехов. Рассказы.

50

6.

Русская литература XX века. И.А. Бунин «Цифры». М. Горький «Детство». Сочинение.

Л. Андреев «Кусака».

В.В. Маяковский.

А.Платонов «Юшка». Сочинение.

Лирика XX в. (Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский, В.Я. Брюсов и др.). Е.И. Носов «Кукла». Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».

Д.С. Лихачев «Земля родная»

37

7.

Литература народов России. Расул Гамзатов, М. Джалиль.

1

8.

Зарубежная литература




Р. Бернс, Дж. Байрон, О. Генри, Рэй Брэдбери.

4

9

Обобщение и систематизация изученного. Книга – учебник жизни.



1

^ 89.. Виды и формы контроля:

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение на заданную тему;

  • письменный ответ на вопрос проблемного характера;

  • тестирование;

  • индивидуальная работа с использованием карточек.

9. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

^ В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать:

  1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. Историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. Основные теоретико-литературные понятия; текст художественного произведения;

  6. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  7. Особенности композиции изученного произведения;

  8. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы;

Уметь:

    1. Работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

    2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    3. Выявлять авторскую позицию;

    4. Выражать свое отношение к прочитанному;

    5. Сопоставлять литературные произведения;

    6. Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    7. Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    8. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    9. Владеть различными видами пересказа;

    10. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    11. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    12. Писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

    13. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    14. Создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    15. Находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

    16. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     

  •   осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса;

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

^ 10. Литература и средства обучения

Для учителя:

  1. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 18-е изд. – М.: Провещение, 2010.

  2. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2011.

  3. «Поурочные разработки по литературе». Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. – М: «Вако», 2009.

  4. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина.– М.: АСТ, 2004.

  5. Материалы к урокам литературы (Интернет-сайты).

  6. Мультимедийные средства обучения.

Для учащихся :

  1. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 18-е изд. – М.: Провещение, 2010.

  2. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина.– М.: АСТ, 2004.

  3. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  5. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  6. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  7. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М., 2000.

  8. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  9. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266 – 1 (с изменениями и дополнениями)

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка»
...

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка для 3 класса. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Программа курса английского языка «Милли» для начальных классов образовательных учреждений

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница