Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры»




Скачать 123.28 Kb.
НазваниеУрок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры»
Дата публикации12.04.2014
Размер123.28 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Право > Урок
МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»

http://www.iverskiy.org/pics/pravoboi/36b.jpg

Урок ОРКСЭ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры»

Урок №9 «Православное учение о человеке» в 4 классе.

Автор: Колесникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», с. Целинное, ул. Советская, 19

^ Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Задачи. Образовательные:создать условия для осознания христианского понимания взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающие: создать условия для развития мыслительных операций анализа и синтеза,воображения, отбора знаний и умений в соответствии с заданием.

Воспитательные:создать условия для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям).

^ Примерные результатыЛичностые

    • способность к духовному развитиюна основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Метапредметные

Регулятивные

  • планирование своих действий для реализации задач урока;

  • выбор способов и приемов для решения поставленных задач;

  • использование правил при создании речевого высказывания.

Познавательные

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • умение находить, характеризовать, анализировать, сравнивать;

  • умение осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные

  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.



Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1


2

3

4

5.

6
7

8

9

Самоопределение к деятельности
Актуализация знаний


Постановка учебной задачи 


Решение учебной задачи 

Первичное закрепление 

Самостоятельная работа с учебником.


Включение знаний в систему

Рефлексия

Домашнее задание


Конечно!

- Клад - это богатство, деньги, золото.


Дети читают тему урока.

Рассказывают о православии, о человеке и Боге в хрсстианстве (ранее изученные темы).

- Православие учит человека всех любить, быть добрым.
- Нам на уроке нужно найти ответ на вопрос: что самое главное в православном учении о человеке?
Ученики сообщают о том, что на слайде - фотография старого здания. Стены от времени потеряли цвет, внешний вид убогий. Скорее всего внутри здания так же бедненько.


Внешняя красота здания, так же как и красота человеческого тела, мало что значила для христианской архитектуры по сравнению с внутренней, духовной красотой.


Просмотр слайдов, слушание песни.
Григорий был лишен с рождения рук и ног, но у него была чистая, светлая, любящая душа. Именно через качества своей души он достиг великого мастерства, заслужил уважение и любовь у своих односельчан и всех людей.

- Православное учение о человеке - это прежде всего учение о душе человека. Именно душа делает человека человеком.

- Где клад. Найти богатство, которое с годами не растрачивается, а только увеличивается. Варианты детей.

Общее свойство тела и души – чувствовать боль.

Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений, но душа у человека тоже может болеть. Личные примеры детей.

- У него болит душа. Мальчика мучает совесть. Она говорит ему, что он поступил плохо – не по добру.
- Совесть - внутренний голос, который нас подталкивал к правильному выбору. Он знает всегда, что хорошо, а что плохо и порой предупреждает, чего не следует делать. Перестав распознавать добро и зло душа погибнет.
- Учились контролировать свои мысли, различать какие мысли надо отогнать, а какие принять.
Внимательно читают текст учебника, помечая маркировочными знаками.

Ответы детей. Новым было знание о том, что существуют болезни души.

  1. Работа в группах. Работают три группы .




Защита работы в группах. Вывод. Выявлены болезни души: гнев, жадность, воровство. Начинается болезнь с мысли. Если человек примет плохую мысль, болезнь начнет в нем развиваться, а если он её отгонит – он будет от неё защищен. А бороться с болезнью – это работать над собой. Если ты жадный – делись с другими, если любишь брать чужое – сдержись и наоборот отдай своё, если любишь злиться – больше улыбайся и старайся стать добрым.

  1. ^ Физминутка "Эстафета доброты”


Богатство души – это сделанное тобой добро.

Добро ходит по кругу. Каждый лепил снеговика и знает, что если маленький снежок покатить по снегу, то снег прилипает к нему и ком становится все больше и больше. Вот также и маленькое добро передается от одного человека к другому, проходит через их души, увеличивается и возвращается к нам же.

чем больше отдаю себя другим людям (помогаю, сострадаю, сорадуюсь), тем больше благ приобретает моя душа. Это и есть тот клад, который мы искали. А будет ли человек богат – зависит от самого ЧЕЛОВЕКА.

Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. На поиски такого клада мы с Вами отправимся. Согласны?

А дорогу покажет нам с Вами тема нашего урока, которую Вы видите на слайде. «Православное учение о человеке»(слайд 1)

- Вчитайтесь в каждое слово и ответьте, что мы уже знаем.

- Как Вы думаете, что самое главное в православном учении о человеке?

- Когда мы найдём ответ на этот вопрос – мы и найдем клад.

- И так какова наша цель на уроке?

Тогда в путь! Первое задание.

- Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд. Опишите здание, которое вы видите

(слайд 2)

- Сделайте предположение, если зайти внутрь, что мы увидим?

Это здание – христианская Церковь, построенная в первой половине V в., она сохранилась до наших дней в маленьком итальянском городе Равенна и является памятником всемирного наследия. Она носит название Мавзолея Галлы Плацидии — дочери императора Феодосия Великого.

- А теперь я Вас удивлю (слайд 3,4).

Стены,в церкви облицована гладким полированным мрамором, покрыты мозаикой, т. е. изображениями, выполненными из кубиков разноцветного стекла - смальты. Кубики, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. Поэтому свет отражается от неё под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние. Кажется, что стены выложены драгоценными камнями — густо-синими сапфирами, кроваво-красными рубинами, изумрудами цвета весенней травы.

- Поразителен контраст между богатым внутренним убранством и аскетичными, даже бедными наружными формами храма. Как Вы думаете, ребята, почему архитекторы уделили большее внимание внутреннему убранству церкви?

- А теперь вы видите перед собой фотографию Григория НиколаевичаЖуравлева, он - иконописец. Его имя сейчас хорошо известно в России и даже за границей. Мастер от рождения не имел ни рук, ни ног, но при этом создавал великие творения, зажав зубами кисть, писал Божественной чистоты и красоты святые образа. Послушайте сейчас песню С. Копыловой «Он не имел ни рук ни ног», посвященную жизни Г. Журавлёва, а на слайдах Вы увидите иконы, написанные великим мастером (слайды 5-24).

Что отличало Григория Журавлёва от других людей?

В Библии сказано, что Бог сотворил человека по своем образу. В чем, по-вашему, заключается образ Божий в человеке – во внешнем виде или в свойствах его души?

- Ответили ли мы на вопрос: что главное в православном учении о человеке?

- Что же ещё хотели узнать на этом уроке? В чём богатство? (это добро, свойства души)
- Давайте проверим хорошо ли вы различаете свойства тела и души человека.

^ Игра «Душа и тело»(слайд 25)

Цель: Нужно вылетающее слово на слайде отнести либо к телу, либо к душе. Последнее слово БОЛЕТЬ. Почему на этом слове возникли споры? А от чего может болеть душа?

Послушаем стихотворение Агнии Барто.

Совесть (слайд 26).

- Что происходит с мальчиком? Почему ему вторую ночь снится котенок?

Значит, душа испытывает боль от наших плохих поступков. Зло наносит душе раны, повреждает ее и душе от этого больно.

- А что такое совесть, как вы думаете?

Почему так важно сохранить совесть?

- Но совесть говорит в нас не только тогда, когда мы уже совершили поступок, но и когда только собираемся что-то сделать, когда только подумали. Однако люди не всегда слышат свою совесть.

Давайте проверим, хорошо ли мы слышим свою совесть и все ли с ней в порядке?

^ Игра «Поступай по совести»(слайд 27)

- Чему мы учились через эту игру?

- Ребята, предлагаю Вам познакомиться с текстом учебника, глава «Подумай о душе», стр. 35 (слайд 28)

- Что нового Вы узнали для себя? Что показалась Вам наиболее интересным?

- Чтобы предотвратить болезнь нашей души, попробуем дружно разобраться, как это сделать.

- У каждой группы карточка с фотографией и вопросами к ней.

1. Какая развивается в человеке болезнь души?

2. Как от неё излечиться? Ваш способ.

3. Какие меры нужно предпринимать для профилактики, чтобы не заразиться такой болезнью?

Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: "Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет!”.

Как вы думаете, что составляет богатство души?
- Ребята, у нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

- Как вы считаете, почему, чем больше отдаешь, тем богаче душа? (слайд 29)

- Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –

возвращается вера, надежда, любовь,

возвращается помощь, поддержка, участье,

возвращается радостью, мудростью, счастьем…(слайд 30)

- Нашли мы с Вами богатство, которое с годами не уменьшается, а может увеличиться во много раз? От чего это зависит?

Доброта ходит по кругу. А мы в нашем кругу выскажет свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания.

(сегодня я узнал…было интересно…

было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

я научился…у меня получилось …

я смог…я попробую…

меня удивило…урок дал мне для жизни…

мне захотелось…я познакомился с ...

было непросто ...я добился ...

у меня получилось ...хотелось бы ...

мне запомнилось ...я попробую ..).

Учитель зачитывает отрывок из книги: "Золотой святыни свет..." Воспоминания матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Душа - это самый святой и бесценный дар Бога - человеку. Это твой невидимый никому - храм, в который ты один входишь, чтобы разговаривать с Твоим Господом и всеми святыми. Храм стоит в прекрасном саду, в котором поют птицы и цветут цветы. Все они не простые. Господь эти цветы изначально в каждой душе насадил: доброту, любовь к Богу, к маме и папе, ко всем людям, всему Божьему миру. Желание защищать маленьких и слабых, жалеть тех, кому больно и трудно.

Человек украшает храм своей души - добрыми мыслями и чувствами, трудится - взращивая цветы добродетелей. А если не прилагать усилий - храм придет в запустение, как нежилой дом. Если не трудиться, не отгонять все плохие мысли и чувства, то земля окаменеет, и цветы начнут умирать. От тебя зависит, каким будет райский уголок твоей души.

Береги в чистоте и святыне свою душу, ибо у человека нет ничего дороже, чем она.

Домашнее задание: нарисуй храм твоей души или напиши эссе на эту же тему.

Начало урока очень важно для эмоциональной настройки детей на работу и влияет на решение поставленных задач.

Задачи:актуализировать имеющиеся у учащихся знания; создать у учащихся проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала.

Если дети не ответят на вопрос учителя, то его можно оставить открытым. После следующего блока слайдов они самостоятельно придут к правильному ответу - и это будет их личное открытие.

Приём критического мышления «Чтение с пометками»требует от ученика активного и внимательного чтения.

^ Групповая работа Цель: развитие коммуникативности, повышение интереса к процессу обучения, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Учитель для эффективности процесса обучения может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение(слайды), и слух(беседа), и кинестетический канал(Эстафета доброты).

Приём незаконченного предложения.

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.
Домашнее задание по предмету ОРКСЭ носят творческий характер.

Предлагаются разные варианты.


Приложение: презентация №1,приложение №2 (выполненное домашнее задание детей)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconРабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур...
Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011, т к данный...

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconОткрытый урок по основам православной культуры
Оборудование: компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева «Основы православной культуры»,презентации...

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» icon-
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconТематическое планирование по курсу «Основы православной культуры...
«Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе (ІV четверть)

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconТематический план образовательной деятельности в кружке «Основы православной культуры»
Схема взаимодействия кружка «Основы православной культуры» с социо-культурными учреждениями города

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconМодуль «Основы православной культуры»
Цель: воспитание толерантного отношения к православной религии как культурному явлению в жизни человека

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconМоро М. И. «Математика»
Бородина А. В. «Основы православной культуры: ты и наша культура». М.: Основы православной культуры, 2007 (1 класс)

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconКонспект урока. Тема «Заповеди»
Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных...

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconСписок литературы
А. В. Кураева" Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 -5 классы". Методическое пособие (1 часть)...

Урок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева «Основы православной культуры» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница