Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы




НазваниеПояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы
страница1/5
Дата публикации21.03.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5




Пояснительная записка

Основа содержания данного предмета

Нормативная база разработки учебной программы:

1.Нормативная база учебного плана МБОУ специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г.Саяногорска.

1.1. НПА Федерального уровня

  • Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

  • Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

  • Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Письмо МО и Н РФ № 03-48 от 16.08.2010г. с рекомендациями по использованию примерной основной образовательной программы.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);


  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 05.03.2004г №1089

  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования».

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г.Саяногорска по программе VIІ для детей с задержкой психического развития;

  • Примерной программы учебно-методического комплекта «Школа России» рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263;

  • Тематического планирования предложенного УМК «Школа России».

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

1.2.НПА регионального уровня

  • Приказ МО и Н РХ от 20.01.2010 №100-45

1.3. НПА муниципального уровня:

  • Приказ ГорОО г. Саяногорска №376 от 14.09.2010г.

1.4. НПА школьного уровня:

  • Устав МБОУ коррекционной школы-интерната №8 г.Саяногорска

  • «Программа развития школы»

  • Приказ МОУ коррекционной школы-интерната №8 «О переходе ОУ на ФГОС начального общего образования»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа по предмету «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

^ Цель музыкального образования и воспитания: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.

Задачи:

Личностные

  • Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • Развивать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • Формировать уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Развивать ориентацию в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • Формировать этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развивать музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные

  • Учить овладевать способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • Совершенствовать продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей;

  • Овладевать навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • Формировать у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • Учить осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные

  • Формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • Формировать общее представление о музыкальной картине мира;

  • Формировать знания основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • Формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • Учить воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • Учить эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • Учить воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Решая задачи музыкального воспитания, данная прграмма ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на музыкальное и духовное совершенствование личности

    • Ценность жизнипризнание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

  • Ценность истиныэто ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность человечестваосознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


^ Общая характеристика учебного предмета.

Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально образного

восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Музыкальное образование детей, формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся, воспитанникам. Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Широкое культурологическое пространство данного предмета позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию обучающихся, воспитанников, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

Соблюдение принципов музыкальной и творческой направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для музыкального совершенствования. Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Художественная эмпатия, эмоционально эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами проявляется, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые художественно-творческие потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностных сферах, создаёт условия для социальной адаптации.
^ Место курса в учебном плане. Общее количество часов в год:

1 класс – 34 (резерв – 1 час) часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый.

2 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый.

3 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый.

4 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый.
^ Особенности реализации программы

Особенностью преподавания предмета «Музыка» для детей с ограниченными возможностями здоровья, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с музыкальными, психофизическими, возрастно-половыми особенностями обучающихся.

У воспитанников, обучающихся по программе VII вида имеются стойкие нарушения эмоционально-поведенческих расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью. У воспитанников имеются нарушения внимания, памяти. Дети затрудняются в определении характера музыкальных произведений, темпа и ритма, правильной передачи мелодии при исполнении песен и распевок, плохо запоминают названия произведений и песен. В основу системы музыкального воспитания таких детей положены специально разработанные и апробированные способы отношений педагога и воспитанника, а также педагога и детского творческого музыкального коллектива. Определены особенности музыкального воспитания на уроках и во внеурочное время. Предмет музыки способствует решению данных проблем: через музыкально-ритмические упражнения, у детей развивается чувство ритма, через разучивание песен, развивается чувство темпа, такта.

Работа по коррекции недостатков музыкального развития представляет собой сложный процесс, поэтому важной особенностью преподавания уроков музыки в коррекционной школе, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов музыкального воспитания, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие музыкальной сферы ребенка.

Соблюдение принципов музыкально-песенной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для музыкального совершенствования.

С целью знакомства с культурными национальными особенностями и национальными традициями республики Хакасия, в программу включены произведения Хакасских композиторов, музыкальные инструменты хакасского народа.
^ УМК «Музыка 1 класс», учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

УМК«Музыка 2 класс», учебник, рабочая тетрадь, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

УМК«Музыка 3 класс», учебник, рабочая тетрадь, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

УМК - «Музыка 4 класс», учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Содержание

Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально - хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности. Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф. Шопен, Р.Шуман, Э.Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Обучающиеся учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

Обучающиеся овладевают вокально - хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху. Обучающиеся получают представление о музыкально пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

В ходе обучения музыке обучающиеся приобретают навыки коллективной музыкально творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
^ Планируемые результаты

У выпускника начальной школы будут сформированы:
Личностные

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развивать музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные

  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей;

  • навыки смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные

  • представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • общее представление о музыкальной картине мира;

  • знания основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


^ 1 КЛАСС

Пояснительная записка

Задачи:

Личностные:

  • Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  • Формировать этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Развивать ориентацию в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;


Метапредметные:

  • Учить овладевать способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей;

  • Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.


Предметные:

  • Формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • Формировать общее представление о музыкальной картине мира;

  • Формировать знания основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • Определять характер и содержание музыкальных произведений;

  • Определять музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).

  • Петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

  • Выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с с элементами динамических оттенков;

  • Одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

  • Правильно формировать при пении гласные звуки и отчётливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

  • Правильно передавать мелодию в небольшом диапазоне;

  • Различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

  • Различать песню, танец, марш;

  • Передавать ритмический рисунок (хлопками, на металлофоне, голосом);

  • Определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения.


Коррекционные:

  • Корригировать нарушения речевого развития, психомоторики, эмоционально-волевой сферы.

  • Развивать чувство темпа и ритма;

  • Формировать правильную осанку при пении стоя и сидя.

Особенности преподавания данного предмета в 1 «б» классе

У обучающихся 1 «б» класса интерес к уроку музыки повышен, дети общительны, способны к беседе, они с удовольствием слушают и разучивают композиторские и народные произведения, с интересом слушают музыкальные сказки, рисуют. Но в силу особенностей своего развития (задержка психического развития) у воспитанников наблюдается неумение оперировать методами сравнения и обобщения при прослушивании нескольких музыкальных произведений, у них ограниченный словарный запас, имеются нарушения звукопроизносительной стороны речи. Обучающиеся часто находятся в состоянии возбуждения, в их поведении присутствуют навязчивые движения.

Для обучающихся данного класса характерно нарушение ритмического рисунка, дети не могут самостоятельно строить свои высказывания по определению характера и ритма музыки. Такие обучающиеся требуют индивидуального, дифференцированного подхода на уроках музыки и пения. У детей данного класса плохо развито логическое запоминание. Из-за недостатка памяти и внимания, на уроках больше времени отводится заучиванию слов песен. Детям с ЗПР с трудом удаётся передавать ритм, темп и мелодию песен, динамику исполняемого произведения (тихо, громко). Детям с задержкой психического развития музыкальные и сюжетно-ролевые игры практически недоступны, но они с удовольствием могут поиграть в более простые музыкальные игры.

Отработке данных недостатков уделяется дополнительное время при организации внеурочной деятельности. Дети путаются в музыкальной терминологии, отработке музыкальных понятий даётся большее количество времени, понятия закрепляются в течение всех тем разделов.

Особенности психофизического развития детей предполагают проведение коррекционных мероприятий по нормализации отклонений, используются специальные коррекционные приёмы и упражнения:

- Логопедические попевки и логоритмические упражнения. (Емельянова, Стрельниковой Е.).

- Приёмы словарной работы: демонстрация предметов и музыкальных инструментов, действий, картинок к музыкальным произведениям.

- Корригирующие упражнения - (дыхательная, логоритмическая гимнастики; музыкально-ритмические игры; фонопедические упражнения).

- Коррекционные игры - (музыкально – двигательные дидактические; познавательные; коммуникативные; игры с речевым сопровождением),

- Психокоррекция - (арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика, игротерапия).

С целью знакомства с культурными национальными особенностями и национальными традициями республики Хакасия, в программу включены произведения Хакасских композиторов, обучающиеся знакомятся с музыкальными инструментами хакасского народа, национальным фольклором, известными хакасскими группами и ансамблями.
^ Основное содержание

Основное содержание программы в 1 классе состоит из двух разделов. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
^ Музыка вокруг нас

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши -основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

^ Музыкальный материал: «Щелкунчик» (фрагменты из балета), пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Петя и волк» (фрагменты из симфонической сказки). С. Прокофьев; Третья песнь Леля из onepы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; «Гусляр Садко», «Фрески Софии Киевской» (фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром). В. Кикта; «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Осень» и Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; «Капельки». В. Павленко, слова Э. Бодановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.; «Азбука». А. Островский, слова 3. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юда-хина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.; «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня; «Пастушья», французская народная песня; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна; «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова; «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова; рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

«Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

^ Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; «Солнце», грузинская народная песня в обработке Д. Аракишвили; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести

A. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле; «Наигрыш». А. Шнитке; «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря; «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина).

B. Гаврилин; «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Вечер». В. Салманов; «Вечерняя сказка». А. Хачатурян; «Менуэт». В. Моцарт; «Болтунья». С. Прокофьев,

слова А. Барто; «Баба Яга», детская народная игра; «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня в обработке X. Кырвите, перевод М. Ивенсен; Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин; «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова; «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова; «Волынка». И. С. Бах; «Колыбельная». М. Кажлаев; «Колыбельная». Г. Гладков; «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин; Лютневая музыка. Франческо да Милане; «Кукушка». К. Дакен; «Спасибо». И. Арсеев, слова 3. Петровой; «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой; Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; «Клоуны». Д. Кабалевский; «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой; Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского; «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского; «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского; «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
^ Основные виды учебной деятельности

Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально хоровых умений и навыков для передачи музыкально исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных и шумовых инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений.
^ Распределение программного материала базового компонента




Раздел программы

Кол-во часов

1

Музыка вокруг нас

17

2

Музыка и ты

17

Всего:

34


Календарно-тематический план по музыке и пению, 1 «б» класс

I четверть

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира....
Под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы icon1. Пояснительная записка 1 Нормативная база реализации опоп
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 120101 Прикладная геодезия (базовая подготовка)

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconПаспорт Образовательной программы стр. 3 Адресность образовательной...
В заинтересованную аудиторию мы считаем важным включить представителей Учредителя, систему образования Петродворцового района и Санкт-Петербурга...

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы icon1. Пояснительная записка 1 Нормативная база реализации опоп
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов...

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconПояснительная записка нормативно правовая основа
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconПояснительная записка Нормативно- правовая основа разработки программы
Шуганский детский сад «Зёрнышко» села Русский Шуган Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconСодержание программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного...
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconМетодическая разработка раздел учебной программы по курсу «русский язык»
Пояснительная записка (цели и задачи курса «русский язык». общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета...

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской...
Данная программа составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа (учебной программы) Н. М. Лоншаковой...

Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы iconТемы: «19. Расследование авиационных ап и инцидентов. Нормативная...
Темы: 19. Расследование авиационных ап и инцидентов. Нормативная база деятельности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница