Скачать 0.58 Mb.
|
![]() Пояснительная записка Основа содержания данного предмета Нормативная база разработки учебной программы: 1.Нормативная база учебного плана МБОУ специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г.Саяногорска. 1.1. НПА Федерального уровня
1.2.НПА регионального уровня
1.3. НПА муниципального уровня:
1.4. НПА школьного уровня:
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа по предмету «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. ^ формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника. Задачи: Личностные
Метапредметные
Предметные
^ Решая задачи музыкального воспитания, данная прграмма ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на музыкальное и духовное совершенствование личности
^ Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Музыкальное образование детей, формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся, воспитанникам. Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Широкое культурологическое пространство данного предмета позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию обучающихся, воспитанников, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности. Соблюдение принципов музыкальной и творческой направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для музыкального совершенствования. Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. Художественная эмпатия, эмоционально эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами проявляется, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые художественно-творческие потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностных сферах, создаёт условия для социальной адаптации. ^ Общее количество часов в год: 1 класс – 34 (резерв – 1 час) часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый. 2 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый. 3 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый. 4 класс – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Уровень обучения – базовый. ^ Особенностью преподавания предмета «Музыка» для детей с ограниченными возможностями здоровья, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с музыкальными, психофизическими, возрастно-половыми особенностями обучающихся. У воспитанников, обучающихся по программе VII вида имеются стойкие нарушения эмоционально-поведенческих расстройств. Обучающиеся отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью. У воспитанников имеются нарушения внимания, памяти. Дети затрудняются в определении характера музыкальных произведений, темпа и ритма, правильной передачи мелодии при исполнении песен и распевок, плохо запоминают названия произведений и песен. В основу системы музыкального воспитания таких детей положены специально разработанные и апробированные способы отношений педагога и воспитанника, а также педагога и детского творческого музыкального коллектива. Определены особенности музыкального воспитания на уроках и во внеурочное время. Предмет музыки способствует решению данных проблем: через музыкально-ритмические упражнения, у детей развивается чувство ритма, через разучивание песен, развивается чувство темпа, такта. Работа по коррекции недостатков музыкального развития представляет собой сложный процесс, поэтому важной особенностью преподавания уроков музыки в коррекционной школе, является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов музыкального воспитания, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие музыкальной сферы ребенка. Соблюдение принципов музыкально-песенной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для музыкального совершенствования. С целью знакомства с культурными национальными особенностями и национальными традициями республики Хакасия, в программу включены произведения Хакасских композиторов, музыкальные инструменты хакасского народа. ^ – «Музыка 1 класс», учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. УМК – «Музыка 2 класс», учебник, рабочая тетрадь, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. УМК – «Музыка 3 класс», учебник, рабочая тетрадь, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. УМК - «Музыка 4 класс», учебник, рабочая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Содержание Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально - хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности. Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф. Шопен, Р.Шуман, Э.Григ), сочинениями современных композиторов для детей. Обучающиеся учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся овладевают вокально - хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху. Обучающиеся получают представление о музыкально пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.). В ходе обучения музыке обучающиеся приобретают навыки коллективной музыкально творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. ^ У выпускника начальной школы будут сформированы: Личностные
Метапредметные
Предметные
^ Пояснительная записка Задачи: Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Коррекционные:
Особенности преподавания данного предмета в 1 «б» классе У обучающихся 1 «б» класса интерес к уроку музыки повышен, дети общительны, способны к беседе, они с удовольствием слушают и разучивают композиторские и народные произведения, с интересом слушают музыкальные сказки, рисуют. Но в силу особенностей своего развития (задержка психического развития) у воспитанников наблюдается неумение оперировать методами сравнения и обобщения при прослушивании нескольких музыкальных произведений, у них ограниченный словарный запас, имеются нарушения звукопроизносительной стороны речи. Обучающиеся часто находятся в состоянии возбуждения, в их поведении присутствуют навязчивые движения. Для обучающихся данного класса характерно нарушение ритмического рисунка, дети не могут самостоятельно строить свои высказывания по определению характера и ритма музыки. Такие обучающиеся требуют индивидуального, дифференцированного подхода на уроках музыки и пения. У детей данного класса плохо развито логическое запоминание. Из-за недостатка памяти и внимания, на уроках больше времени отводится заучиванию слов песен. Детям с ЗПР с трудом удаётся передавать ритм, темп и мелодию песен, динамику исполняемого произведения (тихо, громко). Детям с задержкой психического развития музыкальные и сюжетно-ролевые игры практически недоступны, но они с удовольствием могут поиграть в более простые музыкальные игры. Отработке данных недостатков уделяется дополнительное время при организации внеурочной деятельности. Дети путаются в музыкальной терминологии, отработке музыкальных понятий даётся большее количество времени, понятия закрепляются в течение всех тем разделов. Особенности психофизического развития детей предполагают проведение коррекционных мероприятий по нормализации отклонений, используются специальные коррекционные приёмы и упражнения: - Логопедические попевки и логоритмические упражнения. (Емельянова, Стрельниковой Е.). - Приёмы словарной работы: демонстрация предметов и музыкальных инструментов, действий, картинок к музыкальным произведениям. - Корригирующие упражнения - (дыхательная, логоритмическая гимнастики; музыкально-ритмические игры; фонопедические упражнения). - Коррекционные игры - (музыкально – двигательные дидактические; познавательные; коммуникативные; игры с речевым сопровождением), - Психокоррекция - (арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика, игротерапия). С целью знакомства с культурными национальными особенностями и национальными традициями республики Хакасия, в программу включены произведения Хакасских композиторов, обучающиеся знакомятся с музыкальными инструментами хакасского народа, национальным фольклором, известными хакасскими группами и ансамблями. ^ Основное содержание программы в 1 классе состоит из двух разделов. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». ^ Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши -основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. ^ «Щелкунчик» (фрагменты из балета), пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Петя и волк» (фрагменты из симфонической сказки). С. Прокофьев; Третья песнь Леля из onepы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; «Гусляр Садко», «Фрески Софии Киевской» (фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром). В. Кикта; «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Осень» и Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; «Капельки». В. Павленко, слова Э. Бодановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.; «Азбука». А. Островский, слова 3. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юда-хина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.; «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня; «Пастушья», французская народная песня; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна; «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова; «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова; рождественские колядки и рождественские песни народов мира. «Музыка и ты» Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. ^ пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; «Солнце», грузинская народная песня в обработке Д. Аракишвили; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле; «Наигрыш». А. Шнитке; «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря; «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). B. Гаврилин; «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Вечер». В. Салманов; «Вечерняя сказка». А. Хачатурян; «Менуэт». В. Моцарт; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Баба Яга», детская народная игра; «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня в обработке X. Кырвите, перевод М. Ивенсен; Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин; «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова; «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова; «Волынка». И. С. Бах; «Колыбельная». М. Кажлаев; «Колыбельная». Г. Гладков; «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин; Лютневая музыка. Франческо да Милане; «Кукушка». К. Дакен; «Спасибо». И. Арсеев, слова 3. Петровой; «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой; Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; «Клоуны». Д. Кабалевский; «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой; Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского; «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского; «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского; «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина. ^ Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально хоровых умений и навыков для передачи музыкально исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных и шумовых инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. ^
Календарно-тематический план по музыке и пению, 1 «б» класс I четверть |
![]() | Под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г | ![]() | Основная профессиональная образовательная программа по специальности 120101 Прикладная геодезия (базовая подготовка) |
![]() | В заинтересованную аудиторию мы считаем важным включить представителей Учредителя, систему образования Петродворцового района и Санкт-Петербурга... | ![]() | Основная профессиональная образовательная программа по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов... |
![]() | Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы | ![]() | Шуганский детский сад «Зёрнышко» села Русский Шуган Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан |
![]() | Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся | ![]() | Пояснительная записка (цели и задачи курса «русский язык». общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета... |
![]() | Данная программа составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа (учебной программы) Н. М. Лоншаковой... | ![]() | Темы: 19. Расследование авиационных ап и инцидентов. Нормативная база деятельности |