Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования




Скачать 97.81 Kb.
НазваниеН. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования
Дата публикации19.03.2014
Размер97.81 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 430

Н.А.Коновалова
Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования.
На сегодняшний момент сотрудничество детского сада с семьёй является актуальной и обсуждаемой темой. Важность и значение развития данного направления представлена в документах и мероприятиях всех уровней: от федерального до уровня образовательных учреждений. С 2009 года Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили взаимодействие с родителями как одно из обязательных направлений реализации образовательного процесса. В новом документе, проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, сотрудничество с семьями воспитанников обозначено:

- в принципах стандарта;

- как условие создания образовательной среды учреждения;

- как структурная часть основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО);

- как требование к психолого–педагогическим условиям реализации ООП ДО;

- как одна из основных профессиональных компетенций педагога, обеспечивающая открытый характер образовательного процесса.

Разработчики ФГОС говорят о целесообразности создания «Доктрины дошкольного образования», одним из направлений которой будет разработка механизмов консолидации родительской и образовательной общественности, являющейся условием достижения высокого уровня качества дошкольного образования.

На уровне региона создан Областной родительский совет. Одна из целей его деятельности – вовлечение родителей в образовательный процесс и ведение конструктивного диалога с профессиональным сообществом. Тема сотрудничества с семьёй активно обсуждалась на I Форуме педагогов ДОУ города Новосибирска, на городской методической неделе. Практически в каждом номере журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя» представляется опыт работы дошкольных учреждений в данном направлении. Освещается сотрудничество детского сада с семьёй и в городском издании «Дошкольный вестник».

Таким образом, на сегодняшний день в педагогическом сообществе есть полное понимание, что без сотрудничества с родителями невозможно. Но это понимание ставит вопросы: в каких формах оно должно осуществляться? кто его будет осуществлять?

Природа первого вопроса понятна. Мы живём в век информационных технологий. Прежние формы работы с семьёй неэффективны, а порой и просто отторгаются родителями. Зачем современному, образованному, продвинутому в плане всех гаджетов родителю слушать доклад, лекцию, если в его распоряжении масса Интернет-ресурсов, где, как он считает, есть все ответы на его вопросы? Для него подобные мероприятия будут потерей драгоценного времени. Современным родителям некомфортно себя чувствовать в роли поучаемых, наставляемых, подмастерьев в воспитании собственного ребёнка.

Для достижения взаимопонимания, положительных результатов, эффективности взаимодействия необходимы совершенно иные подходы и формы.

И второй вопрос – кто будет сотрудничество в новых, современных, инновационных формах осуществлять? Ответ очевиден – воспитатели. Но достаточно ли у педагогов теоретических знаний и практических навыков в данной области?

Мне и моим коллегам ответ на этот вопрос во многом помогли получить курсы в ГЦОиЗ «Магистр» по теме «Сотрудничество ДОУ и семьи», которые ведёт Т.Д.Яковенко. Результатом стала разработка проекта «Семья + детский сад: учимся сотрудничеству». Проект отмечен дипломом лауреата городского конкурса «Образование. Город. Инновации». Его реализация проходила в течение 2012 – 2013 учебного года. И сегодняшнее выступление – это попытка обобщить и представить опыт детского сада № 430, дать почву для размышлений и, быть может, некоторые идеи для практики.

На подготовительном этапе важно провести анализ реальной ситуации по взаимодействию с родителями в ДОУ. Оценить теоретический и практический потенциал педагогов в данной области, выявить положительный опыт и имеющиеся кадровые ресурсы.

Анализ реальной ситуации по организации сотрудничества с семьёй в нашем детском саду показал, что есть и положительный опыт, например, в организации различных досуговых форм. Совместные развлечения, праздники, семейные конкурсы стали традицией («Колядки», «Масленица», «Рыцарский турнир», «Леди Совершенство»). В 2011 году был создан мини-музей совместного детско-родительского творчества и художественный вернисаж, экспозиции которых регулярно обновляются. Есть интересные формы информационно-просветительского направления. С ноября 2010 года в саду ежемесячно выпускается газета «По секрету всему свету», на сегодняшний день вышел уже № 32, авторами рисунков, заметок, стихов являются дети, сотрудники и родители. Постоянно действует и обновляется сайт учреждения (www.ds-430@nios.ru). Регулярно проводятся дни открытых дверей, оформляется интересная и актуальная наглядная информация: фотоотчёты, тематические стенгазеты и т.д. Успешно реализуются детско-родительские проекты, совместно созданы портфолио групп. Родители участвуют в управлении ДОУ, в организации дополнительного образования. Тем не менее, существовала проблема невысокой посещаемости родительских собраний, которые наряду с индивидуальной беседой являлись наиболее распространенными в практике ДОУ познавательными формами организации общения педагогов с семьями воспитанников. Периодически возникали и конфликтные ситуации, анализ которых, как правило, выявлял ограниченность знаний и умений воспитателей в вопросах общения с родителями.

Вторым этапом стало мотивирование педагогов к диалогу и сотрудничеству с родителями, коллегами, внедрению инновационных форм взаимодействия. И здесь нужно заметить, что положительную мотивацию необходимо поддерживать у воспитателей на протяжении реализации всего проекта. Это обеспечивают два принципа работы:

1. Индивидуальный подход, т.е учёт индивидуальности педагога, его педагогического стиля, уровня профессиональной компетентности и эмоционального состояния. Вспомним известную классификацию по сказкам. Если это Мэри Поппинс, успешно взаимодействующая с родителями – то мотивировать её на презентацию своего опыта коллегам, готовность выступить в роли эксперта, наставника. Если общительная, открытая, но неопытная Красная Шапочка, то важно актуализировать потребность в самообразовании, развитии профессиональных навыков. Если раньше это была блистательная и успешная принцесса, а теперь Спящая красавица – разбудить, напомнить, кто она, побудить вспомнить свой успешный опыт, мотивировать на продолжение педагогического поиска, пробудить чувство собственного достоинства. Если перед нами Снежная королева, не очень понимающая смысл сотрудничества, не считающая эту модель отношений эффективной – мотивировать на пересмотр собственной профессиональной позиции.

2. Эффективные формы обучающего этапа. Нами были выбраны создание творческой группы, проведение конкурса профессионального мастерства, интерактивные формы методической работы.

Прежде чем представить работу и полученные результаты, хочется сказать о главном. Главный гарант успешного сотрудничества с родителями – это умение воспитателя видеть, выделять актуальные задачи, которые необходимо решить (текущие, возрастные) и выбирать формы, адекватные решению этих задач. Т.е. не мероприятие ради мероприятия, а четкое понимание для чего. Тогда родители становятся не зрителями и экспертами, а заинтересованными участниками, партнёрами и коллегами.

При реализации основного этапа проекта, который позволил поднять профессиональную компетентность педагогов и внедрить современные, инновационные формы сотрудничества с родителями, мы соблюдали принцип – из теории в практику. Т.е. параллельно шли два процесса: обучение воспитателей в интерактивных формах и применение полученных знаний педагогами в рамках прохождения этапов конкурса по сотрудничеству с родителями «Вместе весело шагать».

^ Методические мероприятия

срок

Конкурс «Вместе весело шагать»

1. Семинар-практикум +кейс-стади «Правила эффективного общения»

октябрь




2. Практикум «Приходите в гости к нам поскорее» (составление объявлений, приглашений для родителей на совместные мероприятия)

3. Интерактивный семинар «Роль наблюдения в работе воспитателя»

ноябрь

1 этап - составление объявлений в нетрадиционной форме

2 этап – проведение «Дня дублёра»

4. Семинар-практикум «Особенности разработки и проведения анкетирования родителей»

5. Педагогическое проектирование «Навстречу друг другу» +игра «Аукцион идей» (организация «круглых столов», дискуссий, мастер-классов, выставок, семейных гостиных, праздничных и спортивных досугов, и др.)

декабрь

3 этап – составление анкеты для родителей

4 этап – мероприятие по планированию совместной деятельности с родителями на основе результатов наблюдений и анкет

6. Консультация с использованием метода «мозгового штурма» по организации обратной связи с родителями

январь

5 этап - совместная деятельность с детьми и родителями, направленная на решение актуальных задач (досуговая, проектная, познавательная и др.)

6 этап – обеспечение обратной связи с родителями




7. Педагогическое проектирование «Родители – партнеры – коллеги» (мастер-классы, практикумы, встречи с интересными людьми – с родителями)

8. Практикум «Я к Вам пишу» (написание писем родителям о развитии ребенка за данный учебный год, приглашение на встречу по итогам года)

Февраль - март

7 этап – организация мастер-классов от родителей, Дней встреч с интересными людьми




апрель

8 этап – педагогическое письмо

В результате реализации основного этапа были освоены и внедрены следующие формы сотрудничества с родителями:

1. Составление объявлений в нетрадиционной, творческой форме.

2. Творческие акции («Семейная открытка ко Дню рождения детского сада»).

3. День дублёра (приняли участие 25родителей: 21 мама, две бабушки, двое пап).

4. Анкетирование на основе педагогического наблюдения и актуализации задач взаимодействия (12 анкет).

5. Мероприятия с родителями познавательной направленности с планированием дальнейшей совместной деятельности. Вот некоторые из них:

- «Будь здоров, малыш!». Родители, чьи профессии связаны с медициной, выступали в роли экспертов, специалистов. Мама, доцент НГМА, представила важную информацию по фитотерапии, провела дегустацию наиболее полезных напитков: отвара из шиповника, морса из клюквы, сока из облепихи. Мама – педиатр представила информацию об эффективных мерах профилактики ОРВИ. Массажист – практикум по оздоравливающему массажу по Уманской. Медсестра – практикум «Носики – курносики сопят», по гигиене, уходу и правильному закапыванию капель в случае болезни ребёнка раннего возраста.

- Дискуссии «Бен тен или Чебурашка», «Американские мультфильмы: за и против».

- «Театральные зарисовки» - детско – родительские театрализации.

- Круглый стол «Почитайте мне книгу» - представление положительного родительского опыта.

- Вечера вопросов и ответов «Тайны детского темперамента» - педагогическое проектирование, «Детская самостоятельность: миф или реальность?» - метод кейс – стади.
- Аукцион идей «День рождения «Рябинки»».
6. Практически на каждой встрече педагоги с успехом применяли

элементы тренингов на эмоциональное сближение «Моё имя…», «Снежный ком», «Никто не знает, что я…», «Ассоциации» и др.

7. Совместные мероприятия с родителями различной направленности:

- физкультурно – оздоровительные («Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья»);

- музыкальные (выпускные праздники в группах раннего возраста);

- спортивно – патриотические («Богатырские забавы», «Ромашка против Соловья – Разбойника»);

- фольклорные («Святочные гадания», «Сорок сороков»);

- игровые («День рождения Рябинки»);

- проектная деятельность «Писатели Новосибирска» (к 120-летию города);

- художественно – литературные (родительские чтения, литературные гостиные);

- театрализованные (кукольный театр для малышей, участие родителей в новогодних и тематических праздниках).

8. Организация обратной связи (закрытые интернет – группы, родительская почта, экраны общения, информация на сайте).

9. Практикумы, мастер – классы (плетение косичек, вязание).

10. Встречи с интересными людьми (для детей): по профессиям родителей (папы – пожарный, военный, мамы – врачи), по увлечениям (мамы – рукодельницы: изготовление птиц – веснянок, цветы из различных материалов).

11. Дополнительное образование (театральная студия, английский язык).

12. Участие в конкурсах (педагоги, дети и родители ДОУ - участники, лауреаты и победители 17 Всероссийских, региональных и городских конкурсов).

13. Педагогическое письмо (педагогами написано 130 писем родителям. Свидетельством об успешности реализации проекта стали ответы родителей на наши письма). Зачитаю несколько строк.

По итогам конкурса проведено награждение педагогов, что является признанием результатов труда, стимулированием для дальнейшей инновационной деятельности, эмоциональной поддержкой.

Цели, которые мы ставили перед собой, достигнуты. В перспективе – освоение в 2013-2014 году новых форм сотрудничества с родителями (создание клуба для мам «Истоки», реализация большого проекта «Родовая книга» и др.), продолжение творческого поиска. Работа в режиме сотрудничества – это вдохновение и для педагогов, и для родителей, и для малышей. Желаем всем коллегам творческого, профессионального вдохновения, успешного нового учебного года и плодотворного сотрудничества с родителями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconДокладчик: Петрова Н. В
Технологическая компетентность учителя как фактор повышения качества образования

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconПриказ от «28»октября 2011 №160 -а «Принято» на заседании Совета...
Дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения №162 – детского сада комбинированного вида

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconШколы
Тема методической работы: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях...

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Мбдоу функционирует с 1974 года. Учредителем детского сада является Управление общего и профессионального образования администрации...

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования icon«Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения...
Нашей школе 49 лет. За время своего существования она приобрела интересную историю, хорошие традиции и опыт

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconТема: Использование современных педагогических технологий обучения,...
Цель: создание условий для освоения и использования современных педагогических технологий

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа дошкольного...
Липецка разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под...

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconРабочая программа по развитию детей старшей группы (далее Программа)...
«Детского сада №54», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной...

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconЭ. Н. Антонелене основная общеобразовательная программа дошкольного образования
...

Н. А. Коновалова Эффективное сотрудничество педагогов детского сада и родителей как фактор повышения качества дошкольного образования iconПрезентация по билингвальному обучению моу детского сада №4 Дзержинского...
Тема: «Взаимодействие педагогов и воспитателей детского сада при обучении дошкольников второму языку и приобщении их к культуре немецкого...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница