Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г




НазваниеМетодические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г
страница1/4
Дата публикации18.03.2014
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. Харитонова

Древний город, устремленный в будущее
Методические рекомендации и информационные материалы для проведения

единого классного часа 1 сентября 2010 г. в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


Ярославль 2010 г.

Оглавление

Введение
Методические рекомендации по проведению классного часа

«Древний город, устремленный в будущее»
I. Для учащихся начальной школы

1. Для учащихся 1-х классов начальной школы

2. Для учащихся начальной школы 2-4 классов
II. Для учащихся 5-9 классов
III. Для учащихся 9, 10, 11 классов
Список литературы
Приложения
Приложение 1 Поэты о Ярославле

Приложение 2. Историческая справка

Приложение 3. Основной перечень объектов строительства

и реконструкции к 1000-летию Ярославля

Введение
В 2010 году празднует свой тысячелетний юбилей один из самых древних российских городов, наш замечательный город Ярославль. В этом году в Ярославской области классный час 1 сентября посвящается тысячелетнему юбилею города Ярославля.

Сегодня российское школьное образование вступает в фазу обновления. Осуществляется переход от школы, в которой доминировали задачи обучения и приобретения знаний, к школе, гармонично формирующей интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную составляющие обучающегося. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственные образовательные стандарты нового поколения отражают требования общества и государства к системе школьного образования. Общее образование должно стать тем пространством, в котором гарантировано обучение и воспитание человека нравственного, с активной гражданской пози­цией, чувством ответственности за свою страну. В педагогическую практику вводятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и пере­даются от поколения к поколению.

Базовые национальные ценности – это система, где каждый из элементов составляет целый блок нравственных категорий и отношений, которые формируются и хранятся в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России и пере­даются от поколения к поколению. Источниками нравственности, формирующими базовые национальные ценности, представлены ценности:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Ярославль – это сокровищница древнерусской архитектуры и искусства, пространство, в котором ощутимо дыхание истории и притягательна сила православия. Ярославль - обращение к духовным истокам и устремленность в информационное будущее. Ярославль - город с тысячелетней историей, центр индустрии, науки, образования, задающий вектор развития всему региону. Ярославль – олицетворение истории России и ее великой культуры. Классный час, посвященный тысячелетию Ярославля, направлен на введение ребенка в мир духовных и культурных ценностей, традиций своего народа и реализует задачи духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

Общая тема для классных часов с 1 по 11 классы созвучна с лозунгом юбилея Ярославля - «Древний город, устремленный в будущее» Основные идеи классного часа: культурное наследие города Ярославля, Ярославского края – это национальная культурная и духовная ценность России, достояние мировой культуры.

Цель учебного занятия – создание условий для формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности учащихся общеобразовательных учреждений через обращение к миру духовных и культурных ценностей российского народа на примере истории и культуры г. Ярославля, Ярославского края.

Методические рекомендации
Вся многонациональная Россия 1 сентября с любовью провожает своих детей в школу. Классный час, открывающий новый учебный год, - это праздник, объединяющий всю страну. Он одинаково важен для государства и граждан как ежегодная, вновь открывающаяся страница в обучении и воспитании российских детей. И государство и граждане соединяют свои усилия для того, чтобы дети могли получать знания, развивать свои способности, жить в современном мире и реализовать свой потенциал. Чтобы научились решать проблемы, опираясь на нравственные и правовые нормы, и, общаясь с гражданами других государств, ценить свою национальную самобытность и понимать свою самоценность. Чтобы любили родных и относились с уважением к другим людям. На примере семьи, на истории страны дети постигают науку жизни. Классный час, посвященный тысячелетию города Ярославля, раскрывает образцы нравственного и ратного служения России, реализует стартовые задачи формирования нравственных ценностей ребенка - юного гражданина России.

1000-летие Ярославля – это неординарное, значимое для жителей Ярославского края и всей России событие. Ярославль значительно шире географических рамок пространства города. Как административный центр он планирует и руководит процессами развития всего Ярославского края. Как экономический центр он регулирует все многообразие региональных аспектов экономической жизни. Ярославль - сосредоточие региональных центров науки, образования, культуры. Ярославль – олицетворение российской духовности и православной веры. Это сокровищница русского искусства и архитектуры.

Учитель объясняет ученикам, что 1000-летний юбилей одного из древнейших городов России, - это общий праздник для всей страны, а Ярославлю отведено особое место в истории государства и в истории русской культуры:

- Ярославль был создан как первый христианский православный город на Руси. Веками город сохранял верность православию и приумножал свою внутреннюю и внешнюю православную красоту;

- это один из древнейших российских городов, «полноправный участник венка российских столиц»; в тяжелые годы польско-литовской интервенции, когда Москва была захвачена интервентами, в Ярославле был создан «Совет всея Руси», выполнявший функции правительства России, и этот город на несколько месяцев стал столицей России;

- Ярославль – оплот российской суверенности и государственности; ярославцы всегда поднимались на защиту Родины, разделяя с Русью, Россией горечь поражений и радость побед;

- в Ярославле был основан первый русский общедоступный национальный театр;

- Ярославль - величайшая сокровищница древнерусского искусства и культуры; в 2005 году город включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО;

- Ярославль - туристический город, один из красивейших городов туристического маршрута «Золотое кольцо России»;

- Ярославская земля – родина многих выдающихся деятелей России; здесь родился величайший подвижник земли русской Сергий Радонежский, выдающийся оперный тенор Леонид Собинов, прошли детство и юность великого русского поэта и писателя Николая Алексеевича Некрасова; в Ярославле училась и работала первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова;

- Ярославль современный - пример обращения к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям россиян: восстановления разрушенных храмов и строительства новых, изучения истории и культуры родного края; пример развития современной науки, системы образования, экономики, градостроительства.

В помощь учителю предлагаются примерные разработки классных часов для начальной, основной и старшей школ, дополнительные материалы, которые можно использовать при подготовке и проведении классного часа, посвященного 1000-летию Ярославля.
I. Для учащихся начальной школы
Для учащихся начальных классов предлагаются две разработки классных часов. Одна для тех, кто впервые приходит в школу, для первоклассников. Другая – для учеников 2-4 классов, уже умеющих читать, выполнять поставленные задачи, обладающих навыками работы в школьном коллективе.
1. Для учащихся 1-х классов начальной школы
Первый классный час первоклассниками воспринимается как первый урок. Это первый шаг адаптации к школе. На этом учебном занятии учитель переводит эмоционально-стрессовое состояние ребенка в торжественный настрой праздника, создает ситуацию востребованности и успеха. Поэтому так важно музыкальное и наглядное оформление учебного занятия. Ученикам предлагается на занятии обыграть ситуацию перелистывания страниц альбома, посвященного городу Ярославлю. Дома у детей есть альбомы, где в фотографиях отображена история семьи. У города Ярославля тоже есть свой домашний альбом. Перелистывая страницы этого альбома, дети знакомятся с символикой города, его историей, его культурой. Тематика альбомных листов и их содержания может варьироваться, одна тема может доминировать над остальными. Количество листов зависит от временных рамок учебного занятия, подготовленности учителя и детей. Их может быть два («История Ярославля», «современный Ярославль») или более и другой тематики. Учитель сам решает, с каким объемом содержания работать.

^ В разработке урока предлагается пять листов только для того, чтобы у учителя был примерный выбор.

Содержание первого листа альбома направлено на формирование у ребенка пространственного представления о расположении Ярославского края, города Ярославля. Работа с картой минимальна, но дает представление о территориальном пространстве России. Ученики знакомятся с символами государственной власти Ярославской области, города Ярославля, той местности, в которой они проживают.

^ Второй лист альбома называется «История города». Учитель самостоятельно определяет временные рамки этого листа, опираясь на содержание исторической справки и др. материалы. Если листов в альбоме несколько, то можно ограничится легендой об основании города, тем более, что следующий лист «В битвах за Родину» как бы продолжает исторический блок.

^ Третий лист альбома «В битвах за Родину» объемный по содержанию и трудный для восприятия детей, только что пришедших в школу. Фактически в нем три крупных блока:

- сопротивление монгольским захватчикам;

- сопротивление польско-литовским захватчикам;

- подвиги ярославцев в годы ВОВ.

В год 1000-летия Ярославля и 65-летия Великой Победы необходимо отметить боевые и трудовые подвиги ярославцев, жителей Ярославля и Ярославской области в годы Великой Отечественной войны. Более приемлем вариант, когда при акцентировании внимания на первом и втором блоке, учитель более подробно останавливается на подвигах ярославцев в годы ВОВ. Оформление класса, опора на локальную историю, проведение краткой беседы с учениками о тех, кто в их семьях сражался за Родину, активизируют интерес детей к содержанию данного блока. Если предварительно привлечь родителей к подготовке классного часа, ученики сами могут кратко рассказать о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ,

^ Четвертый лист альбома «Люблю тебя мой город-храм» знакомит детей с архитектурными и скульптурными памятниками Ярославля. Изображения должны быть немногочисленны. Можно остановить внимание на архитектурных шедеврах, изображения которых помещаются в учебниках по истории (Храм Ильи Пророка), на тысячерублевой купюре РФ (памятник Ярославу Мудрому, часовня Казанской Божьей Матери, храм Иоанна Предтечи) и кратко рассказать о них. Можно обратить внимание учеников на необычные памятники Ярославля (памятник городскому постовому, бронзовая скульптура ревущего медведя).

^ Пятый лист альбома рассказывает о знаменитых деятелях земли Ярославской. В этом блоке учитель дает представление о том, как талантливо население Ярославского края, обрисовывая области деятельности, в которых проявили свой талант его жители. Рассказ сопровождается показом фотографий, портретов, иллюстраций. Подробнее остановиться можно на достижениях тех людей, которыми славится местность, где живут ученики, и находится их школа.

В заключение учебного занятия проводится краткая игра «Что мы запомнили». Учитель задает вопросы и показывает изображения или портреты, дети отвечают на вопросы учителя.

^ Последний лист альбома, где на фоне символики тысячелетия размещены фотографии первоклассников, символизирует устремленность Ярославля, Ярославского края в будущее. Но заключение учебного занятия может быть решено и по-другому.

Главное в уроке, чтобы дети почувствовали любовь учителя к родному краю, его восхищение сокровищами культурного наследия, уважение к жителям края и их достижениям. На уроке именно учитель является носителем базовых национальных ценностей, примером нравственности и гражданственности, воспитателем детей.
Тема классного часа: «Древний город, устремленный в будущее»
^ Мой край родной, горжусь тобой.
Живу тобой, дышу тобой.

Цели урока:

образовательная:

- познакомить учащихся с понятиями «Родина», «государственные символы», культурное наследие.

развивающая:

- обогащение и усложнение словарного запаса;

- формирование способов взаимодействия с учителем, с коллективом.

-воспитательная:

- формирование представления о Ярославле и его культурном наследии как достоянии мировой культуры;

- воспитание чувства уважения к историческому и культурному наследию своего края, своей Родины;

- формирование нравственно-эстетической сферы, воспитание чувства любви к Родине.

^ Тип учебного занятия:

Урок-экскурсия по страницам альбома «Древний город, устремленный в будущее»

Форма организации познавательной деятельности:

коллективная.

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация к уроку (или наглядное оформление, подготовленное учителем, родителями, учениками: государственные символы Ярославской области, государственные символы Ярославля, цветные изображения архитектурных и скульптурных памятников Ярославля и т.д.).

- музыкальное сопровождение урока: гимн города Ярославля, песни о Ярославле, торжественные мелодии, создающие настроение праздника и т.д.;

- выставки детских поделок, рисунки детей, плакаты и т.д.

^ Подготовка к учебному занятию

на партах у школьников два небольших листочка, на одном из которых крупно изображен плюс (знание), на другом изображен минус (незнание). На карточках могут быть другие рисунки, несущие те же значения.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! (Учитель представляется детям). В каждой школе нашей большой страны 1 сентября учебный год открывается Уроком Знаний. На этом уроке мы обсуждаем то, что важно сегодня для страны и ее жителей. Посмотрите, как оформлен класс, в который вы вошли.

- Какому важному событию будет посвящено наше занятие? (Беседа с классом).

Вы стали учениками в замечательный, юбилейный год. Городу Ярославлю исполнилось 1000 лет. Посмотрите, какая эмблема была разработана ярославским художником Николаем Кошкиным к тысячелетию г. Ярославля.

- Как можно объяснить то, что нарисовано художником? (Беседа с классом)

- Что мы с вами знаем о нашем городе?

Ответы учащихся формируются в блоки




Край, в котором я живу

Начало истории города




В битвах за Родину

Город-храм

Знаменитые люди Ярославии

У всех есть дома альбомы с вашими фотографиями. В фотографиях отражается вся ваша жизнь. Давайте представим, что у города Ярославля есть такой же альбом с красивым названием «Древний город, устремленный в будущее». Мы отправляемся с вами в воображаемое путешествие по страницам этого альбома. Первый лист альбома нам расскажет о том, где мы живем, где находится город Ярославль и наш край.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconМетодические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных...
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных...

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconН. Д. Беренёва рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconН. Д. Беренёва рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconН. Д. Беренёва рабочая программа по музыке для 1 класса
Просвещение, 2011 с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях...

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconЖуровой Л. Е. Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс
Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской...

Методические рекомендации и информационные материалы для проведения единого классного часа 1 сентября 2010 г в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Ярославль 2010 г iconОб утверждении сроков и единого расписания проведения единого государственного...
Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. №170 (зарегист­рирован Министерством юстиции Российской...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница