Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие




Скачать 147.11 Kb.
НазваниеПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие
Дата публикации02.02.2014
Размер147.11 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

В основу рабочей программы положены следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ « Об образовании» от 10. 07. 1992 № 3266 – 1 (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный компонент государственного образовательного

стандарта основного общего образования;

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №14 г. Липецка на 2012 – 2013 учебный год.

2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

- авторская программа к учебнику «Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 9-е изд. – М.: Провещение, 2010».

^ 3. Обоснование выбора авторской программы

Выбор программы, на основе которой создан учебник «Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 9-е изд. – М.: Провещение, 2010», обусловлен тем, что основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

^ 4. Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободно владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- умение давать развернутый ответ на вопрос; рассказывать о литературном герое, давать его характеристику;

- умение написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение лингвистической, культкурологичесокй , коммуникативной компетенций.

  Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культур, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Задачи курса:

^ 5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Рабочая программа в целом соответствует стандартам основного общего образования по литературе, примерной программе основного общего образования по литературе, исходной авторской программе.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися навыками, отвечающими требованиям к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Место предмета «Литература» в учебном плане МБОУ СОШ № 14 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по русскому языку, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.

^ 7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Введение (1 ч.)

Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Литература и история.
Устное народное творчество (2 часа)
Исторические и лирические народные песни. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.
Древнерусская литература (2 часа)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Шемякин суд».

Литература XVIII века (7+3 часов)
Д. И. Фонвизин Основной конфликт комедии «Недоросль». Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.

Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. Сочинение.
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Слово о писателе. Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы .

Литература XIX века (56 часов)
И.А. Крылов Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака». Связь с русской историей.
А.С. Пушкин Высокое звучание темы дружбы в лирике А.С. Пушкина. «19 октября». Высокое звучание темы любви в лирике А.С. Пушкина. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора  и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль  эпиграфов. «Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская тема». Нравственно-философская проблематика произведения. Сочинение.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание поэмы. «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. Смех – главный герой комедии, казнящий пороки и утверждающий положительные идеалы. «Ревизор» в театре и в кино. Сочинение. «Шинель» - одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». И.С. Тургенев. «Ася». Тема любви. Психологизм повести.

А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка». Мотив любви «сердечной остуды» в «весенней сказке». Власть природы и порывы человеческого сердца.
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическая направленность. «История одного города» - художественно-политическая сатира. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.
Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее. Особенности сюжета и композиции. Образы повествователей. Художественное время. Система образов и персонажей. Конфликт в рассказе.
Поэзия родной природы. А.А. Фет «Первый ландыш». А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет», «Осенний вечер». А.П. Чехов Трилогия. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников. «О любви» — рассказ об упущенном счастье. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека от лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии. Сочинение.

Литература XX века (24 часов)
И.А. Бунин Проблема счастья в рассказе «Кавказ». Выразительность и точность детали в рассказе И.А. Бунина.
А.И. Куприн Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини
М. Горький «Челкаш» — романтическое произведение. Герои и их судьбы. «Песня о Соколе». Вопрос о смысле жизни.
А.А. Блок Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев».

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый поэт». Психологизм изображения чувств в лирике А.А. Ахматовой. Роль художественной детали.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов. Авторская позиция и способы ее выражения. Философская проблематика повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.

М. Зощенко. «История болезни». Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Образ повествователя и авторская позиция. «История болезни».

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Тема родины и ее воплощение в поэме. Тема человека на войне. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Сплав трагического и комического, народность языка. Герой и автор поэмы. Сочинение.
А.П. Платонов «Возвращение». Тема нравственного выбора. Ключевые образы рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне Стихи и песни о Великой Отечественной войне. В.С. Высоцкий. Лирический герой в поэзии

В.С. Высоцкого.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе. Яркость и красочность языка Астафьева.

Зарубежная литература (8 часов)
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

Отражение в трагедии «вечных тем»: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.
Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
В. Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
Итоговые занятия. Общественный и гуманистический пафос русской литературы. Классические традиции. (1 час)

^ УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема раздела

Количество

часов




Литература

102 ч.

1.

Введение. Литература как искусство слова.

1

2.

Русский фольклор. Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

2

4.

Литература XVIII века. Сочинение.

10.

5.

Литература XIX века. Сочинение -3.



56

6.

Литература XX века. Сочинение.

24

7.

Зарубежная литература

8

8.

Итоговое занятие

1

Виды и формы контроля:

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение на заданную тему;

  • письменный ответ на вопрос проблемного характера;

  • тестирование;

  • индивидуальная работа с использованием карточек.

9. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

^ В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать:

  1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. Историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. Основные теоретико-литературные понятия; текст художественного произведения;

  6. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  7. Особенности композиции изученного произведения;

  8. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы;

Уметь:

    1. Работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

    2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    3. Выявлять авторскую позицию;

    4. Выражать свое отношение к прочитанному;

    5. Сопоставлять литературные произведения;

    6. Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    7. Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    8. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    9. Владеть различными видами пересказа;

    10. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    11. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    12. Писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

    13. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    14. Создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    15. Находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

    16. Ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     

  •   осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса;

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

^ 10. Литература и средства обучения

Для учителя:

  1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 9-е изд. – М.: Провещение, 2010.

  2. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 8 класс. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2011.

  3. «Поурочные разработки по литературе». Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. – М: «Вако», 2009.

  4. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина.– М.: АСТ, 2004.

  5. Материалы к урокам литературы (Интернет-сайты).

  6. Мультимедийные средства обучения.

Для учащихся :

  1. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина. – 9-е изд. – М.: Провещение, 2010.

  2. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина.– М.: АСТ, 2004.

  3. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  5. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  6. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  7. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М., 2000.

  8. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  9. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266 – 1 (с изменениями и дополнениями)

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПрограмма духовно-нравственного воспитания младших школьников «улыбка»
...

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconПояснительная записка для 3 класса. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Программа курса английского языка «Милли» для начальных классов образовательных учреждений

Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: в основу рабочей программы положены следующие iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница