УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ ПО ТЕМЕ « ПРОСЛАВЛЕНИЕ ТВОРЦА ТВАРЬЮ. ЖИВОТНЫЕ КАК МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ ЧЕЛОВЕКА»
| Цель деятельности учителя
| Создать условия для ознакомления учащихся с библейскими сюжетами о прославлении Творца; познакомить учащихся с жизнью святых.
Содействовать развитию ассоциативного мышления, речи учащихся.
Способствовать воспитанию любви к животным как « братьям нашим меньшим».
| Тип урока
| Комбинированный
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные: научаться задавать вопросы, уточнять информацию; организовывать рабочее место.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; имеют ответственное отношение к сохранению окружающей среды..
| Методы и формы обучения
| Объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа, фронтальная, групповая
| Оборудование
| Музыкальный центр, запись музыкального произведения Эдварда Грига «Утро»
| Наглядно-демонстрационный материал
| Иконы « Всякое дыхание да хвалит Господа», «Преподобный Герасим»,
« Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя», « Юность преподобного Сергия Радонежского»
| Основные понятия и термины
| Благодать, Божьи Творения, кроткие овечки, плоть, напитает
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации совзаимодействия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Организационный этап
| Приветствие учителя:Нас в школу приглашают
Задорные звонки.
Мы были малышами –
Теперь … (ученики).
- Как подобает вести себя ученикам?
- Они всегда должны быть готовы к уроку, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к уроку православная культура.Дети, мы продолжаем знакомство с миром православной культуры. Согласно православной религии, мы живём с вами в мире, который сотворил Великий Художник- Господь-Бог! Над нами без границ раскинулось синее небо, светит яркое солнце, которое даёт нам тепло и свет. Ребята, прослушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига «Утро».
- Какие образы навеяла вам это мелодия?
Все вы подумали о красивом, добром, светлом. И вот с хорошим, добрым настроением начнём нашу работу.
|
Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы.
Слушают музыку, обсуждают.
|
Фронтальная
|
Личностные:
имеют положительное отношение к школе, соблюдают организованность и дисциплинированность на уроке.
| Этап проверки домашнего задания
| - Дети, на предыдущем уроке мы с вами говорили о грехах и добродетельстве. Давайте вспомним, какие поступки человека называют греховными, а какие добродетельными.
- Хорошо, ребята, давайте закрепим наши знания. У меня на столе лежат карточки, на которых написан грех и добродетельство, вы берёте карточку, читаете классу и говорите, что это – грех или добродетельство. Если это добродетельство вы развешиваете карточки на наше «Древо». (Слайд 1)
А теперь расскажите мне, какое главное доброе качество присуще вашей семье?
| Обсуждают тему, отвечают на вопросы, выбирают карточки с ответом и закрепляют на «Древе».
Рассказывают о добрых качествах семьи.
| Фронтальная
Индивидуальная
| Коммуникативные:
участвуют в обсуждении
Регулятивные:
адекватно оценивают уровень своих знаний, результаты выполненной работы
Познавательные:
стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции.
| Этап изучения новых знаний и способов деятельности
| Ребята, очень хорошо, когда люди по доброму относятся к друг другу, проявляют заботу. Но сегодня на уроке мы поговорим о добродетели к «меньшим братьям человека». (Слайд 2-3)
- А кого принято называть «братья наши меньшие»?
Вы уже знаете, что Бог сотворил мир за шесть дней: и рыб, и птиц, и всех больших животных.
- Кто из вас подробно об этом расскажет?
Значит человек, по велению Божьему, в раю был владыкой животных.
- Когда человек жил в раю, то был он…каким?
Да, он был добрым, был любимым сыном Божьим. Животные – ведь тоже Божьи Творения. Не было зла в мире. Животные не боялись человека, подходили к Адаму с доверием. И всё то, что сотворил Бог, радовалось и прославляло своего создателя. Как?
Мы не знаем точно. Но вот жил на земле святой человек царь и пророк Давид. Он написал песнопения, в которых прославлял Творца. Прославлять Творца можно различными способами: музыкой, иконописью, поэзией. Песнопения вы уже слышали на занятиях вместе с иереем Александром.
Прославляли Бога и русские классики. Послушайте отрывок духовной поэзии, которую написал Александр Сергеевич Пушкин.
Отец людей, Отец небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами!
Да прийдет царствие Твое,
Твоя да будет Воля с нами,
Как в небесах, так на земле!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою,
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, своих детей:
Не ввергни нас во искушение
И от лукавого прельщения
Избави нас…!
- Ребята, что вам напоминают строки поэта?
Как и в молитве А. С. Пушкин просит прощения и поддержки в несовершении проступков.
- Какие проступки может совершать человек?
| Слушают, записывают тему урока в тетрадь.
Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге.
Отвечают на вопросы.
Слушают, воспринимают на слух информацию.
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
Обдумывают ответы на вопросы и отвечают.
| Фронтальная
Фронтальная
| Познавательные:
могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться
Коммуникативные:
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные по коммуникации речевые высказывания, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса
| Этап физкультминутки
| На болоте две подружки, Две зеленые лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет.
| Выполняют движения соответственно тексту.
| Фронтальная
| Регулятивные:
осуществление пошагового контроля своих действий; умение ориентироваться на показ движений учителя.
| Этап изучения новых знаний и способов деятельности
| После изгнания людей из рая, животные перестали слушаться человека. Да и люди стали боятся животных, лишь домашние животные повинуются человеку и то не всегда.
- Дети, расскажите о своих домашних животных.
- Какие они? Послушные или непослушные, добрые или злые?
- Различают ли животные добрых или злых людей?
- Какие чувства вызывают животные у людей?
- Приносят ли они нам радость?
Дети, ваши первые стихи, которые вы учили с родителями, были о животных, в новый год вы часто надеваете костюмы животных. У каждого дома много игрушек зверей. Ведь так?
Часто человеческий характер сравнивают с повадками животных.
Трусливый, как заяц. Продолжите дальше…
Хитрая, как…
Как вода с…
Нем, как…
Как курица лапой.
- О каком человеке так говорят?
- С каким животным ассоциируете вы себя?
- Ребята, согласны ли вы, что животные «братья наши меньшие». Вы с такой любовью рассказывали о животных, и это не случайно, потому что дети любят общаться больше с животными, чем взрослые.
- А дальше, ребята, мы с вами поговорим о необыкновенной дружбе Святых людей и животных.(Иллюстрация икон из слайдовой презентации). (Слайд 4-7)
- Были в разное время люди, к которым дикие звери приходили сами и жили с ними мирно, как домашние животные. Это были Святые люди. Все святые люди старались, прежде всего, служить Богу. Они обращались к Богу в молитвах, оказывали помощь всем людям. Святые люди уходили в безлюдные места и там строили себе скромные жилище. В гости к ним приходили волки, медведи. Мы с вами знаем о русском святом – преподобном Сергии Радонежском.
- Расскажите, кто помнит этот сюжет из 3-го класса.
- Великий русский святой Серафим Саровский тоже долгое время жил в лесу. Часто наведывался к нему медведь. Он приходил, принимал угощение, подставлял огромную голову для ласки и ложился у ног преподобного Серафима. Святые люди изучали любовь и доброту. С большой любовью относились Святые ко всякому созданию, и всех им было жаль. От такой внутренней перемены человека менялось и отношение к нему всех животных. Звери вновь чувствовали в человеке своего владыку, доброго царя. Тогда даже дикие и страшные хищники становились кроткими овечками рядом со святыми людьми.
| Отвечают на вопросы.
Рассказывают о своих домашних питомцах.
Участвуют в игре « Доскажи словечко».
Слушают, смотрят слайдовую презентацию.
Рассказ из материала 3 класса
Рассматрива-юти описывают иллюстрации. Находят отличитель-ные особенности икон.
| Индивидуальная
| Познавательные:
извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, составляют осознанное речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, контролировать действия партнеров в игре.
Личностные:
приобретают мотивацию к учебной деятельности.
| Этап закрепления изученного
| Карточки. Подготовить ответы на вопросы:
- Почему дикие животные не трогали святых людей?
- Какими добродетелями обладали святые люди?
- Мог ли человек без помощи Бога приобрести такие качества?
- Что в вас изменилось по отношению к животным после этого урока?
Так давайте, действительно относится к животным, как к братьям нашим меньшим, заботиться о них, любить, как учит нас Библия.
- Ребята, откройте тетради, проведём минутку церковнославянской азбуки. Записываем в тетрадь слова: благодать, святой, смирение.
Словарик: плоть-живое творение, напитает-накормит.
| Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Записывают слова. Задают вопросы для уточнения информации.
| Работа в парах
Фронтальная
| Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:
работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
| Итоги урока. Рефлексия
| - Что нового узнали на уроке?
- Кто такие «братья наши меньшие»?
- Как вы относились к животным до сегодняшнего урока?
- Изменилось ли ваше отношение к ним?
- Может ли жизнь святых быть для нас, живущих в XXI веке, примером?
Дети, у каждого из вас карточка, на которой написаны предложения. Напротив каждого предложения нарисован цветок. Вы читаете предложение, думаете, так ли вы работали на уроке и закрашиваете цветок. Учитель обращает внимание на выбор цвета.
- Быстро, правильно и самостоятельно.
- Правильно, но медленно.
- Правильно, но с помощью других.
- Быстро, но неправильно.
| Отвечают на вопросы.
Делают самооценку работы на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
| Индивидуальная
| Личностные:
умение оценить результаты работы и степень усвоения знаний.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли, отстаивать свое мнение.
| Этап домашнего задания
( по выбору)
| Я раздаю стихотворение, которое вы выучите к следующему уроку.
То стремительная синичка,
То взъерошенный воробей
Прилетают с утра привычно
К заоконной кормушки моей.
Всюду снег, - не добыть ни крупицы,
Мёрзнет бедная малая плоть!...
Через наши кормушки вас, птицы,
В зимний день напитает господь.
Нарисовать рисунки на тему: «Чудесна дружба».
Подготовить два пересказа «Об удивительной дружбе».
| Слушают. Задают вопросы для уточнения информации.
| Фронтальная
| Регулятивные:
волевая саморегуляция, планирование.
| |